РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Театрализованные игры» для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Театрализованные игры» (направление «Общекультурное»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannye_igry_3_klass.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Театрализованные игры»
направление «Общекультурное»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театрализованные игры» для 3 класса на 2014 -2015 учебный год разработана и составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. №373
- Примерной основной образовательной программы
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
- Программы внеурочной деятельности под редакцией Д. В. Григорьева и Б. В. Куприянова.
Рабочая программа «Театрализованные игры» предназначена для организации внеурочной деятельности по общекультурному направлению в 1-4 классах. Данный курс не преследует цели изучения приёмов и методов театрального искусства, акцент делается на развитие личностных качеств ученика, его духовного мира.
Актуальность программы. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация)
- способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
- пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
- активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Программа кружка рассчитана на детей 7-11 лет в объеме на 4 года 135 часов:
1 класс - 33 ч (1 занятие в неделю)
2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Продолжительность занятия (в зависимости от возраста)– до 45 минут.
Количество детей в группе – от 12 человек.
Цель реализации программы - воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации.
Задачи:
- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
- развивать воображение, выразительность речи;
- пополнять словарный запас, образный строй речи;
- формировать способность строить диалог друг с другом;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства;
- развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
- формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
- развитие коммуникативной культуры детей.
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- изучение основ сценического мастерства
- мастерская образа
- мастерская костюма, декораций
- инсценирование прочитанного произведения
- постановка спектакля
- посещение спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- экскурсия
- выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Работа по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
2. Основное содержание разделов
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
1. | Актёрское мастерство (15 часов) | Экскурсия в мир тетра | 1 | |
2. | Виды театрального искусства. Великая сила слова. | 1 | ||
3. | Мимика и жесты. Ритмопластика. | 1 | ||
4. | Театральная игра. | 1 | ||
5. | Виды говорения: диалог. | 1 | ||
6. | Театральная игра. | 1 | ||
7. | Виды говорения: монолог. | 1 | ||
8. | Театральная игра. | 1 | ||
9. | Великая сила Слова. | 1 | ||
10. | Театральная игра. | 1 | ||
11. | Речевой этикет в различных ситуациях. | 1 | ||
12. | Театральная игра. | 1 | ||
13. | Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам. | 1 | ||
14. | Театральная игра. | 1 | ||
15. | Чтение докучных сказок. Нахождение ключевых слов и выделение их голосом. | 1 | ||
16. | Создаем кукольное представление (19 часов) | История кукольного театра. | 1 | |
17. | Идем в кукольный театр. Знакомство с театральной ширмой и верховыми куклами. | 1 | ||
18. | Выбор сказки для постановки кукольного театр. | 1 | ||
19. | Распределение ролей. Работа над образами. | 1 | ||
20. | Изготовление ширмы. | 1 | ||
21. | Создание декораций для постановки кукольного театра. | 1 | ||
22. | Изготовление кукол. Создание декораций для постановки кукольного театра. | 1 | ||
23. | Изготовление кукол. Основы актерского мастерства и кукловождения. | 1 | ||
24. | Изготовление кукол. Проигрывание отдельных эпизодов за ширмой. | 1 | ||
25. | Изготовление кукол. Подбор музыкального сопровождения. | 1 | ||
26. | Изготовление кукол. Проигрывание отдельных эпизодов за ширмой. | 1 | ||
27. | Изготовление кукол. Проигрывание отдельных эпизодов за ширмой. | 1 | ||
28. | Изготовление кукол. Проигрывание отдельных эпизодов за ширмой. | 1 | ||
29. | Проигрывание отдельных эпизодов за ширмой. | 1 | ||
30. | Генеральная репетиция. | 1 | ||
31. | Генеральная репетиция. | 1 | ||
32. | Премьера кукольного спектакля. | 1 | ||
33. | Премьера кукольного спектакля. | 1 | ||
34. | Итоговое занятие | 1 |
4. Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса:
в результате реализации программы обучающиеся должны
- выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;
- построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой;
- придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;
- найти оправдание любой позе;
- развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
- рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
- рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;
- двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;
- построить этюд в паре с любым партнером;
- объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;
- поддержать диалог с партнером;
- описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям;
- описать собственные эмоции;
- интерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;
- удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12);
- запомнить:
- свои места в течение 3-4 передвижений;
- расположение группы из 5 – 8 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены их места педагогом;
- текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения;
- знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений.
Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 2 класса:
Познавательные: умение выстраивать мыслительные процессы для запоминания теоретического материала и практических операций, находить необходимые источники информации.
Регулятивные: умение самостоятельно планировать свою деятельность, логически выстраивать алгоритм действий, анализировать проделанную работу, оценивать, находить положительные моменты и ошибки.
Личные: умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы, собственные теории, выводы; приводить примеры из личной практики.
Метапредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить аналогию между предметами и явлениями реального мира.
Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе.
Ожидаемые метапредметные результаты
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
• осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
• анализировать причины успеха/неуспеха.
• Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формой подведения итогов: изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
5. Информационно-методическое обеспечение
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
- простой карандаш, ручка, фломастер, маркер, акварельные краски;
- аудио- и видеозаписи;
- тексты художественных произведений;
- видеофильмы;
- банк презентаций для проведения мини-курсов;
- банк информационно-коммуникационных ресурсов для проведения занятий;
- сборник игр и упражнений для проведения тренингов;
- телевизор;
- музыкальный центр;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран для проектора;
- фотоаппарат.
Интернет-ресурсы
1. Татьяна Шабалина. «Бродячие актеры» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/ kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/BRODYACHIE_AKTERI.html
2. А.П. Ершова и В.М. Букатов. «Программа четырёхлетнего курса обучения в театральных школах, студиях, училищах» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/7051
6. Список литературы
- Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».
- Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
3. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.
4. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград, 2009.
5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологические игры" 1 класс
Программа содержит пояснительную записку и тематичекое планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Речевые игры" 1 класс.
Данная программа предназначена для учителей начальных классов и логопедов, работающих на логопунктах при школе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 1 класс 1 час в неделю...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь,играя" 4 класс
Рабочая программа к курсу «Учусь, играя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры". 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 2 класс. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: - Письмо МО и РТ от 18...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Подвижные игры"...