«Художественное конструирование»
рабочая программа (1 класс) на тему

Образовательная программа по внеурочной деятельности "Художественное конструирование" для 1 класса.Эта программа имеет художественно-эстетическую направленность.Манипуляции с обыкновенным листом бумаги, позволяющие выполнить огромное число фигурок - от элементарных складных конвертов до сложных композиций - вызывают постоянный интерес у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennoe_konstruirovanie.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                           

Образовательная программа по внеурочной деятельности

«Художественное конструирование»

                                                                               

                                       

                                       

                                     

 Пояснительная записка

Принципиальное отличие новых стандартов второго поколения от существующего стандарта заключается в том, что целью здесь является не предметный, а личностный результат. Во главу угла, таким образом, ставится личность ребенка, а не просто набор дидактических единиц, обязательных для изучения. Это означает, что учитель первой ступени школы ориентирован на отказ от авторитетного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Личностно-ориентированное обучение младших школьников – это обучение, обеспечивающее право каждого школьника на индивидуальное развитие, максимальное раскрытие его психологического потенциала. В связи с введением новых ФОС возникла необходимость разработки образовательных программ внеучебной  деятельности.

       Для учащихся младших классов я предлагаю программу по внеурочной деятельности  «Художественное конструирование» по типу оригами. Эта программа имеет художественно-эстетическую направленность.

         Древнее искусство оригами, изобретённое в Японии, получило широкое распространение по всему миру. Манипуляции с обыкновенным листом бумаги, позволяющие выполнить огромное число фигурок - от элементарных складных конвертов до сложных композиций - вызывают постоянный интерес у детей. Приобретая некоторый тренинг в выполнении простейших предметов, они учатся создавать бумажные игрушки, предметы обихода и забавные мелочи. Одновременно с радостью творчества дети получают дополнительный тренинг кистей и пальцев рук.     Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчёркивая красоту и калоритность  внешнего облика. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умении бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата.

Цель программы:

  • Становление активной личности с богатым духовным миром, через    вид декоративно-прикладного творчества - художественное конструирование по типу оригами
  • Дать элементарные геометрические знания, заложить основы для понимания различных конструкций предметов,
  • Научить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия.

Задачи программы

Обучающие:

  • Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • Обучение различным приемам работы с бумагой.
  • Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к искусству оригами.
  • Расширение коммуникативных способностей детей.
  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

     Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая.

Методы работы: словесные, наглядные, практические.

Обеспеченность программы средствами обучения:  помещение, инструменты(ножницы, линейки , кисточки), материалы (бумага - белая и цветная, карандаши, краски, гуашь, клей), технологические карты.

     Ожидаемые результаты:

К концу обучения дети должны знать:

  • виды бумаги и правила работы с ней;
  • обозначения линий, стрелок и другие условные обозначения, принятые в искусстве оригами;
  • базовые формы оригами, последовательность их изготовления; основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т.д.)

уметь:

  • различать виды бумаги;
  • разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;
  • определять виды геометрических фигур;
  • конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;
  • соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе.

Представленная программа рассчитана на  один год: 1 занятие в неделю по 1часу. Общее количество часов: 34ч.

Возраст учащихся: младший школьный.

                                 

                                    Содержание программы

 Учащиеся в доступной форме знакомятся с основными геометрическими понятиями, с историей возникновения искусства оригами и азами бумажной пластики: овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, изучают базовые формы создания моделей. В течении  года дети выполняют простейшие модели плоскостного оригами, знакомятся с понятием композиции и основами её создания.

Тема 1. Знакомство с искусством оригами -4ч.

Тема 2. Складывание заготовки пополам по диагонали -7ч

Тема 3. Сгибание заготовки по диагонали, складывание сторон от угла к сгибу-6ч

Тема 4. Сгибание заготовки по диагонали дважды -6ч.

Тема 5 Складывание заготовки вдоль и поперёк,

  вкладывание боков -4ч.

Тема 6. Складывание заготовки пополам, сгибание углов и

  сторон к середине -1ч.

Тема 7. Сгибание заготовки пополам, складывание углов с

  обоих концов -6ч.

.

                               Тематическое планирование

№ П\П

                                            Темы занятий

Кол-во часов

1

2

3

4

Знакомство с искусством оригами -4ч.

Виды бумаги

Линии горизонтальные, вертикальные, наклонные. Линии прямые и ломаные.

Геометрические фигуры. Треугольник. Квадрат.. Пятиугольник. Шестиугольник.

Техника складывания. Базовые формы. Условные обозначения.

1

1

1

1

5

6

7

8

9

10

11

Складывание заготовки пополам по диагонали -7ч

Поделка "Лягушка"

Поделка "Декоративная рыбка"

Поделка "Курочка"

Поделка "Голубь"

Поделка "Бутон"

Поделка "Гвоздика"

Поделка "Парусная лодка"

1

1

1

1

1

1

1

12

13

14

15

16

17

Сгибание заготовки по диагонали, складывание сторон от угла к сгибу-6ч

Поделка "Петух"

Поделка "Пингвин"

Поделка "Гусь"

Поделка "Чайка"

Поделка "Жар-птица"

Поделка "Синичка

1

1

1

1

1

1

18

19

20

21

22

23

Сгибание заготовки по диагонали дважды -6ч.

Поделка "Дом"

Поделка "Рыбка скалярия"

Поделка "Головастик"

Поделка "Жук"

Поделка "Бабочка".

Поделка "Черепаха"

1

1

1

1

1

1

24

25

26

27

Складывание заготовки вдоль и поперёк,

  вкладывание боков -4ч.

Поделка "Жаба"

Поделка "Рыба"

Поделка "Маска зайца"

Поделка "Корзина для цветов"

1

1

1

1

28

   Складывание заготовки пополам, сгибание углов и

  сторон к середине -1ч.

Поделка "Попугай"

1

29

30

31

32

33

34

Сгибание заготовки пополам, складывание углов с

  обоих концов -6ч.

Поделка "Петух"

Поделка "Ящерица"

Поделка "Лиса"

Поделка "Котёнок"

Поделка "Рыбка вуалехвостка"

Выставка поделок.

1

1

1

1

1

1

   

Общеразвивающие,  досуговые, воспитывающие мероприятия.

№ п\п

Наименование и форма проведения

Цель

Сроки проведения

1

Приведение игровой программы по теме «Давайте познакомимся»

Сплочение коллектива

Сентябрь

2

Поход на природу по теме «Сбор природного материала

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Сентябрь, октябрь

3

Экскурсии:

  • по достопримечательным местам города;
  • городской краеведческий музей;

Развитие познавательных интересов, расширение кругозора учащихся, воспитание культуры.

Ноябрь

Декабрь

Февраль

4

Праздники:

  • Новый год;
  • Праздники весны;
  • День именинника.

Сплочение коллектива, воспитание культуры общения, правила этики.

В течение года

5

Конкурс поделок

Оформление выставки

Май

Диагностическая деятельность по изучению личности воспитанников, детского коллектива, семьи, социально-психологического комфорта образовательной среды.

Форма диагностики

Цель

Сроки проведения

- Тесты:

«Кто я?»

- Мои способности

- Я и коллектив

Анкеты:

-Моя семья

- Семья и творчество

Опросник

«Кем быть».

Диагностирование склонностей, интересов воспитанников.

Диагностирование психологического климата в коллективе.

Диагностирование у воспитанников способности к самопониманию и формированию положительного образа «Я».

Профессиональное самоопределение

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Март

Апрель

Данная программа предполагает внесение дополнений и изменений

Используемая литература

  1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М., "Просвещение", 1992г
  2. Агапова И.,Давыдова М. 100 лучших оригами для детей., 2008г..
  3. Черенкова Е. Оригами для малышей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
  4. Агапова И., Давыдова М. Лучшие модели оригами для детей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
  5. Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели.- М., "Первое сентября, 2002г
  6. Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки.- М., "Первое сентября, 2002г
  7. Интернет. www.origama.ru 
  8. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Изд-во "Академия развития", 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное конструирование. Объёмные композиции на основе цилиндра.

Работа по художественному конструированию создаёт прекрасные возможности для интеграции трудового и художественно-творческого процессов.     Являясь одним из видов художественного твор...

Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"

Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...

Художественное конструирование по типу оригами.

В данной статье рассказывается об основных приемов складывания заготовок,применяемых для создания разнообразных конструкций из бумаги....

Конспект урока "Художественное конструирование с использованием различных видов соединений.", 3 кл, УМК "Школа России"

1.                 Тема урока : Художественное конструирование с использованием различных видов соединений.2....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ КОНСТРУИРОВАНИЕМ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья – рассуждение о влиянии занятий художественным конструированием в объединениях дополнительного образования на развитие творческих способностей, учащихся младшего школьного возраста...

Художественное конструирование из природных материалов

Художественное конструирование из природных материалов...

Конспект урока технологии: "Художественное конструирование с использованием разных видов соединений. Соединяем в цепочку без клея" 2 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с изготовлением гирлянды, соединяемой без клея, формирование уменияпланировать предстоящие трудовые умения, умение анализировать объект труда, читать технологичес...