Рабочая программа по внеурочной деятельности " Развивающие игры. Интеллектика", 4 класс.
методическая разработка (4 класс) на тему

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektika_4_klass.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ     « Гимназия № 1583 им.К.А.Керимова»

(ГБОУ гимназия № 1583)

 

125493 г. Москва,

ул. Смольная, д.25

 Телефон: (499) 458-02-57

ОКПО 41105290ОГРН1027700556564.ИНН/КПП7743024

Утверждено

решением педагогического совета

от…………2015г. Протокол №1

Председатель

 

 Дворянцева С.Е

                              ______________

Рабочая программа по внеурочной деятельности

« Развивающие игры. Интеллектика»

Уровень образования: НОО, 4 классы

Количество часов : 36 ч.

Преподаватели курса: Царева И.Ю., Евсеева И.М., Сидорова А.И.

Программа разработана на основе авторской программы  «Интеллектика» А.З. Зака

МОСКВА 2015г.

Пояснительная записка

        Образовательная программа к курсу «Интеллектика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ Гимназия № 1583 на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов А.З. Зака «Интеллектика».

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся в возрасте от 7 до 10 лет.

Курс включает 144 занятия: по 1 занятию в неделю (36 недель) в 1-4 классах

Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

 на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения внеучебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены диагностические методики, предложенные А.З.Заком.

5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель данного курса: развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли-тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать не-стандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие интеллектуальных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 35-45 минут. Во время занятий у обучающегося происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы, специальных заданий, представленных в форме интеллектуальных мини-игр.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи про-диктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

а) рабочей тетради для учащихся на печатной основе в каждом классе;

б) методического руководства для преподавателя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

Разработанная система игровых внеучебных заданий и задач, направленна на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью развития интеллектуальной сферы.

Предлагаемая система заданий способствует формированию умения: сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения, проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. Выявлять причинно-следственные связи.

В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные за-дачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников.

Развивающий курс «Интеллектика» включает 4 темы и диагностический блок:

«Развитие способности анализировать»;

«Развитие способности комбинировать»;

«Развитие способности планировать»;

«Развитие способности рассуждать».


Эти темы объединяют все занятия в четыре цикла.

Каждое занятие построено по принципу: одно правило – одно занятие. Используются задачи разной степени сложности, поэтому все дети могут почувствовать уверенность в своих силах. Разработка занятий опирается на 2 основополагающих принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение.

Краткое тематическое содержание развивающего курса.

«Развитие способности анализировать». Способность анализировать формируется в ходе решения задач «на сопоставление». Для занятий разработаны 3 вида интеллектуальной игры «Одинаковое, разное у двух» и 3 вида игры «Одинаковое, разное у трёх». При выполнении та-ких заданий совершенствуется зрительное восприятие и произвольность внимания, кратковременная память и воображение. Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.

«Развитие способности комбинировать». Способность комбинировать формируется в ходе решения задач «на преобразование», при помощи которых совершенствуется наглядно – образное мышление, кратковременная память и воображение. На материале задач такого рода разработаны 3 вида игры «Перестановки», 3 вида игры «Передвижения», 3 вида игры «Обмены». В занятия включаются задания «на группировку».

«Развитие способности планировать» обеспечивается за счет решения задач «на перемещение». Предлагаются следующие игры: 3 вида игры «Шаги», 3 вида игры «Прыжки». При выполнении таких видов заданий совершенствуются действия в мысленном плане, «в уме», в представлении, а также произвольность внимания, зрительное восприятие.

«Развитие способности рассуждать» формируется за счет решения задач «на выведение». Здесь разработаны 12 видов интеллектуальных игр «Что подходит?», «Раньше, позже», «У кого что», «Соседний, через один», «Совпадения», «Родственники», «Сходство, отличие» и др. При выполнении заданий совершенствуется логическое мышление. Данные логические задачи направлены на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Диагностический блок. Наряду с развивающими заданиями разработаны задания для проведения диагностических мероприятий с целью определения уровня развития у ребенка каждой из основных мыслительных способностей: анализировать, комбинировать, планировать и рассуждать.

Цель диагностики: выявлять степень изменения уровня развития указанных способностей в результате занятий. Поэтому проходит дважды: в начале курса и по его завершению.

Основные этапы занятия:

 Разминка (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у обучающихся положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. В разминку включены игры - минутки способные вы-звать интерес у детей, и рассчитанные на быстроту мыслительных реакций. подготавливают ребенка к активной интеллектуальной деятельности.

Выполнение заданий основного курса.

 Обсуждение задачи-образца – 5 – 7 мин.

