Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 3 – 4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Шачнева Наталья Ивановна

Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 3-4 классов коррекционной школы 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_diktantov_dlya_3-4_klassov_shkol_viii_vida.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Кутузовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Сборник контрольных работ

по письму и развитию речи

для учащихся 3 – 4 классов

специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы VIII вида

Составитель: Шачнева Н. И

учитель начальных классов

Пособие предназначено для учителей начальных классов специальных (коррекционных) школ 8 вида и подготовлено в соответствии с действующей программой по письму и развитию речи.

Систематический учет знаний, умений и навыков является неотъемлемой частью всего учебного процесса в начальной школе.

Цель пособия – представить учителю материал для проверки основательности усвоения знаний, прочности формирования у школьников орфографических и пунктуационных навыков.

В сборник вошли контрольные диктанты в порядке прохождения тем.

Исходя из особенностей программы, материал подобран, учитывая концентричность, т.е. повторяемость из года в год одних и тех же тем с добавлением новых сведений.

Текущие контрольные работы проводятся сразу после изучения важных и крупных тем программы. Для каждого класса подобраны по три диктанта и текст для контрольного списывания, что позволяет учителю выбрать и использовать предлагаемый в сборнике материал по своему усмотрению в зависимости от особенностей класса.

К диктантам предложены различные задания не только по орфографии, но и грамматике:

  • подчеркнуть гласные;
  • подчеркнуть согласные;
  • подчеркнуть сочетания согласных букв с гласными;
  • подчеркнуть слова, состоящие из трех (четырех и т.д.) букв;
  • подчеркнуть имена собственные;
  • подчеркнуть парные звонкие и глухие согласные;
  • поставить в словах знак ударение;
  • разделить на слоги данные слова;
  • подчеркнуть мягкий знак, стоящий в конце слова;
  • изменить слова по принципу «один – много»;
  • подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы кто? что?
  • найти в тексте слова, обозначающие действия предметов;
  • найти в тексте слова, обозначающие признаки предметов;
  • найти в тексте предлоги и подчеркнуть их;
  • найти в тексте сочетания жи – ши, ча – ща, чу –щу и подчеркнуть;
  • подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком;
  • определить количество слогов, букв, звуков;
  • подобрать проверочные слова для данных слов;
  • найти словарные слова;

Итоговая контрольная работа является способом проверки достигнутых знаний и навыков, обеспечивающих дальнейшее обучение русскому языку. Здесь предлагаются годовые контрольные работы. Подавляющее количество слов диктанта составляют слова на те правила, которые изучены и отработаны ранее.

В качестве диктантов предлагаются связные тексты, либо искусственно составленные. Тематика текстов близка и понятна детям, связана с краеведением, содержит в себе интересную информацию и затрагивает многие нравственные, эстетические и экологические вопросы. Содержание текстов способствует общему развитию учащихся, воспитывает любовь к Родине, природе, учит любить труд, обогащает речь, содействует установлению межпредметных связей.

Работа с данным материалом поможет учителю решать не только учебные, но и воспитательные задачи: расширять круг представлений ребят об окружающем мире, способствовать формированию у учащихся социальных навыков.


3класс

  Диктант №1                                      

Новый дом.

Вот новый дом. В нём девять этажей. У дома растут липы и клёны. На клумбе розы и астры.

Грамматическое задание.

Вставь пропущенные буквы, поставь ударение.  Посчитай сколько букв, сколько звуков.

Ог . род (    б.,     зв.,),   ов . щи (   б.,     зв.,),  к . рзина (   б.,     зв.,)

Списывание №1                     

Огород.

Дети работали в огороде. Они собирали овощи в  большие корзины.

Морковь, свёкла, капуста – богатый урожай.

Грамматическое задание.

Вставь пропущенные буквы, поставь ударение.  Посчитай сколько букв, сколько звуков.

Ог . род (    б.,     зв.,),   ов . щи (   б.,     зв.,),  к . рзина (   б.,     зв.,)

Диктант №2                           

Этажи в лесу.

В лесу у птиц есть свои этажи. У соловушки гнездо прямо на земле. Дрозды живут в кустах. Дятел делает гнездо на дереве повыше.

Грамматическое задание.

Разделите слова на слоги для переноса: этажи, соловушки, дрозды, дятел, гнездо.

Звуко-буквенный анализ слова: дерево.

1

Списывание №2                                        

Чудо – птичка.

Был мороз. Маленькая птичка ныряла в прорубь. Там она искала пищу.

Это была оляпка.

Разделите слова на слоги для переноса:    этажи,     соловушки,      дятел.

