Статья "Формирование умения работать с информацией у обучающихся начальных классов" (Из опыта работы)
методическая разработка по теме
Оформив информацию в виде таблицы на уроке окружающего мира, работаем с данными таблицы на уроках математики, русского языка, литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.15 КБ |
![]() | 462.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование умения работать с информацией у обучающихся начальных классов
Из опыта работы
Петрокина А.В.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 г. Амурска
Для современной жизни недостаточно того багажа знаний, который накопят наши ученики за годы обучения. Ведь из того, что они знают сегодня, лишь 10–15% будет актуально завтра. Чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь находить источники информации, работать с ней, оценивать её.
Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В Примерных образовательных программах начального образования рассматривается процесс формирования информационной грамотности.
Примерная программа, предполагающая формирование умений работать с информацией, включает четыре уровня работы с текстом:
-поиск информации и понимание прочитанного;
- преобразование и интерпретация информации;
- применение и представление информации;
- оценка информации.
Все данные умения относятся к информационной грамотности и применяются не только к текстовой информации, но и к информации, представленной в любом другом виде.
Рассмотрим формирование умения работать с информацией на примере урока окружающего мира во 2 классе по теме "Погода и климат".
Источники получения информации на данном уроке были разнообразны:
- карточки с текстом описанием погоды в разные времена года;
- текст и таблица в учебнике на стр 74;
- устная речь учителя - это загадки о явлениях погоды для разгадывания кроссворда и загадки о географических объектах для составления маршрута путешествия.
Информацию на уроке дети добывали из определенных источников: учебник (стр 74), карточка с тексом – описанием, устная речь учителя, её не надо было искать в справочниках и словарях или определять её местонахождения.
Поиск информации и ее понимание осуществлялись на данном уроке при работе с текстом-описанием погоды в разное время года. Ученикам необходимо было выбрать нужную информацию в полном объеме для использования ее при заполнении таблицы в определенном (строгом) порядке.
При работе с таблицей необходимо было понять знаковую запись (запись символами) описания погоды, что невозможно выполнить без умения перекодирования выбранной информации.
С целью понимания информации мы учились читать и заполнять таблицу с описанием погоды в дневниках наблюдений. Для развития умения работать с таблицей, я использовала такие вопросы:
-как называется таблица; почему;
-какую информацию из нее можно извлечь;
-какая информация представлена в столбцах, в строках;
-назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;
-что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки).
При работе с текстовой информацией, также использую вопросы на понимание:
- выдели основные понятия;
- найди данные
- спроси, что непонятно и др.
На уроке ученики учились преобразовывать информацию (из текста в таблицу, из таблицы в текст), пересказывать полученную информацию, заполнять таблицу в строгом порядке. Во время работы с текстом-описанием погоды в разное время года ученикам необходимо было выбрать нужную информацию (словесную) по заданию учителя и преобразовать её в знаково-символическую информацию. И, наоборот, при работе с таблицей учебника (описание погоды) понадобилось преобразовать информацию символов в текстовую (словесную) информацию с описанием погоды. На этапе путешествия по тепловым поясам необходимо было узнать географический объект и определить его местоположение и проложить маршрут в нужном направлении, т.е преобразование словесной информации в схематическую.
Применение и представление информации.
Получив и преобразовав информацию из текста-описания погоды, ученики заполнили таблицу в заданном порядке, указав температуру воздуха, осадки, силу ветра.
Благодаря полученной информации из текста учебника и сравнительному анализу двух таблиц, ученики смогли сделать вывод о том, почему отличаются описания времен года в одно и тоже время и предположить формулировку определения "климат".
Понимание содержания информации помогло ученикам правильно проложить маршрут путешествия и выбрать необходимую одежду для путешественников.
На уроке ребята учились определять достоверность информации. При сопоставлении данных о погоде в таблице, ученики выдвигали и доказывали предположения о расположении времен года в таблице. Они опирались на описанные явления (температура, осадки, сила ветра) и личный опыт. Во время дискуссии безошибочно были определены времена года зима и лето (в опоре на температурные показатели), сложнее было определить весну и осень из-за небольшой разницы в температурах в эти времена года (пришлось снова обратиться к текстам-описаниям погоды и пропущенной информации о листопаде и появлении проталин).
