Отчет по работе с одаренными и способными детьми
статья (4 класс) на тему
Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению одаренных и способных детей в начальном звене.
Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию.
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе: учащиеся должны уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, выявлять свои способности, выполнять исследовательскую работу. В связи с этим важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку информации, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Формы работы с одаренными учащимися.
- творческие мастерские;
- групповые занятия
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
Карта одарённого учащегося
1.Фамилия, имя, отчество учащегося:
2.Состав семьи, ее структура: полная, неполная, многодетная.
3. Жилищно-бытовые условия:
4.Взаимоотношения в семье: (доверительные, основанные на взаимопонимании, тѐплые).
Наличие отклонений от норм поведения в семье: наблюдались/не наблюдались.
5.Культурный уровень семьи: высокий, средний.
6.Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребѐнка как в школе так и дома.
7. Характер ребенка: перечислить качества личности: положительные…
8. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом, является лидером, интроверт, аутсайдер.
9.Учебная деятельность: успеваемость: имеет положительные отметки по всем предметам, есть отрицательные отметки по некоторым предметам, отсутствуют положительные отметки по предметам.
Мотивация обучения: школа- первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты , посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины, бывают пропуски без уважительной причины. Способности к обучению: высокие, средние, низкие. Познавательный интерес: высокий, средний, низкий.
10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков , предпочитаемые виды труда: умственный, физический, спортивный. Участие в трудовых делах: самое активное, пассивное.
11.Получение дополнительного образования перечислить, если имеется.
Формы работы с одаренными детьми
Работа с одаренными учащимися имеет две формы: урочную и внеурочную. Это позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся, для выполнения ими проектной деятельности, творческих заданий.
В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Стремиться к достижению следующих целей:
- раскрытие творческого потенциала личности;
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности.
Работая в данном направлении, руководствуюсь следующими нормативными документами, программами, ЦОР:
образовательная программа школы;
Программа «Одаренные дети»;
УМК «Школа России» (реализация системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы)
Программа воспитательной работы
Программа внеурочной деятельности;
Программы деятельности классных коллективов;
Медиаресурсы, образовательные ресурсы, возможности Интернета.
Составляя программы по предметам и воспитательную программу классного коллектива, уделяю особое внимание работе с одаренными и высоко мотивированными учащимися и их родителями.
Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:
Активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 1 -4 классов на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита;
Для реализации программы «Одаренные дети», мой план работы с одаренными и способными детьми состоит из таких ключевых моментов как: предметные недели, участие в конкурсе фантпроектов для начальных классов (темы проектов разнообразные), дистанционные олимпиады и различные конкурсы.
Отдельно в плане работы хочется выделить такой момент, как участие в олимпиадах: школьного, районного, всероссийского и международного уровней. Победа в любой олимпиаде – это показатель детской одаренности. Поэтому, дети моего класса с удовольствием участвуют в них.
Результаты участия обучающихся, в мероприятиях различного вида, фиксируются в личных портфолио детей с 1 по 4 класс. Портфолио передается в среднее звено, где ученик продолжает его пополнять.
Администрация школы отмечает детей грамотами, дипломами, благодарностями. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей. Награды собираются в портфолио. По портфолио легко отследить уровень ученика.
Хочу добавить, что успех и одаренность детей зависит не только от генетической предрасположенности, но и от среды, которую создают наши талантливые, одаренные педагоги Депутатской СОШ. Мы – учителя, стараемся развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.
Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребенок талантлив по-своему. Задача педагога правильно построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Беседа с родителями одаренных детей
Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию. Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем. И. П. Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркало, то и в ответ можно будет увидеть любовь.
Советы родителям одаренных детей:
поймите ребенка и осознайте его уникальность;
помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;
поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;
учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
не забывайте уделять внимание физической активности малыша;
создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;
считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка.
Анкета "О талантах ребёнка: как их выявить" (методика А. Де Хана и Г. Кафа).
Ваш ребёнок обязательно имеет склонность к одной из областей человеческой деятельности. Познакомившись с "признаками" талантливости, оцените каждый из них в баллах от 2 до 5. Если какая-то характеристика особенно подходит, ставьте 5 баллов, если она выражена только хорошо - 4, и так далее. Затем сложите баллы каждого из восьми разделов, полученную сумму поделите на число признаков.
1. У вашего ребёнка совершенно очевидные ТЕХНИЧЕСКИЕ способности, если он:
- интересуется самыми разными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы;
- сам находит причины неисправностей механизмов;
- пробует чинить испорченные механизмы, создаёт новые предметы из разных запчастей;
- любит рисовать чертежи и эскизы;
- интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
2. Ваш ребёнок имеет МУЗЫКАЛЬНЫЙ талант, если он:
- любит музыку, всегда стремится туда, где можно послушать её;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает;
- поёт или играет на музыкальном инструменте и делает это с большим вдохновением;
- сочиняет мелодии.
3. У вашего ребёнка способности к ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ деятельности, если он:
- обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет чётко выразить словами чужую мысль или наблюдение, причём нередко высказывает их не с целью похвастаться, а для себя;
- проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкции, схем, коллекций;
- не унывает, если его проект не поддерживают, садится за изобретение нового.
4. АРТИСТИЧЕСКИЙ талант проявляется у ребёнка в том, что он:
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства жестами;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией;
- пластичен и открыт всему новому;
- любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
5. У вашего ребёнка незаурядный ИНТЕЛЛЕКТ, если он:
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новую познавательную информацию;
- задаёт много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
- интересуется книгами;
- обгоняет своих сверстников в знаниях;
- гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.
6. У ребёнка СПОРТИВНЫЙ талант:
- он энергичен и всё время хочет трудиться, двигаться;
- смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
- почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в спортивных играх;
- неизвестно, когда научился ловко управляться с коньками, лыжами, мячами;
- лучше многих сверстников физически развит и координирует свои движения, двигается легко, пластично;
- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
- никогда всерьёз не устаёт;
- у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
7. У вашего ребёнка ЛИТЕРАТУРНЫЕ дарования, если он:
- рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать или импровизировать;
- изображает персонажи своих рассказов живыми и интересными;
- любит, уединившись, сочинять рассказы.
8. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ способности вашего ребёнка могут проявляться в том, что он:
- не находя слов, прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства или настроение;
- в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, не останавливаясь на достигнутом;
- серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьёзным, когда его внимание привлекает какое-то произведение;
- охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- любит создавать прикладные вещи - украшения для дома, одежды и т.д.
Этапы сопровождения развития одаренного ребенка.
1-й этап сопровождающей работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком. На этом этапе учителя знакомят родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития, построения развивающей работы. У детей 7-10 лет учителя, используя пакет диагностических методик, определяют уровень личностного развития ребенка в рамках 4-х основных направлений начального школьного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, психофизическое.
2-ой этап – уточнение выявленных затруднений или способностей ребенка, проведение
психолого-педагогического консилиума. На этом этапе учителя осуществляют сбор дополнительной информации от педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. В начальной школе классный руководитель проводит психолого-педагогический консилиум, на который приглашает необходимых специалистов, в том числе и педагогов по дополнительному образованию. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, нуждающемся в развивающих средствах, и определяют группу сопровождения, условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы или рекомендации по созданию условий для развития его одаренности. В «Дневнике сопровождения развития ребенка» специалисты фиксируют выводы, записывают рекомендации по сопровождению развития одаренного ребенка.
3-ий этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей
работы с ребенком в кружке, факультативных занятиях, учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, администрация школы создает условия для развития одаренных детей: открывает кружки, студии, проводит предметные олимпиады. При этом использует внутренние ресурсы, преподавателей школы, а также приглашает педагогов из учреждений дополнительного образования. Педагоги школы и дополнительного образования разрабатывают образовательные программы работы кружков, студий, которые обсуждают с родителями и утверждают. На данном этапе активно используются возможности учреждений дополнительного образования детей. Руководитель школы заключает договоры о сотрудничестве образовательного учреждения и ДШИ, ДК «Металлург». При этом появляется опыт проведения совместных мероприятий, объединяющих детей, педагогов школы и педагогов дополнительного образования, учреждений культуры, родителей, что создает ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет позицию интеграции школьного и дополнительного образования.
4-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного
ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят в середине, конце учебного года, а по необходимости чаще, диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ, рекомендаций по сопровождению его развития. Педагоги школьного и дополнительного образования организуют в школе разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали, итоги олимпиад и др. Все данные учителя регистрируют в индивидуальном «Портфолио ученика».
Рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для работы с одаренными школьниками.
1. Индивидуальная работа с учащимися проводится в урочное время, а также в форме индивидуального консультирования, самостоятельной работы учащегося по предмету во внеурочное время.
2. Индивидуальная работа с учащимися организуется в рамках содержания образовательной программы по предмету. По усмотрению учителя возможно изучение дополнительных тем, которые не включены в базовое содержание предмета.
3. При изучении отдельных учебных тем учитель определяет возможность расширения и углубления изучаемой темы путем введения дополнительных понятий, вопросов, практических умений, типов решения задач и т.д. Дополнительный материал отрабатывается учеником под руководством учителя. Преобладает самостоятельная работа ученика при освоении дополнительных знаний и умений.
4. Учителем планируются дополнительные задания для ученика при изучении отдельных тем. Это могут быть тематические сообщения, исследовательские работы, проведение эксперимента и его объяснение, работа над рефератом, творческая работа с дополнительной литературой и т.д.
5. Для работы с одаренными учащимися учителем планируется система индивидуальных заданий для самостоятельной работы. Они могут носить различный характер: тесты, задачи, упражнения повышенного уровня сложности, олимпиадные задания, задания из материалов ЕГЭ, выступления перед классом с презентациями и т.д.
6. По мере работы с учеником учителем накапливается соответствующий дидактический материал и выстраивается методическая система при работе с одаренными учениками.
7. Индивидуальная работа организуется при наличии образовательного запроса ученика и родителей.
Используя данные рекомендации, учитель составляет планирование индивидуальной работы по выбранному предмету с одаренным ребенком.
Хочется в конце вспомнить замечательные слова В.А. Сухомлинского:
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».
При составлении индивидуальных образовательных маршрутов применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.
1)Ускорение.
Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
2)Углубление.
Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.
3)Обогащение.
Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами.
4)Проблематизация.
Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся, использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет-презентация работы с одаренными детьми в школе
В презентации представлена информация о работе в школе с одаренными детьми....
Отчет о работе с одаренными детьми
Мой краткий отчет о результатах работы с одаренными детьми в течении четырех лет обучения....
Отчет о работе с одаренными и слабоуспевающими детьми в начальной школе
Отчет о работе с одаренными и слабоуспевающими детьми в начальной школе, результативность работы, выводы....
Отчет на тему: «Работа с одаренными и способными детьми на уроках в начальных классах 2016/2017 уч. год, январь 2018 года»
Отчет по работе с одаренными и способными детьми....
Работа с одаренными и способными детьми на уроках в начальной школе
Работа с одаренными и способными детьми на уроках в начальной школе...
Творческий отчет по работе с одаренными детьми Беляевой Жанны Михайловны МБОУ СШ №2 г. Сычевки
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы.Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому...
Анализ работы с одаренными и способными детьми.
Анализ работы с одаренными и способными детьми....