Календарно-тематическое планирование по подготовке учащихся к 1 классу
рабочая программа (1 класс) по теме

Романова Наталья Николаевна

Календарно-тематическое планирование по подготовке учащихся к 1 классу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki_gramoty.doc1.61 МБ
Microsoft Office document icon logika.doc87 КБ
Файл matematika.docx27.72 КБ
Файл poslushnye_palchiki.docx1.13 МБ
Файл razvitie_rechi_s_okr_mirom.docx27.43 КБ
Файл tvorchestvo.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

============   «Средняя общеобразовательная школа № 281»  =========

«Согласовано»

     Руководитель МО начальных  

     классов Гаврилова Т.В.          

 

 Протокол№ ______________    

   от  «    »  ___________   2014 г.                                                            

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ГБОУ  «Средней общеобразовательной школы №281»

Кузнецова Н.И.

    «    »  ___________   2014 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ  «Средней общеобразовательной школы №281» Вологина Е.С.

_

Приказ№______________  

от  «      »  _____________  2014 г.

                                                                                     

                                                             

Рабочая программа

Логика

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ЛОГИКА

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты по социально – личностному развитию ребенка
  3. Цели, задачи, содержание программы
  4. Таблица годового календарно – тематического планирования

1. Пояснительная записка

    Режим  жизнедеятельности воспитанников «Будущий первоклассник» разработан в соответствии с:

  • «Законом об образовании РФ» (принят 10 июля 1992 года № 3266-1, в ред. от 28.02.2012 № 11-ФЗ);
  • «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г.);
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 и от 29 декабря 2010 г. № 189; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);
  • «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655, регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ);
  • «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151,регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ);
  • Примерной основной общеобразовательной программой «Детский сад 2100».

   

     Рабочая  программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

     Программа   представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для  детей ГКП   и рассчитана на  32 часа в год (1 раз в неделю).

     У детей присутствуют неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей – значит создать такие условия, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала станет постоянной, доминирующей.    

     Занятия построены на сочетании коррекционно-развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний.  Игровая форма способствует непринужденной коррекции и развитию умственных качеств дошкольников, формированию интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – формированию прочных знаний, умений и навыков, необходимых будущему первокласснику.

 

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения   курса.

2.В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности  детей по каждой теме.

2. Планируемые результаты по развитию логического мышления дошкольников.

  Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса   обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов :

Регулятивные УУД:

 Определять и формулировать цель деятельности с помощью  педагога.

 Проговаривать последовательность действий.

 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

 Учиться работать по предложенному  педагогом плану.

 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 Учиться совместно с  педагогом и другими  детьми давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью  педагога.

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя    информацию, полученную от  педагога.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы  всей группы.

 - Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной   речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

   Пересказывать текст.

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

3. Цель данного курса:

    развитие логического мышления учащихся на основе системы развивающих   занятий.

    Основные задачи курса:

• развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

• формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

• развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

• формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность  товарищей;

• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

    Содержание программы соответствует познавательным возможностям  старшим дошкольникам и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

    Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и  неутомляемой.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 Федеральные Государственные образовательные стандарты общего     образования.    Дошкольное образование;

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях;

 О.А.Холодова. Развитие познавательных способностей. За три месяца до школы.

 Л.В.Мищенкова.   Развитие познавательных способностей. 36 занятий для будущих отличников.

 

Календарно-тематическое  планирование.

Развитие логического мышления  ребенка.

32 часа в неделю (1 раз в неделю).

№ п/п

ТЕМА

Направление работы

1

2

3

1.

Итак, мы начинаем. Чему учат в школе?

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, конструкторских способностей, рефлексии.

2.

Про звонок и про урок

Развитие внимания,  мышления,  смысловой и зрительной памяти,   рефлексии.

3.

Семицветная радуга

Развитие внимания,  мышления,    памяти,   рефлексии.

4.

Рисуем бусы

Развитие внимания,  мышления,  зрительной памяти, речи,  рефлексии.

5.

