Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр. Творчество. Дети"
рабочая программа по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 классов художественно-эстетического направления "Театр. Творчество. Дети".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "Театр. Творчество. Дети" | 60.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
по ФГОС в 1-4 классах
"Театр. Творчество. Дети"
общекультурное направление
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности по ФГОС в 1-2, 3-4 классах
"Театр. Творчество. Дети" реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения. Рабочая программа кружка «Театр. Творчество. Дети» составлена на основе программы Кузьминой Н.А., педагога-организатора по работе с детьми.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.
Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал обучающегося, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.
Цель: Формирование творческой индивидуальности
Задачи:
- Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость
- Формировать умения и навыки сценической культуры поведения
- Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства
- Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию
- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности "Театр. Творчество. Дети"
Занятия курса внеурочной деятельности "Театр. Творчество. Дети" состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации обучающихся. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. Используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Предполагаемые результаты реализации программы
Место курса внеурочной деятельности "Театр. Творчество. Дети"
в учебном плане МБОУ «СШ №2»
Курс внеурочной деятельности "Театр. Творчество. Дети» предназначен для обучающихся начальной школы и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой. Будет проходить в объеме 34 ч., 1 час в неделю. В 1 классе данный кружок имеет название «Радуга», во втором классе – «Мир фантазии», а в 3-4 классах «Театр. Творчество. Дети»
Учебно-тематический план
1-2 классы | ||
№ | Содержание программы | Всего часов |
1. | Вводные занятия | 2 |
2. | Театральная игра | 4 |
3. | Культура и техника речи | 4 |
4. | Ритмопластика | 4 |
5. | Основы театральной культуры | 6 |
6. | Работа над спектаклем, показ спектакля | 12 |
7. | Заключительное занятие | 2 |
Итого: | 34 |
3-4 классы | ||
№ | Содержание программы | Всего часов |
1. | Вводные занятия | 1 |
2. | Театральная игра | 3 |
3. | Культура и техника речи | 2 |
4. | Ритмопластика | 2 |
5. | Основы театральной культуры | 8 |
6. | Работа над спектаклем, показ спектакля | 16 |
7. | Заключительное занятие | 2 |
Итого: | 34 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание программы
Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.
Вводные занятия
Знакомство с коллективом, правилами поведения на кружке. Игра на сплочение. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомство с театрами (презентация)
Театральная игра
Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…» Оформление и технические средства сцены.
Научить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя.
Познакомить с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Заключительное занятие. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого обучающегося. Отчёт, показ любимых инсценировок.
Календарно-тематическое планирование 1-2 классы | ||||
№ | Дата | Название темы | Содержание темы | Виды упражнений |
1-2 | Вводное занятие. Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Попробуем измениться | Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Понятие «Театр» Познакомить с понятиями «мимика», «жест». | Игра «Назови свое имя ласково» Игра «Назови ласково соседа» Пантомимические загадки и упражнения | |
3-4 | Театральная игра. Давайте поиграем | Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов. | Игра «Театральная разминка» Конкурс на лучшую импровизацию | |
5-6 | Театральный этюд | Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. | .Игра-инсценировка | |
7 | Культура и техника речи Учимся говорить по разному | Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Упражнения на постановку дыхания Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. | 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка) 3.Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности | |
8 | Учимся говорить четко | Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. | Погружение в сказочную ситуацию. Игра «Едем на паровозике» | |
9 | Играем в рифмы | Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. | Дидактическая игра «Придумай рифму» Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога | |
10 | Рассказываем про любимые игры и сказки | Учить связно и логично передавать мысли. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. | Рассказы детей по ассоциациям Чтение стихов в лицах | |
11 | Ритмопластика | Развитие пластической выразительности | Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и другие | |
12-13 | Сценическое движение | Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. | Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. | |
14 | Пантомима | Развивать двигательные способности детей, пластическую выразительность. Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. | Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма» | |
15 | Основы театральной культуры | Беседа по содержанию и представлению обучающихся об игре актеров (видеопросмотр). Правила поведения в театре. | ||
