Методический сборник рекомендаций родителям младших школьников в реализации развивающих идей ФГОС.
методическая разработка (2 класс) по теме

Кирпичникова Галина Николаевна

Предлагаемый материал включает методические советы для родителей в помощь по воспитанию детей. Тесты, анкеты, алгоритмы, памятки помогут родителям объективно оценить уровень требований к детям и сделать соответствующие выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_pomoshch_roditelyam_po_vospitaniyu_detey.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методические советы  по  воспитанию детей (памятки, анкеты, тесты, алгоритмы, листы самооценки, тематика бесед по духовно-нравственному воспитанию)
Родителям первоклассника
  • Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
  • Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.
  • Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.
  • Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.
  • Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.
  • Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.
  • Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.
  • Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.
  • После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).
  • Во время приготовления уроков не сидите •«над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.
  • Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.
  • Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.

Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе!

Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

                                                                Памятки

«Это важно помнить родителям»
Правило 1. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа. 
Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

«Памятка  родителям  первоклассников»

1.Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьёзное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положении и деятельности.

2.Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3.Ваш ребёнок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно. Каждый человек имеет право на ошибку.

4.Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5.Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения. Если, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними в первом классе.

6.Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха. В каждой его работе обязательно найдите то, за что можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо») способны заметно повысить интеллектуальный уровень человека.

7.Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.

8.С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.

9.Учение – нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий.

  «Алгоритм встреч с родителями»

1.Что я хорошего могу сказать об ученике по вопросу воспитания у него нравственных ценностей.

2. Каких нравственных принципов следует придерживаться классному руководителю во взаимодействии с родителями по воспитанию нравственных ценностей у учащихся.

3. Что беспокоит классного руководителя в становлении у школьника нравственных ценностей.

4. Каковы, по нашему общему мнению, причины отрицательного факта в воспитании нравственных ценностей у младших школьников.

5. Какие меры необходимо предпринять со стороны классного руководителя и со стороны родителей по воспитанию нравственных ценностей у младшего школьника.

 «Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста»

Методы воздействия можно разделить на два класса:

- влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи,

- влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:1. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

«Уровни нравственной воспитанности»  (методика М.И. Шиловой)

Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств

Патриотизм:

1                          2                      3

а) отношение к родной природе

б) гордость за свою страну

в)служение своему Отечеству

г)забота о своей школе

д) познавательная активность

 «Тематика бесед с родителями по вопросам семейного воспитания»

«Семья и духовное развитие младших школьников»,

 «Родители - советчики, родители - мои друзья»,

«Роль семьи в формировании нравственных ценностей детей»,

«Роль семьи в формировании положительной «Я» концепции»,

«Роль семьи в проявлении детской агрессивности и сохранении нравственного здоровья», «Акцентуации характера».

 «Памятка при проведении беседы с обучающимися»

При постановке вопросов в беседах на моральные темы  придерживаюсь следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Анкета для учащихся (1 класс)

Какие занятия по внеурочной деятельности в 2012-2013 учебном году  ты хотел бы посещать:

  1. Секреты мастеров
  2. Волшебный карандаш
  3. Проектная деятельность
  4. В гостях у сказки
  5. Цветок здоровья
  6. Этикет поведения и общения
  7. Математика и конструирование
  8. Чемпион
  9. Самоделкин
  10. Театральная деятельность
  11. Если хочешь быть здоров – правильно питайся
  12. Хор

Исследование самооценки детей «Мои  достоинства и недостатки»

 (Для изучения самооценки использовала  методику А.И. Липкиной «Три оценки». Проводится при помощи теста «Оцени себя»)

                                                        Описание

Ученикам предлагается набор положительных и отрицательных качеств и шкала — вертикальная линия, в верхней части которой располагаются положительные значения, а в нижней — отрицательные. Даются слова, образующие отдельные качества личности:

аккуратность, беспечность, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, застенчивость, злопамятство, искренность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадание, стыдливость, терпеливость, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

 В начале тестирования внимание детей обращаю только на список оцениваемых качеств, из которых они выбирают по 5–6 самых привлекательных и самых непривлекательных. После того как эти качества отобраны (выписаны или подчеркнуты в списке), ученикам предлагаю оценить себя.

 «Анкета «Оцени себя сам»

 Обучающимся предлагается выполнить учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

 1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

 2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

 3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

 Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

 — совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

 — характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы,

б) любая другая аргументация;

 — устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

 «Сводный лист»

В классе … обучающихся. Отмечаются следующие результаты по уровню воспитанности.

 Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции (чел.)

Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны (чел.).

Средний уровень воспитанности (от 21 до 30 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована(чел.)

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции ( чел.).

 «Портрет  выпускника начальной школы»

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
  • деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий  и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый  самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный,  умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий  правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает:

1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы в классе у вас заболела учительница, и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

6. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?

7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.

Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть "по правилам" не только со сверстниками, но и с взрослыми.

Если результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью к специалистам. Может быть, в вашем детском саду есть психолог, который ответит на все ваши вопросы, развеет ваши сомнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ведущих идей учебно-методического комплекта «Школа России» (под редакцией А.А.Плешакова) на уроках

Статья из опыта работы раскрывает принципы и формы организации образовательного процесса...

«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения»

Собрание родителей будущих первоклассников, которое проводится в апреле текущего года. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы учителя, б...

Нравственное воспитание младших школьников в реализации развивающих идей ФГОС НОО

Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много. Материальные ценности явно преобладают  над духовными, поэтому моло...

Методический сборник рекомендаций для родителей учащихся младших классов с целью реализации развивающих идей ФГОС.

В данном методическом сборнике для родителей учащихся начальной школы помещены  советы, рекомендации, памятки в помощь воспитанию. Они будут полезны  для изучения материалов как молодыми род...

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках по окружающему миру в начальной школе.

Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках по окружающему миру в начальной школе. ...

Поисково-исследовательская деятельность учителя и ученика как важное средство реализации развивающих идей ФГОС НОО

Говоря об эффективности использования поисково-иссследовательской деятельности, необходимо прежде всего сказать о том, что начальная школа - основа успешности всей школьной жизни. Там, где учитель, та...