Региональный Конкурс методических идей «Советы наставника» Номинация «Методические советы учителю при подготовке и проведению родительского собрания».
статья (3 класс)
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
Одним из направлений работы классного руководителя является взаимодействие с родителями учащихся. Связь семьи и школы позволяет организовать единое воспитательное пространство, основанное на взаимопонимании, доверии и сотрудничестве.
Наиболее распространённой формой является родительское собрание. Сейчас, изучив множество теоретической и практической литературы по данному направлению, ознакомившись с имеющимися наработками моих коллег (психологов и педагогов), сформировав свою «копилку» методических приемов по взаимодействию с родителями на собрании, я могу поделиться опытом с начинающими педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodcheskie_sovety_k_roditelskomu_sobraniyu.docx | 53.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Региональный Конкурс методических идей «Советы наставника».
Номинация:
«Методические советы учителю при подготовке и проведению родительского собрания».
Работу выполнила
учитель начальных классов
филиала МБОУ Сосновской СОШ №2
имени кавалера ордена Мужества
И.Ю.Уланова
Зеленина Ольга Александровна
2023 год
Пояснительная записка
За последние годы в России произошли политические и экономические изменения, сказавшие существенное влияние на все стороны жизни общества.
Семья как социальный институт общества особенно чувствительна ко всякого рода кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности.
Ситуация настоящего переходного периода требует от семьи пересмотра своей традиционной функциональной стратегии, в том числе и в сфере воспитания. Ставя перед собой цель-подготовить ребенка к безболезненному и органичному включению во взрослую жизнь.
Основным принципом является принцип личностно-ориентированного воспитания.
Именно школа может помочь родителям в воспитании детей, помочь разобраться в изменившейся ситуации, так как именно школа является посредником в воспитательной функции между ребенком и обществом.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.
Актуальность
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
Одним из направлений работы классного руководителя является взаимодействие с родителями учащихся. Связь семьи и школы позволяет организовать единое воспитательное пространство, основанное на взаимопонимании, доверии и сотрудничестве.
Наиболее распространённой формой является родительское собрание. Сейчас, изучив множество теоретической и практической литературы по данному направлению, ознакомившись с имеющимися наработками моих коллег (психологов и педагогов), сформировав свою «копилку» методических приемов по взаимодействию с родителями на собрании, я могу поделиться опытом с начинающими педагогами.
При подготовке к собранию учитель чётко должен определить цель, зачем он проводит собрание и каких результатов хочет добиться. Хочу сказать молодому специалисту, что цель может быть общая и частная.
Цель:
Общая.
Согласование, координация, интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно-чистой, физически здоровой личности ребенка.
Повышение педагогической культуры родителей.
Повышение активности в жизни класса.
Повышение ответственности за воспитание учащихся.
Частная.
Повышение педагогической культуры родителей по конкретному вопросу.
Сплочение родительского коллектива.
Вовлечение пап и мам в подготовку конкретных мероприятий.
Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей.
Пропаганда успешного опыта семейного воспитания.
Профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери.
Подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие, год.
Важно поставить задачи родительского собрания:
-создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем;
-изучить ожидания родителей;
- ознакомить родителей с основными направлениями воспитательной деятельности в образовательного учреждении;
-совместно обсудить ( н-р, причины детской агрессии, проблему поощрения и наказания);
-предложить (н-р, практические рекомендации по воспитанию у ребёнка доброжелательности, практические советы по адаптации ребёнка к школе);
-показать (н-р, родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой темы);
-способствовать (н-р, приобретению практических знаний по развитию эмоций мл. школьников);
-познакомить(н-р, с методами и приёмами развития внимания у детей);
-убедить (н-р, родителей в необходимости формирования привычки выполнения режима дня);
-настроить (н-р, родителей на понимание трудностей при обучении детей-левшей);
-способствовать (н-р, развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье);
-продемонстрировать (н-р, родителям достигнутые успехи детей во внеурочное время).
По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими и итоговыми.