Звуко-буквенный анализ слова:

Дерево -          (  … сл., …б., …зв., …гл., …согл.)

Диктант № 3                          

На льду.

        Ребята на льду. Мальчики бегут на коньках. С ними собака Пальма. Она лает. Маленькая Аня горько плачет. Ей страшно. Не надо плакать, Аня! Пальма – умная собака.                                                                                (26 слов).

Грамматическое задание.

Вставьте пропущенные буквы: меб…ль, ран…ц, п…ртфель, к…ртофель.

 Во втором предложении подчеркните мягкие согласные буквы:

Звуко-буквенный анализ слова: мальчики.

Списывание №3                                      

Витя.

  Была зима. Витя бегал на коньках по льду. Ему жарко. Витя стал есть снег. Теперь он болен. Ему больно глотать. Нельзя, Витя, есть снег!

Меб…ль,       ран…ц,       п…ртфель,      к…ртофель.

Звуко-буквенный анализ слова:

Мальчики -          (  … сл., …б., …зв., …гл., …согл.)

Диткант  № 4                                 

по теме: «Разделительный ь перед гласными  е,  ё,  и,  ю,  я».

 

                                                        Зима.

                Была сильная вьюга. Ветер качал деревья. Ветки стучали в окно. Хлопья снега били в лицо. Ночью ветер утих. Снег падал на деревья, на скамьи.                                                                                (24 слов)

Грамматическое задание:  1. Подчеркните в диктанте разделительный мягкий знак.

2. Звука-буквенный анализ слова: деревья.

     3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы: с.поги, вал.нки, г. зета, п.года.

2

                                                        Списывание №4                                                                                                

                                                                Сторож.        

                        В лесу жил сторож Илья. Зимой часто Илья ходил на охоту. Знал он лисьи и заячьи следы. Домой Илья приносил большую добычу.

                        С . поги, вал . нки, г . зета,  п . года.

   Звука-буквенный анализ слова:     Деревья – (…сл, …б., …зв., …гл., …согл.)

                                                                

                                                        Диткант  №5                           

по теме: «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу».

 

                                                        Грчи.

                Мы часто ходим в рощу. На соснах гнёзда грачей. В гнёздах вывелись грачата. Они пищат, кричат. Целый день хлопочут грачи. Они добывают пищу птенчикам.                                                                (24 слов)

Грамматическое задание:  

1. Подчеркните в диктанте слоги с жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2. Звуко-буквенный анализ слова: грачата.

     3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы: к . ртина, т . варищ, р.д . на.

                                                                

                                                        

                                                        Списывание №5                                

                                по теме: «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу».  

                                

                                                                В лесу.        

                        Бабушка с внучкой Дашей  ч . сто  ходят  в  рощ . у   за   щ . велем.

Однажды они зашли в   ч . щу. Там росли ландыш .  и зелёный  щ . авель.

                

Грамматическое задание:  

1. Подчеркните в диктанте слоги с жи-ши, ча-ща, чу-щу.

     2. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы:

        

к . ртина,    т . варищ,     р . д . на.

3. Звуко-буквенный анализ слова: грачи – (…сл, …б., …зв., …гл., …согл.)

3

Диткант  №6                             

по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова».

 

                                                        Зима в лесу.

                Зима. Мороз.  Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал ручей. Снежные шубки надели сосны. Пушистый шарф на ветках кедра. Вот сугроб. Там спит медведь.                                (25 слов)

Грамматическое задание:  

1. Подчеркните в диктанте парные согласные в конце слова.

2. Звуко-буквенный анализ слова: мороз.

     3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы:

                                                        

                                                        

                                                Списывание №6                                                по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова».

                                                                

                                                                Лес.        

                Хоро . (ш/ж) наш лес. Там много сочных  тра. (в/ф).  Вот ду. (б/п). Под дубом рос белый гри. (б/п). Рядом частый ельник. Там Глеб сорвал груздь. В кустах пел дроз. (д/т).                

 Звуко-буквенный анализ слова: Мороз– (…сл, …б., …зв., …гл., …согл.)

                                   

                                                 Диткант  №7                             

по теме: «Слова, обозначающие действие предмета».

 

                Весна

 Пришла весна. Светит тёплое солнышко. Весело свистит ветер. Дружно журчат ручьи. Звонко поют птицы. Проснулся медведь. Присел на пенек заяц. Звери и птички рады теплу.

                        (25 слов)

Грамматическое задание:  1. Подчеркните в 1,2, 3предложениях слова обозначающие предмет и его действие.

