ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ВОСПИТАННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья по окружающему миру по теме

Степанищева Любовь Федоровна

В  статье раскрываются подходы к решению задач экологического образования младших школьников в курсе «Окружающий мир» в условиях реализации Федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ВОСПИТАННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Л.Ф. Степанищева

lyubov.stepanischeva@yandex.ru

МБОУ СОШ № 94 имени  генерала Лизюкова А.И.

        

«…Леса без птиц и земли без воды.

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды».  

Р.Рождественский

Экологическое воспитание является важным и необходимым элементом в формировании отношения человека к окружающей природе, миру, к человеку и обществу в целом. Оно должно решать проблемы нравственности, этики и эстетики, обращаясь к рассудку, чувствам и впечатлениям человека, воспитывать школьников знающими, бережливыми, рачительными хозяевами своей страны, своей Родины - России.

Образовательная область «Окружающий мир» («Естествознание» и «Обществоведение») содействуют осознанию ребенком места человека в природе и обществе, знакомит с правилами и обязанностями по отношению к природе и обществу, с традициями природопользования разных народов России. Предмет интегрированного характера  - естествознание (природоведение, окружающий мир и др.) включает элементы экологических знаний: организм и среда, цепи питания, сезонные изменения в природе, природная среда и здоровье человека и др., а в целом дает естественнонаучную основу понимания младшими школьниками необходимости сохранения окружающей среды, обитания живых существ на Земле.

Основная цель курса – дать детям первые сведения о предметах и явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, о том, как зависит от природы труд людей и как он сам влияет на неё; воспитать любовь к родной природе, стремление беречь её, умножать её богатства. В начальной школе закладывается по сути фундамент экологического мировоззрения, без которого сейчас невозможно представить себе подлинно образованного и культурного современного человека. Природа! Восхищение ею, сострадание к ней, сохранение ее - вот концепция экологического воспитания.

Учёные Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н., Терентьева Е.Ф. и др. утверждают, что становление экологически образованной личности в педагогическом процессе возможно при решении следующих задач:

  • Формирование у детей элементов экологического сознания.  Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
  • Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранить, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.
  • Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе – гуманное,

познавательное, эстетическое – теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.

Решение экологических задач и анализ экологических ситуаций направлены на выявление экологических связей. Однако, кроме этого, их использование позволяет формировать оценочные суждения, обосновывать, доказывать их правильность. Для этого необходимо привлекать имеющиеся знания, используя их в новых ситуациях. Например, ученикам предлагается выбрать правильный тестовый ответ и обосновать свой выбор в таком вопросе: «Ребята собрались идти в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?»

а) пойду, но буду собирать очень бережно;

б) расспрошу об этом учительницу, а потом уже решу, как быть;

в) не пойду.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

Экологическое образование в школьных учреждениях может проводиться как в комнатной обстановке, так и на природе: в сквере, в саду, в лесу, на водоёме и т. д. Наблюдения над жизнью природы под руководством учителя дают много для развития ребёнка. Сказки, рассказы, яркие красочные герои не могут заменить наблюдений природных явлений, изменяющихся по временам года. Такие наблюдения дают детям нужные им навыки, знания и определяют бережное отношение к природе.

Природоохранную работу по экологическому воспитанию детей необходимо организовать так, чтобы учителя и воспитатели владели краеведческим материалом, знали особенности местной природы, причём не столько названия цветочных растений, кустарников, деревьев, насекомых, птиц, зверей, сколько специфику и образ жизни, поведение и значение для человека.

Занятия в помещении, в школьных условиях могут быть самыми разнообразными. Это и чтение рассказов о растениях, жизни птиц и зверей, беседы о природе родного края; рисование детьми любимых животных и растений и т. д.; наблюдения за растениями и животными под руководством учителя. А также проведение конкурсов стихотворений на экологическую тему, праздников «Живи, Земля», новогодних утренников «Берегите елку!». Ученики с удовольствием участвуют и  проводят вечера, конференции, олимпиады, викторины, тематические недели, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям.

Эффективна такая форма работы, как знакомство детей с экологическими сказками, так как наиболее полно можно использовать средства эмоционального воздействия на психику ребёнка, прививая любовь к природе и бережное отношение к ней. Детям нравится содержание экологических сказок, потому что растения и животные разговаривают, совершают хорошие и плохие поступки, вызывающие у детей сочувствие, радость, нежность или гнев, досаду, недовольство. Экологические сказки учат детей не быть равнодушными, побуждают к размышлению, развивают положительные эмоции, воспитывают бережное отношение к природе, формируют правильное поведение в парке, сквере, в лесу и т. д.

Экскурсии в экологическом образовании младших школьников уделяют особое значение, так как только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют развитию у детей чувства природы, пониманию ее многообразной и универсальной ценности. Экскурсии формируют у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в ней. В 1 классе можно провести такую игру, как заочная экскурсия на речку. «Синеет речка перед нами, летают чайки над волнами.

А чтобы эти чайки могли на воду сесть,

Должны очистить речку мы от мусора, который в ней есть».

Дети удочкой «ловят» из «речки» предметы: банки, бутылки, пакеты, бумажки, стёкла и т.д. и объясняют, почему в реку нельзя бросать мусор.

Организация эколого-краеведческой работы со школьниками позволяет решать в комплексе основные задачи экологического образования: изучении разнообразия и особенностей природы региона, накопление учащимися опыта экологически целесообразного взаимодействия с окружающей средой, реальное включение учеников в поисковую, исследовательскую деятельность по определению экологического состояния окружающей среды, основных ее компонентов (воздуха, почвы, растительности и др.), а также в практическую природоохранную деятельность. Тематика исследований окружающей среды может быть разнообразной. Например, «Изучение экологической обстановки в классе, в школьном помещении, территории школы», «Изучение экологического состояния водоема» и др.

В последние годы учителя стали применять метод проектов. И. В. Цветкова подчеркивает, что «...метод проектов — один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, процесс освоения ребенком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребенка». Например, проект «Добрая зима». Его цель — проведение ярмарки, которая предлагает «покупателям» кормушки для птиц, изготовленные детьми. Итог проекта, о котором должны сказать дети,— сколько людей имеют теперь кормушки, могут вывесить их, чтобы птицы не голодали зимой.

Таким образом, процесс формирования у учащихся начальных классов экологически грамотного отношения к природе, к себе и окружающим людям длительный и многоплановый. Что же может служить критерием оценки такого отношения? Это осознанно правильное поведение учащихся в природе, умение наблюдать объекты природы, взаимосвязи между ними, видеть и ценить красоту природы, не причинять ей вреда, участвовать в ее охране.

Литература

  1. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
  2. Егоренков Л. И. Каким должно быть школьное экологическое образование и воспитание // Народное образование, 2000, №7.
  3. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: «Академия развития», 1997.

     4. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студентов / Симонова Л.П. - М.: «Академия»,2000.-160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое развитие личности младших школьников (из опыта работы)

В статье приводятся материалы из опыта роботы учителя начальных классов. Экологическое воспитание в современном обществе является едва ли не одной из важнейших задач учителя. Закладывается воспитание ...

Экологическое развитие личности младших школьников (из опыта работы)

В статье приводятся материалы из опыта роботы учителя начальных классов. Экологическое воспитание в современном обществе является едва ли не одной из важнейших задач учителя. Закладывается воспитание ...

Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника

Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...

Формирование экологического воспитания у младших школьников через творческую деятельность

Творческая деятельность являются эффективным средством решения задач экологического воспитания младших школьников....