Текущие родительские собрания -это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проведённых внеклассных мероприятий, конкурсов.
Тематические – это собрания, которые посвящены актуальной теме, в обсуждении которой заинтересованы большинство родителей.
Итоговые – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива, в соответствии с поставленными задачами на предыдущих собраниях.
Я на первом собрании четко сообщаю сроки проведения родительских собраний, знакомлю с расписанием всех видов сотрудничества на учебный год. Это очень дисциплинирует родителей и даёт понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет сотрудничеству большое внимание.
Основные этапы подготовки и проведения собрания.
Важный этап - подготовка к собранию. Учитель должен:
- Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания.
- Уточнить регламент, продумать ход собрания.
- Разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание.
- Продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе.
- Продумать выставочный или информационный материал.
- Определить, кого из учителей – предметников или других специалистов можно пригласить.
- Продумать свой внешний вид – это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножко праздник.
Подготовить:
- Выставки творческих работ учащихся (поделки, рисунки, фото, сочинения).
-На доске – цветным мелом тема и эпиграф к собранию.
-Таблицы и диаграммы с результатами проведенных микроисследований.
-Плакаты с памятками для родителей.
-Бумага, карандаши, ручки.
-Расстановка мебели (в соответствие с замыслом собрания).
-Классные газеты.
-Фонограммы мелодий.
-Видеозаписи о жизни класса.
-Фотография класса.
-Выставка методической литературы
Продумать этапы проведения собрания.
Вступительная часть.
Учитель встречает родителей при входе в кабинет. Предлагает ознакомиться с выставками литературы и творческих работ учащихся.
Родители занимают свои места.
Во вступительном слове классный руководитель оглашает повестку дня собрания, цели и задачи собрания, порядок совместной работы. Подчеркивает актуальность вопросов, представляет приглашенных.
Уже в первые минуты собрания родители должны быть заинтересованы, мобилизованы и готовы к активному участию в собрании.
Основная часть.
Реализация главного замысла собрания. В этой части излагается наиболее важная информация, происходит ее коллективное обсуждение, совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.
Заключительная часть.
Принятие решения. Анализ происшедшего на собрании. Дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания и утверждается с поправками.
Примерный режим родительского собрания.
-Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Идеальная продолжительность 40 минут.
-Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) – 5 мин.
-Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи – 5-7 мин.
-Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным – 10-15 мин.
-Обсуждение проблемы родителями - 20 мин.
-Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
Существуют разные формы проведения родительских собраний.
Часто перед педагогами в период подготовки к родительскому собранию встает вопрос: как построить собрание, какую форму для проведения лучше всего выбрать? О формах проведения собраний достаточно много написано в специальной литературе. Можно использовать только одну форму, можно взять несколько на одном собрании. Главное - не переборщить, да и выбранная тема собрания должна соответствовать форме проведения.
Я предлагаю молодому специалисту интересные формы проведения родительских собраний, которые я применяю в своей практике и которые дают положительный результат.
Одной из самых распространенных форм общения с родителями является беседа.
Один из вариантов толкования слова «беседа» - это «официальный разговор». Именно так и следует воспринимать родительское собрание в форме беседы. Происходит официальный разговор учителя и родителей на данную тему.
Еще одна важная форма, без которой невозможно представить современное родительское собрание — это собрание дискуссия.
Такую форму проведения родительского собрания можно использовать, если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей. В этом случае сокращается выступление учителя на собрании, а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения.
Круглый стол – это, по сути, собрание-беседа, на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Чтобы оправдать такую форму проведения собрания, участники собрания могут располагаться за «круглым» столом. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания.
Семинар – групповые практические занятия под руководством педагога. На родительском собрании, проводимом в форме семинара, учитель выступает в роли преподавателя, а родители – в роли детей, которые коллективно пытаются решить ту или иную поставленную задачу практическим путём.
Тренинг – это система тренировок. Это активная форма работы с небольшой группой родителей, состоящей из 10-12 человек, которые хотят изменить или улучшить взаимодействие с ребёнком, сделать его более доверительным.
