календарно-тематическое планирование 1 класс музыка
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Филиппова Зося Алексеевна

календарно-тематическое планирование по музыке по программе школа россии 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_muzyka_ktp.docx113.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Иситская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано : Руководитель МО  

Филиппова З.А.

/.........................../

Согласовано: зам .директора по УР                                                                                                                                                                                                         Утверждаю:                                                                                                    

Петрова М.В.  

/................../      

                                                                                                                                                                                                                        ДиректорМБОУ Иситская СОШ

Захарова А.А.

/………………./                /

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

«Музыка»

1 класс

2016-2017гг.

Составитель: Филиппова З.А.

Исит 2017г

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке  для  1-  4-го  класса  разработана  и  составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2012 года, примерной программы начального общего образования   по музыке с учетом   авторской программы по музыке   -

«Музыка. Начальная школа», авторов:        Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2012.

Обоснованность программы

Актуальность: Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально- творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Новизна программы состоит в личностно-ориентированном подходе, нравственно- эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально- эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

Значимость программы: содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Срок реализации программы: 2016 – 2017учебный год.

Система оценки достижений учащихся

Безотметочное обучение в 1 классе. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.Допускается лишь словесная объяснительная оценка

Во 2-4 классах используются пятибалльная система.

Цели программы:

   формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

   воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

   развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности


обогащение знаний  о музыкальном искусстве;

   овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям; понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

изучение особенностей музыкального языка;

формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

   Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

   Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

   В соответствии с базисным учебным планом на уроки музыки  отводится 1час  в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические  отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность   индивидуальных   трактовок,   разнообразные   варианты  «слышания»,

«видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает  различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышления омузыке,импровизациях(речевой,вокальной ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:

хоровое, ансамблевое и сольное пение;

пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;

инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;

   освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо   этого,   дети   проявляют   творческое   начало   в   размышлениях   о музыке,

импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия

Описание места учебного предмета.

В соответствии с   Базисным учебным планом в начальных  классах на учебный    предмет

«Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классахпо34час Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:   формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

   начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

   приобретение знаний и умении;   овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно

–эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог,  участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:   формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

   начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

   приобретение знаний и умении;   овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно

–эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог,  участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослым

Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка»

1 класс:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
  • умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
  • уважительное отношение к культуре других народов;

–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации; Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
  • Содержание программы  1 класс (33 часа)
  • Раздел 1. «Музыка вокруг нас», 16 ч
  • Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Хоровод, хор. Истоки возникновения музыки.  Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции. Понятия «мелодия» и «аккомпанемент». Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот -  знаков для обозначения музыкальных звуков. Наблюдение народного творчества. Музыка народная и профессиональная. Музыкальный фольклор народов России в  сочинениях профессиональных композиторов. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.  Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.
  • И Муза вечная со мной! Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
  • Хоровод муз. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод -  древнейший  вид  искусства,   который  есть  у  каждого  народа.  Сходство  и  различие   русского  хоровода, греческого  сиртаки,  молдавской  хоры.
  • Повсюду музыка слышна. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными  песенками-попевками. Определение  характера,  настроения  песенок,  жанровой  основы. Ролевая игра «Играем в композитора».
  • Душа музыки - мелодия. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого  музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.  
  • Музыка осени. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная  форма  песен.
  • Сочини мелодию. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
  • «Азбука, азбука каждому нужна…».  Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и страну музыкальной грамоты.
  • Музыкальная азбука.  Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот -  знаков для обозначения музыкальных звуков. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
  • Музыкальные инструменты. Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».
  • «Садко». Из русского былинного сказа. Наблюдение народного творчества. Музыка народная и профессиональная. Музыкальный фольклор народов России в  сочинениях профессиональных композиторов. Знакомство  с  жанрами  музыки,  их  эмоционально-образным  содержанием,  со  звучанием  народного  инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые.
  • Музыкальные инструменты. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление звучания народных  инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано.
  • Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления  на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры  разных эпох. Направление   на  воспитание  у  учащихся  чувство  стиля - на  каких  картинах  “звучит”  народная  музыка, а  каких  - профессиональная, сочиненная  композиторами.
  • Разыграй песню. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие  умений и навыков выразительного исполнения  детьми песни. Основы  понимания  развития  музыки
  • Пришло Рождество, начинается  торжество. Родной обычай старины.  Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Осознание  образов  рождественских  песен,  народных  песен-колядок.
  • Добрый праздник среди зимы.  Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Урок  посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год.  Знакомство  со  сказкой   Т.Гофмана и музыкой  балета  П.И.Чайковского «Щелкунчик»,  который  ведет детей в мир чудес, волшебства,  приятных   неожиданностей.

Требования к уровню усвоения темы

Ученик  научится:

  • размышлять об истоках возникновения музыкального искусства
  • правилам поведения на уроке музыки. Правилам  пения. Определять назначение основных учебных принадлежностей и правилам их использования
  • наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы
  • использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках
  • определять характер, настроение, жанровую основу песен – попевок
  • принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.
  • понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Понимать, что мелодия – главная мысль музыкального произведения
  • выявлять характерные особенности  жанров: песни, танца, марша
  •  определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш)
  • различать тембры музыкальных инструментов – скрипки и фортепиано
  • выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку
  • проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость
  • ориентироваться     в  музыкально-поэтическом    творчестве, в  многообразии  музыкального    фольклора    России,   в  том  числе  родного   края,   сопоставлять    различные    образцы   народной и профессиональной    музыки
  • ценить  отечественные    народные музыкальные    традиции
  • понимать  истоки музыки и ее взаимосвязь с жизнью
  • узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук
  • определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш,  смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»
  • выказывать свое отношение к различным  музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации
  • ориентироваться     в  музыкально   поэтическом    творчестве, в  многообразии    музыкального    фольклора    России; 
  • сопоставлять внешний вид, своеобразие  интонационного звучания русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок 
  • находить сходства и различия в инструментах разных народов
  • внимательно слушать музыкальные  фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагментах
  • выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку
  • сопоставлять  народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.
  • планировать свою деятельность
  • выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера
  • приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
  • узнавать освоенные музыкальные произведения
  • давать определения общего характера музыки

          Ученик получит возможность научиться:

  • обогащать  индивидуальный музыкальный  опыт;
  • понимать истоки музыки и ее взаимосвязь с жизнью
  • расширять   музыкальный  кругозор и получать общие представления о музыкальной жизни современного социума;- воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать
  • узнавать на слух основную часть музыкальных произведений
  • передавать настроение музыки в пении
  • выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку
  • давать определения общего характера музыки
  • выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах
  •  приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание
  • исполнять, инсценировать песни
  • определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление
  • осмысленно владеть способами певческой деятельности
  • участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
  • находить нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песен
  • владеть элементами алгоритма сочинения мелодии
  • самостоятельно выполнять упражнения
  •  владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.
  • участвовать  в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи
  • находить взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных  явлениях жизни
  • ориентироваться в нотном письме, как графическом изображении типичных интонационных оборотов (вопрос — ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.)
  • реализовывать      творческий     потенциал,  осуществляя собственные   музыкально - исполнительские   замыслы   в   различных   видах   деятельности
  • задавать вопросы
  • отвечать на вопросы
  • выражать свои мысли
  • распознавать духовые  и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания  народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения
  • различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности
  • определять на слух звучание народных инструментов
  • воплощать собственные мысли, чувства в звучании голоса и различных инструментов
  • определять названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов
  • передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки
  • узнавать музыкальные инструменты по изображениям
  • участвовать в коллективном пении, вовремя начинать  и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
  • оценивать собственную музыкально - творческую деятельность
  •  реализовывать      творческий     потенциал,  осуществляя собственные   музыкально исполнительские   замыслы   в   различных   видах   деятельности

Раздел 2. «Музыка и ты» 17 ч.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.    Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.  Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.  Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Музыкальные  инструменты. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость.  Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.  Музыка для детей: мультфильмы.

 Край, в котором ты живешь. Сочинения отечественных композиторов о Родине.  Россия - Родина  моя.  Отношение  к  Родине,  ее  природе,  людям,  культуре,  традициям  и  обычаям.  Гордость за  свою  родину. Музыка  о родной  стороне,  утешающая  в  минуты  горя  и  отчаяния,  придававшая  силы  в  дни испытаний  и  трудностей,  вселявшая  в  сердце  человека  веру,  надежду,  любовь.

Художник, поэт, композитор. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.  Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь.   Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства  для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их  в  ярких запоминающихся  слушателям, читателям,  зрителям  художественных  образах.

 Музыка утра. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст  музыкальных  произведений,  которые  рисуют  картину утра. Выявление  особенностей  мелодического  рисунка,  ритмичного  движения,  темпа,  тембровых  красок  инструментов,  гармонии,  принципов  развитии  формы.  Выражение  своего  впечатления  от  музыки  к  рисунку.

Музыка вечера. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение  в  тему  через  жанр колыбельной  песни. Особенности   колыбельной музыки.  Особенность  вокальной  и  инструментальной  музыки  вечера  (характер, напевность, настроение). Обозначение   динамики,  темпа,  которые  подчеркивают   характер  и  настроение  музыки.

Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.   Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна  замысла композитора  в  названии  музыкального произведения.  Отношение  авторов  произведений  поэтов  и  композиторов  к  главным  героям  музыкальных  портретов.

 Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Знакомство  со  сказкой  и  народной   игрой  “Баба-Яга”. Встреча  с  образами  русского  народного  фольклора.  

Музы не молчали. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Музыкальные  памятники  защитникам  Отечества.

Мамин праздник. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена  в  колыбельных  песнях,  которые  могут  передать  чувство  покоя,  нежности,  доброты,  ласки.

 Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные  инструменты. Инструментовка  и  инсценировка    песен.  Звучание   народных  музыкальных  инструментов. Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство  с  внешним  видом,  тембрами,  выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  - лютня,  клавеснн.   Сопоставление  звучания  произведений,  исполняемых  на  клавесине  и  фортепиано.  Мастерство  исполнителя-музыканта.

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство  с  музыкальными  инструментами,  через  алжирскую  сказку  “Чудесная лютня”.  Размышление  о  безграничных возможностях  музыки  в  передаче  чувств,  мыслей  человека,  силе  ее  воздействия.  Характер  музыки  и  ее  соответствие  настроению  картины.

Музыка в цирке. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое  представление  с  музыкой,  которая  создает  праздничное  настроение.

Дом, который звучит.  Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет.  

 Опера-сказка. Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.  Детальное  знакомство  с  хорами  из  детских  опер. Персонажи  опер  имеют  свои  яркие  музыкальные  характеристики – мелодии-темы.  Герои  опер  могут  петь по одному - солист  и  вместе хором  в  сопровождении  фортепиано  или  оркестра. В  операх  могут  быть  эпизоды,  когда  звучит  только  инструментальная музыка.

«Ничего на свете  лучше нету».  Музыка для детей: мультфильмы. Любимые мультфильмы  и музыка,  которая  звучит  повседневно  в  нашей жизни. Знакомство  с  композиторами-песенниками,  создающими  музыкальные  образы.

Требования к уровню усвоения темы

Ученик научится:

  • понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации
  • определять названия изученных произведений и их авторов
  • оценивать    и  соотносить    содержание   и  музыкальный язык  народного  и профессионального  музыкального  творчества  разных   стран  мира
  • понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации
  • понимать, что у музыки есть свойство без слов передавать  чувства, мысли, характер  человека, состояние природы
  • понимать связь разговорной речи и музыкальной речи
  • сопоставлять,  сравнивать, различные жанры музыки
  • сравнивать музыкальные и речевые интонации,  определять их сходство и различия
  • выделять характерные  интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и  выразительные
  • внимательно слушать
  • передавать эмоционально  во время хорового исполнения  разные по характеру  песни, импровизировать
  • определять названия изученных жанров  музыки
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация  и др.)
  • вслушиваться  в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные  интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения
  • сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию,  имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах
  • сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов
  • размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия
  • определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня, танец, марш.
  • называть понравившееся  произведения, дать его характеристику;
  • элементарным основам  музыкальной грамоте
  • понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель,
  • осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.

