Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 3 – 4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
учебно-методический материал (3 класс) на тему
Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 3-4 классов коррекционной школы 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_diktantov_dlya_3-4_klassov_shkol_viii_vida.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Кутузовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Сборник контрольных работ
по письму и развитию речи
для учащихся 3 – 4 классов
специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида
Составитель: Шачнева Н. И
учитель начальных классов
Пособие предназначено для учителей начальных классов специальных (коррекционных) школ 8 вида и подготовлено в соответствии с действующей программой по письму и развитию речи.
Систематический учет знаний, умений и навыков является неотъемлемой частью всего учебного процесса в начальной школе.
Цель пособия – представить учителю материал для проверки основательности усвоения знаний, прочности формирования у школьников орфографических и пунктуационных навыков.
В сборник вошли контрольные диктанты в порядке прохождения тем.
Исходя из особенностей программы, материал подобран, учитывая концентричность, т.е. повторяемость из года в год одних и тех же тем с добавлением новых сведений.
Текущие контрольные работы проводятся сразу после изучения важных и крупных тем программы. Для каждого класса подобраны по три диктанта и текст для контрольного списывания, что позволяет учителю выбрать и использовать предлагаемый в сборнике материал по своему усмотрению в зависимости от особенностей класса.
К диктантам предложены различные задания не только по орфографии, но и грамматике:
- подчеркнуть гласные;
- подчеркнуть согласные;
- подчеркнуть сочетания согласных букв с гласными;
- подчеркнуть слова, состоящие из трех (четырех и т.д.) букв;
- подчеркнуть имена собственные;
- подчеркнуть парные звонкие и глухие согласные;
- поставить в словах знак ударение;
- разделить на слоги данные слова;
- подчеркнуть мягкий знак, стоящий в конце слова;
- изменить слова по принципу «один – много»;
- подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы кто? что?
- найти в тексте слова, обозначающие действия предметов;
- найти в тексте слова, обозначающие признаки предметов;
- найти в тексте предлоги и подчеркнуть их;
- найти в тексте сочетания жи – ши, ча – ща, чу –щу и подчеркнуть;
- подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком;
- определить количество слогов, букв, звуков;
- подобрать проверочные слова для данных слов;
- найти словарные слова;
Итоговая контрольная работа является способом проверки достигнутых знаний и навыков, обеспечивающих дальнейшее обучение русскому языку. Здесь предлагаются годовые контрольные работы. Подавляющее количество слов диктанта составляют слова на те правила, которые изучены и отработаны ранее.
В качестве диктантов предлагаются связные тексты, либо искусственно составленные. Тематика текстов близка и понятна детям, связана с краеведением, содержит в себе интересную информацию и затрагивает многие нравственные, эстетические и экологические вопросы. Содержание текстов способствует общему развитию учащихся, воспитывает любовь к Родине, природе, учит любить труд, обогащает речь, содействует установлению межпредметных связей.
Работа с данным материалом поможет учителю решать не только учебные, но и воспитательные задачи: расширять круг представлений ребят об окружающем мире, способствовать формированию у учащихся социальных навыков.
3класс
Диктант №1
Новый дом.
Вот новый дом. В нём девять этажей. У дома растут липы и клёны. На клумбе розы и астры.
Грамматическое задание.
Вставь пропущенные буквы, поставь ударение. Посчитай сколько букв, сколько звуков.
Ог . род ( б., зв.,), ов . щи ( б., зв.,), к . рзина ( б., зв.,)
Списывание №1
Огород.
Дети работали в огороде. Они собирали овощи в большие корзины.
Морковь, свёкла, капуста – богатый урожай.
Грамматическое задание.
Вставь пропущенные буквы, поставь ударение. Посчитай сколько букв, сколько звуков.
Ог . род ( б., зв.,), ов . щи ( б., зв.,), к . рзина ( б., зв.,)
Диктант №2
Этажи в лесу.
В лесу у птиц есть свои этажи. У соловушки гнездо прямо на земле. Дрозды живут в кустах. Дятел делает гнездо на дереве повыше.
Грамматическое задание.
Разделите слова на слоги для переноса: этажи, соловушки, дрозды, дятел, гнездо.
Звуко-буквенный анализ слова: дерево.
