календарно-тематическое планирование 1 класс музыка
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
календарно-тематическое планирование по музыке по программе школа россии 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_muzyka_ktp.docx | 113.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Иситская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано : Руководитель МО Филиппова З.А. /.........................../ Согласовано: зам .директора по УР Утверждаю: Петрова М.В. /................../ ДиректорМБОУ Иситская СОШ Захарова А.А. /………………./ / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Музыка»
1 класс
2016-2017гг.
Составитель: Филиппова З.А.
Исит 2017г
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2012 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке -
«Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2012.
Обоснованность программы
Актуальность: Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально- творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Новизна программы состоит в личностно-ориентированном подходе, нравственно- эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально- эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.
Значимость программы: содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Срок реализации программы: 2016 – 2017учебный год.
Система оценки достижений учащихся
Безотметочное обучение в 1 классе. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.Допускается лишь словесная объяснительная оценка
Во 2-4 классах используются пятибалльная система.
Цели программы:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям; понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
В соответствии с базисным учебным планом на уроки музыки отводится 1час в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания»,
«видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышления омузыке,импровизациях(речевой,вокальной ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение;
пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке,
импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия
Описание места учебного предмета.
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет
«Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классахпо34час Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает: формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умении; овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно
–эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает: формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умении; овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно
–эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослым
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка»
1 класс:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
- уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации; Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
- Содержание программы 1 класс (33 часа)
- Раздел 1. «Музыка вокруг нас», 16 ч
- Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Хоровод, хор. Истоки возникновения музыки. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции. Понятия «мелодия» и «аккомпанемент». Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков. Наблюдение народного творчества. Музыка народная и профессиональная. Музыкальный фольклор народов России в сочинениях профессиональных композиторов. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.
- И Муза вечная со мной! Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
- Хоровод муз. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.
- Повсюду музыка слышна. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».
- Душа музыки - мелодия. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
- Музыка осени. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.
- Сочини мелодию. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
- «Азбука, азбука каждому нужна…». Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и страну музыкальной грамоты.
- Музыкальная азбука. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
- Музыкальные инструменты. Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».
- «Садко». Из русского былинного сказа. Наблюдение народного творчества. Музыка народная и профессиональная. Музыкальный фольклор народов России в сочинениях профессиональных композиторов. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые.
- Музыкальные инструменты. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано.
- Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.
- Разыграй песню. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни. Основы понимания развития музыки
- Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
- Добрый праздник среди зимы. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей.
Требования к уровню усвоения темы
Ученик научится:
- размышлять об истоках возникновения музыкального искусства
- правилам поведения на уроке музыки. Правилам пения. Определять назначение основных учебных принадлежностей и правилам их использования
- наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы
- использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках
- определять характер, настроение, жанровую основу песен – попевок
- принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.
- понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Понимать, что мелодия – главная мысль музыкального произведения
- выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш)
- различать тембры музыкальных инструментов – скрипки и фортепиано
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку
- проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки
- ценить отечественные народные музыкальные традиции
- понимать истоки музыки и ее взаимосвязь с жизнью
- узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук
- определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»
- выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации
- ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России;
- сопоставлять внешний вид, своеобразие интонационного звучания русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок
- находить сходства и различия в инструментах разных народов
- внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку
- сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.
- планировать свою деятельность
- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера
- приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
- узнавать освоенные музыкальные произведения
- давать определения общего характера музыки
Ученик получит возможность научиться:
- обогащать индивидуальный музыкальный опыт;
- понимать истоки музыки и ее взаимосвязь с жизнью
- расширять музыкальный кругозор и получать общие представления о музыкальной жизни современного социума;- воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать
- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений
- передавать настроение музыки в пении
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку
- давать определения общего характера музыки
- выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах
- приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание
- исполнять, инсценировать песни
- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление
- осмысленно владеть способами певческой деятельности
- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
- находить нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песен
- владеть элементами алгоритма сочинения мелодии
- самостоятельно выполнять упражнения
- владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи
- находить взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни
- ориентироваться в нотном письме, как графическом изображении типичных интонационных оборотов (вопрос — ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.)
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности
- задавать вопросы
- отвечать на вопросы
- выражать свои мысли
- распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения
- различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности
- определять на слух звучание народных инструментов
- воплощать собственные мысли, чувства в звучании голоса и различных инструментов
- определять названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов
- передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки
- узнавать музыкальные инструменты по изображениям
- участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
- оценивать собственную музыкально - творческую деятельность
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в различных видах деятельности
Раздел 2. «Музыка и ты» 17 ч.