2. Звуко-буквенный анализ слова: пришла

     3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы: вчера, сегодня, завтра, шёл, рисовать.                                

                        по теме: «Слова, обозначающие действие предмета».

                                                Списывание №7                                3 кл.

                                                        Весна.

Пришла в . сна. Светит тёплое с . лнышко. Весело свистит в . тер.  Дружно журчат ручьи. Звонко поют пт . цы.   Проснулся медведь.  Присел на пенек   за . ц.    Звери и птички рады теплу.

                                                                           

Диткант  №8/1                             

по теме: «Предлоги».

 

                Миша.

        Миша вошёл в класс. Он сел за парту. Миша вынул из портфеля книги и положил  их на парту. Учитель вызвал мальчика к доске. Миша стоит у доски и отвечает урок.                        (30 слов).

                        

Диткант  №8/2                             

по теме: «Предлоги».

                                                        В лесу.

        Ребята пришли в лес. На траве и в кустах блестит роса. Поют на деревьях птицы. Стучат по коре дятлы. Пушистая белка прыгает с дерева на дерево. У неё в гнезде бельчата.                                                                                                              (30 слов).

Грамматическое задание:  

1. Подчеркните в предложениях предлоги.

2. Звуко-буквенный анализ слова:  бельчата

     3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы: арбу. , д . рога.

                                                        Списывание.                                3 кл.

Ёжик.

Выбрал ёжик на зиму норку под большим деревом. Хороша норка, только постельки нет. Нашёл ёжик листья и надел на иголки. Потащил их к себе в норку. Хороша у ежа постелька.                                      

        Грамматическое задание тоже

 

Итоговая контрольная работа по письму и развитию речи

за учебный год  для учащихся 3 класса

ГБС(К)ОУ  № 8 г. Лабинска

                        

                                                  Диктант.

                                                Рыбная ловля.

        Чудесный летний день. Мальчики бегут на речку. У воды шумят камыши. Волны плещут на берег. Боря Чайкин закинул удочку. Попались две большие щуки. Хороши рыбы!      

                                

                                        Грамматическое задание:

1. Подчеркнуть слова с сочетаниями  жи-ши, ча- ща, чу- щу.

2. Во втором предложении подчеркнуть одной чертой грамматическую основу.

3. Сделать звуко - буквенный анализ слова:  волны.

4. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :

г..зета,  ..рбуз, д..рога, меб..ль, п..суда, р..ссказ.  

        Списывание.

На даче.

        Всё  лето  мы  ж..ли   на   даче.   Дач..   у  самой  речки.  Дальше – роща. Ч..сто  мы   ходили  в  рощу.  С  нами   овч..рка   Чудак.  Чудак  сторож..л   наши корзинки.

        

          Грамматическое задание:

1. Подчеркнуть слова с сочетаниями  жи-ши, ча- ща, чу- щу.

2.  В последнем  предложении подчеркнуть грамматическую основу.

3. Сделать звуко - буквенный анализ слова:       роща

4. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :

 г..зета,       ..рбуз,    д..рога,    меб..ль,    п..суда,    р..ссказ.  

Учитель:                                                                        (Кабакова О.И.)

Ассистент:                                                                        (Столбова Л.Н.)

Списывание.

Зайчата.        

        Под кустом зайч..та ждут зайчиху. Она покормит их молоком. Мать свою зайч..та не знают. Для них все зайчихи -  мамы. Зайчихи кормят своих и ч..жих зайч..т.

4 КЛАСС

Тема: «Мягкий знак на конце и в середине слова».

Диктант №1.

Маленький художник.

        Взял Саша альбом, краски и кисть. Саша рисует летний день. Вот дорога, а дальше зелёный лес. Хороший рисунок получился у мальчика. Альбом взяли на школьную выставку.

Грамматическое задание:  

     1.Подчеркни слова со смягчающим мягким знаком.

     2. Сделать звуко - буквенный анализ слова:  

          Мальчик -            (сл.,...б,…зв, …гл,.. согл,)

4. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :

С . итать, р . шать, пр . мер, пш . ница, к . рабль, ч . ловек.  

Списывание.

Кот Васька

        Спит на крыше кот Вас. ка. Шерсть у Вас. ки  серая. Хвост

пуш. стый. Хор . шо бы мышку поймать, да лен.   коту вставать. Любит

он спат.   и  мурлыкать.

Грамматическое задание:  

     1.Подчеркни слова со смягчающим мягким знаком.

     2. Сделать звуко - буквенный анализ слова:  

          Мальчик -            (сл.,...б,…зв, …гл,.. согл,)

4. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :

С . итать, р . шать, пр . мер, пш . ница, к . рабль, ч . ловек.  

