Методическая разработка "Коллейдоскоп идей"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В разработке представлены идеи для работы с учащимися 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 248.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Калейдоскоп идей»
Выступление на заседании РМО начальных классов
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ п.Новозаволжский»
Живаева Ольга Дмитриевна.
2017 год
Введение
В настоящее время все чаще встречается понятие «проблемный» ребенок. Кого мы имеем в виду, употребляя название “проблемные дети”?
Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, надо понять, что "трудные" дети - это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно. Такие дети постоянно претендуют на проявление "особого внимания к себе", они сами оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая им определенный способ общения и взаимодействия. "Трудные" дети всегда являются для взрослых некой загадкой.
Успешной адаптации проблемных детей в школе и вне её, организации доверительных отношений (ученик - учитель - родитель) способствует включение проблемного воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к проблемным детям, формирования у них объективной самооценки.
Для того, чтобы реализовать все перечисленное на практике необходимо педагогическое мастерство. В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Мы соглашаемся с мнением ученых, которые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией, также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. "Открытие, сделанное ученым, - писал В.А.Сухомлинский, - когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях, в живом порыве мыслей и эмоций, предстает перед учителем как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя".
Поэтому и возникло название методической разработки - «Калейдоскоп идей»: когда опыт работы, педагогическое чутье и живое участие детей подсказывают учителю, что настало время применить тот или иной метод.
Как в калейдоскопе хаотичное движение разноцветных кусочков рождает узор, так и ежедневный труд учителя формирует детский коллектив, в котором каждый любим и значим.
1 сентября. Первый звонок. Девочки в огромных бантах, мальчики в белых рубашках. Все красивые, радостные, но немного робкие заходят в свой первый класс. Вот первый урок. Сидят, слушают, никто из детей не выделяется. После первого урока родители решили устроить детям праздник. Наблюдаю за детьми, вот где стали проявляться характеры детей: застенчивый, неуверенный, агрессивный, тревожный. Сразу проявляются проблемные дети – все они нуждаются в поддержке взрослых.
Первый вид работы «Фотоколлаж»
Цель работы: оказать помощь проблемным детям, дети делятся своими представлениями о себе, раскрывают свои таланты и способности, которые делают их особенными, не похожими на других. Для себя я открываю, чем увлекаются ребята: кто рисует, поет, занимается спортом. А также ищу общие интересы детей, чтобы сложным детям помочь найти общие темы для общения. У детей формируется умение выражать свои чувства, навыки коммуникативного общения. В классе складывается доброжелательное отношение детей друг к другу.
Создание коллажа объединяет всех участников образовательного процесса: детей, родителей, учителей. Проводится во второй половине дня. По времени проведение – длительное мероприятие, которое содержит несколько этапов.
Первый этап
На первой неделе.
В течение первой недели ребята собирают ненужные журналы, календари, иллюстрации, фото, картинки, которые отвечают на вопросы: любимое время года; на какое животное, цветок похож; любимый вид спорта; любимый цвет; какую работу будет делать, когда вырастет; что сейчас удается лучше всех; любимые игры, мультфильмы; чему хочет научиться. В этом им помогают родители. Ребята выбирают самую любимую фотографию.
Второй этап
На второй неделе.
Ребята приклеивают на заранее приготовленный лист в центр свою фотографию. Затем украшают коллаж картинками, фигурками и рисунками. Каждую картинку необходимо обсудить («Почему выбрана именно эта картинка?»).
Третий этап. Заключительный
На третьей неделе.
Презентация работы.
Каждый ребенок представляет коллаж и рассказывает о себе. Другие ребята слушают, говорят приятные слова, задают интересующие вопросы.
После завершения этого длительного мероприятия работы необходимо развесить по стенам. В дальнейшем дети могут улучшать коллаж по своему желанию.
Уроки литературного чтения с элементами театра
Задачи:
- Развивать сферу чувств, соучастие, сопереживание.
- Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.
- Учить выражать ясно для окружающих свою мысль, эмоцию.
- Учить навыкам общения и коллективного творчества.
- Развивать внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции.
Театральное действие – самый наглядный и эмоциональный способ нравственного и эмоционального воспитания детей.
Ребята сразу полюбили уроки, во время которых класс превращается в театр, а одноклассники становятся героями замечательных книг. Для того, чтобы вжиться в образ героя, ребята очень тщательно работают над авторским текстом, подмечая даже самые малозаметные черты характера своего персонажа. Каждый может попробовать себя в роли положительного и отрицательного героя. Ребята самостоятельно продумывают образ героя, подбирают костюм, грим. Для полной достоверности артисты рисуют атрибуты и декорации. Каждая группа трудится самостоятельно.
Артисты, костюмы, декорации готовы. И вот происходит удивительное превращение. Маленькие человечки готовы рассказать о себе в различных инсценировках. Храбрые хоббиты, озорной Карлсон и грозная домоправительница Фрекен Бок оживают…
Каждый артист становится доброжелательным критиком и внимательным зрителем. Обсуждая увиденное, ребята учатся анализировать, доказывать свое мнение.
Но самый главный результат представления – эмоциональный отклик, рождающийся в душе каждого ребенка.
Музей Винни-Пуха.
На уроках литературного чтения изучаем смешную историю А. Милна «Винни-Пух и все, все, все…». Ребята читают отрывки из книги, пересказывают, говорят о разных характерах героев, рисуют героев, смотрят мультфильм, прослушивают аудиозапись песенок в исполнении Евгения Леонова, инсценируют. В процессе чтения, приходят к выводу, что Пятачок – хороший друг, фантазер, трусоват, но хочет это скрыть. Винни-Пух - внимательный, любознательный, решительный, но маленький и глупенький, очень переживает из-за этого. Они друзья.
Приходит идея создать музей таких хороших и верных друзей. Ребята приносят рисунки героев, а также всевозможные предметы, где изображены герои этой замечательной книги, сочиняют про них загадки, ребусы, кроссворды.
Загадки
- Он все песенки поет,
Да мед из горшка жует. (Винни-Пух)
- Дрожит как лист осиновый
Он в доме у себя.
Но станет он решительным,
Когда кругом друзья. (Пятачек)
- Ох, и мудрая она!
Хвостик ослика нашла. (Сова)
- Он смелый и отважный,
Хотя еще и мал. (Ру)
- Пушистый и мохнатый,
Немного глуповатый,
Но самый лучший в мире друг,
Лучше не найдешь вокруг. (Винни-Пух)
Ребусы:
БЕСЕДЫ
Цель беседы: научить ребенка размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера. Способствовать глубокому проникновению в себя и в сложный мир межличностных отношений. Темы бесед тесно взаимосвязаны. Беседы о красоте учат видеть и ценить красоту, избегать безобразия. Беседы о нравственности учат правилам нравственного поведения, помогают ребенку разобраться в проявлениях добра и зла. Беседы о воле раскрывают значение волевых качеств как некой силовой составляющей, с помощью которой достигается красота, как в человеке, так и в окружающем мире. Беседы о мышлении предлагают ребенку научиться правильно пользоваться умом, лучше узнать о возможностях умственной деятельности. Беседы о мудрости знакомят ребенка с жизненным опытом человечества. Для таких бесед использую краткие произведения, рассказы и сказки нравственно-поучительного характера.
Каждая беседа строится по плану.
- Начинать беседу следует с заготовленных кратких тезисов, соответствующих теме.
- Словарная работа. Затем кратко раскрывается смысл затрагиваемых понятий с применением слов и выражений, доступных для детского понимания.
- Раскрытие темы. Живая беседа с детьми.
- Чтение кратких, динамичных и доходчивых произведений-миниатюр по обсуждаемой теме. Вся сюжетная линия каждого произведения служит определенной воспитательной задаче, а жанр во многом определяется темой: это может быть как лирическая сказка, трогающая душу, так и правдоподобный рассказ для ума.
- Закрепление. Усвоению и закреплению материала способствуют вопросы. Вопросы необходимо задавать так, чтобы ребенок мог выходить за рамки сюжета. Чтобы мог найти аналогию в реальной жизни, выработать разумное мнение и отношение, принять самостоятельное взвешенное решение применительно к окружающей жизни.
Тема беседы о нравственности: «Стараться видеть хорошее в других».
Ход беседы:
- Тезис.
Существует выражение «Иметь злой глаз или добрый».
- Словарная работа.
«Иметь добрый глаз» - это значит стараться по-доброму смотреть на других, больше замечать красивое и хорошее вокруг себя, а плохое стараться не замечать. Но есть люди, которые имеют «злой глаз» (злой взгляд) на окружающее. Как вы думаете, когда говорят, что у человека «злой глаз»? Они с удовольствием высматривают в других все плохое и отрицательное, любят находить в людях недостатки. Человек со злым глазом часто недоброжелателен и эгоистичен, он старается найти в других недостатки и все нехорошее, чтобы потом дразнить и ругать.
- Тезис «Каждый человек всех судит по себе»
- О чем думает добрый человек? А злой?
Добрый человек думает, что вокруг него много добрых, а злому человеку кажется, что вокруг него много злых. Жадный думает, что кругом много жадин, противный и неприятный человек думает, что вокруг много противных и неприятных.
