Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ)
в образовательном процессе
Ф.И.О. аттестуемого: Донкеева Елена Юрьевна
Обоснование выбора | Системность использования (периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.) | Результат (методическая и практическая направленность использования) | |
Игровые технологии | Для учащихся - возрастная целесообразность (в начальной школе наряду с учением одним из ведущих видов деятельности остаётся игра ) -реализация принципа от простого к сложному -лучшее усвоение материала (в игре ребенок усваивает материал в процессе действия) Для учителя Использование игровых технологий позволяет педагогу разнообразить подачу материала При организации игровой формы опроса, у учащихся снижен уровень стресса Создание атмосферы сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам; подача необходимой информации малыми дозами, | На любом этапе урока, в зависимости от содержания материала, исходя из принципа целесообразности | Активизация познавательной активности, высокая активность класса, лучшее усвоение материала |
Дифференцированный подход | Для обучающихся Основная ее задача – создание максимально комфортных условий образовательного процесса для развития способностей и склонностей учеников, успешного освоения содержания образования. Для организации дифференцированной деятельности на уроке используются следующие методы: 1. Внутригрупповая дифференциация – учащиеся делятся на группы с учетом индивидуальных особенностей или степени подготовки. 2. Групповая дифференциация – разделение класса на группы, каждая из которых выполняет свое задание (возможна коллективная работа). 3. Фронтальная дифференциация – учащиеся выполняют одно упражнение, но учитель распределяет его задания по степени сложности разным детям. 4. Персональная дифференциация – каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно или с помощью учителя. Для учителя Обеспечение актуализации личностных функций учащихся: самоопределение, самораскрытие, самореализацию личности, дает возможность учитывать имеющийся субъективный опыт индивида, его предпочтения, ценности. Но очень важное значение имеет то, как преподнести ученикам эти задания, как заинтересовать их и получить наивысший результат. Уровень "3" - это задания репродуктивного характера. Выполняя эти задания, ученик усваивает материал на уровне Госстандарта. Уровень "4" - задания этого уровня направлены на усложнение работы с текстом и носят проблемный характер. Уровень "5" - эти задания творческого типа. | Дифференцированный подход осуществляю на определенных этапах урока. Так, на этапе введения нового понятия , свойства, алгоритма работаю со всем классом, без деления его на группы. Но после того как несколько упражнений выполнено на доске, ученики приступают к дифференцированной самостоятельной работе. Для этого имею и постоянно пополняю свою математическую копилку различной математической литературой, дидактическим материалом, содержащим разноуровневые задания. | Повышается уровень мотивации учения. Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex. |
ИКТ технологии | Для учащихся - урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень восприятия наглядности на уроке. Для учителя - повышение эффективности урока за счет наглядности. -облегчает проверку заданий и самопроверку - использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде). -изменение роли учителя: он не столько источник информации, сколько менеджер, организующий её получение. Основные формы использования: 1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем. Используя этот материал, “подстраиваю” его под свой класс, учебник. 2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ. 3. Создание учебных проектов. 4. Использование ИКТ во внеклассной работе и во внеурочной деятельности. 5. Использование ресурсов сети Интернет. 6. Использование преимуществ интерактивной доски. | При изучении тем, требующих наглядности на этапе объяснения нового материала в форме презентации, в форме интерактивных заданий для закрепления или проверки домашнего задания. Для развития навыков саморегуляции при самопроверке | Активизация познавательной активности, лучшее усвоение материала, формирование ИКТ компетенции |
Проблемное обучение | Для учащихся: -невозможность достичь результата известными методами формулирует познавательную потребность учащихся, побуждает его искать новые пути решения, пробуждает интерес, создаёт внутренние условия для усвоения нового материала - позволяет учащимся самостоятельно «открывать новые знания» - стимулирует мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, учит его вычленять главное и искать пути преодоления затруднений. Для учителя - позволяет вовлечь в работу по обсуждению проблемы почти всех учащихся -способствует формированию УУД -повышает эффективность урока за счет превращения внешнего мотива во внутренний интерес: необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы; совместный поиск истины учителем – мастером и учащимися (мастер равен ученику в поиске истины); -элементы проблемного обучения достаточно легко вписываются в любую технологию | На любом уроке, на различных этапах. Практика показывает, что любой элемент технологии: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемный диалог способствуют повышению познавательной активности учащихся на любом уроке и любом этапе обучения. | Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества учащихся |
Технология критического мышления | Использование таких приёмов данной технологии, как «Кластер», «Инсерт», «Толстые и тонкие вопросы» открывают огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся, создаются условия для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока использует свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Наиболее значимым этапом урока, при данной технологии, можно считать рефлексию, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации. | При работе с текстом на уроках литературного чтения и окружающего мира | Способствует формированию критического мышления, умениям работать с информацией. Позволяет формировать личностные результаты |
Метод проектов | - формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; - развивает в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; - формирует не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; - приоритетно нацелен на развитие познавательного интереса учащихся; - реализовывает принцип связи обучения с жизнью. Позволяет достичь нескольких видов результатов: Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни | В различных ситуациях применяются различные проекты Исследовательский проект использую чаще во внеурочной деятельности на уроках проектной деятельности Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории, применяю на уроках Творческий проект во внеурочной и внеклассной деятельности Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. на уроках литературного чтения и окружающего мира | Активизация познавательной активности, реализация принципа связи с жизнью; развитие умения применять имеющиеся знания в новой ситуации, формирование навыков работы в группе, формирование презентационных умений |
Здоровьесберегающие технологии | -профилактика утомления -повышение внимания -возрастная целесообразность -требования ФГОС и САНПИН | На любом уроке | Способствуют сохранению здоровья школьников |
Электронный образовательный ресурс Основные поисковые системы | Общероссийские поисковые системы , содержащие наиболее удобные системы поиска необходимой информации. | Регулярно при подготовке к урокам и занятиям по внеурочной деятельности | Позволяет найти необходимую информацию |
Коллекции электронных образовательных ресурсов 1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru 2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru | Официальные системы, содержащие допущенные материалы, удобны для подготовки учащихся к тестам, олимпиадам, позволяет отслеживать изменения норм и требований. | Регулярно при подготовке к урокам и занятиям по внеурочной деятельности | Позволяет отслеживать электронную базу образовательных ресурсов, находить необходимые электронные пособия |
базы разработок для учителей начальных классов, содержат богатый набор презентаций, сценариев уроков и внеурочной деятельности, рабочих программ. Позволяют бесплатно публиковать материал и способствуют обмену опытом | Регулярно при подготовке к урокам и занятиям по внеурочной деятельности | Позволяет регулярно пополнять методическую копилку учителя. | |
Бесплатный школьный портал «ПроШколу.ру - все школы России» | Регулярно при подготовке к урокам и занятиям по внеурочной деятельности | Позволяет регулярно пополнять методическую копилку учителя | |
Образовательные порталы, и сми, устраивающие детские конкурсы | «Япанда», «Корабль успеха » и др | регулярно | Способствует развитию творческого мышления и исследовательских навыков школьников |
Заместитель директора по УВР МБОУ Школы №170 г.о. Самара ___________________ / О.А. Кошкина /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Материал раскрывает используемые технологии на уроках,обоснование выбора, системность использования на уроках, результат, методическую и практическую направленность использования...
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – ...
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
таблица ИНОТ для аттестации...
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Данный материал содержит таблицу "Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе" для прохождения аттестации....
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Материал содержит таблицу "Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе" для прохождения аттестации....
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе...