рабочая программа по риторике
рабочая программа (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по риторике для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов ЛНР:
- Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 г (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 г. № 22 - I, от 03.12.2014 г. № 11-II);
- Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.12.20414 г. № 72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных организаций ЛНР на временный государственный образовательный стандарт»;
- Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 01.06.2016 г. № 203 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в образовательных учреждениях и учреждениях интернатного типа Луганской Народной Республики на 2016-2017 учебный год»;
- Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 08.06.2016 г. № 76 «Об утверждении учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2016-2017 учебный год»;
- Методические рекомендации по составлению рабочих программ по предметам в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики в 2016-2017 учебном году;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования РФ от 17 декабря 2010 г.
- № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644));
- рабочая программа для начальных классов по образовательной системе «Школа России»Риторика1-4 классы под руководством Т.А. Ладыженской.
- ГСанПиН 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-образовательного процесса»;
- Устав Государственного образовательного учреждения ЛНР «Семейкинская средняя общеобразовательная школа – детский сад № 31».
- Учебный план Государственного образовательного учреждения ЛНР «Семейкинская средняя общеобразовательная школа – детский сад № 31».
Программа разработана на основе авторской рабочей программы для начальных классов по образовательной системе «Школа России» Риторика 1-4 классы, в соответствии с требованиями ГОС начального общего образования. Авторы рассказывают о современной риторике общения: её содержании, программе, специфике этого учебного предмета.
Изучение предмета направлено на достижение цели:
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
Задачи предмета
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава общества».
Роль учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Место предмета в базисном учебном плане
Преподавание риторики как предмета филологического цикла осуществляется за счёт часов, отведённых на изучение предметов этого цикла. Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики в 3 классе – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач»[1] и т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе.
Результаты изучения риторики в 3 классе.
- приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
- отличать подготовленную и неподготовленную речь;
- знать особенности неподготовленной речи;
- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
- знать особенности диалога и монолога;
- анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
- использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
- пользоваться основными способами правки текста.
Основное содержание
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Наука риторики | 4 |
2 | Учимся говорить | 5 |
3 | Похвала | 1 |
4 | Слушаем, вдумываемся | 2 |
5 | Учимся читать,писать | 3 |
6 | Вежливое общение | 2 |
7 | Разные тексты | 2 |
8 | Правильная речь | 3 |
9 | Правила успешного пересказа | 4 |
10 | Поздравлюяю тебя…вас | 2 |
11 | Учись объяснять и доказывать | 2 |
12 | Чем отличаются | 3 |
13 | Подведем итоги | 1 |
всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование по риторике
(1 час в неделю, 34 в год)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примеч. | |
по плану | по факту | ||||
1 | 1 | Наука риторика 4 часа Наука риторика | |||
2 | 2 | Что мы помним о речевой ситуации | |||
3 | 3 | Твои речевые роли. | |||
4 | 4 | Задачи общения | |||
5 | 1 | Учимся говорить 5 часов Неподготовленная речь | |||
6 | 2 | Подготовленная речь. | |||
7 | 3 | Приёмы подготовки. | |||
8 | 4 | Говорим подробно, кратко | |||
9 | 5 | Учимся говорить | |||
10 | 1 | Похвала 1 час Похвала,комплимент | |||
11 | 1 | Слушаем, вдумываемся 2часа Слушаем, вдумываемся | |||
12 | 2 | Слушаем по-разному. | |||
13 | 1 | Учимся читать,писать 3 часа Читаем учебные тексты. | |||
14 | 2 | Читаем учебные тексты. | |||
15 | 3 | Как исправить текст? | |||
16 | 1 | Вежливое общение 2 часа Что такое вежливость. | |||
17 | 2 | Добрые дела – добрые слова. | |||
18 | 1 | Разные тексты 2часа Тексты разные нужны. | |||
19 | 2 | Диалог и монолог. | |||
20 | 1 | Правильная речь 3часа Пиши правильно! | |||
21 | 2 | Произноси правильно! | |||
22 | 3 | Употребляй слова правильно! | |||
23 | 1 | Правила успешного пересказа 4 часа Пересказ. | |||
24 | 2 | Выбери нужное. | |||
25 | 3 | Цитата в пересказе. | |||
26 | 4 | Кратко о книге | |||
27 | 1 | Поздравляю тебя…вас…2часа Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? | |||
28 | 2 | С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! | |||
29 | 1 | Учись объяснять идоказывать 2часа Рассуждение, вывод в рассуждении | |||
30 | 2 | Правило и цитата в доказательстве. | |||
31 | 1 | Что общего-чем отличаются 3часа Сравни и скажи. | |||
32 | 2 | Правила сравнения. | |||
33 | 3 | Как строятся сравнительные тексты. | |||
34 | 1 | Подведем итоги 1 час Риторический праздник. |
РАССМОТРЕНО:
на заседании
учителей МО начальных классов
Протокол№ ______
от « _____» сентября 2016г. Руководитель МО
__________ / Т.В Савченко./
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора поУВР
__________ / Я.В.Огиенко /
« _____» сентября 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по риторике 3 класс
Разработана на основе примерной типовой программы по риторике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...
Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс
Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....
рабочая программа кружка "Риторика"
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г.Энгельса Саратовской области «Рекомендовано к утверждению»...
Рабочая программа по риторике 4 класс "Школа 2100"
Ладыженская...
Рабочая программа по риторике
Научить речи , развивать коммуникативные умения , общению в разных ситуациях ....
рабочая программа по риторике 1 класс
в данной программе представлена пояснительная записка по курсу, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по риторике для 3 класса
Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего ...