Конспект занятия. Судьба Земли - наша судьба.
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Овсиенко Татьяна Алексеевна

Формировать эстетическое восприятие русской природы, систематизировать знания учащихся о животном и растительном мире.

Расширять знания о экологии, охране природы. Познакомить с заповедниками России и животными, находящимися там под охраной; Развитие ценностного отношения к природе, понимание её уникальности ; Воспитывать доброту, сострадание, экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Судьба Земли - наша судьба

Цель.  Формировать эстетическое восприятие русской природы, систематизировать знания учащихся о животном и растительном мире.

Расширять знания о экологии, охране природы. Познакомить с заповедниками России и животными, находящимися там под охраной; Развитие ценностного отношения к природе, понимание её уникальности ; Воспитывать доброту, сострадание, экологическую культуру, бережное отношение к природе.

 Оборудование: запрещающие знаки, гербарий, кроссворд, памятки, иллюстрации с изображением редких и исчезающих животных и птиц; книги об охране природы; сообщения, доклады, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг

Небо светло- голубое

               Солнце светит золотое,

               Ветер листьями играет

               Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Человек и время года

- Это всё вокруг... ( природа)

 Природа! Как часто мы произносим это слово не задумываясь о его значении. !; Окружающий мир стал для нас чем-то обыденным. Мы не думаем о природе, как о доме, в котором живём.

« Судьба природы - наша судьба» - почему мы так говорим, как связаны между собой

эти понятия, мы должны выяснить на нашем занятии. Подумайте об этом до конца

урока. А это выражение пусть будет эпиграфом к нашему занятию.

Стихотворение

Мы безмерно богаты

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых,

Просто диву даешься.

Но спроси у иного,

Что он знает о птицах

Пусть ответит толково

И гляди, удивится.

Как же фауна дескать

Как же наше богатство

На полях, перелесках

     Так сказать птичье царство.

     Птичье царство и только?

    Ну дрозды, ну синички

     Где запомнишь все клички

    Просто птички и только.

    А цветы разве знаем, на лугу?

     Разве ценим?

    Всё травой называем,

   А подкошены - сеном.

    И с деревьями тоже

   Роща в общем и целом

   Ель от пихты не можем

   Отличить грешным делом.

   И, конечно, тревожно

   Что порой мы безбожно

    Не храним, что имеем

   Не щадим, не жалеем.

    Ни за что не в ответе

    Словно самую малость

   Нам на этой планете

  Жить и править осталось

    Не хозяева вроде

  Так добро своё губим,

  А гордимся природой

 И Отечество любим.

А ведь когда-то  давно, когда горы едва появились, а моря были совсем юными, первые люди жили с природой в гармонии. Окружающий мир и человек были единым целым. Сейчас же природа нуждается в нашей помощи, внимании. Сегодня мы ещё раз убедимся в истинной красоте природы. Для начала посмотрим, какие деревья есть в лесу, и какую пользу они приносят человеку.

ВИКТОРИНА «УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

(назв. дерева соотнести с иллюстрацией.)

Королева сибирских лесов. Осенью золотые хвоинки, как листья падают на землю. Отсюда и название дерева. Его древесина не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из этого дерева и служат уже 400-500 лет. Древесина его не гниёт, а со временем становится ещё твёрже и как бы каменеет, (лиственница)

Желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья особенно красивы в осенний листопад. У этого дерева очень крепкая древесина, её широко применяют в машиностроении, в токарном и столярном - деле. В городах дерево активно усваивает из воздуха различные вредные вещества

( клён)

Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним в дом приходит сказка. Даже в самый жаркий день в лесу, состоящим из этих деревьев, всегда прохладно и темно. (ель)

 Полюбилось это дерево русскому народу. Сколько песен сложено о нём! Из его древесины делают фанеру, лыжи, мебель. ( берёза)

Его мощь и величественная красота привлекают всех Корни этого дерева уходят глубоко в землю, потому и не страшны ему бури и ураганы. В старину древесина этого дерева шла на строительство кораблей, (дуб).

