КОНСПЕКТ УРОКА по предмету «Социально-бытовая ориентировка»
план-конспект урока (4 класс) на тему

Тема урока: «Виды одежды и ее назначение».

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: формировать у учащихся дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении.

Задачи урока:

Коррекционно – образовательные:

- уточнить и расширить представления учащихся об одежде;

- формировать умение выбирать одежду по сезону;

- учить применять знания о предметах одежды в повседневной жизни;

- Коррекционно - развивающие:

- отрабатывать навыки составления простого распространённого предложения, развивать умение работать внимательно, сосредоточенно;

- развивать произвольную память на основе упражнений на дифференциацию и систематизацию предметов одежды.

- развивать сообразительность, быстроту мышления| умение подбирать нужные по смыслу слова;

- развивать и корректировать вербальную память, мелкую и общую моторику, чувство ритма, внимание, зрительную память;

- развивать диалогическую речь, формировать навыки общения;

- расширять и активизировать словарь по теме.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать эмоциональную адекватность поведения, интерес к предмету, аккуратность и бережное отношение к предметам одежды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_sbo.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Город Краснодар

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа № 9 г. Краснодара

 КОНСПЕКТ УРОКА

по предмету «Социально-бытовая ориентировка»

Тема: «Мебель в доме. Названия предметов мебели. Части мебели».

5 – специальный класс со сложным дефектом,

расстройством аутистического спектра

               Учитель

Кулиничева О.И.

Краснодар

2015

Тема урока: «Мебель в доме. Названия предметов мебели. Части мебели».

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: формирование знаний о мебели и ее назначении.

Задачи урока:

Коррекционно – образовательные:

- познакомить детей с видами гостиной, кухонной, спальной мебели, учить дифференцировать мебель по назначению;

- учить подбирать признаки – антонимы к именам прилагательным;

-развивать диалогическую речь и зрительную память на основе дидактических игр на запоминание назначения мебели;

-упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Коррекционно - развивающие:

- упражнять учащихся в назывании частей мебели;

- закреплять навык правильного употребления имен существительных в форме множественного числа родительного падежа;

Развивать:

-словесно-логическое мышление. Соотнесение предметов: «Расставим мебель по комнатам»;

-зрительно-слуховую память. Заучивание стихотворения «Мебель» Н. Нищевой. Работа с мнемотаблицей.

- расширять и активизировать словарь по теме.

Коррекционно - воспитательные:

- формировать умение воспринимать и усваивать предъявляемую информацию: активно видеть, слушать, понимать, запоминать;

- познакомить учащихся с профессией столяра;

- воспитывать у детей интерес и уважение к труду.

Оборудование: компьютер, колонки, проектор, презентация по теме урока, сюжетные картинки с изображением комнат в доме, различной мебели (кухонной для спальни, для прихожей, для гостиной, для детской), предметные картинки с изображением мебели).

Ход урока:

I. Оргмомент. 

1. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Итак, друзья внимание,

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

 2. Ориентировка во времени.

 - Какой сейчас урок?

- Какой это по счету урок?

II. Повторение пройденного материала.

- О чем мы разговаривали на прошлом уроке?

- Где живет человек?

- Для чего люди строят дома? Примерные ответы детей:

(Люди строят жилища, чтобы защитить себя от холода, жары, снега, дождя, ветра, а также с целью создания нормальных условий для труда и отдыха).

-Что такое жилой дом? (Жилой дом – это место проживания человека).

- Какие бывают дома по высоте? (Низкие, высокие, высотные).

- Из какого материала строят дома для людей?

Посмотрите на рисунки (на рисунках: дом из бумаги, из соломы, из кирпича).

- Какой дом будет прочным? Почему?

1. Дидактическая игра «Назови, какой дом?

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

Из бетона - …         Из платмассы - …           Из бумаги - …

Из камня - …          Из металла - …               Изо льда - …

Из глины - …         Из стекла - ….                 Из дерева - …

Работа с картинками, на которых изображены разные домашние помещения.

- Какие помещения бывают в жилом доме?

- Для чего они нужны?

 Введение в новую тему.

 1. Чистоговорки СЛАЙД 1.

АН – АН – АН – в комнате диван.

АНЕ – АНЕ – АНЕ – мы сидели на диване.

УЛ – УЛ – УЛ – папа чинит стул.

ЛА – ЛА – ЛА – нет у нас стола.

АФ – АФ – АФ – вот высокий шкаф.

ОДЕ – ОДЕ – ОДЕ – ваза на комоде.

АТЬ – АТЬ – АТЬ – железная кровать.

2. Игра «Проверьте свою память» СЛАЙД 2.

АН – АН – АН – в комнате ...

АНЕ – АНЕ – АНЕ – мы сидели на ...

УЛ – УЛ – УЛ – папа чинит…

ЛА – ЛА – ЛА – нет у нас…

АФ – АФ – АФ – вот высокий...

ОДЕ – ОДЕ – ОДЕ – ваза на...

АТЬ – АТЬ – АТЬ – железная ...

2. Сообщение темы урока. СЛАЙД 3.

Неговорящий ребенок работает по картинкам, показывая изображения.

Назовите знакомые вам предметы. Как одним словом назвать: (диван, кровать, шкаф, кресло, книжный шкаф, стул, …)

- Сформулируем тему урока. Мебель и ее назначение.

III. Изучение нового материала.

1. Игра «Один-много». СЛАД 3 – 8.

Один стол, а много… (Столов.)

Одно кресло, а много … (Кресел) и т.д.

2. ИГРА «Назови предметы ласково».  СЛАЙД 9 – 14.

Знакомство учащихся с многозначными словами. Объяснение разницы в значении этих слов: спинка (стула, человека), ножка (гриба, табурета). СЛАЙД 12.

Коррекция мелкой моторики рук.

Физминутка. Пальчиковое упражнение СЛАЙД 15.

Маленькие гномики,

Строят свои домики.

Чтоб гостей им пригласить,

Надо столик смастерить.

Чтоб гостей им усадить,

Надо стульчик смастерить.

4. Развитие логического мышления.

Загадки про мебель.

Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз. (стулья)
СЛАЙД 16.

Если ты устал играть,
То ложишься на… (кровать)
СЛАЙД 17.

Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать (диван).
СЛАЙД 18.

Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …(табуретка).
СЛАЙД 19.

Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит. (шкаф)
СЛАЙД 20.

В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется…(буфет).
СЛАЙД 21.

Электронная физминутка для глаз. СЛАЙД 22.

5. Закончите предложения. СЛАЙД 23-27.

Упражнение «Из чего – какой?»

Стол из металла. Он (какой?) – металлический стол.            

Стол из стекла - …                                              

Столешница стола из дерева. Она (какая?) …                                          

Стол из пластмассы - …

Кровать из дерева - …

Кровать из металла - …

Ножки табуретки из металла. Они (какие?) … .

Обивка на кресле из плюша. Она (какая?) … .

Обивка на диване из кожи. Она (какая?) … .

6. Развитие словесно-логического мышления.

Игра «Назовите части». СЛАЙД 26.

Стол – ножки, крышка.

Кресло – ножки, подлокотники, сиденье, спинка.

Стул – ножки, сиденье, спинка.

Шкаф – ножки, дверцы, полки.

Игра «Чего не хватает?» СЛАЙД 27.

У стула нет …(ножки)

У стула нет… (спинки)

У табуретки не … (сиденья) И т.д.

7. Развитие словесно-логического мышления. Подбор глаголов.

Игра «Что для чего нужно?»

-Назовите предметы мебели: стул, журнальный столик, табурет, диван, кресло, книжный шкаф, комод, тумбочка, платяной шкаф. Для чего они нужны? СЛАЙД 28- 30.

Что делают за письменным столом? (Пишут.)

За обеденным? (Обедают).