 Самостоятельная работа учащихся – 15 – 20 мин.

 Проверка результатов решения задач – 3 – 5 мин.

«Гимнастика мозга» (2-4 минуты), проводится после обсуждения задачи-образца

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

«Динамическая пауза»(3-5 минут), рекомендуется после самостоятельной работы обучающихся

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

Основные принципы распределения материала:

системность: задания располагаются в определенном порядке;

принцип «спирали»: через каждые 3 занятия задания повторяются;

принцип «от простого - к сложному»: задания, предлагаемые на каждом возрастном этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности.

увеличение объема материала;

вариативность - для детей, быстро и легко справляющимися не только с основными, но и с дополнительными заданиями, предоставляется возможность самостоятельно составить задания, аналогичные решённым.

наращивание темпа выполнения заданий;

смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью преподавателя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение о возможном варианте решения проблемного задания.

Учиться оценивать результат, выполненного задания.

Учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в рабочей тетради (в оглавлении).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от преподавателя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные объекты.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять логические, комбинаторные задачи на основе простейших графических моделей (рисунков, таблиц, схематических рисунков, схем);

Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Грамотно формулировать и оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Совместно договариваться о правилах общения и на занятии.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы, явления;

обобщать, делать несложные выводы;

классифицировать явления, предметы;

определять последовательность событий;

судить о противоположных явлениях;

давать определения тем или иным понятиям;

определять отношения между предметами типа;

выявлять функциональные отношения между понятиями;

выявлять закономерности и проводить аналогии.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

 Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития мысли-тельной деятельности учащихся по методикам А.З.Зака (результаты фиксируются);

 Текущий:

прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

 Итоговый контроль в формах

диагностика;

практические работы;

творческие работы учащихся;

контрольные задания.

 Самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

результаты выполнения диагностических заданий;

косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий по курсу «Интеллектика» являются данные о динамике развития познавательных способностей детей.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика доминирования долговременной и кратковременной памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие внешнего и внутреннего плана речи. Обогащение и активизация словаря учащихся. Формирование умения давать несложные определения понятиям.


Календарно-тематическое планирование

4 класс

№п/п

ТЕМА

1

Входная диагностика мыслительных способ-

2

Игра «Перестановки-1».

3

«Одинаковое, разное у двух-1».

4

Игра «Так же, как…».

5

Игра «Шаги-1».

6

Игра «Передвижения-1».

7

«Одинаковое, разное у двух-2».

8

Игра «Сходство, отличие».

9

Игра «Прыжки-1».

10

Игра «Перестановки-2».

11

«Одинаковое, разное у двух-3».

12

«Совпадения».

13

Игра «Шаги-2».

14

Игра «Передвижения-2».

15

«Прыжки-2».

16

«Родственники».

17

Игра «Шаги-3».

18

Игра «Перестановки-3».

19

«Одинаковое, разное у трёх-1».

20

Игра «Больше, чем…».

21

Игра «Прыжки-3».

22

Игра «Передвижения-3».

23

«Одинаковое, разное у трёх-2».

24

Игра «Старше, моложе».

25

Игра «Шаги, прыжки-1».

26

Игра «Обмены-1».

27

«Одинаковое, разное у трёх-3».

28

Игра «Ближе, левее».

29

Игра «Шаги, прыжки-2».

30

Игра «Обмены-2».

31

Игра «Шаги, прыжки-3».

32

Игра «То ли одно, то ли другое».

33

Игра «То ли одно, то ли другое».

34

Игра «Обмены-3».

35

Игра «Обмены-3».

36

Итоговое занятие.

Учебно-методическая литература для учителя

1. Зак А.З. Методическое руководство для преподавателя к курсу развития мыслительной деятельности «Интеллектика»/ А.З.Зак – М.: Интеллект - Центр, 2010

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.

5. Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. Книга для учителя. М.: «Интеллект-Центр», 2012

6. 3. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Популярное издание для родителей и педагогов. Ярославль: Академия раз-вития, 1998.

Рабочие тетради для учащихся

А.З. Зак , «Интеллектика». Тетрадь для развития мыслительных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развивающие игры"

данная программа  соответствует ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологические игры" 1 класс

Программа содержит пояснительную записку и тематичекое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Речевые игры" 1 класс.

Данная программа предназначена для учителей начальных классов и логопедов, работающих на логопунктах при школе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 1 класс 1 час в неделю...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь,играя" 4 класс

Рабочая программа к курсу «Учусь, играя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры". 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 2 класс. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:     - Письмо МО и РТ от 18...