Деловая игра – это такой вид деятельности, когда поставленная проблема решается в процессе игры, а её участники примеряют на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами своих детей. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько её решений.
Собрание-конкурс. Название такого родительского собрания говорит, что на нём будет организованно соревнование кого или чего-либо, например, отцов, идей, или работ, или семейных достижений с целью выявления лучших участников.
Собрание-презентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления, вновь созданными печатными изданиями, учебными пособиями и другим. Презентации желательно проводить с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов.
Вечер вопросов и ответов - вполне понятная форма проведения родительского собрания. Родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, а участникам собрания остаётся выбрать наиболее характерные и интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них ответить.
Каждую такую разработку родительского собрания других авторов (пусть даже очень качественно составленную) мне всегда приходилось переделывать, «подгонять» под себя. Как показывает опыт, каждая аудитория родителей индивидуальна, и что подойдет для одних, может совершенно не пригодиться в работе с другим родителями.
Хочу поделиться с молодыми учителями отдельными методическими приемами, которые позволяют повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:
– создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,
– вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,
– предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом.
-Приглашения-открытка родителей на собрание, сделанное детьми;
-Анкеты для родителей;
-Памятки для родителей;
-Вручение поздравительных писем за победу их детей на конкурсах;
-Копилка родительского опыта (обмен мнениями родителей);
-Клубок проблем (родитель, не называя себя пишет на листке волнующую проблему, все участники собрания стараются её решить);
-Тренинговый практикум (родители проигрывают упражнения в ходе собрания);
Методические приемы используются на определенном этапе родительского собрания (мотивационном, диагностическом, основном – при изучении теоретической информации и отработке практических навыков, а также заключительном – рефлексивном). Я стараюсь использовать активные методы работы с родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего.
Мотивационный этап родительского собрания.
Эффективна, на мой взгляд, демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением.
https://yandex.ru/video/preview/16012020773989618099
-«Все оставляет след»,
- «Индивидуальный подход»,
- «Не слушайте мнения окружающих».
Мудрые изречения философов, цитаты писателей можно применять для оформления тематического стенда или памятки к родительскому собранию – как главную мысль всей представленной информации.
Цитаты:
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».
–Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку, предложенный педагогом-психологом Цветковой С. в статье «Вопросы воспитания в картинках» газеты «Школьный психолог».
Сопроводительный текст:
- Говоря о методах воспитания детей, мне хочется, чтобы вы сегодня определили для себя один из главнейших принципов воспитания. Для этого посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин?
- На первой картине изображен сюжет басни С. Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой каждый запряженный тянет в свою сторону. Каждый из них старается, «вылезая из кожи вон», но воз так и не сдвинется с места. На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия (родители).
- С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?
Родители высказывают свои предположения.
- Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов, собственного желания. В подобной ситуации все члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра – другого, после завтра – третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.
Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слажено, сообща, двигаясь к одной цели – гармоничному развитию ребенка. В этой семье соблюдается главный принцип воспитания – согласованное последовательное предъявление требований к своему малышу. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, т.к. всегда знает, как поступят его родители.
Диагностический этап родительского собрания.
Ведя разговор с родителями о той или иной проблеме (детской агрессивности, тревожности, психологической готовности к школе и т.д.), хочется, чтобы разговор этот был предметным, чтобы родители, хотя бы ориентировочно, представляли себе, имеются ли описываемые трудности у их ребенка. Ведь, не все родители критичны сами к себе и своему чаду, не всегда способны увидеть имеющуюся у них проблему в семье, в процессе построения взаимоотношений с ребенком. У других родителей просто может не хватать специальных знаний для объективной оценки ситуации.
В связи с чем, я использую на родительских собраниях экспресс-анкеты.
Для того, чтобы родители были искренни в ответах на вопросы анкеты, перед проведением анкетирования им необходимо дать установку о том, что полученные в ходе диагностики данные будут известны только им, и озвучивать их для всей аудитории нет необходимости.