За кухонным? (Готовят пищу).

Для чего нужен диван? (Чтобы сидеть, отдыхать).

Стул? (Чтобы сидеть).

Платяной шкаф? (Чтобы хранить одежду).

Посудный? (Чтобы хранить посуду).

Книжный шкаф? (Чтобы хранить книги)

7. Подбор к словам слов-антонимов. СЛАЙД 31.

Игра «Скажите наоборот».

Шкаф высокий, а тумбочка …

Шкаф большой, а полка…

Диван мягкий, а табурет…

Кресло мягкое, а стол…

Сервант модный, а комод…

Старая мебель – новая мебель.

Широкая кровать – узкая кровать.

Открыть шкаф – закрыть шкаф.

Внести мебель в квартиру – вынести из квартиры.

8. Расширение и активизация словаря по теме. Подбор глаголов.

СЛАЙД 32-33.

- Как называется магазин где продают мебель?

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: СЛАЙД 34.

1. Покупая в магазине мебель, покупатели (что делают?) … .

2. Перевозя мебель из магазина домой, покупатели (что делают?) … .

3. Дома люди мебель (что делают?) … .

4. За мебелью люди ухаживают так: (что делают?) … .

Словарная работа. СЛАЙД 35-36

Знакомство учащихся со словом столяр.

Столяр – это тот, кто занимается обработкой дерева и изготовляет (делает) из него изделия мебель.

 9. Развитие лексико-грамматических категорий. СЛАЙД 37-39.

Какая бывает мебель?

- Мебель для кухни? (Кухонная мебель).

- Мебель для детской? (Детская мебель).

- Мебель для гостиной? (Гостиная мебель)

VI. Закрепление изученного.

Задание дифференцируется по степени сложности и по объему.

Слабым учащимся оказывается дифференцированная помощь.  

Игра «Расставим мебель в квартире. СЛАЙД 40.

Посмотрите на изображение мебели. Давайте с вами подумаем и предположим в какой комнате располагается данная мебель.

Посмотрите на картинку. (Выставляется изображение дома и его комнат).

- Что видите на картине? (Комнаты).

- Чего недостает в комнатах? (Мебели).

- Давайте вместе расставим мебель по комнатам. Назовите мебель и скажите куда ее нужно поставить? (Дети берут с наборного полотна картинку с изображением предмета мебели и говорят в какой комнате эта мебель будет находится).

V. Обобщение и систематизация знаний.

- А как надо относится к мебели?

- Прочитаем, как об этом говорится в четверостишии.

Мебель в доме берегут:

Создает она уют.

Дом без мебели пустой

И как будто нежилой.

Стул нам нужен (для чего?), чтобы … СЛАЙД 42.

На диване или кресле мы (что делаем?) …

Мы за стол садимся (что делать?) …

С полки книги мы (что делаем?) …

А удобная кровать нам нужна, чтобы (что делать?) …

Работа по мнемотаблице. СЛАЙД 43-44.

Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Мебель».

VI. Итог урока:

-О чём мы говорили сегодня на занятии?

- Подведение итога, аргументированная оценка работы учащихся.

Д/задание: (индивидуальные)

1). Нарисовать по выбору комнату (гостиную, кухню или детскую) и нарисовать мебель, которая подходит для данной комнаты.

2). Подобрать из журналов картинки с изображением мебели.

3). Раскрасить предметы мебели (шкаф, диван, стол).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету социально-бытовая ориентировка «Оказание первой помощи при несчастных случаях»

Обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах и приемах оказания первой помощи при несчастных случаях....

Рабочая программа по предмету: «Социально-бытовая ориентировка» 4 класс (для детей с тяжелой умственной отсталостью)

В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в ...

Конспект урока по предмету "Социально-бытовая ориентировка"

Тема урока "Помещения в квартире. Мебель"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Социально- бытовая ориентировка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету  Социально- бытовая ориентировка,обучающейся по основной адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с ограниченными во...