Тема: «Судьба природы — наша судьба» Внеклассное занятие в 3 классе
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме

Масленникова Лидия Алексеевна

Цель: показать красоту родной природы,

показать, почему природа болеет, почему ее судьба в наших руках,                                                                   

раскрыть экологическую проблему,

зак­репить полученные знания о природе,

          обучать работать в паре и коллективом,

 развивать познавательную активность,

развивать речь учащихся, повышать культуру,

воспитывать ува­жение и любовь к ней,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sudba_prirody_-_moya_sudba.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Судьба природы — наша судьба»

Внеклассное занятие в 3 классе

МБОУ СОШ № 1имени З.Я. Лавровского

 станицы Ленинградской

 Ленинградского района

Краснодарского края

Учитель Масленникова Лидия Алексеевна

Цель: показать красоту родной природы,

показать, почему природа болеет, почему ее судьба в наших руках,                                                                  

раскрыть экологическую проблему,

закрепить полученные знания о природе,

          обучать работать в паре и коллективом,

 развивать познавательную активность,

развивать речь учащихся, повышать культуру,

воспитывать уважение и любовь к ней,

Оборудование: Доска с записью темы урока, плакаты «Природа заболела», кроссворды, карточки для работы в паре, музыкальное произведение, костюмы, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход занятия

Организация

Слайд 1

 «Судьба природы - наша судьба».

У.  - Велика наша земля, велика и прекрасна. Наверное, не найти такой краски, которой бы не было в природе.

Слайды 2-4

  -Голубое небо, высокое-высокое, будто бездонный океан; синяя речка, убегающая вдаль и манящая нас к себе; пёстрый луг, вытканный белыми ромашками, голубыми колокольчиками, сиреневыми анютиными глазками.

Есть просто храм,

Есть храм науки, а есть еще природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам,

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь

Звучит песня «Экологическая песенка» (муз. Хромушина, сл. Суслова)

Что случилось? Что забылось? Что сломалось?

Все яснее понимаю: «быть беде»

На земле уже природы не осталось

И живем мы в окружающей среде.

Припев.

В окружающей среде, в окружающей среде

Не понюхаешь цветочка, не поплаваешь в воде,

В окружающей среде, в окружающей среде

Не поплаваешь в воде.

Все сильнее ощущаю боль утраты,

Худо с флорою и с фауной разлад,

А в салатах, говорят, одни нитраты,

И нитраты в каждой рыбине сидят.

Сто дымов плывут над нашими домами,

Что им стоит в небе солнышко закрыть,

Вам известно, как мы боремся с дымами?

Только с помощью табличек «НЕ КУРИТЬ».

Люди, люди, что ж вы сделали с планетой?

Сами бросились с наезженных путей,

Ведь другой такой нигде на свете нету,

Да и нету у природы запчастей.

(Учитель ставит проблемный вопрос)

У.- Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека?

Д. Нужна.

У. -В чем?

-Почему?

- Как вы понимаете тему: «Судьба природы - наша судьба»?

            Обсуждение стихотворения.

Плачет воздух, речка, поле,

Гибнут звери, птицы, море,

Стонут лес, земля и луг

Всё, что видим мы вокруг.

Ветви тянет к нам сосна,

Ищет помощи она.

Ждёт сочувствия подснежник,

Красоты земной наследник.

Нет в природе в нас тепла,

Нет душевного родства.

Есть один простой закон:

От природы всё возьмём.

Что за варварство такое?

Травим рыбу, речку, море,

Глушим рыбу,  красоты.

А одно понять не можем:

Без природы мы не сможем

Ни дышать, ни петь, ни жить,

Ни смеяться, ни любить.

Мы с природою едины,

С нею мы не разделимы.

Ведь природа - Я и Ты,

Речка, воздух и цветы.

-Что сейчас происходит в природе?

-Кто в этом виноват?

-Сегодня мы отправимся с вами в путешествие к матушке Природе. Угадайте , куда мы отправимся в первую очередь?

Слайд 5

 

Речка-матушка, скажи,

Как живёшь в лесной глуши?

Как журчит вода-светлица,

Как рыбёшка в ней резвится?

Речка:

Были дни, когда журчала,

Веселилась, не скучала,

Бирюзою рассыпалась,

Вся искрилась и плескалась.

Но пришёл хозяин мой

И воздвиг завод с трубой.

Стала я преображаться,

Задыхаться стала я.

 Мёртвой стала плоть моя.

Солнце больше не искрится,

Рыба здесь не нерестится.

Помогите мне, друзья,

Так существовать нельзя

Слайд 6-7

Учитель:

-Чем мы можем помочь?

-Да, ребята, речке очень плохо, если рядом с ней появляется завод. Завод сбрасывает в водоём загрязняющие вещества, и речка постепенно умирает. Сколько уже речек умерло!

  Не только заводы загрязняют речки и водоёмы, но и люди.

 Послушайте стихотворение « Прогулка» и подумайте, видели ли вы такие же картины?

Ученик:

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят;

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли,

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли-

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…

-Эй, ребята! - крикнул Дима.-

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались , загорали,

Жгли костёр, в футбол играли-

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели,

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две размокшие баранки,

Словом, мусора гора!

Мы приехали на    речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Слайд 8-9

( Ответы учащихся)

У.-А мы можем предотвратить  загрязнение водоёмов?

( Ответы детей)

У. - Без воды и не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров. Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению.

Пресных вод приходится очень мало.
Поэтому воду нужно беречь.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги -
Мы ведь на планете не одни!

-Не все из нас, к сожалению, по - настоящему любят и берегут природные сокровища - леса, поля, реки, дары природы и живых её обитателей. Послушайте стихотворение « Мёртвый лес» поэта Глеба Горбовского.

Слайд 10

Пожар отклокотал и умер,

И умер лес, отзеленел…Трагедию исчислил в сумме

Один хозяйственный отдел. Медведь шёл, удрали зайцы,

Хватили горя комары. В жилищах птиц сварились яйца

От  неестественной жары.

Стоял, как братская могила, безрукий безволосый лес!

Что ни пихта - иссякла сила, что ни лиственница - крест

Я уходил из этой жути с большой тревогой за людей…

Не люди лес сожгли, не люди! Не человек…Злодей, злодеи.

У.-Лесу человек обязан многим! Чем  же именно дорог нам лес?

Слайд 11

-Лес - наше богатство!

 Лес -воздух для лёгких, влага и тень.

Лес - дом для зверей и птиц.

 Лес - наш друг; он задерживает влагу.

 Помогает человеку выращивать хороший урожай.

Лес - кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, грибы…

Лес - зелёный наряд нашей планеты.

  Всё в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями. Знаете ли вы, что …( Далее ученики в костюмах по очереди рассказывают тексты )

Слайд 12

  1. Ель. Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок.

Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда          прохладно и темно. Обычай украшать елку пришел к нам издавна.

Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили еловые ветки.

Ель растет 150-200 лет.

Слайд 13

  1. Лиственница. Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400—500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина ее не гниет и со временем становится еще тверже и как бы каменеет.

Слайд14

  1. Клен. Клен - желанный гость всех парков и улиц городов. Мои резные листья так красивы в осенний листопад. У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена.

В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные                                вещества.

Слайд15

  1. Береза. Полюбилась русскому народу белоствольная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.

Слайд 16-17

  1. Дуб. Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют ее в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листов дуба в банку с солеными огурцами - они станут хрустящими, крепкими, вкусными. 

Слайд 18

Заяц. У зайцев задние лапы сильные передних. Бегает по рыхлому снегу он на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах. Ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

Слайд 19

  1. Белка. К зиме белка утеплила свое гнездо, которое ей служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнездо прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на елках. В нем один или два выхода, а внутри стенки выстелены мхом.

Слайд 20

  1. Лиса. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на нее и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Слайд 21

  1. Медведь. Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдется. Берлогу - яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим  папоротником еще до первого снега. Ложиться медведь головой к лазу. прикрывает морду    лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопленного жира. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь-шатун

Слайд 22

  1. Каждая сова уничтожает за один только год приблизительно 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год килограмм зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба!

Слайд 23

  1. У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу, где живёт кукушка, появляется большое количество насекомых вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

Слайд 24

  1. Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. В некоторых местах они очищают местность от малярийных комаров. Летучая мышь, весящая 7-8 граммов, за час ночной охоты поправляется на грамм. За это время она может поймать и съесть 160-170 комаров.

У. -Видите, ребята, какой у нас удивительный лес?

Д.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

 Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно всё до дна.

Течёт вода  - водица.

Вкусна и холодна.

Слайд 25

У. -Природа - наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений - наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина.

«Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные - Будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода. Птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

У. - Какой вывод вы сделали для себя?

( ответы детей)

У. - Чтобы охранять природу, надо хорошо её знать.

Давайте проверим, отправимся в лес за загадками.

1. Из какого дерева делают спички? {Из осины)

2. Какое дерево применяется для изготовления лыж? {Береза)

3. Какое дерево цветет первым, а какое последним? {Ольха и липа)

4. У каких деревьев осенью листья красные? {У клена и рябины)

5. Из какого дерева делают пианино? {Из ели)

6. Какие дрова самые жаркие? {Дубовые и березовые)

7. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? {Клен)

8. Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липу)

У. Замечательно! О деревьях, растениях, животных поговорили. А вот о насекомых забыли.

Слайд 26

Кроссворд «Насекомые»

Вопросы

По горизонтали:

4. Нос долог, голос тонок.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.

6. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

7. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

8. Сок из цветов она берет

И в сотах копит сладкий мед.