1
Списывание №2
Чудо – птичка.
Был мороз. Маленькая птичка ныряла в прорубь. Там она искала пищу.
Это была оляпка.
Разделите слова на слоги для переноса: этажи, соловушки, дятел.
Звуко-буквенный анализ слова:
Дерево - ( … сл., …б., …зв., …гл., …согл.)
Диктант № 3
На льду.
Ребята на льду. Мальчики бегут на коньках. С ними собака Пальма. Она лает. Маленькая Аня горько плачет. Ей страшно. Не надо плакать, Аня! Пальма – умная собака. (26 слов).
Грамматическое задание.
Вставьте пропущенные буквы: меб…ль, ран…ц, п…ртфель, к…ртофель.
Во втором предложении подчеркните мягкие согласные буквы:
Звуко-буквенный анализ слова: мальчики.
Списывание №3
Витя.
Была зима. Витя бегал на коньках по льду. Ему жарко. Витя стал есть снег. Теперь он болен. Ему больно глотать. Нельзя, Витя, есть снег!
Меб…ль, ран…ц, п…ртфель, к…ртофель.
Звуко-буквенный анализ слова:
Мальчики - ( … сл., …б., …зв., …гл., …согл.)
Диткант № 4
по теме: «Разделительный ь перед гласными е, ё, и, ю, я».
Зима.
Была сильная вьюга. Ветер качал деревья. Ветки стучали в окно. Хлопья снега били в лицо. Ночью ветер утих. Снег падал на деревья, на скамьи. (24 слов)
Грамматическое задание: 1. Подчеркните в диктанте разделительный мягкий знак.
2. Звука-буквенный анализ слова: деревья.
3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы: с.поги, вал.нки, г. зета, п.года.
2
Списывание №4
Сторож.
В лесу жил сторож Илья. Зимой часто Илья ходил на охоту. Знал он лисьи и заячьи следы. Домой Илья приносил большую добычу.
С . поги, вал . нки, г . зета, п . года.
Звука-буквенный анализ слова: Деревья – (…сл, …б., …зв., …гл., …согл.)
Диткант №5
по теме: «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу».
Грчи.
Мы часто ходим в рощу. На соснах гнёзда грачей. В гнёздах вывелись грачата. Они пищат, кричат. Целый день хлопочут грачи. Они добывают пищу птенчикам. (24 слов)
Грамматическое задание:
1. Подчеркните в диктанте слоги с жи-ши, ча-ща, чу-щу.
2. Звуко-буквенный анализ слова: грачата.
3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы: к . ртина, т . варищ, р.д . на.
Списывание №5
по теме: «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу».
В лесу.
Бабушка с внучкой Дашей ч . сто ходят в рощ . у за щ . велем.
Однажды они зашли в ч . щу. Там росли ландыш . и зелёный щ . авель.
Грамматическое задание:
1. Подчеркните в диктанте слоги с жи-ши, ча-ща, чу-щу.
2. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы:
к . ртина, т . варищ, р . д . на.
3. Звуко-буквенный анализ слова: грачи – (…сл, …б., …зв., …гл., …согл.)
3
Диткант №6
по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова».
Зима в лесу.
Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал ручей. Снежные шубки надели сосны. Пушистый шарф на ветках кедра. Вот сугроб. Там спит медведь. (25 слов)
Грамматическое задание:
1. Подчеркните в диктанте парные согласные в конце слова.
2. Звуко-буквенный анализ слова: мороз.
3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы:
Списывание №6 по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова».
Лес.
Хоро . (ш/ж) наш лес. Там много сочных тра. (в/ф). Вот ду. (б/п). Под дубом рос белый гри. (б/п). Рядом частый ельник. Там Глеб сорвал груздь. В кустах пел дроз. (д/т).
Звуко-буквенный анализ слова: Мороз– (…сл, …б., …зв., …гл., …согл.)
Диткант №7
по теме: «Слова, обозначающие действие предмета».
Весна
Пришла весна. Светит тёплое солнышко. Весело свистит ветер. Дружно журчат ручьи. Звонко поют птицы. Проснулся медведь. Присел на пенек заяц. Звери и птички рады теплу.
(25 слов)
Грамматическое задание: 1. Подчеркните в 1,2, 3предложениях слова обозначающие предмет и его действие.