Поговорим о временах года

Развитие внимания,  слуховой памяти,   мышления, воображения, речи,   рефлексии.

6.

Осень

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти,  мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии.

7.

Зима

Развитие внимания,  мышления, воображения, чувства рифмы, конструкторских способностей,    рефлексии

8.

Весна

Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, ориентации в пространстве, фантазии,  рефлексии

9.

Лето

Развитие внимания,  слуховой памяти,   мышления, воображения, ориентации в пространстве,  рефлексии.

10.

Слушаем сказку

Развитие внимания,  мышления, воображения,   конструкторских способностей, смысловой памяти, рефлексии

11.

Дни недели

Развитие внимания,  слуховой и смысловой памяти,   мышления, чувства рифмы,  рефлексии.

12.

Развиваем мелкую моторику

Развитие внимания, памяти,   мышления,   ориентации в пространстве,  рефлексии.

13.

Размеры предмета

Развитие внимания, зрительной  памяти, мышления, ориентации в пространстве,  рефлексии, расширении словарного запаса.

14.

Геометрические предметы

Развитие внимания,  мышления, ориентации в пространстве,  воображения, рефлексии.  

15.

И снова сказка

Развитие внимания,  мышления, ориентации в пространстве,  воображения, конструкторских способностей, рефлексии.

16.

Еще о геометрических фигурах

Развитие внимания,  мышления, зрительной памяти, воображения,     конструкторских способностей, рефлексии.

17.

Развиваем воображение и фантазию

Развитие воображения, фантазии, внимания, слуховой памяти, чувства рифмы, речи,  рефлексии.

18.

Трудные задания от Василисы Премудрой

Развитие внимания,  логического мышления, чувства рифмы, зрительной памяти, артистических способностей, рефлексии.

19.

Еще несколько трудных заданий от Василисы Премудрой

Развитие внимания,  быстроты реакции, мышления, ориентации в пространстве, чувства рифмы, зрительной памяти, артистических способностей, рефлексии.

20.

Качества характера

Развитие внимания, слуховой и смысловой памяти, мышления, речи, расширение словарного запаса, рефлексии

21.

 Домашние животные

Развитие внимания,  мышления, смысловой памяти, конструкторских способностей,  артистических способностей, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии.

22.

Дикие животные

Развитие внимания, слуховой     памяти, мышления, чувства рифмы,   , рефлексии

23.

Предмет в пространстве

Развитие внимания логического мышления, ориентации в пространстве,   рефлексии.

24.

Снова о предмете в пространстве

Развитие внимания,  мышления,  воображения, фантазии, ориентации в пространстве,  конструкторских способностей,  рефлексии.

25.

Сказочное ассорти

Развитие внимания,  мышления,  быстроты реакции, нестандартного мышления  ориентации в пространстве, воображения,    рефлексии.

26.

Внешний вид ученика

Необходимость соблюдения элементарных правил гигиены

27.

Эстафета занимательных заданий

Развитие внимания,  быстроты реакции, логического мышления,  зрительной памяти, фонематического слуха, конструкторских, а также артистических способностей, воображения, фантазии,    фонематического слуха, рефлексии.

28.

Трамвайчик «Первоклашка»

Развитие воображения, логического, а также образного мышления, внимания, ориентацтии в пространстве,    фонематического слуха, конструкторских, мелкой моторики рук, рефлексии.

29.

 Тестируем и тренируем внимание

Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии.

30.

 Тестируем и тренируем мышление

Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, речи, рефлексии.

31.

 Тестируем и тренируем память  

Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения,  фантазии,  рефлексии.

32.

Продолжаем тестировать  и тренировать  

Развитие внимания, мышления.

 



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

============   «Средняя общеобразовательная школа № 281»  =========

 «Согласовано»

     Руководитель МО начальных  

     классов Гаврилова Т.В.          

 

 Протокол№ ______________    

   от  «    »  ___________   2014 г.                                                            

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ГБОУ  «Средней общеобразовательной школы №281»

Кузнецова Н.И.

