Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Цели и задачи экологического воспитания. Возможности школы в формировании экологической культуры. Практическая деятельность детей. Работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Научиться ведать природу – значит приобщаться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим…
Д.М. Кайгородов
I. Введение
Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая, самая прекрасная это – Земля. Это о ней так тепло, так проникновенно сказала поэтесса Э.Огнецвет:
Она нам не желает ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.
Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо охранять. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как-то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже Пётр 1 впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным указом объявил заповедными леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20. В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы…
Так началась российская, русская экология. В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа» и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучии, о здоровье своих семей, а тем более о внуках и правнука.
Всем от природы что-то нужно. Только сама природа, выходит, никому не нужна. И она, где медленно, где чуть быстрее, погибает. «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды». На мой взгляд, надо чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью.
Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил развитие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека.
Экологическая безопасность – проблема, от решения которой во многом зависит будущее России. Не случайно, поэтому в компетенцию конституционного органа – Совета безопасности входит решение вопроса экологической опасности страны.
Содержание экологического образования комплексно. Оно включает идеологические, научные, нравственно-эстетические, правовые, личностно – мировоззренческие и практические аспекты. Экологическое воспитание базируется на нескольких принципах. Это осознание единства системы “природа – общество – человек”, где человек часть природы и его развитие является фактором изменения самой природы.
Это понимание того, что человеческая история есть история народа. Здесь уместно вспомнить слова профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова “Собачье сердце”: “Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!”
До тех пор, пока человек не поймет, что он не царь природы, а всего лишь её часть, и что природа жила без Homo sapiens и будет жить, решить нависшую угрозу просто невозможно.
II. Цели и задачи экологического воспитания
- овладение основными понятиями и научными фактами природы, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;
- воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека;
- обучение детей правилам общения с природой, познания ее;
- развитие потребностей в общении с природой.
В современной школе наблюдается поворот на формирование такого сознания, особенно это видно на примерах работы с учащимися II-III ступени образования. Это уроки географии, биологии, литературы, истории, химии, ОБЖ, факультативы, кружки, олимпиады, исследовательские работы.
Но именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
В курсе экологии начальной школы можно представить три уровня изучения природы.
1 уровень.
1-2 класс. Объекты природы рассматриваются в отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможно последующее изучение, но им нельзя ограничиваться.
2 уровень.
2-3 класс. Объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Например: чем питаются те или иные животные, как строятся соответствующие цепи питания, выясняется значение леса или реки и т.д.
3 уровень.
Здесь рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. Например, тема: “Дуб и все вокруг него” – дети узнали о продолжительности жизни дуба, особенностях его листьев, плодов, научились отличать его от других деревьев. Мы познакомились с птицами – сойками, дятлами – это первый уровень, но обратили внимание на то, что названные птицы зимой как раз и кормятся плодами дуба. Кроме того, плоды дуба являются кормом для белок, мышей, кабанов. Выясняя значение дуба для птиц и животных, мы шли на второй уровень. Теперь подумаем, что произойдет, если люди оборвут плоды дуба, хотя бы и с благородной целью – для подкормки животных. Решаем эту проблему: как поступить? Будем заготовлять желуди на корм для животных или оставим их на деревьях. Это третий уровень.
Три уровня изучения природы – как три строчки с тремя ударениями в стихотворении. Разорвать её нельзя, но все три ударения надо при чтении сделать обязательно иначе смысл стиха потеряется.
III. Возможности школы в формировании экологической культуры
Большие возможности для экологического воспитания имеет наша школа. В кабинетах школы очень много комнатных растений. Дети знают, что растения не только создают уют в школе и украшают её, но и очищают воздух.
Экологическому воспитанию уделяется большое внимание. В школе проводится неделя экологии, насыщенная различными мероприятиями на экологическую тему (конкурсы плакатов и рисунков, игры «Поле чудес», «В гости к Берендею»,КВН, праздники «Птицы – наши друзья», с развешиванием скворечников, кормушек, «Охранять природу – значит охранять Родину», «Царица Осень», конкурсы знатоков природы и другое).
Младшим школьникам свойственна внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю. Поэтому учитель должен быть примером экологической культуры сам и ставить в пример ребят, которые любят природу, животных, у которых получается то, что предлагает сделать педагог.
В воспитательной работе необходимо учитывать конкретность детского мышления, что связано с ситуативностью в применении детьми правил поведения и требованиям учителя. Представления, а не понятия являются еще господствующей формой мышления. Конкретные представления, отражающие те или иные стороны предметов и явлений, служат основой для формирования обобщенных представлений, понятий. Нерасчлененные, очень общие понятия также обогащаются, дифференцируются, наполняясь конкретным содержанием. Особенности детей младшего возраста проявляются в неустойчивости их внимания, подвижности, эмоциональности. Неустойчивость внимания, связана со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, влияниям, воздействиям, а внутренним целям, задачам, которые ставит перед ребенком учитель и которые должны стать внутренними задачами ученика. У детей младшего школьного возраста внимание более устойчиво при выполнении внешних, а не умственных действий. Поэтому воспитатель должен чередовать умственную деятельность с рисованием, с изготовлением поделок, разгадыванием загадок, ребусов, кроссвордов. Подвижность, характерная для ребенка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий. Ребенок, испытывая естественную потребность в движении, в деятельности не умеет длительное время сохранять одну и ту же позу, заниматься одним и тем же делом. Ему еще трудно преодолеть свое желание подвигаться, сменить деятельность. Поэтому необходимо давать детям возможность организованно подвигаться, проводя подвижные игры, соревнования, физкультминутки.
