Отчет о работе с одаренными детьми
опыты и эксперименты (4 класс) по теме
Мой краткий отчет о результатах работы с одаренными детьми в течении четырех лет обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_o_rabote_s_odarennymi_detmi.docx | 78.86 КБ |
diagnostika_odarennosti.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ
учителя Васильевой Е.Н. об организации педагогической деятельности
с одарёнными обучающимися
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? Решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.
Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Цель моей работы с одаренными детьми: выявление, обучение, воспитание и поддержка одаренных детей, повышение социального статуса творческой личности. Создание условий для оптимального развития детей, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель». Совершенствование системы работы по стимулированию творческого самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого учащегося в различных видах деятельности.
Задачи развития:
- развитие личности одаренных учащихся;
- развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
- развитие позитивной Я-концепции;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие рефлексивных умений.
Принципы работы с одаренными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
-принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
-принцип опережающего обучения;
-принцип развивающего обучения.
Провожу целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям:
1) вовлечение детей в деятельность по интересам;
2) организация научно-исследовательской деятельности учащихся;
3) организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
4) самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
5) развитие умений самостоятельной работы;
6) развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
7) обучение творческим методам работы;
8) обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
9) поощрение учащихся.
План работы
Мероприятия | Сроки |
Разработка и подбор диагностических психолого-педагогических методик для выявления одаренных детей. | Постоянно |
Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности. | Август |
Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год. Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребенка. Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся. | Сентябрь |
Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов. | В течение года |
Проведение индивидуальных занятий с обучающимися с разбором олимпиадных заданий. | В течение года |
Посещение уроков коллег с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках. | В течение года |
Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями. | В течение года |
Подготовка к конкурсам и олимпиадам по предметам. | В течение года |
Участие в олимпиадах, конкурсах-играх разного уровня. | В течение года |
Развитие логики. | В течение года |
Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. | Январь, февраль |
Участие в школьной олимпиаде по предметам. | Март |
Подготовка к проектной деятельности, выбор темы проекта, работа с литературой. | В течение года |
Работа с родителями. | В течение года |
Поощрение победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | В течение года |
Изучение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми. | В течение года |
Анализ результатов олимпиад, конкурсов. | В течение года |
Посещение кружков, секций по интересам. | В течение года |
Индивидуальная работа. | В течение года |
Домашние задания опережающего характера, эссе, творческие отчёты, презентации. | В течение года |
Роль лидера при работе в парах и группах. | В течение года |
Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на новый учебный год | Май |
Начальный этап работы – это выявление одаренных детей путем наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления, особенностей семейного воспитания, специфики интеллектуально-личностного развития.
На этапе диагностики использовался тест – анкета Ф.Татла, Л.Беккера; методика «Карта одаренности» (см. Приложение 1), которая успешно может быть использована не только педагогами, но и родителями. Диагностика дала наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу с одаренным ребенком.
Вывод: анализ результатов диагностики позволил выявить следующие виды одаренности: интеллектуальную, академическую, творческую, художественную, спортивную.
Работа с одаренными и способными детьми на уроках
На уроках русского языка предусматриваю множество возможностей для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников. Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов и наблюдений над речью. Секрет успеха в том, что на уроке использую форму общения «ученик-ученик», которая помогает детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно–деятельностная направленность обучения.
На уроках математики ведется целенаправленная и систематическая работа по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку необходимо осуществлять, опираясь на знание индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Современные учебно-методические комплекты предоставляют нам набор печатных тетрадей, дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным изображением, рисунком, схемой, предметным изображением, и т.п. Ученику предоставлена возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом.
На различных уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.
Использую задания на классификацию математических объектов по какому-либо признаку преобразование объекта в новый, задания с недостающими или лишними данными, поиск более рационального способа решения, составление алгоритма определенного действия, самостоятельное составление задач, математический выражений, уравнений.
Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, сколько, и это главное, – уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.
На уроках литературного чтения особое место уделяю театрализации. Являясь распространённым видом детского творчества, именно драматизация наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. На уроках можно инсценировать фрагменты сказок, басни, разыгрывать диалоги.
Важно, чтобы задания на всех уроках не были однотипными, давали возможность учащимся попробовать себя в разных видах деятельности.
Использую на своих уроках проблемное обучение, вовлекаю учащихся в ролевые игры.
Работа с одаренными и способными детьми во внеурочное время
Одним из необходимых условий в работе с одаренными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования.
Использую следующие формы внеурочной работы с одаренными и способными детьми:
- Кружковая работа.
- Групповые и факультативные занятия.
- Участие в конкурсах, фестивалях, интеллектуальных марафонах, спортивных соревнованиях, выставках разного уровня, в том числе и дистанционных.
- Участие в олимпиадах.
- Научно-практические конференции, проектная деятельность, выступление на НПК разного уровня.
- Работа по индивидуальному маршруту.
- Выполнение заданий в режиме он–лайн на Интернет–сайтах.
- Создание детских портфолио.
Для обучающихся, имеющих художественную одаренность (20%) организована работа кружка «В мире красоты» (Программа кружка см. стр. ).
Для обучающихся, имеющих академическую одаренность (16%) организована работа кружка «Умники и умницы» (см. Приложение 2),
Еженедельно проводятся индивидуальные и групповые занятия с целью подготовки учащихся к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам; обучающиеся с творческой и физической одаренностью посещают кружки и секции в учреждениях дополнительного образования.
В ходе проведения диагностического исследования в классе был выявлен ученик Коновальцев Вадим, имеющий интеллектуальную одаренность. Работа с ним ведется по индивидуальному образовательному маршруту (см. Приложение 3).
Одной из ведущих форм работы с одаренными и способными детьми во внеурочное время считаю групповые занятия.
Методы группового обучения при работе с одаренными детьми в начальной школе:
- кооперативное обучение (ученики взаимодействуют в небольших группах, решая общую задачу);
- групповая дискуссия (совместная деятельность учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи);
- «мозговой штурм» (стимуляция высказываний детей по теме или вопросу за счет создания групп генерации идей, анализа ситуации и оценки идей, контридей);
- методы «круглого стола» и «американской мозаики» («пилы»);
- когнитивные методы «вживания» и «придумывания».
Одной из форм работы с одарёнными детьми в начальной школе является их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, марафонах, научно- практических конференциях и проектах. Это дает возможность как можно большему количеству детей раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности, развивают интерес к учебе и уверенность в своих силах, привлекают внимание детей к различным учебным предметам, создают для одаренных детей атмосферу радости и праздника.
Результативность участия в олимпиадах
Учебный год | Фамилия, имя учащихся | Название конкурса | Уровень | Достижения |
2013/2014 | Потемкина Евгения | Олимпиада по окружающему миру | Всероссийский | Победа |
2014/2015 | Плакун Дарья | Олимпиада по математике «Инфоурок» | Международный | Победа |
Сарсембаева Эльмира | III место | |||
Одинцов Вадим | Победа | |||
Голобоков Дмитрий | II место | |||
Коновальцев Вадим | Олимпиада по русскому языку «У буквы в гостях» | Всероссийский | I место | |
Коновальцев Вадим | Олимпиада по русскому языку | Школьный | I место | |
Районный | I место |
Результативность участия в интеллектуальных конкурсах
Учебный год | Фамилия, имя учащихся | Название конкурса | Уровень | Достижения |
2012/2013 | Сарсембаева Эльмира | «Турнир Смекалистых» | Школьный | Участие |
Григорьева Алина | Участие | |||
Прокофьева Ирина | Участие | |||
Романенко Илья | I место | |||
Колодницкий Марат | «Экологическая киновикторина» | I место | ||
Романенко Илья | II место | |||
Сычев Дмитрий | III место | |||
2013/2014 | Потемкина Евгения | Викторина по истории «К 70-летию снятия блокады Ленинграда» | Всероссийский | Победа |
Наговицына Ангелина | «Золотое руно» | Всероссийский | II место в школе | |
Наговицына Виолетта | II место в школе | |||
Воронова Анастасия | II место в школе | |||
Бандализаде Назрин | II место в школе | |||
Коновальцев Вадим в составе команды «Радуга» | «Игры разума» - интеллектуальный марафон | Городской | I место | |
2014/2015 | Коновальцев Вадим в составе команды 4-х классов | «Твои возможности» интеллектуальный марафон | Муниципальный | Победа |
Региональный тур | Сертификат | |||
Коновальцев Вадим | «Чтение-учение» | Всероссийский | II место | |
Коновальцев Вадим | «От большего к меньшему» | Всероссийский | III место | |
Гришина Алена | «Битва математических титанов» | Международный | Победа |
Мои ученики активно участвуют и в творческих конкурсах, проявляя актерские и вокальные способности. Ежегодно в нашей школе проводится Театральная неделя для обучающихся с 3-11 класс. В 2013 году мы представили на суд жюри и зрителей мюзикл «Про Емелю-дурака» (II место); в 2014 году литературно-музыкальную композицию «Никто не забыт…» (III место). В 2014 году ребята участвовали в музыкальном конкурсе «Золотые голоса школы», где заняли I место.
Учебно-исследовательская работа.
Начиная с первого класса, в работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Знакомлю детей с различными методами исследования. Учащиеся должны усвоить, что получить информацию можно разными способами, например, задать вопросы самому себе, своим одноклассникам, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в интернете и ...
Начиная со второго класса, работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
На протяжении 3 лет занимаюсь развитием познавательных способностей младших школьников, что позволяет развивать навыки исследовательской деятельности у детей и представлять свои работы на научно – практических конференциях разного уровня. Исследования учащихся отличаются актуальностью, логичностью изложения материала.
Участие в НПК
Достижения Коновальцева Вадима, работающего по
индивидуальному образовательному маршруту
Учебный год | Мероприятие | Уровень | Достижения |
2013/2014 | «Игры разума» - интеллектуальный марафон | Городской | I место |
Научно-практическая конференция «Старт в науку» | Школьный | II место | |
II конкурс детских исследовательских работ (проектов) «Мои первые открытия» | Международный | Лауреат | |
2014/2015 | Олимпиада по русскому языку «У буквы в гостях» | Всероссийский | I место |
Олимпиада по русскому языку | Школьный | I место | |
Районный | I место | ||
«Твои возможности» интеллектуальный марафон | Муниципальный | Победа | |
Региональный | Участие | ||
«Чтение-учение» | Всероссийский | II место | |
«От большего к меньшему» | Всероссийский | III место | |
Научно-практическая конференция «Старт в науку» | Школьный | I место | |
Районный | II место | ||
Научно-практическая конференция «Твой первый шаг в науку» | Муниципальный | III место | |
II конкурс Исследовательских работ и проектов «Таланты России» | Всероссийский | I место |
Достаточно высокая результативность достижений обучающегося свидетельствует об эффективности работы по индивидуальному образовательному маршруту.
Развитие одаренного ребенка представляет собой двусторонний процесс: «дом – школа, школа – дом». Поэтому, для становления личности одаренного ребенка, важно повышенное внимание родителей. Веду просветительскую работу среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч, где рассматриваю наиболее важные проблемы актуальные темы: «Как организовать исследовательскую деятельность младших школьников», «Развитие интеллектуальных способностей ребенка» и др. Привлекаю родителей к организации и проведению совместных мероприятий, например: «Брейн-ринг», «КВН по русскому языку», игра «Умники и умницы».
На всех этапах работы с одарёнными учащимися необходимо иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Анкета для родителей
( по Ф. Татлу и Л. Бекеру)
Цель: получить общее представление относительно данных ребенка.
Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на следующие утверждения:
- Ребенок инициативный, живой, подвижный.
- Он с готовностью откликается на все новое.
- Любит все загадочное, непонятное.
- Часто нуждается в поддержке старших.
- Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Оценка результатов: если на все пять утверждений был дан ответ «да», есть основания считать данного ребенка способным. Если на четвертый и пятый пункты был дан ответ «нет», надо обратиться к следующим утверждениям:
- Любит задавать и решать трудные вопросы.
- Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
- Начатое дело доводит до конца.
- Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
- Настойчив в достижении цели.
- Задает иного вопросов по интересующим его предметам.
- Интересы достаточно стабильны.
- Любознательность достаточно устойчива.
- Имеет много друзей среди сверстников.
- Часто не соглашается с мнением взрослого.
- Часто бывает эгоистичен.
Оценка результатов: если на все вопросы дан ответ «да», то ребенка можно считать одаренным. (С нашей точки зрения, отрицательные ответы на пункты 7 – 11 не противоречат выводу о возможной одаренности ребенка – дошкольника, так как в дошкольном возрасте и у одаренных детей наряду с широтой интересов может наблюдаться их быстрая смена; если ребенок не ходит в детский сад, у него может не быть друзей среди ровесников; в дошкольном возрасте авторитет взрослого достаточно высок, и маловероятно, чтобы ребенок – дошкольник часто вступал в противоречие с взрослым.)
Выше шла речь о возможной одаренности. Если вы хотите оценить одаренность как реально, ярко проявляющуюся, рассмотрите следующие утверждения:
- Ребенок проявляет способности в различных сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве.
- Имеет одного - двух друзей старшего возраста.
- Речь хорошо развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.
- Ребенок всегда ищет самостоятельные решения.
- В спорных вопросах опирается на собственное мнение, не любит общепризнанных утверждений.
- Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.
- Часто производит впечатление взрослого «не по возрасту».
- Хорошо знает свои возможности и то, что хочет сделать.
Оценка результатов: если на все утверждения дан ответ «да», то у ребенка действительно ярко и рано проявляющаяся одаренность.
Опросник для родителей
Цель: получить представление о выраженности у ребенка признаков одаренности.
Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку.
Поставьте (x) в том месте, которое соответствует вашему выбору:
1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.
Особенности ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет-презентация работы с одаренными детьми в школе
В презентации представлена информация о работе в школе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Отчет по работе с одаренными и способными детьми
Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и н...
Отчет о работе с одаренными и слабоуспевающими детьми в начальной школе
Отчет о работе с одаренными и слабоуспевающими детьми в начальной школе, результативность работы, выводы....
Отчет работы творческой группы «Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одаренными детьми» за 2017-2018 учебный год.
Представленный материал - это отчёт работы творческой группы «Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одаренными детьми» за год. Автор рассказывает о целях и за...
Творческий отчет по работе с одаренными детьми Беляевой Жанны Михайловны МБОУ СШ №2 г. Сычевки
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы.Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому...
Отчет по работе с одаренными детьми
Отчет по работе с одаренными детьми...