                                           

      Тема: «Гласные после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу».                                           

                                                 

Диктант№2.

Кот Фока.

        Ж..л     у  дяди  Паши  кот   Фока.  Он  был  ж..рный.  Ч..сто кот ходил

 в   ч..лан.    Там были мыш…      Фока    лож..лся   в  тёмном углу.  Тут он сторож..л добыч…  Мыши – любимая пищ..   Фоки.

Грамматическое задание:

1.Подчеркнуть  сочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2.Сделать звуко-буквенный анализ  слова  - д..ревня

3. Записать словарные слова: зд..ровье, ..птека, з..мляника, ..кскурсия.

Списывание.                

Рыбалка.

        Ч..десный  день. Шумят  больш..е  камыши. Волны плещ..т на берег. Коля Чудов забросил  удочку. Мальчик на речке поймал две больш..е  щ..ки. Хорош..й улов!

Грамматическое задание:

1.Подчеркнуть  сочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2.Сделать звуко-буквенный анализ  слова  - д..ревня

3. Записать словарные слова: зд..ровье, ..птека, з..мляника, ..кскурсия.

Тема: « Парные согласные в конце и середине слова»

Диктант.

Дятел.

Выпал первый снег. Ударил мороз. Тишина в саду.   Вдруг  стук.  Это дятел.

Головка у дятла   чёрная.  На макушке  красная   шапочка. На крыльях  белые полоски.  Дятлы – лесные  доктора.  Они лечат  деревья.

Грамматическое  задание:

  1. Подчеркнуть парные согласные в конце слов. (4 слова).
  2. Звуко-буквенный  анализ слова  -  деревья.
  3. Вставить пропущенные буквы в слова:  бер…г,  …бед,  а…тобус,  б…лет, ястре…,  вдру…

        Тема: « Парные согласные в конце и середине слова» 4кл.

                                

Списывание.

        Последняя  неделя ноября.  Са...   пуст.  Наступил  холо…  Выпал  первый

сне…  .  В  воздухе  круж…лись  пушистые   снеж…нки.  Они  тихо  падали  на   землю.  Стали  белыми   крыши,  са…,  лу…,  огоро…

 

Грамматическое  задание:

  1. Подчеркнуть парные согласные в конце слов. (4 слова).
  2. Звуко-буквенный  анализ слова  -  деревья.
  3. Вставить пропущенные буквы в слова:  бер…г,  …бед,  а…тобус,  б…лет, ястре…,  вдру…

Тема: «Ударные и безударные гласные» 4кл.

Диктант.

Кормушки.

Засыпала  зима  поля снегами. Голодные птицы   летят к  жилью. Развесили дети в садах  и  парках кормушки. Насыпали зёрна, крошек. Слетаются к кормушкам  воробьи, синички, снегири.  Радостно щебечут, словно благодарят ребят.

Грамматическое  задание:

  1. В  словах первого предложения расставь ударения.
  2. Звуко-буквенный  анализ слова  -  кормушка
  3. Вставить пропущенные буквы в слова:  м..газин, фабр…ка, ин..й, ш..фёр.

Тема: «Ударные и безударные гласные» 4кл.

Списывание.

Зимой.

        Стоит    д...кабрь  на    дв..ре.   Трещат   м..розы.  Дуют   х..лодные   ветры.  Берёзки  и  липы  ст..ят   без  л..сточков, голые. Только   с..сна  и  ель  зелёные.  Медведь  залез  в свою  берлогу   и  спит.        

Грамматическое  задание:

  1. В  словах первого предложения расставь ударения.
  2. Звуко-буквенный  анализ слова  -  кормушка
  3. Вставить пропущенные буквы в слова:  м..газин, фабр…ка, ин..й, ш..фёр.

Тема: «Слово. Названия предметов, действий, признаков» 4кл.

Диктант.

Телевизор.

        Мои  родители купили новый телевизор.  У  телевизора  огромный экран.

Мы смотрим много интересных программ.  Я люблю  смотреть  по телевизору передачи  про  животных и детские фильмы.  На  день рождения    мне  подарят новый телефон.  (32 сл.)

Грамматическое  задание:

  1. В предложении подчеркнуть главные члены:

Большой  телевизор  весит на стене.

  1. Звуко-буквенный  анализ слова  -  передачи
  2. Вставить пропущенные буквы в слова:  п…ртрет,  кв…ртира, т…л…фон.

Тема: «Слово. Названия предметов, действий, признаков» 4кл.

Списывание.

Телевизор.