- Текст сказки «Непредсказуемый страус». См. Приложение № 1.
- Вопросы для обсуждения.
- Получил ли пользу Страус от своего злого глаза? Помогал ли злой глаз ему по жизни?
- Много ли друзей у того, кто в других замечает только плохое?
- Каким стал страус после того, как перестал видеть своим глазом? (Добрее, доброжелательнее, дружелюбнее)
- Вы хотите, чтобы другие люди в вас замечали только плохие качества или хотите, чтобы видели побольше хорошего?
- Будет ли добрый, доброжелательный и дружелюбный человек искать в другом что-нибудь плохое?
- Вывод.
Каждый человек должен стараться видеть достоинства, хорошие, положительные качества в других людях, замечать в первую очередь все красивое в людях.
Проектная работа
Журнал
Одна из форм работы с детьми - это проектная работа. Многие учителя в своей работе используют устный журнал – это серия коротких выступлений на темы окружающей жизни, науки, искусства, литературы.
Учащиеся 3-4 классов сами выпускают журналы. Это групповая работа, в которой ребята, объединяясь по интересам, создают свой собственный журнал. Для этого необходимо проводить предварительную работу. Узнать, какие журналы читают современные дети, принести их в класс, рассмотреть. Сейчас очень много занимательных, развивающих журналов для детей, которые посвящены разным темам. Дети не всегда горят желанием искать ответы на возникающие у них вопросы в учебниках или толстых энциклопедиях. Журналы помогают получать знания в увлекательной форме.
Итак, ребята делятся на группы по интересующей теме. Учитель следит, чтобы в группах не было конфликтов, распределяет детей.
Каждая группа, выбрав тему журнала, придумывает название: «Клуб мальчишек», «Пан шутник», «Ребята и зверята» и т.д. Вы видите, как разнообразна тематика журналов.
Для выпуска журнала в каждой группе создается редколлегия, где есть главный редактор, корреспонденты (сколько страничек, столько и корреспондентов), художники - оформители, фотокорреспонденты. Ребята сами распределяют обязанности, за которые несут ответственность. Учитель наблюдает и корректирует работу детей. Журнал издается по всем правилам: яркая красочная обложка с названием, перечень содержания материала, изложение основного материала, объединенного одной темой, ребусы, кроссворды, детские анекдоты, раскраски. И, с моей точки зрения, самая любимая страница – последняя, которая содержит информацию об издателях журнала и «издательстве». С какой гордостью ребята пишут свои фамилии напротив должностей ответственных за журнал!
При подготовке журнала используется различная литература, материалы периодической печати, технические средства. Когда все странички собраны, ребята презентуют свой журнал. Журнал представляет главный редактор, знакомит с обложкой и содержанием. Его помощники – корреспонденты по очереди раскрывают содержание своих страничек, используя различные формы презентации: рассказ, беседа, викторина, загадки и т.д.
В процессе ознакомления могут быть использованы и компьютерные технологии (мультимедийная презентация).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ведущих идей учебно-методического комплекта «Школа России» (под редакцией А.А.Плешакова) на уроках
Статья из опыта работы раскрывает принципы и формы организации образовательного процесса...
Методический сборник рекомендаций родителям младших школьников в реализации развивающих идей ФГОС.
Предлагаемый материал включает методические советы для родителей в помощь по воспитанию детей. Тесты, анкеты, алгоритмы, памятки помогут родителям объективно оценить уровень требований к детям и сдела...
Выступление на межмуниципальном семинаре методических идей "Достижение оптимальных результатов в воспитании обучающихся как средство реализации ФГОС НОО"
В настоящее время в образовании происходят серьёзные перемены, связанные с переходом на обучение по ФГОС НОО. Сейчас системно-деятельностный подход реально пришёл в образование, и формирование новой л...
Методический сборник рекомендаций для родителей учащихся младших классов с целью реализации развивающих идей ФГОС.
В данном методическом сборнике для родителей учащихся начальной школы помещены советы, рекомендации, памятки в помощь воспитанию. Они будут полезны для изучения материалов как молодыми род...
Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "
Проектная деятельность в начальной школе в настоящее время является актуальной. В работе с младшими школьниками я считаю её альтернативой игровой деятельности. Вместо усвоения ...
Доклад к педсовету "Развивающее обучение: идеи,технологии,методическое обоснование"
Развивающее обучение - методологическая основа стандартов нового поколения. Позиция учителя и ученика в в системе развивающего обучения. Приёмы способствующие проведению эффективног...
Методическая разработка классного часа "Мы идем в театр"
Классный час разработан для обучающихся начальной школы. Он в увлекательной форме знакомит ребят с правилами поведения в театре....