Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
статья на тему
Цель – формирование положительного отношения к природе, воспитывать
защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть
милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору,
фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
– Освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за
его пределы.
– Расширение экологических представлений дошкольников.
– Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения
делать выводы на основе полученных результатов.
– Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и
неживой природы, к месту, в котором живёшь.
– Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и
выражать в творчестве полученные впечатления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.odt | 37.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
.
Цель – формирование положительного отношения к природе, воспитывать
защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть
милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору,
фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
– Освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за
его пределы.
– Расширение экологических представлений дошкольников.
– Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения
делать выводы на основе полученных результатов.
– Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и
неживой природы, к месту, в котором живёшь.
– Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и
выражать в творчестве полученные впечатления.
- Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.
Основное содержание экологического воспитания дошкольников – «формирование… осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам…» (С. Н. Николаева).
.
Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно, задачей экологического образования должно быть формирование у дошкольника, понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологическим факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно цело, если ребёнку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу – это «плохо». И совсем другое – когда ребёнок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костер, а можно объяснить, что почва – «живая земля», в которой обитает множество живых организмов, корни растений. И многие из них гибнут из-за разведения костров.
Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. Они хотят съесть «хороших» зайцев, поросят и т. д. Как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все – и волки, и зайцы. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например: Незнайка, Буратино, Медвежонок и др., т.е. персонажи произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. Сказочные персонажи «выходят» за пределы сюжета своего произведения, действуют в новых обучающих ситуациях, но обязательно продолжают характерную им их линию поведения. Например, Чипполино много знает об овощах и фруктах, так как живет во фруктово-огородной стране. Он сообщает новые сведения о плодах, дает советы по их выращиванию, уходу за огородными растениями. Карлсон- летающий персонаж, он может сообщить много интересного о воздухе в округе, изменениях в погоде и сезонах года. Незнайка часто попадает впросак, делает неверные предположения, дает неправильные советы. Этот персонаж очень часто можно использовать на занятиях.
При изучении темы «Растения», можно использовать разрезной картонный макет: корень, стебель, лист, цветок, плод. Дети составляют из отдельных деталей целое растение, объясняют назначение частей. Контролируют друг друга, замечая ошибки соседа.
. При изучении темы «Домашние питомцы» можно использовать игру-практикум. Каждый ребенок приносит игрушку — кошку или собачку. Разыгрываются сценки — ситуации: животное хочет есть — дети кормят его, комментируя — чем; питомец испачкался — купают его; гуляют и играют с домашним любимцем. В процессе такой игры-практикума воспитываются у детей навыки ухода за животными, ответственность, заботливость и любовь к «братьям нашим меньшим».
В конце почти каждого занятия, для закрепления изученного материала, можно использовать игру «Правильно — неправильно». Когда педагог дает правильное утверждение — дети должны хлопнуть в ладоши, неправильное — не хлопают. Например, при изучении темы: «Комнатные растения » фикус— хлопок, герань — хлопок, малина — тишина. Дети учатся концентрировать внимание. Ошибки сразу становятся видны. Вариантом такой игры является игра с мячом. Вместо хлопка ребенок должен поймать или отбросить брошенный ему мяч. В данном случае для каждого ребенка произносится конкретное утверждение. Дети развивают ловкость, скорость реакции.
Для детей дошкольного возраста хорошим способом закрепления материала является инсценирование. Для этого бывает достаточно приготовить шапочки-ободки наиболее часто встречающихся персонажей (Заяц, Белка, Медведь, Волк, Лиса и т.д.). Дети с удовольствием разыгрывают прочитанные сюжеты. Например, изучая поведение животных весной, прочитать сказку В.Бианки «Заяц, Медведь, Косач и Весна». Сначала дети обсуждают услышанное, выясняют значение незнакомых слов (Косач — это тетерев), отмечают особенности поведения этих животных весной. Потом распределяются роли и проигрывается сказку, не заучивая дословно текст, а говоря «своими словами». Важно обратить внимание на то, что активность обычно проявляют одни и те же дети с артистическими способностями, поэтому нужно давать роли разным ребятам.
На занятиях можно использовать и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составлении сказок, рассказов, наблюдения в природе, и в жилых уголках, зимних садах, – все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями.
Один из главных принципов составления программ занятий по экологической тематике должен быть интегрированный подход. Экологическое образование дошкольников необходимо проводить на специальных занятиях. Однако элементы экологических знаний дети могут получать и на занятиях по математике, и на занятиях по музыке, по развитию речи, трудовому обучению, изобразительному искусству. Для целей экологического образования используются не только рассказы, известные стихи о природе, но и обычные сказки, известные детские произведения. Прекрасными иллюстрациями для объяснения материала могут служить стихи и сказки Б. Заходера. В произведениях именно этого автора прослеживается экологический подход к окружающему миру. У детей существует желание не только всё увидеть, но и потрогать руками: коллекции камней, мех животных, кору разных деревьев, определить на ощупь глину и песок. Для занятий используются наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.
Чтобы повысить эффективность экологического образования используются различные формы и методы:
– экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- наблюдения;
- экологические опыты;
– уроки доброты;
– уроки мышления;
– экологические конкурсы;
– обсуждение и проигрывание ситуаций;
– трудовой десант;
– коллекционирование;
- экологические праздники;
- экологические игры: (дидактические, имитационные, игры –
моделирование экосистем, игры – путешествия, подвижные игры);
– экологические сказки;
- инсценировки.
С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление. Интересные опыты можно проводить с водой, воздухом, песком и глиной, при выращивании зелени, например, проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста. Наблюдения за растущим луком ведутся в течении 4-5 недель . Один раз в неделю дети при помощи воспитателя делают зарисовки его роста (с помощью трафарета).
Многие опыты можно проводить на прогулке. Вот так можно определить чистоту воздуха: подготовить три одинаковых картонных квадратика 15x15 см, с одной стороны густо намазать их вазелином. И во время прогулки разложить на территории детского сада: первый — недалеко от проезжей части, второй — возле прогулочной зоны, третий — в глубине территории, в зеленой зоне. Оставить картонки на 2-3 дня и потом сравнить, на какой из них осело больше пыли. Дети делают вывод о том, что воздух не везде одинаково чистый.
Сегодня выходит много литературы, где приведены интересные опыты для детей.
Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов:
1. Педагог должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, тепло ли травке под снегом?)
2. С целью большей наглядности следует брать два объекта: один — опытный, другой — контрольный (например, одни посевы овса поливать, другие — нет).
3. Обязательное руководство опытом: вопросы, побуждающие ребенка рассуждать, объяснять, сравнивать.
4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.
5. При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектом.
Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы. Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления и понятия о природе. Дети очень любят сказки В. Бланки о животных. К ним относятся такие, как «Кто чем поёт?», «Лесные домишки», «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это ноги», «Лес и мышонок». Яркие образы героев – животных надолго сохраняются в памяти детей. Так, из сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» дети узнают о снежной перине, под которой трава сохраняется в любые морозы, а весной снова начинает расти, как ни в чём не бывало. Подкрепить можно опытом. Для этого нужно на небольшом участке расчистить снег лопатками, пока не покажется трава. Потом железной лопаткой вырубить пласт травы с землёй, положить в ящик и принести в группу. Через некоторое время пласт зазеленеет. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после чтения воспитателем художественной литературы, проведённых наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Дети просят ответить на многие вопросы. Всё это делает работу с книгой более эффективной, более значимой и целенаправленной.
.
Книга И. Акумушкина «Это всё кошки» ценна тем, что в ней автор знакомит детей с животными из семейства кошачьих. Кошку все хорошо знают, но где и когда и для чего она была приручена, им неизвестно, но все её характерные особенности знакомы. Узнают, что родственниками кошки являются рыси. Из книги П. Онесирева «Как животных цвет защищает» дети узнают о необыкновенной приспособленности некоторых животных к природным условиям. Окраска надёжно скрывает животных от их врагов: «Идешь по лесу и слышишь только шорохи да писки, а самих зверей нет».
В работе с детьми используем различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучат детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру. Например, если дождь идёт при солнышке значит, скоро прекратиться, ворона хохлится – к дождю, ласточка прилетела – скоро гром загремит.
Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи о явлениях природы , о животных, о растениях.
Бережное отношение к природе воспитываем с самого раннего возраста.
В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления о увиденном.
Любое время года прекрасно и содержит таинство закономерных проявлений жизни: то нежное весеннее возрождение и прекрасное осеннее увядание, то зимняя дремота под снегом и буйное воспевание плодов в пышной летней зелени. Детям надо показать закономерную последовательность роста и развития всего живого, его зависимость от сезонных факторов внешней среды.
Одним из аспектов такой работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами. Красив и привлекателен участок во все времена года. И, тем не менее, замечается какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, ребята любят играть под деревьями, они укрывают их от дождя, защищают от яркого солнца, но дети не замечают кружевной зелени листочков, не обращают внимания на их нежность. Мало кто из детей любовался только что распустившимися цветами, их яркими красками. Поэтому нужно научить детей видеть красоту окружающей природы. Для решения этой задачи важно, прежде всего, умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне, а также правильно организовывать труд детей.
Необходимо проводить постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривать растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее. Обращать внимание на форму и окраску листьев, учить по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Предложить побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Наблюдать, как стаи перелётных птиц – диких уток, гусей – улетают на юг, в тёплые края. Словарь детей пополняется, они запоминают названия растений, птиц.
А как празднично и красиво выглядят в осеннем наряде наши берёзы! Можно прочитать детям книгу С. Воронина «Моя берёза». Автор говорит о дереве, как о живом существе, которое радуется теплу и солнцу: умеет защищать себя и в осеннее ненастье, и в зимнюю стужу. На прогулке в яркий солнечный осенний день дети с интересом рассматривают берёзу на своём участке. Они отмечают, что веточки у неё гибкие, свисают вниз, на дереве много листьев – сквозь них даже не просвечивает солнце. Обратить внимание ребят на то, что среди зелёных листьев изредка мелькают жёлтые – это первые признаки осени.
После прогулки можно рассмотреть картину И. Левитана «Золотая осень», сравнить её с тем, что увидели на участке.
В один из пасмурных дней осени, когда, казалось бы, и порадоваться было нечему, можно предложить детям обойти весь участок и рассказать, кому какое дерево больше понравилось. Ответы покажут, что ребята стали более наблюдательными, внимательными, научились чувствовать красоту природы.
Сколько радости и новых впечатлений приносит детям зима! Они внимательно рассматривают снежинки, их узоры и форму, интересуются, как образуется сосулька.
Дети рассматривают деревья, покрытые инеем.
Предложить детям подумать, что можно сделать из снега? (Горку для санок, снежный дом, снегом можно укрыть стволы деревьев),Предложить подгребсти снег к стволам деревьев.
Зимой нужно наблюдать за птицами. Объяснять детям, что скворцы и другие птицы на зиму улетают в тёплые края. Но гнёзд они там не вьют, птенцов не выводят, а ждут, когда у нас потеплеет и тогда можно будет вернуться на родину. Дети знакомятся с новыми словами (перелётные, гнёзда, вьют, птенцы) и затем использовают их в своих рассказах.
В детском саду на участке дети подкармливают прилетающих птиц: воробьёв, галок, сорок, синиц. Объяснить детям, что все эти птицы прилетают близко к жилью, чтобы прокормиться, и люди помогают им переносить суровое зимнее время.
Пробуждение природы после зимнего сна приносит детям много радости. На деревьях ещё нет листьев, под кустами лежит снег, а на пригорке уже зеленеет первая молодая трава. Неповторимый запах тающего снега и подсыхающих листьев наполняет воздух. Сколько ярких впечатлений, сколько разговоров об увиденном! Можно внести в группу срезанные ветки тополя и поставить их в воду на окно. На улице деревья ещё стоят голые, а наши веточки развернули свои нежные зелёные листочки. Прочитать детям четверостишие И. Токмановой:
А у нас, у дошколят
На окне зелёный сад,
Тут листочкам не до сна,
Тут уже пришла весна.
Во время прогулки обратить внимание ребят на то, что в каждом скворечнике живут по две птицы. Это папа – скворец и мама – скворчиха. Объяснить детям, что папа – скворец собирает червяков, мошек и гусениц с деревьев и кормит маму – скворчиху, когда она высиживает скворцов. Ведь ей нельзя улетать из гнезда, иначе маленькие скворчата в яйце погибнут. Рассказать, что скворцы и другие птицы полезны, потому что они уничтожают вредителей сада, огорода и леса.
Ежедневно весной в детском саду проводятся весенние работы: окапывают кустарники, обрезают ветки, сажают цветы, а дети помогают взрослым, собирают обрезанные ветки, прошлогодние опавшие листья.
