Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
статья на тему
Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Современные образовательные технологии, повышающие интерес детей к учебе, предполагают иной уровень отношений в школе и более качественный результат. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию. А значит, обязательно, приведут моих учеников к успеху сначала в школе, а потом - в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sot_i_ikt.docx | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование новых образовательных технологий
(в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания. Одной из основных задач для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы для меня является разработка и внедрение в учебно-воспитательную среду учебного заведения Комплексной модульной программы «Маленькая страна». Программа позволяет применять современные обучающие технологии, разнообразить формы и средства обучения, повышает творческую активность учащихся.
Отличительной особенностью программы является создание в учебном заведении инновационной образовательной модели, обеспечивающей интеграцию базового и дополнительного образования через сюжетно-ролевые игры, которые проводится в школе во время, до и после учебных занятий. Школа стала для детей единым образовательным пространством, вторым домом, куда они спешат, стремятся каждое утро.
Важно, чтобы ребенок учился с удовольствием. Как сделать обучение радостным? На помощь пришли игровые технологии, обладающие образовательной развивающей и воспитывающей функциями. Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют и королевой детства, и источником радости, и восьмым чудом света. И все определения правильные. Игра не только развлечение и забава, заполняющие досуг школьников, но вместе с тем как одно из серьёзных средств педагогического воздействия на ребят. Игра - трансфер знаний. Через систему игровых мероприятий я обучаю детей не просто играть и веселиться, помогаю усваивать учебный материал.
Реализация программы «Маленькая страна» осуществляется через сюжетно-ролевые игры: «Маленький принц», «Путешествие по Маленькой стране», «Вокруг Cвета». Содержание сюжетно-ролевых игр раскрывается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Именно роль позволяет ему совершать героические, смелые поступки. Благодаря игровой роли ребенок выполняет те действия, которые в обычной, неигровой обстановке кажутся ему малопривлекательными. Действуя в воображаемой ситуации, он как бы перешагивает рубеж своих возможностей: становится более сдержанным, волевым, организованным, решительным, самостоятельным, настойчивым.
Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и делится на 3 этапа. На каждом этапе разработана система уроков и мероприятий, реализующих конкретные задачи, объединённых темой и идеей. Чтобы помочь детям лучше понять сюжет игры, используется сказочный персонаж. В данном случае – это Маленький принц. Этот герой объединяет все модули программы в одно целое.
Первый этап - это сюжетно – ролевая игра «Маленький Принц», которая начинается в 1 классе. Это космическое путешествие ребят по разным планетам в поисках Маленького принца. В результате поиска Маленького принца, ребята получают основополагающие знания о жизни, знакомятся с поручениями, учатся жить в коллективе. Преодолевая эти «испытания», ребята изучают, закрепляют учебный материал и находят Маленького принца.
Приведу пример, как можно на уроках использовать сюжетно-ролевую игру. На уроках музыки дети разучивают песни, соответствующие теме путешествия: о космосе, дружбе, взаимовыручке и т.д. На уроках технологии изготавливают ракету для путешествия, работают с конструктором и другими материалами, делают аппликации, раскрывающие содержание игры. Например, попав на пустынную планету «Нравственность» первоклассники рассказывают её обитателям о природе, животных, дружеских взаимоотношений в классе, о ценностях Земли. На уроках окружающего мира есть соответствующая тема «Что? Где? Когда?» А на уроках изобразительного искусства мы рисуем животных, растения, которые нас окружают. На уроках русского языка и математики в этот период проходят уроки закрепления и повторения, на которых я даю детям разные «испытания», чтобы спасти Маленького принца. На уроках математики можно инсценировать задачи. Очень оживляет урок прием, когда в роли учителя выступает ученик. Повышению познавательной активности учащихся на уроке способствуют и часто используемые игровые и занимательные задания (кроссворды, загадки, ребусы, литературные викторины). Я часто применяю и нетрадиционные формы урока. Это интегрированные уроки (например, урок математики сочетается с уроками технологии, на которых производятся различные расчеты, вычерчиваются геометрические фигуры с заданными размерами и т.д.), уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия (урок-путешествие, заочная экскурсия в прошлое), уроки, включающие в себя традиционные формы внеклассной работы (КВН, «Клуб знатоков», концерт и др.).
Второй этап охватывает 2 и 3 классы. Это сюжетно – ролевая игра «Путешествие по Маленькой стране». Дети знакомятся с традициями школы. Третий этап называется «Вокруг Света» и проводится в 4 классе. В 4 классе ребята знакомятся с жизнью детей других стран. Теперь Маленький принц будет путешествовать вместе с ребятами. Так, играя, дети учатся регулировать степень внимания, анализировать, сопоставлять, обобщать происходящее на уроке, делать выводы. Кроме того, введение элемента соревнования при использовании игровых технологий помогает органично соединить выполнение дидактических заданий с игровым результатом.
Одной из ведущих технологий для реализации Комплексной модульной программы «Маленькая страна» является здоровьесберегающая. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах игры, красной нитью проходит через все этапы урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности и осуществляется в следующих направлениях:
соблюдение санитарно-гигиенических норм при проведении урока
• своевременное проветривание,
• оптимальный температурный режим,
• достаточное освещение,
• соблюдение чистоты;
организация тематических физминуток на каждом уроке
• упражнения, направленные на развитие опорно-двигательного аппарата,
• гимнастика для глаз,
• релаксационные упражнения;
создание комфортного психологического климата
• доброжелательный тон общения,
• педагогическая поддержка в затруднительных для ученика ситуациях,
• использование личностно ориентированного подхода к обучению,
• мажорный тон урока,
• использование музыкального сопровождения;
организация процесса обучения
• пропаганда здорового образа жизни через содержание учебного материала,
• оптимальное чередование различных видов деятельности в течение урока,
• дифференцированное домашнее задание,
• задание по выбору учащихся,
• оптимальный объем домашнего задания.
На результативность использования здоровьесберегающей технологии указывает низкий уровень школьной тревожности в классах, результаты анкетирований, проводимых школьным психологом среди учащихся и родителей, отсутствие жалоб родителей о наличии конфликтных ситуаций в классе и перегрузке обучающихся.
Каждый ребенок индивидуален, поэтому я всегда помню о том, что требуется создать такие условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. В своей работе я применяю приемы из технологии личностно ориентированного обучения: дифференцированный подход к учащимся в зависимости от их уровня обученности, воспитанности, от психофизиологических особенностей.
«Маленькая страна» представляет собой не некий линейно выстроенный курс, движение, совершаемое в установленной очерёдности, а скорее «мешок с подарками», из которого дети и педагог выбирают то, что их в данный момент заинтересовало. Индивидуальная, парная, коллективная работа, работа в мини группах проводится на уроках и занятиях по внеурочной деятельности с применением заданий разного уровня сложности с использованием всё тех же сюжетно-ролевых игр, со всеми героями игры, символами и атрибутами. Разные дети – разные задания, как правило, 2-3 уровней. Для индивидуальной самостоятельной работы подготовлены специальные дидактические пособия. Они содержат задания разной трудности. Работая самостоятельно, ученик продвигается своим темпом, не связан с классом. Он проявляет при этом максимум усилий, ответственности, рассчитывает на собственные силы. Индивидуальная работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей. Задания могут быть сформулированы и предложены учащимся как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать добровольно. Домашняя работа учащихся носит так же индивидуальный характер.
Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в моей работе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники. В соответствии с требованиями я учу не только работать с учебниками, словарями, справочной литературой как источниками информации, но и активно использую ресурсы Интернет. В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:
• подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
- представление наглядного материала на уроке, на занятиях внеурочной деятельности (презентация, работа с интерактивной доской)
• создание персонального сайта для общения с коллегами, родителями и учащимися;
- ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;
• создание «портфолио» учителя и ученика;
• участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
• электронная почта;
• составление отчётов, графиков, диаграмм;
• тестирование по предметам, проверка техники чтения;
• поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;
• проведение родительских собраний и лекториев;
• воспитательные события и социальные проекты;
• музейные уроки, виртуальные путешествия, посещения музеев;
• тренажёры по предметам, тестирования;
• развивающие игры по предметам.
Ещё раз хочу подчеркнуть, что все современные технологии, а компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.
Эффективно используется мною проектная деятельность. Задача учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы процесса познания мира учащимися. Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес? Ответ на этот вопрос я нашла, работая с учащимися над проектами. Эта технология позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, критическое мышление; умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и искать пути решения проблемы. При этом формируются личностные качества обучающихся: мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор. При выполнении проекта от ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
«Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.
Важное место в моём арсенале современных образовательных технологий занимает технология исследовательской деятельности. Внедрение в практику работы данной технологии способствует обучению учащихся различным способам работы с источниками информации, формированию способности самостоятельно создавать учебно-исследовательскую работу. О результативности использования технологии исследовательской деятельности свидетельствуют победы учащихся в конкурсах различного уровня.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио (портфель достижений) – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы по итогам обучения и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене.
Важной задачей портфолио ученика является привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио включает в себя средства фиксации результатов:
• листы достижений обучающихся;
• выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;
• дневники наблюдения учителя, психолога;
• подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии
• результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования
• материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ, если последние проводились
Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.
Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице.
Позиции | Компоненты | Баллы | |||
Победа | Призёр | Участие | Результат | ||
Блок А Контрольные работы: Входной контроль; промежуточный контроль; итоговый контроль | Математика Русский язык Литературное чтение Окружающий мир | 5 | 4 | 3 | |
Блок Б Проекты по предметам | Математика Русский язык Литературное чтение Окружающий мир | 5 | 4 | 3 | |
Блок В Любые контрольные работы по выбору (два) | Математика Русский язык Литературное чтение Окружающий мир | 5 | 4 | 3 | |
Блок Г Олимпиады; интеллектуальные конкурсы; соревнования | Школьные Районные Городские Межрегиональные | 5 10 20 40 | 4 8 16 32 | 3 6 12 24 | |
Блок Д Социально-общественная активность | Школьные мероприятия Районные мероприятия Городские мероприятия | 5 10 20 | 4 8 16 | 3 6 12 | |
Средний общий балл по предметам | |||||
Итого: | |||||
Итоговый рейтинг = сумма результатов по блокам А,Б,В,Г,Д + ср. балл |
Оценки по каждому блоку суммируется, вносятся в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость». Ведомость утверждается директором и заверяется печатью школы.
По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество балл в классе, параллели, школе. Победители поощряются.
Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Современные образовательные технологии, повышающие интерес детей к учебе, предполагают иной уровень отношений в школе и более качественный результат. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию. А значит, обязательно, приведут моих учеников к успеху сначала в школе, а потом - в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Материал раскрывает используемые технологии на уроках,обоснование выбора, системность использования на уроках, результат, методическую и практическую направленность использования...
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
таблица ИНОТ для аттестации...
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Данный материал содержит таблицу "Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе" для прохождения аттестации....
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Материал содержит таблицу "Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе" для прохождения аттестации....
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе...
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
таблица...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...