Эмоциональность, свойственная младшим школьникам, выражается в их легкой возбудимости, потребности в слух высказаться о своих переживаниях , поделиться впечатлениями. Задача педагога состоит в том, чтобы направить естественное желание детей – для решения поставленной задачи.
Необходимо помнить о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребенка является игра. “Игра – это жизненная лаборатория” (Т.С.Шацкий). Прекрасный русский писатель Ю.Нагибин так оценивает детскую игру: «Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем». В процессе игры дети овладевают многими умениями и навыками, здесь иногда получается то, что не получалось в учебной деятельности. Поэтому уроки стараюсь строить в форме интеллектуально – познавательных игр, конкурсов, с использованием музыки.
IV. Практическая деятельность детей
Работу по воспитанию экологической культуры я провожу на уроках окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии.
Все занятия можно подразделить на три направления:
1. Земля – наш дом родной.
Здесь содержание всех занятий наполнено единой мыслью: человек, животные, птицы, растению имеют много общего, имеют единые корни происхождения и единый дом – планету Земля.
2. Если звёзды зажигаются, значит это кому-то нужно.
Занятия подчинены изучению взаимосвязей, причинности и следствий в природе. Ребенок должен понять, что в окружающем мире нет ничего лишнего и ненужного, осознать, что человек не имеет право грубо перекраивать природу по своему желанию.
3. Без нас природа проживёт, а мы без неё – нет.
Здесь необходимо показать ценность и значимость природы для человека.
К первому блоку можно отнести следующие проведенные мероприятия.
Чистое утро
Это подарок ребят своей планете. Они убирают за собой мусор на улицах, в парках, в лесу.
Я и моя семья
Здесь раскрывается роль родителей для ребенка и для детенышей животных.
Именная книга
Это составление своеобразной копилка кличек, которыми люди называют своих питомцев. Дети рассказывают о своих любимцах, пишут о них рассказы, пробуют сочинять стихи, делают поделки.
Добрая зима
Ребята с осени начинают заботиться о птицах, с этой целью мы собираем семена растений, плоды кустарников, мастерим и развешиваем кормушки. Дети с желанием и интересом подкармливают пернатых друзей.
Капелька
Занятие направленно на сбережение чистой воды. К этому блоку можно отнести чтение книг, просмотр диафильмов о животных и растениях, оформление выставок.
Приведу примеры занятий, проводимые по второму блоку:
“Жалобная книга природы”
Наблюдение за состоянием окружающей среды, после чего дети составляют жалобы от имени животных и растений. Потом проводится обсуждение поступивших жалоб и выносится решение: чем и как можно помочь природе.
Коллекция увиденных животных
Дети по группам составляют альбом о животных, которых они знают. Находят о них стихи, пишут сочинения, рисуют.
Прогноз погоды
Речь идет о народных приметах. Занятия проводятся для каждого сезона.
Рожденные свободными
Мы разговариваем о диких животных и почему они гибнут в неволе.
Красная книга
Дети знакомятся с Красной книгой, узнают историю её создания, работают с “Красной книгой Башкортостана”.
К третьему блоку можно отнести следующие темы занятий:
Роль цветов. Цветы в литературе и музыке”
Ребята составляют альбомы о цветах, разыскивают стихи ,песни о цветах, пишут сочинения, изготавливают аппликации, знакомятся с правилами цветочного этикета.
Лесная аптека
Знакомство и сбор лекарственных растений.
Дары леса
Речь на этом занятии идет о грибах, ягодах. Здесь мы также используем загадки, стихи, частушки, составляем свои сказки, изучаем правила поведения в лесу. Где и как отдыхать
Показать преимущество природы родного края, туристические походы, прогулки по экологической тропе.
V. Работа с родителями
Успех работы педагога в значительной степени зависит от того, насколько ему удается добиться единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Связь школы с семьей очень важна. Ведь именно в семье начинается формирование личности ребенка, начало всех личностных качеств закладывается в семье, которые должны развиваться и возрастать в школе. Поэтому работа с родителями учащихся (педагогическая пропаганда, индивидуальная работа с отдельными семьями, привлечение родителей для оказания помощи классу) является необходимой составной частью учебно – воспитательного процесса школы.
Мною ведётся работа с родителями и по экологическому направлению. Это родительские собрания, праздники, экскурсии, изготовление поделок из природного материала.
Рекомендации родителям:
– во время прогулок в лес, на реку, больше объясняйте, рассказывайте детям о том, как бережно надо относиться к природе;
– читайте детскую художественную литературу, смотрите и обсуждайте телевизионные передачи о природе;
– будьте для своих детей образцом, достойным подражания.
VII. Заключение
Я считаю, что моя работа по экологическому воспитанию способствует формированию:
- знаний, умений и навыков творческой деятельности ,наполненной экологическим содержанием.
- интереса к исследовательской деятельности, стремления к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Уроки в живой природе как средство развития основ экологической культуры учащихся начальной школы
В статье представлены материалы по вопросу развития основ экологической культуры учащихся начальной школы. В работе рассматриваются педагогические условия и д...
Формирование основ экологической культуры младших школьников через систему заданий на уроках и внеклассной деятельности.
В материале описан опыт работы по формированию основ экологической культуры у учащихся начальной школы....
Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: из опыта работы"...
Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...
Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....
мастер-класс "Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников "
Технология ознакомления детей с элементарными экологическими понятиями через экологические сказки....
Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско-патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста"
Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско - патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего возраста"...