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Музыкальные инструменты. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Музыка для детей: мультфильмы.
Край, в котором ты живешь. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь.
Художник, поэт, композитор. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
Музыка утра. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
Музыка вечера. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение в тему через жанр колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.
Музы не молчали. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
Мамин праздник. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Звучание народных музыкальных инструментов. Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.
Музыка в цирке. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение.
Дом, который звучит. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет.
Опера-сказка. Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
«Ничего на свете лучше нету». Музыка для детей: мультфильмы. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.
Требования к уровню усвоения темы
Ученик научится:
- понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации
- определять названия изученных произведений и их авторов
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира
- понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации
- понимать, что у музыки есть свойство без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы
- понимать связь разговорной речи и музыкальной речи
- сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки
- сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия
- выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные
- внимательно слушать
- передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать
- определять названия изученных жанров музыки
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)
- вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения
- сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах
- сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов
- размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия
- определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня, танец, марш.
- называть понравившееся произведения, дать его характеристику;
- элементарным основам музыкальной грамоте
- понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель,
- осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.
Ученик получит возможность научиться:
- выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки;
- использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
- воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении;
- получать эстетическое наслаждение от восприятия музыки, от общения с миром искусства;
- по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, находить нужные слова для передачи настроения;
- выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы;
- выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
- получать новые знания через постижение основных средств музыкальной выразительности, вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки;
- соединять слуховые впечатления со зрительными;
- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельностипередавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы;
- приобретать (моделировать) опыт музыкально - творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностьюучаствовать в коллективном музицировании на элементарных и музыкальных инструментах;
- сопоставлять внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов - лютня, клавесин, гитара;
- обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песнечерез различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей.
- относиться к творчеству и искусству как к процессу созиданию красоты и пользы;
- определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной, сольной, хоровой, оркестровой);
- сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
- различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;
- участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности;
- слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию;
- размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотеку);
- оценивать собственную музыкально-творческую деятельность
Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального образования.
№ | Тема урока | Кол-во часов | |||||||||||
Требования к результатам | Дата по плану | Дата по факту | |||||||||||
предметные | УУД | ||||||||||||
1 | «И Муза вечная со мной!» Истоки возникновения музыки. | 1 | размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения на уроке музыки; правилам пения наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы обогащению индивидуального музыкального опыта пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью расширять музыкальный кругозор воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать | Р: формировать умения организовывать свое рабочее место под руководством педагога П: ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура музыкального произведения, песни, музыкальный словарь, содержание) К: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | |||||||||
2 | Хоровод муз. Музыкальный фольклор народов России и мира. | 1 | понимать, что музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов; использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. узнавать на слух основную часть музыкальных произведений; передавать настроение музыки в пении; выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; давать определения общего характера музыки. | Р: уметь осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном (образцом) П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий (под руководством педагога) К: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | |||||||||
3 | Повсюду музыка слышна. Музыкальная речь как способ общения между людьми, | 1 | определять характер, настроение, жанровую основу песен - попевок; принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах; приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; исполнять, инсценировать песни. | Р: овладеть умением в сотрудничестве с педагогом определять последовательность изучения материала П: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное) | |||||||||
4 | Душа музыки – мелодия. Представление о много-образии му-зыкальных жанров: песня, та-нец, марш. | 1 | Понимать: термины: мелодия и аккомпанемент. что мелодия – главная мысль музыкального произведения. выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление | Р: овладеть способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности П: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия К: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий | |||||||||
5 | Музыка осени. Песенность - основное свойство русской музыки. | 1 | различать тембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано; выделять отдель-ные признаки предмета и объединять по общему признаку осмысленно владеть способами певческой деятель-ности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричас-тности к природе, добрым отношением к ней. участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов | Р: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия П: классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям К: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках | |||||||||
.6 | Музыка осени. Сочини мелодию. Интонации музыкальные и речевые. Народные музыкальные традиции родного края. | 1 | проявлять лич-ностное отношение при восприятии музыкальных про-изведений, эмоци-ональную отзыв-чивость; ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора Рос-сии, в том чис-ле родного края, сопоставлять различные образ-цы народной и профессиональной музыки; ценить отечест-венные народные музыкальные традиции; находить нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песенки на стихи А.Барто «Золотая осень» и песенки «Дождь идет»; владеть элементами алгоритма сочинения мелодии; самостоятельно выполнять упражнения; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. | Р: формировать умения организовывать свое рабочее место под руководством педагога П: усвоить способы решения проблем творческого и поискового характера К: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы | |||||||||
7 | «Азбука, азбука каждому нужна…» Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. | 1 | моделировать опыта музыкально-творческой деятельности понимать истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; определять взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни; | Р: уметь осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном (образцом) П: овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения К: сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности | |||||||||
8 | Музыкальная азбука. Представление о много-образии му-зыкальных жанров (песня, танец, марш) | 1 | узнавать изучен-ные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнении ритма, изображе-нии звуковы-сотности мелодии движением рук. ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов (вопрос — ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.) | Р: овладеть умением определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрированный ряд П: ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура муз. произведения, песни, муз.словарь). К: осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и | . | ||||||||
9 | Музыка и ты. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. . | 1 | определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель», узнавать изучен-ные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музы-кальным сочи-нениям, явлениям, создавать соб-ственные интер-претации, исполнять знакомые песни. реализовывать творческий по-тенциал, осущест-вляя собственные музыкально – ис-полнительские за-мыслы в различ-ных видах деятельности;задавать вопросы;отвечать на вопросы;выражать свои мысли. | Р: овладеть способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя справочные материалы (под руководством педагога) К: освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии | |||||||||
10 | Звучащие картины. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. | 1 | ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; находить сходства и различия в инструментах разных народов. название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. | Р: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия П: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем К: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | |||||||||
11 | «Садко». Из русского былинного сказа. Музыкальный фольклор народов России в сочинениях профессиональных композиторов | 1 | воспринимать информацию; внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности; определять на слух звучание народных инструментов; воплощать собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов | Р: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия П: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем К: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | |||||||||
12 | Музыкальные инструменты. Основные средства музыкаль-ной выра-зительнос-ти – тембр. Музыкаль-ные инстру-менты. | 1 | сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов; выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; определять названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов; передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. | Р: формировать умения организовывать свое рабочее место под руководством педагога П: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное) | |||||||||
13 | Звучащие картины Музыка народная и профессиональная. . | 1 | сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; осуществлять самостоятельную музыкальную творческую деятельность; | Р: овладеть способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности П: овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения К: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы | . | ||||||||
14 | Разыграй песню. Развитие в музыке. Комбинированный урок. | 1 | планировать свою деятельность; выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной ли-нии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные раз-говоры» различ-ного характера. оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; оценивать собственную музыкально -творческую деятельность | Р: овладеть умением в сотрудничестве с педагогом определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрированный ряд П: усвоить способы решения проблем творческого и поискового характера К: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках | |||||||||
15 | Пришло Рождество, начинается торжество. Добрый праздник среди зимы. Музыкальный фольклор народов России и мира. | 1 | приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – Рождество, названия рождественских песнопений - колядки. | Р: овладеть способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности П: овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения К: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы |
| ||||||||
16 | Добрый праздник среди зимы. Представление о много-образии му-зыкальных жанров - балет. Обобщающий урок. Комбинированный урок. | 1 | понимать степень понимания роли музыки в жизни человека. узнавать осво-енные музыкаль-ные произведения, давать определ-ения общего ха-рактера музыки; накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности; | Р: формировать умения организовывать свое рабочее место под руководством педагога П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя справочные материалы (под руководством педагога) К: осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации | |||||||||
17 | Край, в котором ты живешь. Гимн России. Сочинения профессиональных композиторов. | 1 | понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов; - оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессии-онального музы-кального твор-чества разных стран мира. выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные воз-можности скрипки; воплощать собст-венных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информа-ции, выраженной в звуках. | Р: уметь осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном (образцом) П: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем К: освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии | |||||||||
18 | Художник, поэт, композиторВоплощение в музыке настроений, чувств, характера | 1 | понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов; воспринимать художественные об-разы классической музыки, расширять словар-ный запас, передавать настро-ение музыки в плас-тическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, | Р: овладеть умением в сотрудничестве с педагогом определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрированный ряд. П: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия К: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | |||||||||
19 | Музыка утра. Образная природа музыкального искусства. Интонация. | 1 | понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, понимать как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь по звучавшему фра-гменту определять музыкальное произведение, проникнуться чув-ством сопережива-ния природе, находить нужные слова для передачи настроения.выявлять особен-ности мелодичес-кого рисунка, рит-мичного движения, темпа, тембровых красок инструмен-тов, гармонии, принципов развитии формы. | Р: овладеть способ-ностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности П: группировать, класси-фицивать предметы, на основе существенных признаков, по заданным критериям К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное) | |||||||||
20 | Музыка вечера. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. . | 1 | по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения. сопоставлять, сравнивать различные жанры музыки. выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;получать новых знаний через постижение основных средств музыкальной выразительности | Р: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия П: усвоить способы решения проблем творческого и поискового характера К: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий | |||||||||
21 | Музыкаль-ные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке. | 1 | сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;выявлять различные образы, различия разговорной и музыкальной речи.вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки,соединять слуховые впечатления детей со зрительными. | Р: формировать умения организовывать свое рабочее место под руководством педагога П: овладеть логическими действиями установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа К: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках | |||||||||
22 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Музыкальный фольклор народов России. . | 1 | выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.применять знания основных средств музыкальной выра-зительности при анализе прослу-шанного музыкаль-ного произведения и в исполнительской деятельности.передавать в собс-твенном исполнении (пении, игре на ин-струментах, музы-кально-пластичес-ком движении) раз-личные музыкаль-ные образы. | Р: уметь осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном П: ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, песни, муз. словарь, содержание) К: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы | |||||||||
23 | Музы не молчали. Образная природа музыкального искусства. . | 1 | определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках.внимательно слушать.определять характер музыки и передавать ее настроение, описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу,передавать музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний; | Р: овладеть способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности П: овладеть способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности К: осуществлять инфор-мационную, познава-тельную и практическую деятельность с исполь-зованием различных средств информации и коммуникации | |||||||||
24 | Мамин праздник. Образная природа музыкального искусства. | 1 | передавать эмо-ционально во вре-мя хорового испол-нения разные по характеру песни, импровизировать;выделять харак-терные интона-циионные музы-кальные особен-ности музыкаль-ного сочинения, имитационными движениями.воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.применять знания основных средств музыкальной выра-зительности при анализе прослушан-ного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. передавать в соб-ственном исполне-нии (пении, игре на инструментах, му-зыкально-пластичес-ком движении) раз-личные музыкаль-ные образы. | Р: формировать умения организовывать свое рабочее место под руководством педагога П: группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям К: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | |||||||||
25 | Музыка и ты. Обобщающий урок. Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | определять назва-ния изученных жанров музыки; названия изучен-ных произведений и их авторов; узнавать изучен-ные музыкальные сочинения, называть их авторов;исполнять музы-кальные произве-дения отдельных форм и жанров (пение, драматиза-ция, музыкально-пластическое дви-жение, инструмен-тальное музициро-вание, импровиза-ция и др.).приобретать (моде-лировать) опытмузыкально – твор-ческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. | Р: овладеть умением определять последовательность изучения материала П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий К: сотрудничать со сверстниками для реализации проектной деятельности | |||||||||
26 | У каждого свой музы-кальный инструментМузыкаль-ные инстру-менты. | 1 | вслушиваться в звучащую музыку и определять ха-рактер произведения, выделять харак-терные интона-ционные музы-кальные особен-ности музыкаль-ного сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментахучаствовать в коллективном музицировании на элементарных и музыкальных инструментах.воплощать собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; | Р: овладеть умением в сотрудничестве с педагогом определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрации П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя справочные материалы (под руководством педагога) К: сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности | |||||||||
27 | Музыкаль-ные ин-струменты. Урок изучения и закрепления новых знаний. | 1 | сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. сопоставлять внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов - лютня, клавесин, гитара. | Р: уметь осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном (образцом) П: усвоить способы решения проблем творческого и поискового характера К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное) | |||||||||
28 | Звучащие картины. Музыкальный фольклор народов России и мира . | 1 | сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, размышлять о возможностях музыки в передаче чувств. обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, | Р: определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрированный ряд П: анализ, синтез, обобщения, установления аналогий в процессе стилевого анализа муз.сочинений. К: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий | . | ||||||||
29 | Музыка в цирке. Представление о много-образии му-зыкальных жанров | 1 | определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш. узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей.передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. | Р: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя справочные материалы (под руководством педагога) К: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы | |||||||||
30 | Дом, который звучит. Представление о многообразии музыкальных жанров | 1 | вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Накапливать музыкально-слуховые представления - расширять музыкального кругозора и получать общих представлений о музыкальной жизни современного социума; | Р: формировать умения организовывать свое рабочее место под руководством педагога П: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем К: сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности | |||||||||
31 | Опера-сказка. Представление о многообразии музыкальных жанров | 1 | называть понравившееся произведения, давать его характеристику;сопоставлять, сравнивать различные жанры музыки. определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной;сольной, хоровой, оркестровой);участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности; слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию. | Р: уметь осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном (образцом) П: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия К: осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации | |||||||||
32 | «Ничего на свете лучше нету». Композитор – исполнитель – слушатель. Комбинированный урок. | 1 | элементарные понятия о музыкальной грамоте и использовать их во время урока, оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собст-венной музыкально - творческой дея-тельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музы-кальные коллекции (фонотека, видеотеку) | Р: овладеть умением определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрированный ряд П: группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям К: освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии | |||||||||
33 | Музыка и ты. Образная природа музыкального искусства Обобщающий урок. (Урок-концерт.) | 1 | понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель,осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации. сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке. | Р: овладеть умением в сотрудничестве с педагогом определять последовательность изучения материала П: группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. К: освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии |
Виды контроля: В – входной, Т – текущий, ТМ – тематический, И - итоговый
Формы контроля: УО – устный опрос, ТЗ – творческое задание, К – концерт, Т – тест, МВ – музыкальная викторина
УУД – Р – регулятивные, П – познавательные, К -коммуникативные
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
1 класс | |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 1 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2011. Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2012 Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. | Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011. Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004.. |
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Библиотечный фонд
1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
2.Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011. 3.Программа для общеобразовательных учреждений
«Музыка. 1-4 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011. 4.Уроки музыки 1-4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений авт.-сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2010.
5.Уроки музыки. 1-4 классы. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С.
Шмагина, М. :Просвещение, 2013 г.
6.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. в 3ч.Ч.2, под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой.-М.:Просвещение,2011
7.Музыка: 1 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
8.Рабочая тетрадь для 1 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
9.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
10.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
11.Музыка: 2 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
12.Рабочая тетрадь для 2 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
13.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
14.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
15.Музыка: 3 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
16.Рабочая тетрадь для 3 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
17.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
18.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
19.Музыка: 4 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
20.Рабочая тетрадь для 4 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013
21.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
22.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
23.Книги о музыке и музыкантах.
24.Научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия
1.Портреты композиторов.
2.Таблицы признаков характера звучания 3.Таблица длительностей
4.Таблица средств музыкальной выразительности
5.Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров. 6.Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
7.Транспорант: поэтический текст гимна Кубани, символы Краснодарского края 8.Транспорант «Симфонический оркестр»
9.Транспорант «Волшебный мир оперы»
10.Транспорант «Балет-мир выразительнейших танцевальных движений»
Экранно-звуковые пособия
1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
3.Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей. 4.Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей. 5.Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов. 6.Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
7.Нотный и поэтический текст песен.
8.Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
9.Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Технические средства обучения
1.Ноутбук
2.Экран
3.Мультимедиа проектор
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий». 2.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
3.Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
4.Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.». 5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
6.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453- 552f31d9b164.
7.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/. 8.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
Дополнительная литература для учителя
1.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 2010 2.Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение,1999.
3.Брагинская Ж.И. Время и песня. – м.: Профиздат, 1996. 4.Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой. – М.2001.
- «Внешкольник», журнал №9, 2003.
6.Конвенция о правах ребенка(принята Генеральной Ассамблеей ООН, 20.11.1989г.) – ЮНИСЕФ, 2000.
7.Карачезов К. Основы эстетического воспитания школьников средствами музыки. Воронеж, 2001.
8.Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. –М.: Музыка, 1999. 9.Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М.. 2001.
Дополнительная литература для учащихся
- Булучевский Ю. , В.Фомин, Краткий музыкальный словарь для учащихся,
Изд-во «Музыка» Ленинград, 2006
- Киселева Г. « Песни для детей и не только…» сборник песен. Педобщество России , Саратов, 2006
- Кошмина И. « Владимир Шаинский и его песни» Изд-во «Музыка» М.:1996
- Критская Е.Д, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка»: учебник для учащихся 1 класса нач. шк. – М.: Просвещение, 2009.
- Критская Е.Д., Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка»: учебник для учащихся 2 класса нач. шк. – М.: Просвещение, 2008.
- Критская Е.Д., Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка»: учебник для учащихся 3 класса нач. шк. – М.: Просвещение, 2009.
- Критская Е.Д, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка»: учебник для учащихся 4 класса нач. шк. – М.: Просвещение, 2008.
Малахова М. «Рождественские праздники в школе» Изд-во «Учитель» Волгоград, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематические планы 3 класс УМК "Школа России" тат. язык
Календарно-тематические планы,3 класс, УМК "Школы России" для татарских школ...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....