Boт видите какой у нас удивительный лес. Сколько пользы он приносит человеку!

СТИХИ О ЛЕСЕ.

1.В лесу я видел огород

  На грядках зеленели

  Побеги всех родных пород

  Берёзы, сосны, ели.

И столько было здесь лесной

    Кудрявой свежей молоди

  Дубок, в мизинец толщиной

    Тянулся вверх из желудя.

Он будет крепок и ветвист

 Вот этот прут дрожащий

Уже сейчас раскрыл он лист

Дубовый настоящий.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь

      Излечит обогреет

Накормит русский лес.

      Да,- действительно, наша природа удивительно красива, добра к человеку и дарит нам много радости и здоровья. Но мы далеко не всегда платим ей тем же. -Почему мы говорим , что природа в опасности?

       Что необходимо делать, чтобы сохранить всю красоту, всё великолепие леса? Сейчас послушайте сообщение о ранах, которые мы наносим природе. СООБЩЕНИЕ ( « Я иду на урок» Природоведение  )

Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются - страдают многие животные и растения. Многие из них раньше встречались часто, а сейчас стали редкостью. Они внесены в Красную книгу.

Почему она так называется?

Охраняются Красной книгой

Много редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц,

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты-

Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы.

Растениям и животным, занесённым в Красную книгу, угрожает огромная опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица земли, как исчезли странствующий голубь и морская корова.

В чём же заключается задача человека?

В наши дни площади занимаемые растительностью непрерывно сокращаются. Исчезают и становятся редкими многие виды растений. А ведь растения очень нам нужны.

Для чего людям нужны растения?

Какие растения, занесённые в Красную книгу вы знаете?

Почти все первоцветы занесены в Красную книгу. Почему? Об одном из них мы сейчас послушаем сообщение.

СООБЩЕНИЕ « ВЕНЕРИН БАШМАЧОК».

Кроме того у нас огромное количество лекарственных растений.

СЦЕНКА

Ромашка

Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

 Могут справиться с болезнью

 Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма.

Я хочу тебе, дружок, Подарить ещё цветок.

 Ромашка

Разгадала твой обман

Посмотрите, вот дурман, Ядовитая трава –

разболится голова

От подарка твоего

 Забирай назад его.

Трав. Ведьма

Я одумалась, ребята,

Лучше вместе в лес пойдём Соберём шалфей и мяту

 Нежных ландышей нарвём.

Дома их поставим в воду. Ромашка

Поняла я , братцы, сразу

Хитрый замысел её

Мы растенья эти знаем

Бережем и охраняем

      От таких лихих, как эта

      Собирательниц букетов.

        В книгу Красную они

     Уж давно занесены.

Мы их рвём не на потеху.

Отнесем мы их в аптеку

Из даров лесного царства

 Люди сделают лекарства.

Можно ли собирать растения в огромных количествах?

ФИЗМИНУТКА

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем

Руки сложили назад.

Животные, как и растения играют огромную роль в природе, без них не могли бы

размножаться и расселяться многие растения.

Почему?

Для чего животные нужны человеку?

Животные, как и растения, нуждаются в нашей помощи. В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Охота на редких и исчезающих видов животных запрещена. Под особой охраной они находятся в заповедниках. Что такое заповедник? (охраняемые природные участки, где запрещена любая хоз-ая Д. человека)

Разрешена ли охота, промышленное производство на этих территориях? Какие заповедники вы знаете? Об одном мы поговорим поподробнее.

ПРИОКСКО-ТЕРРАСНЫЙ ЗАПОВЕДНИК (сообщение)

ЗУБР (сообщение).

(сообщения помещаются в отдел «Животные» Красной книги).

 Песня «Беловежская пуща».

У нас в гостях ещё один представитель Приокско-террасного заповедника.

