РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Театрализованные игры» для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Театрализованные игры» (направление «Общекультурное»)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannye_igry_3_klass.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Театрализованные игры»

направление «Общекультурное»


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Театрализованные игры» для 3 класса на 2014 -2015 учебный год разработана и составлена в соответствии с требованиями:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. №373
  2. Примерной основной образовательной программы
  3. Основной  образовательной программы начального общего образования МБОУ
  4. Программы внеурочной деятельности под редакцией Д. В. Григорьева и Б. В. Куприянова.

Рабочая программа «Театрализованные игры» предназначена для организации внеурочной деятельности по общекультурному  направлению в 1-4 классах. Данный курс не преследует цели изучения приёмов и методов театрального искусства, акцент  делается на развитие личностных качеств ученика, его духовного мира.

                        Актуальность программы. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

                        Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как   дополнительной  среды развития ребенка. Внеурочная  художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные  виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой  способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги  взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

В то же время театральное искусство (театрализация)

  • способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
  • пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
  • активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка. 

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Программа составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка,    ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.

Программа кружка рассчитана на детей 7-11 лет в объеме на 4 года 135 часов:

1 класс -  33  ч (1 занятие в неделю)

2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

4  класс - 34 ч (1 занятие в неделю) 

Продолжительность занятия (в зависимости от возраста)– до 45 минут.

Количество детей в группе – от 12 человек.

Цель реализации программы -  воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации.

Задачи:

- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

- развивать воображение, выразительность речи;

- пополнять словарный запас, образный строй речи;

- формировать способность строить диалог друг с другом;

- знакомить детей с терминологией театрального искусства;

- развитие художественного и ассоциативного мышления младших                                                                                                                       школьников;

- формирование нравственных качеств,  гуманистической личностной                                                                         позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;

- развитие коммуникативной культуры детей.

В  основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
-
принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
-
принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 -
принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

                Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и  изобразительное искусство);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • изучение основ сценического мастерства
  • мастерская образа
  • мастерская костюма, декораций
  • инсценирование прочитанного произведения
  • постановка спектакля
  • посещение спектакля
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинг
  • экскурсия
  • выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Работа по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

2. Основное содержание разделов

п/п

Тема раздела

Виды учебной деятельности

Количест-во часов

Универсальные учебные действия

1.

Актёрское мастерство 

Совместно -распределен-ная (групповая); игра.

15

а) культура и техника речи: слушание, чтение и рассказывание  сказок. Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки без слов. Понятие «общение», говорить и слушать. Речевой этикет в различных ситуациях. Игры на дыхание и правильную артикуляцию. Логика речи. Составление коротких рассказов. Стихи. Подбор простейших рифм. Сочинение небольших сказок и рассказов. Проговаривание рифмовок. Скороговорок, стихов. Игры со словами. Интонация речи. Выражение основных чувств.

б) основы театральной культуры: Что такое театр? Виды театров. Рождение театра в России. Искусство скоморохов. Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис. Посещение кукольного театра. Театральные профессии. Игра актёров. Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки. Театральная афиша, театральная программка. Виды театрального искусства. Спектакль – результат творческого труда многих людей. в) сценические действия и театральные игры: Групповые сюжетно – ролевые игры. Элементы сценического действия. Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях. Упражнения, игры, этюды как сценические действия. Умение ориентироваться и размещаться на сцене. Построение диалога с напарником по заданной теме. Как заучить роль своего героя. Отработка дикции и чёткого произношения слов. Запоминание заданных поз и умение образно их передавать. Создание образов с помощью выразительных движений. 

2.

Создаем кукольное представление

Совместно -распределен-ная (групповая); игра.

19

Прочтение произведения, определение сюжетной линии. Работа над отдельными эпизодами. Простейшие этюды – импровизации по сюжету произведения. Выбор и распределение ролей. Работа над отдельными картинками и пьесой в целом. Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Создание декораций и кукол. Закрепление мизансцен. Генеральные репетиции всей пьесы. Показ спектакля зрителям.

3. Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1.

Актёрское мастерство (15 часов)

Экскурсия в мир тетра

1

2.

Виды театрального искусства. Великая сила слова.

1

3.

Мимика и жесты. Ритмопластика.

1

4.

Театральная игра.

1

5.

Виды говорения: диалог.

1

6.

Театральная игра.

1

7.

Виды говорения: монолог.

1

8.

Театральная игра.

1

9.