Ученик получит возможность научиться:

  • выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки;
  • использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
  • воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении;
  • получать эстетическое наслаждение от восприятия музыки, от общения с миром искусства;
  • по звучавшему фрагменту  определять музыкальное произведение, находить нужные слова для передачи настроения;
  • выявлять  особенности  мелодического  рисунка,  ритмичного  движения,  темпа, тембровых  красок  инструментов,  гармонии,  принципов  развитии  формы;
  • выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
  • получать новые знания через постижение основных средств музыкальной выразительности, вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки;
  • соединять слуховые впечатления со зрительными;
  • применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельностипередавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы;
  • приобретать (моделировать) опыт музыкально - творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностьюучаствовать в коллективном музицировании на элементарных и музыкальных инструментах;
  • сопоставлять внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов - лютня, клавесин, гитара;
  • обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас,  передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая   и интонационная  точность во время вступления к песнечерез различные формы деятельности  систематизировать словарный запас детей.
  • относиться к творчеству и искусству как к процессу созиданию красоты и пользы;
  • определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной, сольной, хоровой, оркестровой);
  • сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
  • различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;
  • участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности;
  • слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию;
  • размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации;
  • оказывать  помощь в организации   и        проведении школьных   культурно-массовых мероприятий,   представлять  широкой  публике  результаты  собственной  музыкально - творческой  деятельности      (пение,  инструментальное  музицирование,  драматизация  и  др.), собирать  музыкальные  коллекции (фонотека, видеотеку);
  • оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального образования.

№                                                                                                                                                                                                                                                                        

Тема урока

Кол-во часов

Требования к результатам

Дата по плану

Дата по факту

предметные

УУД

1

«И Муза вечная со мной!» Истоки возникновения музыки.

1

размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения на уроке музыки; правилам пения

наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы

обогащению индивидуального музыкального опыта

пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью

расширять   музыкальный  кругозор

воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать

Р: формировать умения организовывать свое рабочее место под руководством педагога

П: ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура музыкального произведения, песни, музыкальный словарь, содержание)

К: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

2

Хоровод муз. Музыкальный фольклор народов России и мира.

1

понимать, что музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов;

использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.

узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;

 передавать настроение музыки в пении;

выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

давать определения общего характера музыки.

Р: уметь осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном (образцом)

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий (под руководством педагога)

К: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

3

Повсюду музыка слышна. Музыкальная речь как способ общения между людьми,

1

определять характер, настроение, жанровую основу песен - попевок;

принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.

выражать собственные мысли,

настроения и чувства с помощью

музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;

приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание;

исполнять, инсценировать песни.

Р: овладеть умением в сотрудничестве с педагогом определять последовательность изучения материала

П: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

4

Душа музыки – мелодия.

Представление о много-образии му-зыкальных жанров: песня, та-нец, марш.

1

Понимать:

термины: мелодия и аккомпанемент. что мелодия – главная мысль музыкального произведения.

выявлять характерные особенности  жанров: песни, танца, марша;

определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление

Р: овладеть способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

П: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия

К: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий

5

Музыка осени. Песенность -  основное свойство русской музыки.

1

различать тембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано;  

выделять отдель-ные признаки предмета и объединять по общему признаку

осмысленно владеть способами певческой деятель-ности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричас-тности к  природе, добрым отношением к ней.

участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

Р: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

П: классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

К: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

.6

Музыка осени. Сочини мелодию. Интонации музыкальные и речевые. Народные музыкальные традиции родного края.

