«Художественное конструирование»
рабочая программа (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennoe_konstruirovanie.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа по внеурочной деятельности
«Художественное конструирование»
Пояснительная записка
Принципиальное отличие новых стандартов второго поколения от существующего стандарта заключается в том, что целью здесь является не предметный, а личностный результат. Во главу угла, таким образом, ставится личность ребенка, а не просто набор дидактических единиц, обязательных для изучения. Это означает, что учитель первой ступени школы ориентирован на отказ от авторитетного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Личностно-ориентированное обучение младших школьников – это обучение, обеспечивающее право каждого школьника на индивидуальное развитие, максимальное раскрытие его психологического потенциала. В связи с введением новых ФОС возникла необходимость разработки образовательных программ внеучебной деятельности.
Для учащихся младших классов я предлагаю программу по внеурочной деятельности «Художественное конструирование» по типу оригами. Эта программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Древнее искусство оригами, изобретённое в Японии, получило широкое распространение по всему миру. Манипуляции с обыкновенным листом бумаги, позволяющие выполнить огромное число фигурок - от элементарных складных конвертов до сложных композиций - вызывают постоянный интерес у детей. Приобретая некоторый тренинг в выполнении простейших предметов, они учатся создавать бумажные игрушки, предметы обихода и забавные мелочи. Одновременно с радостью творчества дети получают дополнительный тренинг кистей и пальцев рук. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчёркивая красоту и калоритность внешнего облика. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умении бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата.
Цель программы:
- Становление активной личности с богатым духовным миром, через вид декоративно-прикладного творчества - художественное конструирование по типу оригами
- Дать элементарные геометрические знания, заложить основы для понимания различных конструкций предметов,
- Научить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия.
Задачи программы
Обучающие:
- Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- Обучение различным приемам работы с бумагой.
- Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к искусству оригами.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая.
Методы работы: словесные, наглядные, практические.
Обеспеченность программы средствами обучения: помещение, инструменты(ножницы, линейки , кисточки), материалы (бумага - белая и цветная, карандаши, краски, гуашь, клей), технологические карты.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения дети должны знать:
- виды бумаги и правила работы с ней;
- обозначения линий, стрелок и другие условные обозначения, принятые в искусстве оригами;
- базовые формы оригами, последовательность их изготовления; основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т.д.)
уметь:
- различать виды бумаги;
- разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;
- определять виды геометрических фигур;
- конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;
- соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе.
Представленная программа рассчитана на один год: 1 занятие в неделю по 1часу. Общее количество часов: 34ч.
Возраст учащихся: младший школьный.
Содержание программы
Учащиеся в доступной форме знакомятся с основными геометрическими понятиями, с историей возникновения искусства оригами и азами бумажной пластики: овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, изучают базовые формы создания моделей. В течении года дети выполняют простейшие модели плоскостного оригами, знакомятся с понятием композиции и основами её создания.
Тема 1. Знакомство с искусством оригами -4ч.
Тема 2. Складывание заготовки пополам по диагонали -7ч
Тема 3. Сгибание заготовки по диагонали, складывание сторон от угла к сгибу-6ч
Тема 4. Сгибание заготовки по диагонали дважды -6ч.
Тема 5 Складывание заготовки вдоль и поперёк,
вкладывание боков -4ч.
Тема 6. Складывание заготовки пополам, сгибание углов и
сторон к середине -1ч.
Тема 7. Сгибание заготовки пополам, складывание углов с
обоих концов -6ч.
.
Тематическое планирование
№ П\П | Темы занятий | Кол-во часов |
1 2 3 4 | Знакомство с искусством оригами -4ч. Виды бумаги Линии горизонтальные, вертикальные, наклонные. Линии прямые и ломаные. Геометрические фигуры. Треугольник. Квадрат.. Пятиугольник. Шестиугольник. Техника складывания. Базовые формы. Условные обозначения. | 1 1 1 1 |
5 6 7 8 9 10 11 | Складывание заготовки пополам по диагонали -7ч Поделка "Лягушка" Поделка "Декоративная рыбка" Поделка "Курочка" Поделка "Голубь" Поделка "Бутон" Поделка "Гвоздика" Поделка "Парусная лодка" | 1 1 1 1 1 1 1 |
12 13 14 15 16 17 | Сгибание заготовки по диагонали, складывание сторон от угла к сгибу-6ч Поделка "Петух" Поделка "Пингвин" Поделка "Гусь" Поделка "Чайка" Поделка "Жар-птица" Поделка "Синичка | 1 1 1 1 1 1 |
18 19 20 21 22 23 | Сгибание заготовки по диагонали дважды -6ч. Поделка "Дом" Поделка "Рыбка скалярия" Поделка "Головастик" Поделка "Жук" Поделка "Бабочка". Поделка "Черепаха" | 1 1 1 1 1 1 |
24 25 26 27 | Складывание заготовки вдоль и поперёк, вкладывание боков -4ч. Поделка "Жаба" Поделка "Рыба" Поделка "Маска зайца" Поделка "Корзина для цветов" | 1 1 1 1 |
28 | Складывание заготовки пополам, сгибание углов и сторон к середине -1ч. Поделка "Попугай" | 1 |
29 30 31 32 33 34 | Сгибание заготовки пополам, складывание углов с обоих концов -6ч. Поделка "Петух" Поделка "Ящерица" Поделка "Лиса" Поделка "Котёнок" Поделка "Рыбка вуалехвостка" Выставка поделок. | 1 1 1 1 1 1 |
Общеразвивающие, досуговые, воспитывающие мероприятия.
№ п\п | Наименование и форма проведения | Цель | Сроки проведения |
1 | Приведение игровой программы по теме «Давайте познакомимся» | Сплочение коллектива | Сентябрь |
2 | Поход на природу по теме «Сбор природного материала | Воспитание любви и бережного отношения к природе. | Сентябрь, октябрь |
3 | Экскурсии:
| Развитие познавательных интересов, расширение кругозора учащихся, воспитание культуры. | Ноябрь Декабрь Февраль |
4 | Праздники:
| Сплочение коллектива, воспитание культуры общения, правила этики. | В течение года |
5 | Конкурс поделок | Оформление выставки | Май |
Диагностическая деятельность по изучению личности воспитанников, детского коллектива, семьи, социально-психологического комфорта образовательной среды.
Форма диагностики | Цель | Сроки проведения |
- Тесты: «Кто я?» - Мои способности - Я и коллектив Анкеты: -Моя семья - Семья и творчество Опросник «Кем быть». | Диагностирование склонностей, интересов воспитанников. Диагностирование психологического климата в коллективе. Диагностирование у воспитанников способности к самопониманию и формированию положительного образа «Я». Профессиональное самоопределение | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Март Апрель |
Данная программа предполагает внесение дополнений и изменений
Используемая литература
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М., "Просвещение", 1992г
- Агапова И.,Давыдова М. 100 лучших оригами для детей., 2008г..
- Черенкова Е. Оригами для малышей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
- Агапова И., Давыдова М. Лучшие модели оригами для детей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
- Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели.- М., "Первое сентября, 2002г
- Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки.- М., "Первое сентября, 2002г
- Интернет. www.origama.ru
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Изд-во "Академия развития", 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное конструирование. Объёмные композиции на основе цилиндра.
Работа по художественному конструированию создаёт прекрасные возможности для интеграции трудового и художественно-творческого процессов. Являясь одним из видов художественного твор...
Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"
Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...
Художественное конструирование по типу оригами.
В данной статье рассказывается об основных приемов складывания заготовок,применяемых для создания разнообразных конструкций из бумаги....
Конспект урока "Художественное конструирование с использованием различных видов соединений.", 3 кл, УМК "Школа России"
1. Тема урока : Художественное конструирование с использованием различных видов соединений.2....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ КОНСТРУИРОВАНИЕМ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Данная статья – рассуждение о влиянии занятий художественным конструированием в объединениях дополнительного образования на развитие творческих способностей, учащихся младшего школьного возраста...
Художественное конструирование из природных материалов
Художественное конструирование из природных материалов...
Конспект урока технологии: "Художественное конструирование с использованием разных видов соединений. Соединяем в цепочку без клея" 2 класс
Цели деятельности учителя: знакомство с изготовлением гирлянды, соединяемой без клея, формирование уменияпланировать предстоящие трудовые умения, умение анализировать объект труда, читать технологичес...