Статья " Формирование экологического воспитания учащихся в условиях ФГОС НОО".
статья на тему
История человечества неразрывно связана с историей природы.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимание экологическому воспитанию в школе уже с первых лет обучения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romanova_ekologiya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Романова Елена Григорьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ " СОШ № 56 г.Курска
Формирование экологического воспитания учащихся
в условиях ФГОС НОО
Наш дом, планета Земля, должен
стать заботой каждого из нас.
Самая большая ценность на Земле -
жизнь в её разных проявлениях.
Ценно каждое живое существо,
независимо от его значения для человека.
Ценна любая культура, вера, любой народ.
Из Хартии Земли
История человечества неразрывно связана с историей природы.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимание экологическому воспитанию в школе уже с первых лет обучения детей.
Основными задачами экологического образования являются:
- воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
- формирование знаний о единстве живой и неживой природы, взаимодействии природных объектов, общества и человека;
- воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей экологически целесообразного поведения, стремления к активной природоохранной деятельности;
- развитие способностей анализа экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, формирование стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры-совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. А экологическая культура-это часть общей культуры личности.
Компоненты экологической культуры:
- Экологические знания, умения.
- Экологическое мышление.
- Ценностные ориентации.
- Экологически оправданное поведение.
Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей. Воспитание экологической культуры реализуется через систему занятий, внеклассных мероприятий, через внеурочную деятельность и индивидуальную работу с учащимися. Занимаясь изучением экологических проблем, дети становятся более внимательными к объектам окружающего мира, часто рассказывают о своих наблюдениях за жизнью растений, животных, любуются растениями, стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. Дети должны осознавать необходимость сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Выделим следующие направления работы:
- Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты) – умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения.
- Познавательно-развлекательное направление (устные журналы, экологические игры, игры- путешествия, праздники («Золотая осень», «День здоровья» и др.).
-Познавательное направление (беседы, заочные путешествия, викторины, конкурсы).
-Практическое направление .
Никакая деятельность в природе невозможна, если у школьников нет навыков ухода за растениями и животными. Мы наблюдаем за внешним видом, ростом цветочно-декоративных культур, проводим:
- сбор гербария;
- практические работы, тесты;
- изготавливаем кормушки;
-наблюдаем за птицами, подкармливаем их;
- ухаживаем за комнатными цветами.
Экскурсии - позволяют более детально изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга. На экскурсии ребёнок может не только увидеть, но и услышать, понюхать, пощупать, понять настроение объекта. Традицией стали экскурсии в краеведческий музей, в Марьино, в Центрально- чернозёмный заповедник им. Алёхина. С заповедником ведётся тесное сотрудничество: дети активно принимали участие в Межрегиональной научно-практической школьной конференции « Мой заповедный остров», конкурсе «Селфи с кормушкой», конкурсе плакатов «Марш парков». Также участвуем в конкурсах различного уровня, таких как городской конкурс рисунков «Земля – планета разумных людей»,конкурс творческих работ в рамках городской программы «Радуга»- «Земля – наш общий дом». Знакомясь с природой родного края, его достопримечательностями:
- издаём книжки-малышки («Красивые уголки нашего края», «По страницам Красной книги», «Удивительные растения (животные)»;
-организуем выставки книг о природе;
-создаём коллективное панно.
Конечно, все эти мероприятия невозможны без помощи родителей, которые с радостью откликаются и помогают нам с ребятами в творчестве.
Это создание экологических плакатов, фотогазет. Это и акции по сбору макулатуры, и изготовление кормушек, и работа в нашем зелёном уголке, и совместные экскурсии – всегда рядом с нами наши помощники и друзья – родители.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества.
Я не тешу себя иллюзиями и не жду от людей «взрослых форм» проявления экологической культуры. Но, если мои ученики будут знать элементарные
правила экологической этики, прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к природе, проявлять интерес к дополнительным знаниям в области экологии, читать рассказы о природе, любоваться пейзажами художников, бережно относиться к растениям и животным, фотографировать красоту природы, петь песни о природе, о Родине, я буду счастлива!
Литература
1. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос.акад.образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.
2. О.Е.Жиренко, Л.А. Обухова. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. - Самара: Мастерская учителя, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья с методическими рекомендациями по педагогике "Формирование экологической культуры учащихся начальной школы"
Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу воспитания молодого поколения в...
Аннотация на статью И.Е. Сюсюкиной «Формирование оценочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС»
Аннотация на статью И.Е. Сюсюкиной «Формирование оценочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС»...
Статья "Формирование навыков самостоятельной работы в условиях реализации ФГОС"
Внедрение стандартов нового поколения требует комплексного подхода к организации образовательного процесса, включая урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Понимая, что результат образования в ...
Возможности урочной деятельности в формировании жизненной компетенции учащихся в условиях внедрения ФГОС для учащихся с умственной отсталостью.
Возможности урочной деятельности в формировании жизненной компетенции учащихся в условиях внедрения ФГОС для учащихся с умственной отсталостью....
Статья. Формирование экологической культуры учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности
В статье рассмотрены возможности связи обучения с жизнью, теории с практикой в системе обучения для устойчивого развития с помощью использования методов проектов, направленных на достижение улучшений ...
Статья "Формирование экологической грамотности учащихся через организацию проектной деятельности в начальной школе"
Статья о формировании экологической грамотности через технологию проектной деятельности....
статья Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Статья : "Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"...