Получив конкретную информацию о себе и своем ребенке по итогам анкетирования, родители, быстрее прислушаются к словам педагога и с большим желанием примут во внимание его рекомендации.
Тема собрания «Мой ребёнок становится трудным» - анкета:
1.Что вы понимаете под словами «трудный ребёнок»?
2.Как вы думаете, почему ребёнок становится трудным?
3. Если у вас в общении появляются трудности, как вы их решаете?
4.Как вы считаете, чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?
5. Какие меры воспитания вы могли бы предложить родителям, у которых возникли такие трудности?
Основной этап родительского собрания – изучение теоретической информации.
Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Без раскрытия основных теоретических положений по той или иной проблеме невозможно ее правильное понимание. На родительском собрании я знакомлю родителей с основными понятиями, раскрывающими затрагиваемую проблему. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, необходимо подойти к вопросу творчески.
Существует ряд приемов нестандартной подачи теоретической информации.
Я применяю упражнение «Портрет «особого» ребенка» (предложенный авторами Лютовой К.К. и Мониной Г.Б. для работы с родителями детей, имеющих трудности в развитии).
На доску вывешивается схематичное изображение «особого» ребенка, например, агрессивного (тема родительского собрания – «Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения»).
Родителям, еще до предоставления педагогом теоретической информации по теме, предлагается самим попробовать составить портрет такого ребенка – описать его внутренний мир, а также внешние проявления поведения. Полученное описание при необходимости корректируется педагогом и дополняется неизвестной родителям информацией.
Основной этап родительского собрания – отработка практических навыков.
Очень часто у работающего с родителями педагога возникает вопрос, как правильно дать им рекомендации, чтобы к ним прислушались, приняли во внимание, а также реализовали на практике?
Опыт показывает, простое перечисление педагогом рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и эффективных) не оставит и следа в сознании взрослых. Это знание не будет их личным, пока не будет прочувствовано на собственном опыте. Только вовлекшись в непосредственное обсуждение, «примерив» воспитательную ситуацию на себя, родитель может понять положительные и отрицательные моменты тех или иных педагогических воздействий.
Стандартным упражнением для выработки и обсуждения оптимальной педагогической стратегии взаимодействия с ребенком является упражнение «Обсуждение проблемных ситуаций». При обсуждении типичных и нетипичных педагогических ситуаций ненавязчиво педагог дает понять родителям, как необходимо поступать в той или иной ситуации. Каждому педагогу необходимо накапливать «копилку» подобных воспитательных задач для родителей, которые он в дальнейшем будет применять на собраниях.
Например:
Определите стиль воспитания в семье.
Ситуация 1.
Родители ругают ребенка, уверяя, что они знают, о чем он думает и чего хочет, утверждают, что не допустят проявления у него дурных качеств (лень, азарт, неряшливость и т. д.), хотя реально ничего такого у ребенка не наблюдалось.
Ситуация 2.
Родители исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребенок знают жизнь, опытнее его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить своему детищу и лучшее решение любых проблем, беря все трудности на себя и лишая его права выбора.
Ситуация 3.
Родители считают, что ребенок способен вырасти сам по себе. Существует радио, телевидение, детские учреждения, и то хорошее или злое, что заключено в человеке, неизбежно себя проявит, поэтому нет смысла прилагать воспитательные усилия и брать на себя ответственность за его судьбу.
Ситуация 4.
Ребенком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Игнорируются и не принимаются во внимание любые просчеты и проступки ребенка. Любые его желания оказываются в центре внимания и сиюминутно удовлетворяются.
Определите трудности, возникающие у ребенка при подготовке к школе.
Ситуация 1.
Мама Игоря уверена, что мальчик имеет достаточный запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с сыном она узнала, что у него нет желания идти в школу.
Ситуация 2.
Бабушка рассказывает о Коле, как о довольно развитом мальчике. К моменту поступления в школу он умеет читать, знает много стихов. Но на занятиях в детском саду Коля нарушает дисциплину: вертится, отвлекается, не слушает объяснений воспитателя.
Ситуация 3.
Мама Веры рассказывает: “С двух лет она росла среди детей, но все равно остается очень несмелой, робкой. На занятиях в саду не отвечает, пока воспитатель не спросит. От ребят из своей группы старается держаться подальше”.
Мне очень нравится приёмы: рубрики «Обсудите вместе с детьми», « Книжная полка родителей», такие рубрики уместны на каждом собрании. Я рекомендую использовать приём «Волшебная шкатулка», дети к собранию пишут письма о том, что их тревожит своим родителям и опускают их в шкатулку. Эти письма вручаются родителям на собрании. Такой приём повышает посещаемость собрания.
Использую приём «Скорая помощь» (родители, работая в группах, разрабатывают всевозможные приемы профилактики и коррекционного воздействия на ребенка с той или иной проблемой),
Рефлексивный этап родительского собрания.
В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, педагог вновь может обратиться к метафоре – прочитать притчу или произнести цитату, философское высказывание.
Я же в свой практике часто использую упражнение «Сундучок с полезностями». Перед своим выступлением раздаю каждому пришедшему на родительское собрание листок и предлагаю заполнить его в течение нашей встречи разнообразными советами, рекомендациями, памятками, интересными приемами работы с детьми и т.д.
По окончании родительского собрания акцентирую внимание на том, чем наполнился «Сундучок» в ходе нашей встречи, а также призываю не останавливаться на достигнутом и продолжать пополнять его дальше.
Практически каждое родительское собрание я завершаю раздачей памяток родителям, в которых отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации.
Мне очень нравится на рефлексивном этапе использовать приём «Подарок».
Цель: положительное завершение встречи, рефлексия. Передаем по кругу волшебную палочку.
- Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!
Также поощряю активных родителей в различной форме: грамоты, сувениры, сделанные руками детей, именные стенгазеты, концертная программа.
Понятно, невозможно описать все имеющиеся методические приемы для повышения эффективности родительского собрания. Педагог же, работая с родителями, должен постоянно вести поиск подобных приемов для использования их в своей практике.
Современные технологии организации воспитательного процесса имеют в своем арсенале активные методы и приемы взаимодействия, позволяющие родителям принимать непосредственное участие в жизнедеятельности класса, школы, быть активными в оказании помощи и решении проблем.
Одной из таких технологий является «Кейс-метод».
Приведу пример недавно проведённого мной родительского собрания в 3 классе. Сценарий родительского собрания на тему:
Подготовительная работа к собранию: Класс: 3
-анкетирование учащихся и родителей;
-подготовка ситуаций для анализа;
-подготовка теоретического материала для выступления;
-подготовка памятки для родителей.
Тема: "Поощрения и наказания в семье".
Цель: формирование у родителей представлений о понятии поощрения и наказания ребёнка в семье.
Задачи:
-обсудить проблему поощрения и наказания в семье;
-формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье.
Ход родительского собрания
1. Введение кейса и постановка основных вопросов, которые нужно решить.
На данном этапе учитель приветствует родителей, сообщает тему родительского собрания и показывает результаты проведенного на прошлой неделе анкетирования детей, посвященного теме поощрение и наказание ребёнка в семье. При ознакомлении с результатами анкетирования хочется отметить, что в семьях, где родители неумело пользуются поощрением и наказанием, уровень тревожности у детей гораздо выше, а результаты учебной деятельности ниже. Далее учитель предлагает родителям разделиться на 3 группы.
2. Анализ ситуации.
Итак, уважаемые родители, мы с вами уже выяснили, что принуждение как метод воспитания, не всегда играет положительную роль. Для того, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их.
-Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к более серьезным проблемам.
-Поэтому для того, чтобы вы могли более спокойно решать конфликтные ситуации по вопросу поощрения и наказания ребёнка, я предлагаю потренироваться. Для этого у каждой группы на столах лежит карточка с конфликтной ситуацией, которую вам будет необходимо решить.