        Мои  р...дители  купили новый т..л..визор.  У  т..л..визора    ..громный   экран.

Мы  смотрим  много интересных  программ.  Я  люблю  см..треть   по   т..л..визору передачи  про  ж..вотных  и   д..тские  ф..льмы.  На  день рождения    мне  подарят новый т..л..фон.       (32 сл.)

Грамматическое  задание:

  1. В предложении подчеркнуть главные члены:

Большой  телевизор  весит на стене.

  1. Звуко-буквенный  анализ слова  -  передачи
  2. Вставить пропущенные буквы в слова:  п…ртрет,  кв…ртира, т…л…фон.

Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»  4класс.

Диктант.

Ёжик.

Выбрал  ёжик себе на зиму  норку под большим  деревом. Хороша норка,  только постельки нет.  Побежал ёжик за удобной  постелькой. Нашёл он  листья и  надел на иголки. Потащил их  ёж  к себе в норку. Хороша у ежа постелька.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть  все предлоги в тексте.
  2. Сделать звуко-буквенный анализ слова : постелька.
  3. Вставит пропущенные буквы в словарные слова  и поставить ударения:

Ф . милия, Р . с . ия, лес . ница, м . нута.

Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»  4класс.

Списывание.

Школьный двор.

Звонок.   Ученики  выбегают   …   школьный  двор. Они  играют   …  мяч.

Малыши    прыгают.  Другие    дети  сидят  …  скамейках.   Перед  школой  сад.  Дорожки  ведут   …  саду.  Они посыпаны  песком.  Всё  здесь  сделано  руками  учеников.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть  все предлоги в тексте.
  2. Сделать звуко-буквенный анализ слова : постелька.
  3. Вставит пропущенные буквы в словарные слова  и поставить ударения:

Ф . милия, Р . с . ия, лес . ница, м . нута.

Тема: « Родственные слова»    4 класс.

Диктант.

Наша  родина.

         Все мы  любим  нашу  родину – Россию.  Широко  раскинулись  родные просторы.  Много здесь  лесов  и  полей.  Родники  наполняют  быстрые  реки.  В густых  лесах  много  разных   птиц и  животных.  Дружный   и  трудолюбивый  у  нас  народ. (33 слова)

Грамматическое  задание:

  1. Выбрать из  текста  и выписать все  родственные слова,  выделить корень.
  2. Сделать звуко-буквенный анализ слова : Россия.

Списывание.

Наша родина.

Все мы  любим  нашу  р…дину – Россию.  Широко  раскинулись  р…дные просторы.  Много здесь  л…сов  и  п…лей.  Родники  наполняют  быстрые  реки.  В густых  л…сах   много   разных   птиц  и  ж…вотных.  Дружный   и  тр…долюбивый  у  нас  нар…д.

Грамматическое  задание:

  1. Выбрать из  текста  и выписать все  родственные слова,  выделить корень.
  2. Сделать звуко-буквенный анализ слова : Россия.

Тема: «Знаки препинания в конце предложения»    4 класс.

Диктант.

Почему ландыш белый?

         Умеешь ли ты разгадывать загадки природы? Почему ландыш белый? Нежные  ландыши растут в тени. В темноте леса насекомые не видят другого цвета. Только белые цветы заметны. Учись разгадывать загадки природы!

(30 слов)

Грамматическое  задание:

  1. В третьем предложении подчеркните главные члены предложения.
  2. Сделать звуко-буквенный анализ слова : ландыш.
  3. Вставит пропущенные буквы в словарные слова  и поставить ударения: л..гушка, ру…кий, в..гон, в..кзал, м..лина, яг..да, ц..плёнок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование звукобуквенного анализа и синтеза в процессе обучения грамоте обучающихся 1 класса специальной (коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида"

В работе раскрыты теоретические проблемы готовности к обучению грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью. А также представлены методические рекомендации по формированию звукобуквенного анализа...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального (коррекционного) обучения школы VIII вида. «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».

Тема: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.Цели урока.1.Учить различать на слух звонкие и глухие парные согласные;  добиваться от детей осознания необходимости проверки  ка...

Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида.

Пособие предназначено для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида и подготовлено в соответствии с действующей программой по русскому языку. В сборник вошли контрольные дик...

Сборник проверочных и контрольных работ по математике и письму и развития речи для обучающихся 2-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида

Сборник проверочных и контрольных работ по математике и развития речи для обучающихся 2-4 классов коррекционных школ 8 вида...

Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Пособие предназначено для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида и подготовлено в соответствии с действующей программой по русскому языку. В сборник вошли к...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса специальных образовательных учреждений VIII вида....