Проектная деятельность в начальной школе
статья на тему
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 п. Печенга Мурманской области
Автор: Проценко Нина Леонидовна,
учитель начальных классов.
Проектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.
Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные результаты.
Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектный метод направлен на:
- развитие критического мышления,
- развитие творческого мышления,
- умения работать с информацией,
- работать в коллективе;
- владеть культурой коммуникации.
Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию творческих способностей и активности учащихся;
- формированию проектного мировоззрения и мышления;
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения.
Остановлюсь на краткой характеристике каждого из типов:
Исследовательские
Данный тип требует хорошо продуманную структуру проекта, чётко сформулированные перед началом выполнения проекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методы обработки результатов.
Творческие
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Результатом могут быть сочинения, видеофильмы, стенные газеты и др.
Ролево – игровые
В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определённую роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, герои.
Практико – ориентированные
Такой тип отличает чётко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т.д.
Межпредметные проекты
Такого рода проекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования и т.д. такие проекты требуют чёткой координации работы всех учителей- предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и итоговой презентации.
На мой взгляд, каждый из этих проектов может быть использован в любой школе, в любом классе, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме?
Классификация проектов по продолжительности:
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время
Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят.
Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную деятельность.
Особенность содержания проектной деятельности младших школьников в качестве средства формирования новообразований личности состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер. Технология выполнения творческих проектов предполагает целый ряд последовательных операций: обоснование и выбор проекта, выбор конструкции и материалов для изготовления, экономический расчет, технология изготовления. Это организует деятельность детей, придает ей самостоятельный характер.
Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.
Начальная школа является первой ступенькой, где дети начинают работу над проектом. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Поэтому убеждена, что сегодня учителей состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться. В основе этого лежит техника чтения с критериями: чтение осознанное, правильное, выразительное, чтение с быстрым темпом.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Поэтому этот первоначальный этап проектного образования школьников может быть назван «Введение в проектную деятельность».
Хорошо читающий ребёнок сможет добывать информацию быстро и правильно.
С 1 по 4 класс техника чтения прослеживается каждым учителем. Этот вопрос всегда на контроле. Об этом знают и родители.
Проектная деятельность многогранна, поэтому начальная школа может обучить первоначальным умениям и навыкам, самым необходимым на данном этапе.
Запуску проектной деятельности в моём классе предшествовала следующая работа:
а) с родителями:
- просветительская работа на классных родительских собраниях;
- консультирование родителей по вопросам, связанным с организацией и оценкой проектной деятельности учащихся;
б) с учащимися:
- объяснение механизма организации проектной деятельности;
- знакомство с сущностью и типологией проектов;
- мотивирование на проектную деятельность через создание на уроках проблемных ситуаций;
Проект в начальной школе - это не доклад и не сухой отчёт – это, напротив, красочное действие (показать страницы учебников и познакомить с темами проекта, показать тетради учеников с готовыми проектами, показать проекты индивидуальные).
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делат что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта).
Самыми лучшими и продуктивными проектами считаю те, которые выполняются в группе в урочное время. Учитель видит последовательность создаваемого продукта и деятельность каждого ученика. Из личного наблюдения вижу, что ребёнку младшего школьного возраста, тем более с трудностями обучения, гораздо легче раскрыть свои возможности, открыть новое в себе, повысить самооценку именно в групповой проектной деятельности. Всё это может стать дополнительной мотивацией к учебной деятельности.
Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?
- Распределять правильно время.
- Анализировать собственные действия.
- Доводить начатое дело до конца.
- Достигать поставленной цели.
- Рассматривать проблему с разных точек зрения.
Оцениваем в 1 классе по шкале (уровни) нет отметок. Во 2 классе продолжаем озвучивать уровень достигнутых результатов, и постепенно переходим к отметкам, при этом называем критерии.
И главным считаю суметь уже в этом возрасте научить ребят работать перед аудиторией, не боятся высказываться, отстаивать свою точку зрения.
Это доказывается работами детей. Даже у слабых учащихся работа протекает более продуктивно.
Что даёт работа над проектом?
- Дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями.
- Приносят в класс литературу, анализируют статьи.
- Совершают учебные экскурсии по родному краю.
- Посещают музеи и другие учреждения культуры.
- Проводят экологический мониторинг.
- Занимаются краеведческой работой.
Самым же главным результатом проектной деятельности является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время делать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знании можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Интерес возбуждает и подкрепляет учебный материал, который является для ребят новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Даже сама деятельность в процессе работы над проектом вызывает интерес у детей, ведь каждый может найти применение своим возможностям, знаниям, способностям. И реализовать себя в той или иной форме.
Памятка начинающему исследователю
- Выбери тему исследования
- Подумай на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
- Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Используемая литература:
- Матяш Н.В. Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М.: Вентана- Граф, 2004.
- Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников - Волгоград: Учитель 2009.
Использованные ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/416129/
https://www.metod-kopilka.ru/__proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole-17968.htm
http://me-po.ru/articles/331-proektnaja-dejatelnost-v-nachalnoi-shkole.html
http://45профор.рф/rynok-truda/item/2280-proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoj-shkole
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-58201-1357160042.jpg)
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/31/picture-40993-1717132765.jpg)
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/11/picture-66160.jpg)
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/12/picture-434424-1734006273.jpg)
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/10/picture-1150922-1562774899.jpg)
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/11/picture-901404-1505100630.jpg)
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...