-На работу вам дается 5 минуть, если у вас вдруг возникнут вопросы вы всегда можете обратиться ко мне.
Ситуация 1
Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-то другое купите! Вон Ленке родители велосипед купили».
Как можно решить данную ситуацию, не вступая в конфликт с ребенком?
Ситуация 2
Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придёт- начинаю проверять, а он уже спит. На следующий день приходит из школы – опять двойка».
Как можно решить данную ситуацию, не вступая в конфликт с ребенком?
Ситуация 3
Родители постоянно ставили мальчика в угол. Однажды, будучи ещё учеником 2 класса, он сказал папе: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке».
Как можно выйти из данной конфликтной ситуации?
3. Презентация решений по кейсам.
4.Этап общей дискуссии.
Учитель зачитывает выдержки из сочинений детей «Если бы я волшебником». Важным показателем является то, что дети хотят исключить те наказания, от которых сами страдают.
На данном этапе родители вместе с учителем обсуждают, что они могли бы сделать для того, чтобы конфликтных ситуаций было как можно меньше. Далее учитель предлагает родителям организовать встречу с психологом, но уже в следующий раз, и решить каким образом (индивидуально, в группах или же всем вместе) и когда пройдет эта встреча.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
На данном этапе учитель благодарит родителей за работу, выдает памятки и проводит рефлексию «незаконченное предложение»
"Сегодня я понял(а), что…"
"Для того, чтобы решить конфликтную ситуацию нужно..."
"Важно..."
Семь правил успешного проведения родительского собрания
Уважайте!
Помогайте!
Объясняйте!
Доверяйте!
Учитесь!
Спрашивайте!
Благодарите!
Считаю важным, с первого года обучения и воспитания детей в школе, сделать родителей участниками педагогического процесса. Работу с родителями стараюсь вести в целостной системе. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.
Список использованной литературы:
Васильева Е.В. Родительские собрания. ФГОС/ Волгоград: «Учитель», 2017.
Лозовая С.Н. Родительские собрания. Просвещение родителей: о новом стандарте образования./ Волгоград: «Учитель», 2017.
Максименко Н.А. Дарите детям любовь. Лекции и материалы к родительским собраниям./ Волгоград: «Учитель», 2006.Петлякова Е.Н. Инновационные родительские собрания./ М.: «Феникс», 2012.
Советова Е.В. Родительские собрания в начальной школе/ М.: «Феникс», 2014.
Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями // Школьный психолог, 2006, №19.
.Цветкова С. Вопросы воспитания в картинках // Школьный психолог, 2006, №5
Информационные источники:
www.mir.pravo.by/library/edu/roditel/interesudetey
www.uitv.ru/news/incident/2008/04/04/1168/
www.youtube.com/watch?v=QJk9nbfWoA4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика подготовки и проведения родительского собрания
Методика подготовки и проведения родительского собрания. Рекомендации Капраловой Р.М....
Методика подготовки и проведения родительского собрания.
Как правильно подготовить и провести роди тельское собрание, чтобы родители приходили в школу на каждое собрание с ...
Методика подготовки и проведения родительских собраний.
Презентация в помощь классным руководителям...
Рекомендации к подготовке и проведению родительских собраний
Как молодому педагогу подготовиться к проведению родительского собрания - здесь Вы найдете основные элементы подготовки собрания...
Подготовка и проведение родительских собраний
Главной ступенькой сотрудничества родителей и учителя являются классные родительские собрания. Родительские собрания в начальной школе могут проводиться 4-5 раз в учебном году. Для первых ...
Технология подготовки и проведения родительского собрания
Технология подготовки и проведения родительского собрания...
Методика подготовки и проведения родительского собрания по выбору модуля ОРКСЭ родителями (законными представителями) обучающихся 3-его класса
Процедура выбора учебных модулей предмета ОРКСЭ основана на федеральном Регламенте выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модуле...