    «    »  ___________   2014 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ  «Средней общеобразовательной школы №281» Вологина Е.С.

_

Приказ№______________  

от  «      »  _____________  2014 г.

                                                           

                                 

                                                             

Рабочая программа

Математика

Пояснительная записка к модифицированной программе

курса «Раз – ступенька, два - ступенька…»

(развитие математических представлений)

Модифицированная дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки.

Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.

Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Увеличение объема внимания и памяти.
  3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
  4.  Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.

Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.

Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Содержание используемой государственной программы курса развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…» рассчитано на 2 года обучения. Составителем модифицированной программы материал творчески переработан и сокращен до 1-го года подготовительных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Модифицированная программа курса развития математических представлений учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 1 занятия в неделю продолжительностью 20 минут, всего 30 занятия за год.

Программа курса отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Реализация содержания настоящей модифицированной программы развития математических представлений и подготовки к школе возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька…» (тетради на печатной основе, ч. 1-2),  ориентированного на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.

Тематический план

обучения по курсу «Раз – ступенька, два – ступенька…»

Наименование разделов, тем

Количество часов

Общие понятия

10

Числа и операции над ними

11

Пространственно-временные представления

3

Геометрические фигуры и величины

6

Итого:

30

Содержание программы курса

«Раз – ступенька, два - ступенька…»»

(развитие математических представлений)

Общие понятия (10 часов)

       Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса.

Числа и операции над ними (11 часов)

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно – временные представления (3 часа)

Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Геометрические фигуры и величины (6 часов)

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар.  

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

К концу обучения по программе «Раз – ступенька, два – ступенька…» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Обучающиеся должны иметь представление:

- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;

- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;

- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;

- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.

Знать:

- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;

- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

- состав чисел первого десятка;

- знаки >, <,  = для записи сравнения;

- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;

- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.

Уметь:

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

- находить части целого и целое по известным частям;

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;

- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе.

 

Список литературы:

  1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008.
  2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»).
  3. «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы/ Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2000.

Календарно-тематическое планирование курса

«Раз – ступенька, два - ступенька…»»

(развитие математических представлений)

п/п

Тема занятия

Кол.

часов

Дата

1

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др.

1

2

Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

1

3

Обозначения отношений равенства и невавенства. Сравнение

1

4

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

1

5

Отношение: часть – целое. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое.

1

6

. Пространственные отношения: справа, слева.

1

7

Пространственные отношения: на, над, под.

1

8

Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства

1

9

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (больше на… - меньше на…).

1

10

Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.

1

11

Пространственные отношения: между, посередине. Ориентировка на листе бумаги в клетку.

1

12

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

1

13

Число 1 и цифра 1. Натуральное число как результат счета и измерения.

1

14

Число 2 и цифра 2. Пара

1

15

Формирование представлений о точке и линии

1

16

Представление об отрезке, прямой, луче.

17

Число 3 и цифра 3. Образование следующего числа путём прибавления единицы

18

Формирование представлений о замкнутой и незамкнутой линиях.

19

Формирование представлений о ломаной линии и многоугольнике.

20

Число 4 и цифра 4. Сравнение чисел на наглядной основе.

1

21

Число 5 и цифра 5. Поиск нарушения закономерности.

1

22

Число 6 и цифра 6. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

1

23

Число 7 и цифра 7. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

1

24

Число 8 и цифра 8. Название, последовательность и обозначение чисел цифрами.

1

25

Число 9 и цифра 9. Состав чисел первого десятка.

1

26

Число 0 и цифра 0. Состав чисел первого десятка.

1

27

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

1

28

Знакомство с геометрическими фигурами – квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Конструирование фигур из палочек.

1

29

Знакомство с геометрическими фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

1

30

Знакомство с геометрическими фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.

1


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

============   «Средняя общеобразовательная школа № 281»  =========

 «Согласовано»

     Руководитель МО начальных  

     классов Гаврилова Т.В.          