16 | Виды театрального искусства. | Рассказать в доступной форме о видах театрального искусства. | Презентация «Виды театрального искусства» | |
17 | Кукольный театр. Виды кукол. | Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности | Интонационные упражнения | |
18-19 | Мини-спектакль с куклами. | Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы. | Драматизация сказки | |
20 | Наши эмоции | Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. | Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации. Упражнение «Изобрази эмоцию» | |
21 | Викторина по сказкам | Кругозор обучающихся по сказкам | Обзор книг-сказок | |
22 | Работа над спектаклем Выбор мультсказки, знакомство с текстом, , распределение ролей, диалоги героев. | Активизировать внимание детей при знакомстве с сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию. | ||
22 | Настроение героев | Помочь понять и осмыслить настроение героев. | Беседа о настроении героев сказки Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов | |
23 | Творческий пересказ сказки | Помочь запомнить содержание сказки-спектакля. | Драматизация сказки | |
24-26 | Репетиции диалогов | Упражнение в интонировании диалогов | ||
27 | Реквизит и костюмы | Подбор необходимых косюмов, декораций, реквизита. | ||
28-30 | Репетиция спектакля | |||
31 | Показ спектакля | |||
32 | Анализ спектакля. Самооценка. | |||
33 | Подведение итогов обучения Праздничый огонек | |||
34 | Награждения |
Календарно-тематическое планирование 3-4 классы | ||||
№ | Дата | Название темы | Содержание темы | Виды упражнений |
1 | Введение Школа-театр. | Сравнительная характеристика: учитель-актер, ученик-актер. | Упражнения на развитие внимания, воображения. | |
2 | Театральная игра. Что такое искусство. Театр как вид искусства. | Что такое искусство. Театр как вид искусства. | Игровой тренинг «Нос, пол, потолок» «Театральные жмурки» | |
3 | Театральные профессии | Знакомство с театральными профессиями. | Игровой тренинг «Жмурки». «Нос, пол. Потолок», «Штирлиц» | |
4 | В театре. Перед спектаклем. Антракт. Аплодисменты | Знакомство с гардеробом, зрительным залом, сценой, оркестровой ямой. Знакомство с правилами поведения в театре. Театральный словарик-антракт | Упражнения «Штирлиц», «Снежный ком» на тему «Театральные профессии». Упражнения «Шар», «Телефон», «Летает-не летает» | |
5-6 | Культура и техника речи | Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. | Докучные сказки Паллидромы | |
7-8 | Ритмопластика | Совершенствование навыков пластической выразительности. | Игра «Покажи» | |
9 | Основы театральной культуры В мастерской художника и костюмера | Знакомство с костюмерной. Эскизы костюмов. Театральный словарик-костюм. | Тренинг «Гномы», «Хоровод» | |
10 | Мастерская актера и режиссера | Знакомство с профессиями актер и режиссер. Главное в профессии – воображение. | Тренинг «Гномы», «Хоровод». «Змейка», дидактическая игра «Полет в страну Фантазию» | |
11 | Придумываем и делаем костюмы | Знакомство с театральными костюмами и профессией художник-костюмер. | Тренинг «Воробьи-вороны», «Хлопки» | |
12 | Театральные маски | Знакомство с театральными масками разных стран. | Тренинг «В пещере горного короля» | |
13 | Делаем декорации (практическое занятие) | Придумываем и выполняем декорации к сказке. | Тренинг «Брито-стрижено» | |
14 | В мастерской бутафора | Знакомство с понятием реквизит. | Дидактическая игра «На корабль погрузили…» | |
15 | Делаем афишу и программки | Изготовление афиш и программок к спектаклям | Дидактическая игра «Волшебная корзинка» Импровизация «Подарок» | |
16 | Учимся актерскому мастерству | Учимся верить в воображаемую ситуацию. | Этюд «Одно и то же по- разному», «Угадай: что я делаю» | |
17-18 | Работа над спектаклем Выбор произведения, знакомство с текстом, распределение ролей, диалоги героев. | |||
19-20 | Репетиции диалогов | |||
21-23 | Репетиция спектакля | |||
24 | Реквизит и костюмы | Подбор необходимых косюмов, декораций, реквизита. | ||
25 | Показ спектакля | Анализ и самооценка выступления | ||
26 | Выбор произведения, знакомство с текстом, распределение ролей, диалоги героев. | |||
27-28 | Репетиции диалогов | |||
29-31 | Репетиция спектакля | |||
32 | Реквизит и костюмы | |||
33 | Показ спектакля | Анализ и самооценка | ||
34 | Итоговое занятие Праздничный огонек | Отрывки из спектаклей. Награждения |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения внеурочной деятельности
Наименование научно – методического обеспечения
Интернет-ресурсы http://dramateshka.ru/ драматешка http://teatrbaby.ru/ театр детям http://www.solnet.ee/holidays/s9.html солнышко http://landyshy.ucoz.ru/ театр ЛАНДЫШ http://lib.ru/ Электронная библиотека Мошкова. | Список литературы, рекомендуемой для детей
Наименование материально-технического обеспечения
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"
Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Рабочая программа кружка "Театр-творчество-дети"
Программа расчитана для детей 1-4 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Художественное творчество: станем волшебниками"
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками» ( 4 год...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы - дети природы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы – дети природы» для 2 класса рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте ...