ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ
статья на тему
"ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ" Из педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syn_oshibok_ped._opyt.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ
Карачурина Елена Марсовна –
учитель начальных классов
МБОУ «Кунашакская СОШ»
Челябинской области
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...
А.С. ПУШКИН
Наше современное общество имеет свой идеал современной школы: это место, куда детям хотелось бы ходить с удовольствием, где не задают много заданий, интересно, дают ученикам проявлять свои способности, работают творческие учителя, каждый день учебы – это открытия. Не об этом ли писал А.С. Пушкин 200 лет тому назад. Стать такой наша школа сможет, используя технологию развития критического мышления.
О важности развития критического мышления в образовании говорилось ещё в начале двадцатого века. Князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…». Педагоги - практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л. С. Выготский в работе «Педагогическая психология». П.Ф. Каптерев говорил, что надо «…создавать у ребенка такое мышление, посредством которого учащийся сам в состоянии вырабатывать субъективно новые знания». Современные исследователи в области методов развития критического мышления (Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер, М. В. Кларин, С. И. Заир - Бек, И. О. Загашев, И. В. Муштавинская и др. ) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающихся и педагога.
Требования к современному образованию отражены федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения: «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта».
В настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира, и формирование критического мышления в период информационного бума приобретает особую актуальность. В XXI веке меняются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации приведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно, стать исследователями.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения,
cпособен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур,
аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.
Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные источники. Ответы на вопросы он ищет с разных точек зрения.
Цель технологии развития критического мышления - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), формирует навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Используя методы и приёмы развития критического мышления, мы активизируем мыслительную деятельность учащихся:
- учим ставить вопросы;
- выделить главное;
- делать сравнение;
- устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
- видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
- формируем способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Специфика образовательной технологии развития критического мышления состоит в следующем:
Во - первых, учебный процесс строится на научно - обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Во - вторых, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
В - третьих, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что педагог может быть максимально гибким каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.
Первая фаза – фаза вызова. Реализуются следующие задачи:
самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. От учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. Пробуждение познавательной активности при изучении новой темы можно достичь, вовлекая учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений, чтобы пробудить интерес к теме. Этот интерес создает нечто вроде «информационной пустоты», которую учащимся хочется заполнить. Критически мыслящий человек, прежде всего, самостоятельно мыслящий.
Вторая фаза – фаза реализации смысла (или осмысления). Вытекает из первой фазы.
На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». На второй фазе необходимо реализовать этот смысл в определенной учебно - познавательной деятельности. На этой фазе решаются две основные задачи:
организация активной работы с информацией. Если учащийся на первой фазе смог сформулировать свою личную цель в изучении материала, то на второй фазе он подчиняет работу этой цели.
Самостоятельно сопоставляет изученный материал с уже известными данными, мнениями. В познавательной сфере, особенно при работе с художественной литературой не всегда просто сформулировать, что именно я понял, что приобрел в процессе работы. Тем не менее, многие приемы предлагаемой технологии как раз нацелены на содействие в переживании указанного эффекта приобретения. Он является своеобразной поддержкой для развития мыслительных навыков.
Третья фаза – фаза рефлексии
Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова. Для этого необходимо: определить направления для дальнейшего изучения темы, самостоятельно систематизировать новый материал.
Работая по технологии развития критического мышления, учителю необходимо научиться быть терпимым к ошибкам детей, научить их самих додумываться до верного ответа.
- соглашаться с ошибкой, но делать это, начиная со слова «предположим», при этом мимика и интонация должны быть нейтральными;
- вместе с ребёнком проследить путь, который привёл к подобному решению;
- если ребёнок столкнётся с неверным предположением, которое привело к ложному результату, его надо похвалить;
- исправить ложное предположение на истинное, найти верное решение.
Начиная работать по данной технологии, учитель должен чётко представлять себе и соблюдать следующие правила:
- положительное внимание к ученикам (уточнять, а не критиковать, выслушивать до конца, не прерывать)
- понимание того, что существует определённый риск, т.к используются другие формы работы
- быть терпимыми к неопределённости.
Использовать можно такие приёмы как:
- кластеры, т.е. рисуночные формы. Суть этого приёма в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от неё фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связанные.
Рисунки можно использовать не только для улучшения работы на уроке и подведения итогов, но также и для пробуждения интереса к теме занятия, побуждения детей к дальнейшему исследованию. Кроме этого, кластеры могут превратить урок в увлекательную игру.
- инсерт, или условные значки.
Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы. Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях: “v” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше. Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.
- таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал). Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.
- “дерево предсказаний”. Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “листочки” - прогнозы, “веточки” - аргументы.
Помимо метода использования рисунков, схем, в технологии развития критического мышления используется метод групповой работы. И один из применяемых приёмов - это мозговой штурм. Её цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества.
Мозговой штурм используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую.
Применяется в данной технологии и метод рефлексии. Ведь умело организованное осмысление материала помогает детям лучше усвоить новый материал, приобрести более глубокие и прочные знания. В применении рефлексии возможны такие приёмы:
- “мысли по аналогии”, т.е. для оценки понимания изучаемого материала можно задавать “вопросы по аналогии”: “На что похоже?”, “С чем можно сравнить?” и т.д. Дети, проводя сравнения, “наводят мосты” между тем, что они знали и тем, что узнали.
- “размышление от обратного». Этот способ помогает школьникам лучше понять причины тех или иных явлений, самим увидеть доказательства различных законов природы и общества.
Прием «умный карандаш».
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, не негативность суждений или критика, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.
Делая вывод, я хочу сказать, что в процессе применения на своих уроках технологии критического мышления, я могу перечислить положительные стороны. По той причине, что именно приемы критического мышления помогли по-новому построить мои уроки, развивать мышление учащихся, формировать интерес при работе с текстом, появилась способность работать в группе и работать с различными источниками информации. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания, помогает развить речь и обогатить учащегося общением и размышлением.
В век модернизации и нано технологии просто необходимо критически мыслить не только ученикам, но и учителям для критического оценивания собственных работ и идей. Только критический мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность.
«Не уставайте задавать вопросы. Любознательность имеет особое право на существование. Человек не может не испытывать благоговейного трепета, созерцая тайны жизни и вечности, удивительное устройство окружающего мира. И хорошо, если каждый день находится кто-то, пытающийся понять хоть самую малость из этого таинства. Не утрачивайте с годами святой любознательности». Альберт Энштейн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедн...
Использование приёмов технологии развития критического мышления для формирования УУД у младших школьников
В статье рассматриваются возможности применения данной технологии для формирования УУД у младших школьников....
Статья "Формирование умения работать с информацией у обучающихся начальных классов" (Из опыта работы)
Оформив информацию в виде таблицы на уроке окружающего мира, работаем с данными таблицы на уроках математики, русского языка, литературного чтения. ...
Несплошные тексты как средство формирования умения работать с информацией
Методическая тема "Несплошные тексты как средство формирования умения работать с информацией"Презентация "Методический семинар"...
Формирование умения работать с информацией.
ОТБОР ИНФОРМАЦИИ ПО ЗАДАННОМУ УСЛОВИЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ....
Использование рабочего листа как средства формирования умения работать с информацией
Представлен опыт работы по работе с информацией в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Сообщение :"Формирования умения работать с информацией как универсального учебного действия".
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учитьс...