2. Звуко-буквенный анализ слова: пришла
3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы: вчера, сегодня, завтра, шёл, рисовать.
по теме: «Слова, обозначающие действие предмета».
Списывание №7 3 кл.
Весна.
Пришла в . сна. Светит тёплое с . лнышко. Весело свистит в . тер. Дружно журчат ручьи. Звонко поют пт . цы. Проснулся медведь. Присел на пенек за . ц. Звери и птички рады теплу.
Диткант №8/1
по теме: «Предлоги».
Миша.
Миша вошёл в класс. Он сел за парту. Миша вынул из портфеля книги и положил их на парту. Учитель вызвал мальчика к доске. Миша стоит у доски и отвечает урок. (30 слов).
Диткант №8/2
по теме: «Предлоги».
В лесу.
Ребята пришли в лес. На траве и в кустах блестит роса. Поют на деревьях птицы. Стучат по коре дятлы. Пушистая белка прыгает с дерева на дерево. У неё в гнезде бельчата. (30 слов).
Грамматическое задание:
1. Подчеркните в предложениях предлоги.
2. Звуко-буквенный анализ слова: бельчата
3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы: арбу. , д . рога.
Списывание. 3 кл.
Ёжик.
Выбрал ёжик на зиму норку под большим деревом. Хороша норка, только постельки нет. Нашёл ёжик листья и надел на иголки. Потащил их к себе в норку. Хороша у ежа постелька.
Грамматическое задание тоже
Итоговая контрольная работа по письму и развитию речи
за учебный год для учащихся 3 класса
ГБС(К)ОУ № 8 г. Лабинска
Диктант.
Рыбная ловля.
Чудесный летний день. Мальчики бегут на речку. У воды шумят камыши. Волны плещут на берег. Боря Чайкин закинул удочку. Попались две большие щуки. Хороши рыбы!
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи-ши, ча- ща, чу- щу.
2. Во втором предложении подчеркнуть одной чертой грамматическую основу.
3. Сделать звуко - буквенный анализ слова: волны.
4. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :
г..зета, ..рбуз, д..рога, меб..ль, п..суда, р..ссказ.
Списывание.
На даче.
Всё лето мы ж..ли на даче. Дач.. у самой речки. Дальше – роща. Ч..сто мы ходили в рощу. С нами овч..рка Чудак. Чудак сторож..л наши корзинки.
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи-ши, ча- ща, чу- щу.
2. В последнем предложении подчеркнуть грамматическую основу.
3. Сделать звуко - буквенный анализ слова: роща
4. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :
г..зета, ..рбуз, д..рога, меб..ль, п..суда, р..ссказ.
Учитель: (Кабакова О.И.)
Ассистент: (Столбова Л.Н.)
Списывание.
Зайчата.
Под кустом зайч..та ждут зайчиху. Она покормит их молоком. Мать свою зайч..та не знают. Для них все зайчихи - мамы. Зайчихи кормят своих и ч..жих зайч..т.
4 КЛАСС
Тема: «Мягкий знак на конце и в середине слова».
Диктант №1.
Маленький художник.
Взял Саша альбом, краски и кисть. Саша рисует летний день. Вот дорога, а дальше зелёный лес. Хороший рисунок получился у мальчика. Альбом взяли на школьную выставку.
Грамматическое задание:
1.Подчеркни слова со смягчающим мягким знаком.
2. Сделать звуко - буквенный анализ слова:
Мальчик - (сл.,...б,…зв, …гл,.. согл,)
4. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :
С . итать, р . шать, пр . мер, пш . ница, к . рабль, ч . ловек.
Списывание.
Кот Васька
Спит на крыше кот Вас. ка. Шерсть у Вас. ки серая. Хвост
пуш. стый. Хор . шо бы мышку поймать, да лен. коту вставать. Любит
он спат. и мурлыкать.
Грамматическое задание:
1.Подчеркни слова со смягчающим мягким знаком.
2. Сделать звуко - буквенный анализ слова:
Мальчик - (сл.,...б,…зв, …гл,.. согл,)
4. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :
С . итать, р . шать, пр . мер, пш . ница, к . рабль, ч . ловек.
Тема: «Гласные после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу».
Диктант№2.
Кот Фока.