 

 Протокол№ ______________    

   от  «    »  ___________   2014 г.                                                            

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ГБОУ  «Средней общеобразовательной школы №281»

Кузнецова Н.И.

    «    »  ___________   2014 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ  «Средней общеобразовательной школы №281» Вологина Е.С.

_

Приказ№______________  

от  «      »  _____________  2014 г.

                                                           

                                                       

Рабочая программа

Развитие речи с окружающим миром

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты по социально – личностному развитию ребенка
  3. Цели, задачи, содержание программы
  4. Таблица годового календарно – тематического планирования

 1. Пояснительная записка

    Режим  жизнедеятельности воспитанников в ГКП «Будущий первоклассник» разработан в соответствии с:

  • «Законом об образовании РФ» (принят 10 июля 1992 года № 3266-1, в ред. от 28.02.2012 № 11-ФЗ);
  • «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г.);
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 и от 29 декабря 2010 г. № 189; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);
  • «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655, регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ);
  • «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151,регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ);
  • Примерной основной общеобразовательной программой «Детский сад 2100».

   

     Рабочая  программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

     Программа   представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для  детей  и рассчитана на  32 часа в год (1 раз в неделю).

     У детей присутствуют неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей – значит создать такие условия, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала станет постоянной, доминирующей.    

     Занятия построены на сочетании коррекционно-развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний.  Игровая форма способствует непринужденной коррекции и развитию умственных качеств дошкольников, формированию интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – формированию прочных знаний, умений и навыков, необходимых будущему первокласснику.

 

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения   курса.

2.В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности  детей по каждой теме.

2. Планируемые результаты по развитию речи с окружающим миром дошкольников.

  Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса   обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов :

Регулятивные УУД:

 Определять и формулировать цель деятельности с помощью  педагога.

 Проговаривать последовательность действий.

 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

 Учиться работать по предложенному  педагогом плану.

 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 Учиться совместно с  педагогом и другими  детьми давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью  педагога.

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя    информацию, полученную от  педагога.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы  всей группы.

 - Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной   речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

   Пересказывать текст.

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

3. Цель данного курса:

    развитие речи учащихся и ознакомление с окружающим миром на основе системы развивающих   занятий.

    Основные задачи курса:

• развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

• формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

• развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

• формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность  товарищей;

• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

    Содержание программы соответствует познавательным возможностям  старшим дошкольникам и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

    Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и  неутомляемой.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 Федеральные Государственные образовательные стандарты общего     образования.    Дошкольное образование;

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях;

 О.А.Холодова. Развитие познавательных способностей. За три месяца до школы.

 Л.В.Мищенкова.   Развитие познавательных способностей. 36 занятий для будущих отличников.

Календарно-тематическое  планирование.

Развитие речи с окружающим миром.

32 часа в неделю (1 раз в неделю).

№ п/п

ТЕМА

Направление работы

1

2

3

1.

Итак, мы начинаем. Чему учат в школе?

Что ждет будущих школьников в школе

2.

Про звонок и про урок

Значение школьного звонка и урока.

3.

Семицветная радуга

Семь цветов радуги. Краткое содержание сказки В.Катаева «Цветик -семицветик».

4.

Рисуем бусы

Порядок расположения цветов в Российском флаге

5.

Поговорим о временах года

Отличительные особенности четырех времен года

6.

Осень

Отличительные особенности осени как времени года

7.

Зима

Отличительные особенности  зимы как времени года

8.

Весна

Отличительные особенности  весны как времени года

9.

Лето

Отличительные особенности  лета как времени года

10.

Слушаем сказку

Что такое русская народная сказка? Популярные герои русских народных сказок. Р.н.с. «Лиса и волк»

11.

Дни недели

История возникновения названий и порядок следования дней недели

12.

Развиваем мелкую моторику

Упражнения для укрепления мелкой моторики рук

13.

Размеры предмета

Сравнение предметов по разным признакам: длине, ширине, толщине, высоте, глубине.

14.

Геометрические предметы

Точка, линия, прямая, треугольник, прямоугольник, квадрат,

круг. Понятие «лево-право», «верх-низ». Виды углов.