1

проявлять лич-ностное отношение при восприятии музыкальных про-изведений, эмоци-ональную отзыв-чивость;

ориентироваться     в  музыкально- поэтическом    творчестве, в  многообразии  музыкального    фольклора    Рос-сии,   в  том  чис-ле  родного   края,   сопоставлять    различные    образ-цы   народной и профессиональной    музыки;

ценить  отечест-венные    народные музыкальные    традиции;

находить нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песенки на стихи А.Барто «Золотая осень» и песенки «Дождь идет»;

владеть элементами алгоритма сочинения мелодии;

самостоятельно выполнять упражнения;

владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

Р: формировать умения организовывать свое рабочее место под руководством педагога

П: усвоить способы решения проблем творческого и поискового характера

К: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

7

«Азбука, азбука каждому нужна…» Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.

1

моделировать опыта музыкально-творческой деятельности

понимать истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью

участвовать  в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;

определять взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных  явлениях жизни;

Р: уметь осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном (образцом)

П: овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения

К: сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности

8

Музыкальная азбука. Представление о много-образии му-зыкальных жанров (песня, танец, марш)

1

узнавать изучен-ные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнении ритма, изображе-нии звуковы-сотности мелодии движением рук.

ориентироваться в нотном письме

как графическом изображении типичных интонационных оборотов

(вопрос — ответ, выразительные и

изобразительные интонации и др.)

Р: овладеть умением определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрированный ряд

П: ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура муз. произведения, песни, муз.словарь).

К: осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и

.

9

Музыка и ты. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

.

1

определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш,  смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»,

узнавать изучен-ные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным  музы-кальным сочи-нениям, явлениям,

создавать соб-ственные интер-претации, исполнять знакомые песни.

 реализовывать      творческий     по-тенциал,  осущест-вляя собственные   музыкально – ис-полнительские   за-мыслы   в   различ-ных   видах   деятельности;задавать вопросы;отвечать на вопросы;выражать свои мысли.

Р: овладеть способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя справочные материалы (под руководством педагога)

К: освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии

10

Звучащие картины.  Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. 

1

ориентироваться     в  музыкально   поэтическом    творчестве, в  многообразии    музыкального    фольклора    России; 

находить сходства и различия в инструментах разных народов.

название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок  и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания

распознавать духовые  и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания  народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения.

Р: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

П: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем

К: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

11

«Садко». Из русского былинного сказа. Музыкальный фольклор народов России в  сочинениях профессиональных композиторов

1

воспринимать информацию;

внимательно слушать музыкальные  фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагментах

различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности;

определять на слух звучание народных инструментов;

воплощать собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов

Р: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

П: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем

К: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

12

Музыкальные инструменты. Основные средства музыкаль-ной выра-зительнос-ти – тембр. Музыкаль-ные инстру-менты.

1

сопоставлять звучание народных и профессиональных  инструментов;

выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

определять названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов;

передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

Р: формировать умения организовывать свое рабочее место под руководством педагога

П: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия

К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

13

Звучащие картины

Музыка народная и профессиональная.

.

1

сопоставлять  народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.

узнавать музыкальные инструменты по изображениям,  участвовать в коллективном пении, вовремя начинать  и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;

осуществлять самостоятельную музыкальную творческую деятельность;

Р: овладеть способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

П: овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения

К: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

.

14

Разыграй песню.  Развитие в музыке.

Комбинированный урок.

1

планировать свою деятельность;

выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной ли-нии стихотворного текста,

находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные раз-говоры» различ-ного характера.

 оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;

оценивать собственную музыкально -творческую деятельность

Р: овладеть умением в сотрудничестве с педагогом определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрированный ряд

П: усвоить способы решения проблем творческого и поискового характера

К: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

15

Пришло Рождество, начинается  торжество.

Добрый праздник среди зимы. Музыкальный фольклор народов России и мира.

1

приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;

образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – Рождество, названия  рождественских песнопений -  колядки.