9. В лесу у пня суетня и беготня:

Народ рабочий весь день хлопочет.

По вертикали:

  1. То погаснет,

То зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Ну, конечно...

2. Кто за печкою живет, Спать мне ночью не дает?

3. Шесть ног без копыт, Летит - жужжит, Упадет -землю роет.

4. На лугах живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь.

5. Не моторы, а шумят, Не пилоты, а летят, Не змеи, а жалят.

Ответы

По горизонтали: 4. Комар. 6. Стрекоза. 7. Бабочка. 8. Пчела. 9. Муравьи.

По вертикали: 1. Светлячок. 2. Сверчок. 3. Жук. 4. Кузнечик. 5. Осы.

У. Наша природа удивительно красива, добра к человеку и много дарит нам радости, здоровья. Как вы понимаете тему нашего урока: «Судьба природы - наша судьба»?

Д. Неживая и живая природа - все в природе взаимосвязано. Одно зависит от другого.

Поэтому и говорят, что в природе существует «равновесие».

На доске плакат «Природное равновесие»

У.- Почему мы говорим, что природа в опасности?

Д. Люди загрязняют природу - не заботятся о братьях наших меньших.

У - Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб. Но будет ли природа хуже, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток или сорвешь всего 3-4 цветка?

Да, природа будет хуже! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то еще - что же станет с природой?

А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны. Почему? Давайте подумаем вместе.

У. - Я расскажу о ранах больших. С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, которой людям требуется очень много. Вот почему с каждым годом на Земле остается все меньше лесов.

Зато все больше загрязняется воздух, вода. Вы знаете, что они необходимы для жизни растений, животных, человека.

Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озера - сточные воды с различными вредными веществами.

Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет — сигнал опасности. Растениям, животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли морская корова и странствующий голубь.

По вине людей исчезли и другие звери, птицы, насекомые, растения. 

Я речь свою веду о том,

Что вся Земля - наш общий дом, -

Наш добрый дом, просторный дом, -

Мы все с рожденья в нем живем.

Земля не спит и каждый день

Глядит в глаза своих детей.

Тебе и мне глядит в глаза,

И нам с тобой молчать нельзя.

Ещё о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь.

И мы докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Работа в группах.

- Я предлагаю вам поработать в группах и выполнить задания: нарисовать плакаты, призывающие беречь природу и сформулировать правила поведения в природе.

( Защита работ) 

Итог урока

Слайд 27

У. -Мы живем на планете Земля. Значит, эта планета - наш общий дом!

 На Земле возможна жизнь благодаря воздуху, воде и почве.

 Нужно сохранить эти богатства в чистоте, бережно относясь к воздуху, воде и почве. В руках человека, а значит, и в ваших руках красота и богатство родной земли. Помни об этом!

Слайд 28

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

    Кто задорный и веселый,

    Верность правилам храня,

    Бережет нашу природу

    От коварного огня?

    Кто поджег траву у дома,

    Подпалил ненужный сор,

    А сгорел гараж знакомых

    И строительный забор?

    Кто из вас в реке купался

    И на пляже загорал?

    А когда домой собрался

    Мусор за собой убрал?

    На привале кто в лесу

    Жег засохшую сосну?

    А потом так поспешил

    Что костер не затушил?

    Кто, гуляя на лугу,

    Зря не топчет там траву,

    Насекомых кто не лови

    И цветы совсем не рвет?

    Кто животных, птичек любит?

    Кто кормушки мастерит

    Кто природу охраняет?

    За порядком кто следит?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Судьба природы - наша судьба!"

Дети пириходят в школу с несформированным отношением к природе. Показать знакомый мир с новой, неожиданной для них стороны - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладен...

Внеклассное мероприятие "Судьба природы-наша судьба"

Внеклассное мероприятие по экологии в 3 классе на тему "Судьба природы-наша судьба". Цель мероприятия: расширить знания о экологии. Познакомить с заповедниками России и животными, находящимися та...

Презентация реализованного проекта "Судьба природы - наша судьба"

Эффективным средством формирования творчества, самостоятельности, поиска нужной информации является вовлечение учащихся в проектную деятельность. Проект «Судьба природы - наша судьба» направлен на нео...

Внеклассное мероприятие "Судьба природы - наша судьба"

Внеклассное мероприятие "Судьба природы - наша судьба"...

Внеклассное мероприятие "Судьба природы - наша судьба"

Внеклассное мероприятие "Судьба природы - наша судьба"...

Внеклассное мероприятие по экологии. «Своя игра» на тему «Судьба природы ─ наша судьба».

Данная разработка внеклассного мероприятия поможет учителю начальных классов о проведении мероприятия, целью которого является: формирование нравственного аспекта защиты экологии на основе воспитания ...

Мастер-класс " Судьба природы – наша судьба"

От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согл...