Формирование умения работать с информацией.
статья на тему
ОТБОР ИНФОРМАЦИИ ПО ЗАДАННОМУ УСЛОВИЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_informatsmey.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ:
ОТБОР ИНФОРМАЦИИ ПО ЗАДАННОМУ УСЛОВИЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.
Перемены в современном обществе, принятие нового Федерального образовательного стандарта требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования.
Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» актуальным становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»
Сегодня информация стала не только важнейшим компонентом для мирового экономического и политического развития, но и базовым компонентом для личностного развития каждого человека. Информация является ресурсным элементом для образования на всех уровнях, в том числе и для включения человека в научную и творческую деятельность, что в свою очередь создает платформу для развития науки, техники, искусства. Следует, однако, отметить, что огромные потоки информации требуют умения оценивать эту информацию, определять ее достоверность и надежность.
В связи с этим возрастает значимость деятельности учителя и ученика в процессе освоения и внедрения новых образовательных стандартов, в которых социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Этому должно способствовать формирование универсальных учебных действий (УУД), которым относятся: личностные; регулятивные (включающие также действия саморегуляции); познавательные; знаково‐символические; коммуникативные. Особая роль при этом отводится следующим УУД:
– смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
– умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
– действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
При этом формируются основные компетенции личности:
– умение анализировать ситуацию (надо ли ее решать) переформулировать ее в проблему;
– умение определять дефицит знания, его тип (чего именно не хватает, почему, зачем, как может быть разрешена проблема);
– умение оценивать необходимость восполнения дефицита (иногда целесообразнее отказаться от разрешения трудности);
– умение точно и своевременно ставить (принимать) цели действия;
– умение определять средства, составлять списки (варианты решений) – перевод проблемы в задачу
– умение отбирать средства решения проблемы (выбор адекватных способов действия);
– умение совершать реальное действие (решать проблему, выходить, а не предлагать выход из сложившейся ситуации).
Одним из возможных способов формирования перечисленных качеств личности может быть использование в образовательном процессе технологии «Критического мышления». Это трехступенчатая образовательная технология: «Вызов – реализация – рефлексия». Основу данной технологии можно представить в виде модели, представленной на рис. 1 (см. с. 59).
Знания, которые усваивает критически мыслящий человек, постоянно дифференцируются и систематизируются с точки зрения степени их истинности, вероятности, достоверности.
Уровень критичности определятся не только запасом знаний, но и личностными
качествами, установками, убеждениями.
Развитие критического мышления возможно при соблюдении следующих условий:
1. Учителем: принятие различных идей и мнений; способствование активности учащихся в ходе учебного процесса; поддерживание убеждения учащихся в том, что они не рискуют быть не понятыми; выражение веры в каждого ученика.
2. Учащимися: развитие уверенности в себе и понимание ценности своих мнений и идей, активное участие в учебном процессе, уважение к различным мнениям.
Основные фазы технологии:
I. Вызов
Актуализация, воссоздание всего того, что учащийся знает по данной теме. Активизация обучаемого, направление на сознательный, основательный, критический подход к изучению новой темы. Формирование личного интереса к теме.
Используемые виды деятельности: парная и групповая, мозговая атака, использование ключевых слов, разбивка на кластеры (смысловые блоки), смысловая таблица (З–Х–У) «знаем – хотим узнать – узнали».
II. Реализация (осмысление)
Сообщение новой информации при постоянном поддерживании активности в обучении, интереса к теме.
Виды деятельности учащихся: маркировка текста «Инсерт». Самоактивизирующая:
«У» ‐ уже знал;
«+»– новое;
«!» ‐думал иначе;
«?» ‐ не понял, есть вопросы.
III. Рефлексия (самооценка).
Закрепление новых знаний и активная перестройка представлений в соответствии с новой информацией. Учащиеся выражают новое знание своими словами. Активная переформулировка получаемой информации, применение приема «Синквейн» (пять строк). Подведение итога работы в виде «синквейна».
Первая строка – название темы одним словом, обычно существительным.
Вторая строка – описание темы в двух словах, обычно прилагательными.
Третья строка – описание действия в рамках темы тремя словами.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающих отношение к теме.
Пятая строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
В процессе исследования было установлено, что применение технологии «Критического мышления» способствует развитию личности школьников. Учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать четко, уверенно и корректно по отношению к окружающим свои мысли.
Принципиальным и наиболее важным отличием технологии развития критического мышления является не только трехфазовая структура, но и особенности целеполагания. Важный аспект постановки целей – это рефлексивность. Технология дает возможность школьнику самому поставить цель обучения, что создаст необходимый внутренний мотив к процессу учения. На стадии составления кластера учащийся сам определяет, что он хочет узнать. С помощью этой технологии можно сформировать культуру мышления, его самостоятельность, поскольку ее использование основано на личностных механизмах мышления: осознание, самокритика, самооценка.
Формирование информационной культуры должно происходить поступательно и целенаправленно. Одним из возможных способов реализации этого подхода могут стать интегрированные обучающие модули, ориентированные на практическую деятельность учителя и ученика. Таким образом, между информационной культурой, которая не может быть сформирована в отрыве от информационной грамотности и образованием на протяжении всей жизни существует неразрывная, взаимодополняющая связь, которая определяет развитие всего общества в глобальном информационном мире.
Основное правило работы учителя сегодня – не давать ребенку знания в готовом виде.
Педагог, во-первых, должен уметь создавать такие ситуации, когда у ребенка появляется потребность именно в этом понятии или способе действия; во – вторых, он должен уметь организовать, направлять и поддерживать собственную деятельность детей по овладению знанием; в – третьих, организовать самостоятельную формулировку детьми своего «открытия», вывода.
Главная задача учителя – формирование элементарной целостной научной картины мира, позволяющей систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника. Важное место при этом занимает работа с информацией.
Школьная практика подтверждает, что в досуге младших школьников чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к чтению заметно снижается. Главная проблема заключается в неумении школьников находить в тексте нужную информацию и интерпретировать её. Следовательно, одной из важнейших образовательных задач является обучение пониманию текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умений работать с информацией средствами развивающего обучения Л.В. Занкова
Для формирования информационных умений, в УМК системы развивающего обучения. Л.В.Занкова, присутствует материал,...
Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника
Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности личности....
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ
"ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯКАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ" Из педагогического опыта...
Статья "Формирование умения работать с информацией у обучающихся начальных классов" (Из опыта работы)
Оформив информацию в виде таблицы на уроке окружающего мира, работаем с данными таблицы на уроках математики, русского языка, литературного чтения. ...
Несплошные тексты как средство формирования умения работать с информацией
Методическая тема "Несплошные тексты как средство формирования умения работать с информацией"Презентация "Методический семинар"...
Использование рабочего листа как средства формирования умения работать с информацией
Представлен опыт работы по работе с информацией в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Сообщение :"Формирования умения работать с информацией как универсального учебного действия".
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учитьс...