Таблицу, составленную на уроке окружающего мира, я использовала для работы на других уроках.
На уроке Математики совершенствали вычислительные навыки в опоре на данную таблицу.
Дети получают задания вида:
-Найти сумму температур самого холодного и самого жаркого времен года.
-Посчитать, на сколько температура летом больше температуры весной.
-Найти разницу температур осенью и весной.
Дается задание составить задачу в опоре на данные таблицы. (Температура весной +5, а температура летом +22. На сколько градусов летний день жарче весеннего?)
На уроке Русского языка так же обращается к таблице на доске:
-Запиши названия времен года, назови и подчеркни орфограммы.
-Выполни звуко-буквенный анализ слова, в котором букв больше, чем звуков.(осень)
-Образуй и запиши однокоренные слова к слову «зима» так, чтобы они обозначали предмет, признак предмета, действие предмета (зимушка, зимний, зимовье, перезимовать).
-Разгадай ребус и запомни правописание словарного слова (в/ Е/ тер, ветер).
-Вспомни и запиши пословицу (Лето - припасиха, зима - подбериха. Весна красна цветами, а осень - плодами.) и т.д.
На уроке литературного чтения при изучении произведения Джани Родари "Чипполино", дети получили задание:
Выбрать строку, которая отражает климат страну, в которой происходит событие. Добавить в пересказ описание погоды в этот день (добавить показания температуры) и предположить - могло ли это событие произойти у нас в городе.
Стр. 155 "К трем часам дня солнце стало припекать так, что даже камни на улице вспотели."
Информационную грамотность я формирую на каждом уроке, не жалея времени и сил на формирование этого умения.
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, как мы научим младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, то есть речь идёт об информационной компетентности учеников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 класс Окружающий мир Тема: «Погода и климат»
Источники получения информации 1. Карточки 2. Учебник 3. Устная речь учителя
Работа с таблицей
Урок математики - Найти сумму температур летнего и весеннего дней. -Посчитай, на сколько градусов температура летнего дня больше, чем температура весеннего дня. -Найти разность температур осени и весны. -Составь задачу, используя данные таблицы.
Урок русского языка Запиши названия времен года, подчеркни орфограммы. Выполни звуко – буквенный анализ слова, в котором букв больше, чем звуков. Образуй и запиши однокоренные слова, разные части речи. Разгадай ребус, запомни правописание словарного слова (ветер). Вспомни и запиши пословицу.
Урок литературного чтения Тема: Джанни Родари «Чипполино» Выбрать строку, которая отражает климат страны, в которой происходит событие. Добавить в пересказ описание погоды в этот день. Предположить, могло ли описанное событие произойти в нашем городе .
МБОУ СОШ № 3 Работа с информацией во 2 классе по ОС Школа – 2100 Из опыта работы Петрокина А.В., учитель начальных классов г . Амурск 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-385332-1390031520.jpg)
"Исследовательский проект – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы" (из опыта работы учителя)
Опыт работы учителя по формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы МБОУ "Гимназия №8" с презентацией творческой работы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-385332-1390031520.jpg)
Статья «Учебно-исследовательская деятельность – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальных классов» (из опыта работы учителя).
Поэтапное формирование учебно-исследовательских навыков у обучающихся начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/13/picture-699805-1450011739.jpg)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/22/picture-579303-1424635501.jpg)
Учебный проект на тему «Открытка ветерану» по курсу ОРКиСЭ (модуль «Светская этика»)(4 класс) (Из опыта работы Дуркиной Н.Н., учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 601 Приморского района г.Санкт-Петербурга)
9 мая 2020 года наш народ будет отмечать 75-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В нашей школе планируется много праздничных мероприятий. Но самым трогательным из них будет традиционная ...
Выступление на тему: «Формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах» (из опыта работы).
Материал раскрывает основные формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/26/picture-1092911-1611658142.jpg)
Из опыта работы "Обучение смысловому чтению учащихся начальных классов через образовательный курс внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками»."
Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/13/picture-1416256-1660416711.jpg)
Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии обучающихся начальной школы (из опыта работы в 1-4 классах)
Материал будет полезен для организации работы с разными видами устного народного творчества....