Великая сила Слова.

1

10.

Театральная игра.

1

11.

Речевой этикет в различных ситуациях.

1

12.

Театральная игра.

1

13.

Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам.

1

14.

Театральная игра.

1

15.

Чтение докучных сказок. Нахождение ключевых слов и выделение их голосом.

1

16.

 Создаем кукольное представление (19 часов)

История кукольного театра.

1

17.

Идем в кукольный театр. Знакомство с театральной ширмой и верховыми куклами.

1

18.

Выбор сказки для постановки кукольного театр.

1

19.

Распределение ролей. Работа над образами.

1

20.

Изготовление ширмы.

1

21.

Создание декораций для постановки кукольного театра.

1

22.

Изготовление кукол. Создание декораций для постановки кукольного театра.

1

23.

Изготовление кукол. Основы актерского мастерства и кукловождения.

1

24.

Изготовление кукол. Проигрывание отдельных эпизодов за ширмой.

1

25.

Изготовление кукол. Подбор музыкального сопровождения.

1

26.

Изготовление кукол. Проигрывание отдельных эпизодов за ширмой.

1

27.

Изготовление кукол. Проигрывание отдельных эпизодов за ширмой.

1

28.

Изготовление кукол. Проигрывание отдельных эпизодов за ширмой.

1

29.

Проигрывание отдельных эпизодов за ширмой.

1

30.

Генеральная репетиция.

1

31.

Генеральная репетиция.

1

32.

Премьера кукольного спектакля.

1

33.

Премьера кукольного спектакля.

1

34.

Итоговое занятие

1

4. Требования к уровню подготовки обучающихся  3 класса:

в результате реализации программы обучающиеся должны

  • выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;
  • построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой;
  • придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;
  • найти оправдание любой позе;
  • развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
  • рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
  • рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;
  • двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;
  • построить этюд в паре с любым партнером;
  • объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;
  • поддержать диалог с партнером;
  • описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям;
  • описать собственные эмоции;
  • интерпретировать  эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;
  • удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12);
  • запомнить:

- свои места в течение 3-4 передвижений;

- расположение группы из 5 – 8 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены их места педагогом;

- текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения;

  • знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений.

Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 2 класса:

Познавательные: умение выстраивать мыслительные процессы для запоминания теоретического материала и практических операций, находить  необходимые  источники информации.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать  свою деятельность, логически выстраивать алгоритм действий, анализировать проделанную работу, оценивать, находить положительные моменты и ошибки.

Личные: умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы, собственные теории, выводы; приводить примеры из личной практики.

Метапредметные:  умение применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить аналогию между предметами и явлениями  реального мира.

Коммуникативные: умение  работать в парах, в группах,  в коллективе.

Ожидаемые метапредметные результаты

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;

• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

• осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: 

Обучающийся научится:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

• анализировать причины успеха/неуспеха.

• Познавательные УУД: 

Обучающийся научится:

• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

• проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД: 

Обучающийся научится:

• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

• обращаться за помощью;

• формулировать свои затруднения;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• слушать собеседника;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

• осуществлять взаимный контроль;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 

Формой подведения итогов: изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

5. Информационно-методическое обеспечение

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:

  • простой карандаш, ручка, фломастер, маркер,  акварельные краски;
  • аудио- и видеозаписи;
  • тексты художественных произведений;
  • видеофильмы;
  • банк презентаций для проведения мини-курсов;
  • банк информационно-коммуникационных ресурсов для проведения занятий;
  • сборник игр и упражнений для проведения тренингов;
  • телевизор;
  • музыкальный центр;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран для проектора;
  • фотоаппарат.

Интернет-ресурсы

1. Татьяна Шабалина. «Бродячие актеры» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/ kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/BRODYACHIE_AKTERI.html

2. А.П. Ершова и В.М. Букатов. «Программа четырёхлетнего курса обучения в театральных школах, студиях, училищах» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/7051

6. Список литературы

  1.  Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».
  2.  Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.

4. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград, 2009.

5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологические игры" 1 класс

Программа содержит пояснительную записку и тематичекое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Речевые игры" 1 класс.

Данная программа предназначена для учителей начальных классов и логопедов, работающих на логопунктах при школе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 1 класс 1 час в неделю...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь,играя" 4 класс

Рабочая программа к курсу «Учусь, играя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры". 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 2 класс. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:     - Письмо МО и РТ от 18...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Подвижные игры"...