Р: овладеть способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

П: овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения

К: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

 

16

Добрый праздник среди зимы. Представление о много-образии му-зыкальных жанров -  балет. Обобщающий урок. 

Комбинированный урок.

1

понимать  степень понимания роли музыки в жизни человека.

узнавать осво-енные музыкаль-ные произведения,

давать определ-ения общего ха-рактера музыки;

накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;

реализовывать      творческий     потенциал,  осуществляя собственные   музыкально исполнительские   замыслы   в   раз личных   видах   деятельности;

Р: формировать умения организовывать свое рабочее место под руководством педагога

П:  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя справочные материалы (под руководством педагога)

К: осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

17

Край, в котором ты живешь. Гимн России. Сочинения профессиональных композиторов. 

1

понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;

- оценивать    и  соотносить    содержание   и  музыкальный язык  народного  и профессии-онального  музы-кального  твор-чества  разных   стран  мира.

выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине,

различать выразительные воз-можности  скрипки;

воплощать собст-венных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;

использовать музыкальную речь

как способ общения между людьми и передачи информа-ции, выраженной в звуках.

Р: уметь осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном (образцом)

П: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем

К: освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии

18

Художник, поэт, композиторВоплощение в музыке настроений, чувств, характера

1

понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;

воспринимать художественные об-разы классической музыки,

расширять словар-ный запас,  

передавать настро-ение музыки в плас-тическом движении, пении,

давать определения общего характера музыки,

Р: овладеть умением в сотрудничестве с педагогом определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрированный ряд.

П: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия

К: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

19

Музыка утра. Образная природа музыкального искусства. Интонация.

1

понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать  чувства, мысли, характер  человека, состояние природы, понимать как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь

по звучавшему фра-гменту  определять музыкальное произведение, проникнуться чув-ством сопережива-ния природе, находить нужные слова  для передачи настроения.выявлять  особен-ности  мелодичес-кого  рисунка,  рит-мичного  движения,  темпа,  тембровых  красок  инструмен-тов,  гармонии,  принципов  развитии  формы.  

Р: овладеть способ-ностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

П: группировать, класси-фицивать предметы, на основе существенных признаков, по заданным критериям

К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

20

Музыка вечера. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.

.

1

по звучавшему фрагменту  определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе,

находить нужные слова  для передачи настроения.

сопоставлять,  сравнивать различные жанры музыки. выражать собственные мысли,

настроения и чувства с помощью

музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;получать новых знаний через постижение основных средств музыкальной выразительности

Р: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

П: усвоить способы решения проблем творческого и поискового характера

К: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий

21

Музыкаль-ные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке.

1

сравнивать музыкальные и речевые интонации,

 определять их сходство и различия;выявлять различные образы, различия разговорной и музыкальной речи.вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки,соединять слуховые впечатления детей со зрительными.

Р: формировать умения организовывать свое рабочее место под руководством педагога

П: овладеть логическими действиями установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа

К: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

22

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Музыкальный фольклор народов России.

.

1

выделять характерные  интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и  выразительные.

 воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.применять знания основных средств музыкальной выра-зительности при анализе прослу-шанного музыкаль-ного произведения и в исполнительской деятельности.передавать в собс-твенном исполнении (пении, игре на ин-струментах, музы-кально-пластичес-ком движении) раз-личные музыкаль-ные образы.

Р: уметь осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

П: ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, песни, муз. словарь, содержание)

К: участвовать  в коллективном обсуждении учебной проблемы

23

Музы не молчали. Образная природа музыкального искусства.  .

1

определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках.внимательно слушать.определять характер музыки  и передавать ее настроение, описывать образ русских воинов, сопереживать  музыкальному образу,передавать музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний;

Р: овладеть способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

П: овладеть способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

К: осуществлять инфор-мационную, познава-тельную и практическую деятельность с исполь-зованием различных средств информации и коммуникации

24

Мамин праздник. Образная природа музыкального искусства.

