Судьба природы- наша судьба
классный час (3 класс) на тему

Кулик Валентина Фёдоровна

СУДЬБА ПРИРОДЫ – НАША СУДЬБА

Цель: Систематизировать представления детей о значении природы в жизни людей, об изменениях в природе в результате деятельности людей. Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы. Сформулировать Правила Друзей Природы. Способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.

Оборудование: запись песни А. Пахмутовой «Раненая птица», Красная книга; иллюстрации с изображением леса, моря, рек, гор и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sudba_prirod1.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

СУДЬБА ПРИРОДЫ – НАША СУДЬБА

Цель: Систематизировать представления детей о значении природы в жизни людей, об изменениях в природе в результате деятельности людей. Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы. Сформулировать Правила Друзей Природы. Способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.

Оборудование: запись песни А. Пахмутовой «Раненая птица», Красная книга; иллюстрации с изображением леса, моря, рек, гор и др.

Ход занятия

-Прочитайте слова К. Паустовского на слайде.

Эпиграф на слайде 1:         

«Любовь к родной стране начинается с любви к природе".

                                                                                                       К. Паустовский

-Как вы их понимаете?

I.        Сообщение темы и целей занятия.

-Ребята послушайте внимательно песню Александры Пахмутовой.

Песня «Раненая птица».

Слайд 2

Звучит песня А. Пахмутовой «Раненая птица».

1. Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний

До сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев.

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

 А море без рыб - не море!

А земля без зверей - не земля!

2. Люди - исполины, люди - великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце.

Сердце человечье!

Припев.

-Что вы себе представили слушая песню?

-Какие чувства испытывали?

-Вы уже наверное догадались о чем пойдёт речь на занятии?

-Тема сегодняшнего занятия «Судьба природы – наша судьба».

Слайд3

-Поставьте перед собой цель.

Слайд 4

Учитель. Да ребята мы сегодня должны ответить на следующие вопросы:

- Нужна ли природе помощь человека?

- В чем?

- Почему?

-Как вы понимаете тему «Судьба природы – наша судьба»?

А также еще раз убедимся в красоте природы.

II.        Экологические проблемы.

Слайд5

Учитель. Певец природы, писатель М. М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое.

-Ребята, а кто знает кто такой М. Пришвин?

-А почему его называют певцом природы?

-Какие книги Пришвина вы читали?

Слайд 6,7

Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

Ученик.

 Что значит человек без трав и птиц?

И без любви к пчеле жужжащей?

Без журавля над хвойной чащей.

Без миловидных лисьих лиц?

 Когда поймёт он, наконец,

Врубаясь в мёртвые породы,

Что человек - венец природы

И без природы нам конец?

Садись на камень под сосну,

Лесную слушай тишину: Журчит, лепечет ручеёк

О том, что путь далёк - далёк.

 Упала шишка, скрипнул сук,

Жужжит, жужжит тяжёлый жук,

Листва рассказывает сны...

Учитель.

- С пением птиц, с шелестом листьев со звоном весеннего ручейка мы открываем свой особый образ природы, свой особый мир. Этот мир учит нас быть добрыми, смелыми, сильными духом и стойкими. Он помогает познавать красоту, вызывает чувства, побуждающие эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют.

Учитель читает стих Е. Карасёва.

Посмотри, мой юный друг!

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг - …

природа! (Дети говорят хором)

Михаил Пришвин сказал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять родину».

Книга природы открывается для всех, но по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черемухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем.

Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, который называется «Красной книгой».

Слайд 8.

– Почему выбран красный цвет? (Красный цвет – это сигнал тревоги.)

Слайды 9-11.

– А загрязнение почв, воды, воздуха, оскудение животного и растительного мира на планете приобрело глобальные масштабы.

Родина… родная природа… Эти слова наполнены для нас глубоким смыслом.

Ученик. Услышу ль шум в полдневный час,

 Журчанье ль струй средь камушков у брода,

 О, люди, мыслю я, у всех у нас

 Есть мать одна по имени Природа!

 У ней для всех хватает доброты…

 И мы живем, запечатлев навеки

 В душе ее прекрасные черты –

 Поля, луга, леса, моря и реки.

 Три клада у Природы есть: вода,

 Земля и воздух – три ее основы.

 Какая бы ни грянула беда,

 Целы они – все возродится снова.

 «Зеленый друг» – так пишем мы подчас

 И говорим про лес. И в час досуга

 Мы навестить всегда готовы друга.

 – В лес, в лес! – и он одаривает нас

 Всем, чем богат. Там травы до колен,

 А там грибы… Не сбейся только с круга.

 Но честно ль это: все забрать у друга

 И ничего не дать ему взамен?!

       С. Викулов

Учитель. Сколько прекрасных стихотворений написано поэтами о природе и ее охране! Ребята, а вы можете такие стихи прочесть сейчас?

III. Конкурс чтецов «Берегите Землю!».

IV. Экологические правила.

Учитель. Ребята! В июне 1980 года в нашей стране приняты законы об охране природы.

– Как мы можем помочь природе?

- Давайте составим правила «Помощь природе» и изобразим их виде рисунков-знаков.

Рисуют

-Ребята, чтобы вы никогда не забывали эти правила, я вам приготовила памятки.

(Учащиеся получают заранее приготовленные памятки-правила «Помощь природе», оформленные на бумаге в виде кленового листа, читают их вслух.)

-Давайте прочитаем вслух.

П а м я т к а - п р а в и л а  «Помощь природе»

1. Не разоряй муравейников.

2. Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнезд, не лови птенцов, не нарушай маскировку гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.

3. Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы: в них могут поселиться споры грибов-трутовиков, разрушающих деревья.

4. Расчищай лес от сушняка: он убежище для различных вредителей.

5. Не засоряй мусором водоемы.

6. Участвуй в посадке и охране зеленых насаждений.

7. Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай и ядовитые грибы.

8. Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчел, бабочек: все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки. Подкармливай солью лосей и других животных.

9. Не разводи костров в лесу. Не оставляй мусор после себя.

-Главная ваша задача, ребята, выполнять эти не сложные правила и вы всегда с природой останетесь друзьями.

V. Экологическая сказка.

ДОКТОР ПЛАНЕТ ПЛАНЕТОВИЧ

На Красной звезде-карлике жил очень умный доктор Планет Планетович. Он обдумывал, как же на планетах Солнечной системы можно создать жизнь, такую как на планете Земля.

От сложнейшей работы его отвлек телефонный звонок.

–  Кто звонит?

– Это планета Земля! Мне срочно нужна помощь!

– Что случилось?

– Я вся изранена, исцарапана банками, склянками и бутылками, которые разбрасывают люди.

– Вылетаю немедленно.

Доктор очень быстро, всего через каких-то двадцать минут прибыл на Землю. Осмотрев бедняжку, задумался: перевязать раны цветным бинтом или белым? Решив, что такая красавица, как Земля, заслуживает лучшего, достал 100000000000 километров цветного бинта и перевязал порезы.

Вылечив планету, доктор обратился к человечеству, резко дернув рукой вверх так, что чуть не упал с Земли:

– Вам нужна живая планета!

– Люди! Живите в мире с планетой! Ваша судьба в ваших руках.

Учитель. Я уверена, что вы будете беречь все живое на Земле, охранять природу. Но чтобы оказать помощь природе, надо многое знать. Давайте проверим ваши знания.

VI. Экологическая викторина «Вопросы Лесовика».

Загадка

Учитель. Отгадайте, кто пришел к нам в гости.

        Он владелец лесов, знает, кто в них живет.

        Поиграет с вами в прятки, загадает вам загадки.

                                                          (Лесовик.)

Слайд12

Лесовик. Ребята, будьте внимательны. За каждый верный ответ вы получите жетон.

Таким образом мы узнаем лучшего знатока природы.

В о п р о с ы:

1. Что такое «замор» рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде. Вот почему зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.)

2. Назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему улиток селят в аквариумы.)

3. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)

4. Почему нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена.)

5. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие.)

6. Назовите друзей леса среди животных. (Муравьи, дятлы.)

7. Назовите главного коварного врага леса. Почему опасен пожар в лесу?

8. Может ли гриб дерево съесть? (Да. Трутовики разрушают древесину, превращая ее в труху.)

9. Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей? (Происходит линька животных – мех непригоден, но главное то, что весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать.)

10. Кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (Птенцы, которые выпали из гнезда.)

11. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птицы после этого бросают свое гнездо.)

12. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)

13. Пользу или вред приносят синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу. Зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их.)

14. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают множество комаров, мух и других летающих насекомых.)

Лесовик. Молодцы, ребята!

-Лучшим знатоком природы оказался…

VII. Итог занятия.

Слайды 13-22 (птицы)

Учитель (демонстрирует фотографии леса, моря, рек, гор). Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, звери, птицы. Это природа! Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите ПРИРОДУ!

Ученик. Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна;

 Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.

 Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня,

 Нам пировать позорно в счет будущего дня.

Слайд 23

Учащиеся слушают песню «Живи родник»

- Как мы должны относиться к природе?

- Какие правила вы запомнили?

Слайд24

Рефлексия

На классном часе  я узнал….

Мне было интересно…

Я понял, что нельзя…(рвать цветы, ломать ветки, разорять гнезда и т.д.)

Мне сахотелось……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Судьба природы - наша судьба!"

Дети пириходят в школу с несформированным отношением к природе. Показать знакомый мир с новой, неожиданной для них стороны - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладен...

Внеклассное мероприятие "Судьба природы-наша судьба"

Внеклассное мероприятие по экологии в 3 классе на тему "Судьба природы-наша судьба". Цель мероприятия: расширить знания о экологии. Познакомить с заповедниками России и животными, находящимися та...

Презентация реализованного проекта "Судьба природы - наша судьба"

Эффективным средством формирования творчества, самостоятельности, поиска нужной информации является вовлечение учащихся в проектную деятельность. Проект «Судьба природы - наша судьба» направлен на нео...

Судьба природы - наша судьба

Показать значение растений и животных в  природе и жизни человека; уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений и диких животных под влиянием хозяйственной деятельности людей...

Тема: «Судьба природы — наша судьба» Внеклассное занятие в 3 классе

Цель: показать красоту родной природы,показать, почему природа болеет, почему ее судьба в наших руках, ...

классный час "Судьба природы-наша судьба"

Классный час представлен на конкурс "Самый классный классный"...

Внеклассное мероприятие "Судьба природы - наша судьба"

Внеклассное мероприятие "Судьба природы - наша судьба"...