15.

И снова сказка

Авторская сказка. Популярные герои авторских сказок. Сказка Ш.Перро «Кот в сапогах»

16.

Еще о геометрических фигурах

Точка, линия, прямая, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Понятие «лево-право», «верх-низ». Предметы, имеющие геометрическую форму.

17.

Развиваем воображение и фантазию

Чем отличается воображение от фантазии

18.

Трудные задания от Василисы Премудрой

Василиса Премудрая – героиня русских народных сказок

19.

Еще несколько трудных заданий от Василисы Премудрой

Василиса Премудрая – героиня русских народных сказок

20.

Качества характера

 Что такое характер. Положительные и отрицательные черты характера

21.

 Домашние животные

Разнообразие домашних животных, их роль в жизни человека

22.

Дикие животные

Разнообразие диких животных. Экзотические животные. Сведения о жирафе, страусе.

23.

Предмет в пространстве

Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения

24.

Снова о предмете в пространстве

Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения

25.

Сказочное ассорти

Что такое «ассорти». Разнообразие сказок и сказочных героев.

26.

Внешний вид ученика

Необходимость соблюдения элементарных правил гигиены

27.

Эстафета занимательных заданий

28.

Трамвайчик «Первоклашка»

Качества личности, необходимые ученику

29.

 Тестируем и тренируем внимание

Тест на определение объема внимания и его концентрации

30.

 Тестируем и тренируем мышление

Тесты на определение умения различать существенные и несущественные признаки предметов и умение исключать лишнее понятие из группы однородных

31.

 Тестируем и тренируем память  

Тесты на определение уровня развития слуховой и зрительной памяти

32.

Продолжаем тестировать  и тренировать  

Тесты на определение умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями и умение обобщать



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

============   «Средняя общеобразовательная школа № 281»  =========

 «Согласовано»

     Руководитель МО начальных  

     классов Гаврилова Т.В.          

 

 Протокол№ ______________    

   от  «    »  ___________   2014 г.                                                            

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ГБОУ  «Средней общеобразовательной школы №281»

Кузнецова Н.И.

    «    »  ___________   2014 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ  «Средней общеобразовательной школы №281» Вологина Е.С.

_

Приказ№______________  

от  «      »  _____________  2014 г.

                                                             

Рабочая программа

Художественная мастерская

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию, обрывной и салфеточной аппликации, аппликации из нетрадиционных материалов. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Поэтому мы считаем, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Мы считаем очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Актуальность:

Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у дошкольников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

Проблемы:

  • Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук.
  • Недостаточный уровень речевой активности детей.
  • Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости.

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование, аппликация

Задачи:

  1. Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев рук.
  2. Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.
  3. Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
  4. Развивать интерес к различным техникам художественного творчества.
  5. Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.
  6. Развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами.
    Составить программу работы по развитию мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование, аппликация.

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

– наблюдения с детьми;
– обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
– объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
– показ способов действия;
– упражнения;
– игровые приемы;
– совместный анализ выполненной работы.

Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, выполненных с использованием приобретенных навыков.

Используемый материал:

Рисование: различные предметы для рисования разными техниками (ватные палочки, поролоновые губки, пробки и др.), миски с гуашью, миска с водой, салфетки, бумага разной текстуры и размера.

Аппликация: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, трафареты для рисования контуров объектов, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, спички, пуговицы, бусины, фантики, ткань.

Лепка из пластилина.

Предполагаемый результат:

  1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
  2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
  3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
  4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование работы с учащимися 1 класса Фонетическое недоразвитие речи.

Календарно-тематическое планирование работы с учащимися 1 класса Фонетическое недоразвитие речи....

Календарно-тематическое планирование по подготовке учащихся к 1 классу

Календарно-тематическое планирование по подготовке учащихся к 1 классу...

Календарно-тематическое планирование по подготовке учащихся к 1 классу

Календарно-тематическое планирование по подготовке учащихся к 1 классу...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...