1

передавать эмо-ционально  во вре-мя хорового испол-нения  разные по характеру  песни, импровизировать;выделять харак-терные  интона-циионные музы-кальные особен-ности музыкаль-ного сочинения, имитационными движениями.воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.применять знания основных средств музыкальной выра-зительности при анализе прослушан-ного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

передавать в соб-ственном исполне-нии (пении, игре на инструментах, му-зыкально-пластичес-ком движении) раз-личные музыкаль-ные образы.

Р: формировать умения организовывать свое рабочее место под руководством педагога

П: группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

К: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

25

Музыка и ты.  

Обобщающий урок.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

определять назва-ния изученных жанров  музыки; названия изучен-ных произведений и их авторов;

узнавать изучен-ные музыкальные сочинения, называть их авторов;исполнять музы-кальные произве-дения отдельных форм и жанров (пение, драматиза-ция, музыкально-пластическое дви-жение, инструмен-тальное музициро-вание, импровиза-ция  и др.).приобретать (моде-лировать) опытмузыкально – твор-ческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.

Р: овладеть умением определять последовательность изучения материала

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий

К: сотрудничать со сверстниками для реализации проектной деятельности

26

У каждого свой музы-кальный инструментМузыкаль-ные инстру-менты.   

1

вслушиваться  в звучащую музыку и определять ха-рактер произведения, выделять харак-терные  интона-ционные музы-кальные особен-ности музыкаль-ного сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментахучаствовать в коллективном музицировании на элементарных и музыкальных инструментах.воплощать собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;

Р: овладеть умением в сотрудничестве с педагогом определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрации

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя справочные материалы (под руководством педагога)

К: сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности

27

Музыкаль-ные ин-струменты.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

1

сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию,  имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.

сопоставлять внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов - лютня, клавесин, гитара.

Р: уметь осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном (образцом)

П: усвоить способы решения проблем творческого и поискового характера

К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

28

Звучащие картины.

Музыкальный фольклор народов России и мира

.

1

 сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов,

размышлять о возможностях музыки в передаче чувств. обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас,  передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки,

Р: определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрированный ряд

П: анализ, синтез, обобщения, установления аналогий в процессе стилевого анализа муз.сочинений.

К: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий

.

29

 Музыка в цирке.

Представление о много-образии му-зыкальных жанров

1

определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш.

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;через различные формы деятельности  систематизировать словарный запас детей.передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.

Р: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя справочные материалы (под руководством педагога)

К: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

30

Дом, который звучит. Представление о многообразии музыкальных жанров

1

вслушиваться  в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные  интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Накапливать музыкально-слуховые представления - расширять  музыкального кругозора и получать общих представлений о музыкальной жизни современного социума;

Р: формировать умения организовывать свое рабочее место под руководством педагога

П: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем

К: сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности

31

Опера-сказка. Представление о многообразии музыкальных жанров

1

называть понравившееся  произведения,

давать его характеристику;сопоставлять,  сравнивать различные жанры музыки.

определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной;сольной, хоровой, оркестровой);участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности;

слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию.

Р: уметь осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном (образцом)

П: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия

К: осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

32

«Ничего на свете  лучше нету». Композитор – исполнитель – слушатель.

Комбинированный урок.

1

элементарные понятия о музыкальной грамоте  и использовать их во время урока,

оказывать  помощь в организации   и проведении школьных   культурно-массовых   мероприятий,   представлять  широкой  публике  результаты  собст-венной  музыкально - творческой  дея-тельности      (пение,  инструментальное  музицирование,  драматизация  и  др.),  

собирать  музы-кальные  коллекции (фонотека,     видеотеку)

Р: овладеть умением определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрированный ряд

П: группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям 

К: освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии

33

Музыка и ты. Образная природа музыкального искусства Обобщающий урок. (Урок-концерт.)