Ж..л у дяди Паши кот Фока. Он был ж..рный. Ч..сто кот ходил
в ч..лан. Там были мыш… Фока лож..лся в тёмном углу. Тут он сторож..л добыч… Мыши – любимая пищ.. Фоки.
Грамматическое задание:
1.Подчеркнуть сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
2.Сделать звуко-буквенный анализ слова - д..ревня
3. Записать словарные слова: зд..ровье, ..птека, з..мляника, ..кскурсия.
Списывание.
Рыбалка.
Ч..десный день. Шумят больш..е камыши. Волны плещ..т на берег. Коля Чудов забросил удочку. Мальчик на речке поймал две больш..е щ..ки. Хорош..й улов!
Грамматическое задание:
1.Подчеркнуть сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
2.Сделать звуко-буквенный анализ слова - д..ревня
3. Записать словарные слова: зд..ровье, ..птека, з..мляника, ..кскурсия.
Тема: « Парные согласные в конце и середине слова»
Диктант.
Дятел.
Выпал первый снег. Ударил мороз. Тишина в саду. Вдруг стук. Это дятел.
Головка у дятла чёрная. На макушке красная шапочка. На крыльях белые полоски. Дятлы – лесные доктора. Они лечат деревья.
Грамматическое задание:
- Подчеркнуть парные согласные в конце слов. (4 слова).
- Звуко-буквенный анализ слова - деревья.
- Вставить пропущенные буквы в слова: бер…г, …бед, а…тобус, б…лет, ястре…, вдру…
Тема: « Парные согласные в конце и середине слова» 4кл.
Списывание.
Последняя неделя ноября. Са... пуст. Наступил холо… Выпал первый
сне… . В воздухе круж…лись пушистые снеж…нки. Они тихо падали на землю. Стали белыми крыши, са…, лу…, огоро…
Грамматическое задание:
- Подчеркнуть парные согласные в конце слов. (4 слова).
- Звуко-буквенный анализ слова - деревья.
- Вставить пропущенные буквы в слова: бер…г, …бед, а…тобус, б…лет, ястре…, вдру…
Тема: «Ударные и безударные гласные» 4кл.
Диктант.
Кормушки.
Засыпала зима поля снегами. Голодные птицы летят к жилью. Развесили дети в садах и парках кормушки. Насыпали зёрна, крошек. Слетаются к кормушкам воробьи, синички, снегири. Радостно щебечут, словно благодарят ребят.
Грамматическое задание:
- В словах первого предложения расставь ударения.
- Звуко-буквенный анализ слова - кормушка
- Вставить пропущенные буквы в слова: м..газин, фабр…ка, ин..й, ш..фёр.
Тема: «Ударные и безударные гласные» 4кл.
Списывание.
Зимой.
Стоит д...кабрь на дв..ре. Трещат м..розы. Дуют х..лодные ветры. Берёзки и липы ст..ят без л..сточков, голые. Только с..сна и ель зелёные. Медведь залез в свою берлогу и спит.
Грамматическое задание:
- В словах первого предложения расставь ударения.
- Звуко-буквенный анализ слова - кормушка
- Вставить пропущенные буквы в слова: м..газин, фабр…ка, ин..й, ш..фёр.
Тема: «Слово. Названия предметов, действий, признаков» 4кл.
Диктант.
Телевизор.
Мои родители купили новый телевизор. У телевизора огромный экран.
Мы смотрим много интересных программ. Я люблю смотреть по телевизору передачи про животных и детские фильмы. На день рождения мне подарят новый телефон. (32 сл.)
Грамматическое задание:
- В предложении подчеркнуть главные члены:
Большой телевизор весит на стене.
- Звуко-буквенный анализ слова - передачи
- Вставить пропущенные буквы в слова: п…ртрет, кв…ртира, т…л…фон.
Тема: «Слово. Названия предметов, действий, признаков» 4кл.
Списывание.
Телевизор.
Мои р...дители купили новый т..л..визор. У т..л..визора ..громный экран.
Мы смотрим много интересных программ. Я люблю см..треть по т..л..визору передачи про ж..вотных и д..тские ф..льмы. На день рождения мне подарят новый т..л..фон. (32 сл.)
Грамматическое задание:
- В предложении подчеркнуть главные члены:
Большой телевизор весит на стене.