Загадка

Есть на речке лесорубы

В серебристо - бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры)

Сегодня вы журналисты и бобр будет отвечать на ваши вопросы.

-Как тебя зовут?

-Где ты живёшь?

-Чем питаешься?

-Где и как проводишь зиму?

-Какую пользу приносишь нам людям?

-Почему не мёрзнешь зимой?

-Для чего тебе хвост?

-Сколько времени ты можешь продержаться под водой?

-Есть ли у тебя друзья?

-Зачем тебе зубы?

 -Почему у тебя губы за зубами?

 -Как ты заботишься о бобрятах?

Сообщение помещается в Красную книгу отдел«Животные.»

Ситуация «Птенец на лесной поляне». ( стр. 49 Н. ш. 5 . 1999г.)

СООБЩЕНИЕ «РОЗОВЫЙ ФЛАМИНГО».

Зубр, белая цапля, бобр и многие другие птицы могли бы исчезнуть. Но люди вовремя поняли, какая опасность им угрожает. Поняли и не пожалели сил, чтобы их спасти. Но беречь нужно не только редких животных и птиц, но и тех, которые ещё встречаются в . достаточном количестве. Часто их жизнь зависит от нас с вами. Давайте вспомним правила поведения в природе. (Учитель показывает знаки-дети объясняют)

 КРОССВОРД

Растение с красивыми желтыми цветами, чуть поднимается над поверхностью воды. {Кубышка)

Владыка Арктики. (Белый медведь)

В 2 -3 года эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. (Журавль)

Цветок - ловушка. (Венерин башмачок)

Знахари готовили из частей его тела лекарство от слабости. (Тигр)

Они рождаются с длинными толстыми ногами, с прямым красным клювом и ходят 2 года в сером оперении. (Фламинго)

1

2

3

4

5

6

Какое получилось слово? (Береги).

Ребята, почему мы говорим, что судьба природы - наша судьба?

        Природа ждет от нас помощи. Не проходите мимо горящего костра, не разоряйте птичьи гнезда. Помогите братьям нашим меньшим. А для этого вы должны пополнят свои знания о природе, а помогут вам в этом книги, помещенные на этой выставке (в классе оборудована выставка книг). Прочитав их, вы узнаете о животных, растениях не только нашей страны, но и всего мира. Чтобы мирно мчались годы, Расцветал за веком век, Другом быть для всей природы Должен каждый человек. Без природы в мире людям Даже дня прожить нельзя. Так давайте к ней мы будем Относиться, как друзья! ПЕСНЯ «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Судьба природы - наша судьба!"

Дети пириходят в школу с несформированным отношением к природе. Показать знакомый мир с новой, неожиданной для них стороны - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладен...

Внеклассное мероприятие "Судьба природы-наша судьба"

Внеклассное мероприятие по экологии в 3 классе на тему "Судьба природы-наша судьба". Цель мероприятия: расширить знания о экологии. Познакомить с заповедниками России и животными, находящимися та...

Презентация реализованного проекта "Судьба природы - наша судьба"

Эффективным средством формирования творчества, самостоятельности, поиска нужной информации является вовлечение учащихся в проектную деятельность. Проект «Судьба природы - наша судьба» направлен на нео...

Судьба природы - наша судьба

Показать значение растений и животных в  природе и жизни человека; уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений и диких животных под влиянием хозяйственной деятельности людей...

Тема: «Судьба природы — наша судьба» Внеклассное занятие в 3 классе

Цель: показать красоту родной природы,показать, почему природа болеет, почему ее судьба в наших руках, ...

классный час "Судьба природы-наша судьба"

Классный час представлен на конкурс "Самый классный классный"...

Судьба природы- наша судьба

СУДЬБА ПРИРОДЫ – НАША СУДЬБАЦель: Систематизировать представления детей о значении природы в жизни людей, об изменениях в природе в результате деятельности людей. Формировать негативную нравственную о...