1

понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель,осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации. сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

Р: овладеть умением в сотрудничестве с педагогом определять последовательность изучения материала

П: группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

К: освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии

Виды  контроля: В – входной, Т – текущий, ТМ – тематический, И - итоговый

Формы контроля: УО – устный опрос, ТЗ – творческое задание, К – концерт, Т – тест, МВ – музыкальная викторина

УУД – Р – регулятивные, П – познавательные, К -коммуникативные

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1 класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 1 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений.  М.:Просвещение, 2011.

Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2012

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс.

Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011.

Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004..

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Библиотечный фонд

1.Федеральный        государственный        образовательный        стандарт   второго  поколения  (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)

2.Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011. 3.Программа для общеобразовательных  учреждений

«Музыка. 1-4 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011. 4.Уроки музыки 1-4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений авт.-сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2010.

5.Уроки музыки. 1-4 классы. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С.

 Шмагина, М. :Просвещение, 2013 г.

6.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. в 3ч.Ч.2,  под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой.-М.:Просвещение,2011

7.Музыка: 1 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.

8.Рабочая тетрадь для 1 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.

9.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

10.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

11.Музыка: 2 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.

12.Рабочая тетрадь для 2 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.

13.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

14.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

15.Музыка: 3 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.

16.Рабочая тетрадь для 3 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.

17.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

18.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

19.Музыка: 4 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.

20.Рабочая тетрадь для 4 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013

21.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

22.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

23.Книги о музыке и музыкантах.

24.Научно-популярная литература по искусству.

Печатные пособия

1.Портреты композиторов.

2.Таблицы признаков характера звучания 3.Таблица длительностей

4.Таблица средств музыкальной выразительности

5.Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров. 6.Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

7.Транспорант: поэтический текст гимна Кубани, символы Краснодарского края 8.Транспорант «Симфонический оркестр»

9.Транспорант «Волшебный мир оперы»

10.Транспорант «Балет-мир выразительнейших танцевальных движений»

Экранно-звуковые пособия

1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

2.Видеофильмы,        посвященные        творчеству        выдающихся        отечественных        и        зарубежных композиторов.

3.Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей. 4.Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей. 5.Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов. 6.Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.

7.Нотный и поэтический текст песен.

8.Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.

9.Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

Технические средства обучения

 1.Ноутбук

2.Экран

3.Мультимедиа проектор

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий». 2.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

3.Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».

4.Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.». 5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

6.Единая        коллекция        -        http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453- 552f31d9b164.

7.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/. 8.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

Дополнительная литература для учителя

1.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 2010 2.Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение,1999.

3.Брагинская Ж.И. Время и песня. – м.: Профиздат, 1996. 4.Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой. – М.2001.

  1. «Внешкольник», журнал №9, 2003.

6.Конвенция о правах ребенка(принята Генеральной Ассамблеей ООН, 20.11.1989г.) – ЮНИСЕФ, 2000.

7.Карачезов К. Основы эстетического воспитания школьников средствами музыки. Воронеж, 2001.

8.Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. –М.: Музыка, 1999. 9.Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М.. 2001.

Дополнительная литература для учащихся

  • Булучевский Ю. , В.Фомин, Краткий музыкальный словарь для учащихся,

Изд-во «Музыка» Ленинград, 2006

  • Киселева Г. « Песни для детей и не только…» сборник песен. Педобщество России , Саратов, 2006
  • Кошмина И. « Владимир Шаинский и его песни» Изд-во «Музыка» М.:1996
  • Критская Е.Д, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка»: учебник для учащихся 1 класса нач. шк. – М.: Просвещение, 2009.
  • Критская Е.Д., Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка»: учебник для учащихся 2 класса нач. шк. – М.: Просвещение, 2008.
  • Критская Е.Д., Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка»: учебник для учащихся 3 класса нач. шк. – М.: Просвещение, 2009.
  • Критская Е.Д, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка»: учебник для учащихся 4 класса нач. шк. – М.: Просвещение, 2008.

Малахова М. «Рождественские праздники в школе» Изд-во «Учитель» Волгоград, 2005








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематические планы 3 класс УМК "Школа России" тат. язык

Календарно-тематические планы,3 класс, УМК "Школы России" для татарских школ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....