- Звуко-буквенный анализ слова - передачи
- Вставить пропущенные буквы в слова: п…ртрет, кв…ртира, т…л…фон.
Тема: «Раздельное написание предлогов со словами» 4класс.
Диктант.
Ёжик.
Выбрал ёжик себе на зиму норку под большим деревом. Хороша норка, только постельки нет. Побежал ёжик за удобной постелькой. Нашёл он листья и надел на иголки. Потащил их ёж к себе в норку. Хороша у ежа постелька.
Грамматическое задание:
- Подчеркнуть все предлоги в тексте.
- Сделать звуко-буквенный анализ слова : постелька.
- Вставит пропущенные буквы в словарные слова и поставить ударения:
Ф . милия, Р . с . ия, лес . ница, м . нута.
Тема: «Раздельное написание предлогов со словами» 4класс.
Списывание.
Школьный двор.
Звонок. Ученики выбегают … школьный двор. Они играют … мяч.
Малыши прыгают. Другие дети сидят … скамейках. Перед школой сад. Дорожки ведут … саду. Они посыпаны песком. Всё здесь сделано руками учеников.
Грамматическое задание:
- Подчеркнуть все предлоги в тексте.
- Сделать звуко-буквенный анализ слова : постелька.
- Вставит пропущенные буквы в словарные слова и поставить ударения:
Ф . милия, Р . с . ия, лес . ница, м . нута.
Тема: « Родственные слова» 4 класс.
Диктант.
Наша родина.
Все мы любим нашу родину – Россию. Широко раскинулись родные просторы. Много здесь лесов и полей. Родники наполняют быстрые реки. В густых лесах много разных птиц и животных. Дружный и трудолюбивый у нас народ. (33 слова)
Грамматическое задание:
- Выбрать из текста и выписать все родственные слова, выделить корень.
- Сделать звуко-буквенный анализ слова : Россия.
Списывание.
Наша родина.
Все мы любим нашу р…дину – Россию. Широко раскинулись р…дные просторы. Много здесь л…сов и п…лей. Родники наполняют быстрые реки. В густых л…сах много разных птиц и ж…вотных. Дружный и тр…долюбивый у нас нар…д.
Грамматическое задание:
- Выбрать из текста и выписать все родственные слова, выделить корень.
- Сделать звуко-буквенный анализ слова : Россия.
Тема: «Знаки препинания в конце предложения» 4 класс.
Диктант.
Почему ландыш белый?
Умеешь ли ты разгадывать загадки природы? Почему ландыш белый? Нежные ландыши растут в тени. В темноте леса насекомые не видят другого цвета. Только белые цветы заметны. Учись разгадывать загадки природы!
(30 слов)
Грамматическое задание:
- В третьем предложении подчеркните главные члены предложения.
- Сделать звуко-буквенный анализ слова : ландыш.
- Вставит пропущенные буквы в словарные слова и поставить ударения: л..гушка, ру…кий, в..гон, в..кзал, м..лина, яг..да, ц..плёнок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование звукобуквенного анализа и синтеза в процессе обучения грамоте обучающихся 1 класса специальной (коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида"
В работе раскрыты теоретические проблемы готовности к обучению грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью. А также представлены методические рекомендации по формированию звукобуквенного анализа...
Конспект урока занимательного ручного труда в 0 ( пропедевтическом) классе специальной ( коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Тема:" Работа с пластилином. Рельефная лепка солнца по образцу"
Данный урок предназначен для детей с лёгкой умственной отсталостью, конспект подробный....
Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального (коррекционного) обучения школы VIII вида. «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».
Тема: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.Цели урока.1.Учить различать на слух звонкие и глухие парные согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки ка...
Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида.
Пособие предназначено для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида и подготовлено в соответствии с действующей программой по русскому языку. В сборник вошли контрольные дик...
Сборник проверочных и контрольных работ по математике и письму и развития речи для обучающихся 2-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида
Сборник проверочных и контрольных работ по математике и развития речи для обучающихся 2-4 классов коррекционных школ 8 вида...
Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Пособие предназначено для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида и подготовлено в соответствии с действующей программой по русскому языку. В сборник вошли к...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса специальных образовательных учреждений VIII вида....