Одновременно нужно проводить работу с родителями: организовывать консультации на которых объяснять, что нужно наблюдать с детьми на природе. Родителям посоветовать сходить с детьми в весенний лес, рассмотреть первые весенние цветы и веточки, послушать пение птиц.
Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Словесная игра «Птички на кормушках», цель которой – уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются), природоохранительные представления. С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми правил поведения в природе используется дидактическая игра «Угадай правило», целью, которой является описание поведения человека по отношению к объектам природы, умение объяснять эти действия; «Выбери правильно дорогу» – цель: уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу).
Одной из форм общения с природой являются экскурсии. Они отличаются от прогулок более чёткой структурой, определёнными познавательными и воспитательными задачами, содержанием. Во время экскурсии на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок.
Экскурсии организуются для детей старшей и подготовительной группы. Местом их проведения является парк, сад, река, луг. Живо и интересно проходят экскурсии в природу в одном и том же месте в разные времена года. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим на лугу, в лесу, на реке в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства. Каждое знакомство с природой можно превратить в урок развития детского творчества. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать.
С наступлением тепла, можно найти первые весенние цветы. Уже при первой встрече с весенними цветами напомнить детям о бережном отношении к ним, о том, что не нужно их рвать, топтать, объясняя это тем, что они будут радовать своей красотой других людей. С большим интересом дети познакомятся с цветком мать-и-мачеха, рассмотрят большие листья и послушают рассказ В. Берестова «Одуванчик». С изнанки листья мягкие, светлые, бархатистые, потрёшь о щёку – и станет тепло. – Это мать,– говорят люди. Зато снаружи листья твёрдые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод. – Это мачеха,– объясняют люди. Осторожно срезать листочки и приложить к щеке. Дети убедятся в достоверности сказанных слов. Рассказать, что с давних пор люди стали использовать мать-и-мачеху как лекарство от кашля. Весной можно аккуратно, чтобы не повредить корни, срезать листья, высушить их и сдать в аптеку. Тут же напомнить, что нельзя без надобности рвать цветы и траву.
Когда дети наблюдают за муравейником, рассказать детям, что муравьи очень полезны: они уничтожают многих вредителей леса – тлей, гусениц. Не оставить без внимания и деятельность муравьёв. Дети долго и внимательно будут наблюдать за муравейником. Их удивит трудоспособность этих насекомых. Также наблюдать за бабочками, пчёлами. Знакомство с жизнью растений на занятиях и экскурсиях сочетается с занятиями в уголке природы. За лето можно собрать гербарий «Лекарственные растения», «Растения луга», благодаря которым закрепятся знания дошкольников о растениях. Прогулки, экскурсии, то есть непосредственное общение с природой, вызовут у детей большой интерес. Дети научатся наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями, передавать свои впечатления. И, конечно, никто из них не срежет без цели цветы, не сломает ветки, не разорит гнёзда, таким образом, у них появится бережное отношение к природе, ко всему живому.
Экологическое воспитание детей, следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек, домиков для птиц, ограждение муравейников и т.д. Хорошо организовать уборку и очистку от мусора небольшого участка территории, где проходит экскурсия. Это мероприятие имеет большое воспитательное значение, но оно должно быть правильно организовано: собирать мусор нужно в перчатках, складывать его в специальные мешки, которые потом относят в контейнеры. Формируя гуманное отношение к природе, нужно исходить из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти « в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду (разумеется, речь идёт о животных, растениях).
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны её покровительствовать, беречь и заботиться о ней. Ребята должны уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и, по мере своих сил и возможностей, уметь противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего необходимо создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой (вместе с детьми озеленять уголок природы, заботиться о его обитателях, разбивать цветники). Дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию значения человека для живых существ. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалой, расцветший цветок), способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Мы должны научить детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Презентация авторской программы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста" в условиях Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....
Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуры.
В настоящее время очень остро встал вопрос о сохранении и возрождении культурного наследия, поэтому современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать...
Работа с родителями. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Работа с родителями. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста....
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
журнал для родителей...
Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные иде...
Роль семьи и детского сада в воспитании детей дошкольного возраста.
Материал для родителей о том что воспитание начинается с семьи и основные качества ребенка закладывает семья, а в детском саду педагоги направляют детей общаться со сверстниками, реализовывать их деят...