Конспект урока по предмету: «Социально - бытовая ориентировка»
план-конспект урока по обж
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 439
Петродворцового района г. Санкт-Петербурга
Конспект урока
по предмету: «Социально - бытовая ориентировка»
Тема:
«Учимся быть опрятными и чистыми»
Учитель: 7 «Г» класса
Рыбак Н. В.
СПб 2018г.
Фамилия, имя, отчество педагога, должность | Рыбак Наталия Владимировна учитель |
Наименование учреждения, город | Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 439 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга. |
Класс | 7 «Г» |
Предмет | «Социально-бытовая ориентировка» |
Тема урока | «Учимся быть опрятными и чистыми» |
Форма проведения урока | Интегрированный урок. Интеграция с уроками «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо» |
Продолжительность по времени | 35 минут |
Тип урока | Закрепление полученных знаний |
Цель урока | Формировать представление о личной гигиене |
Задачи урока
| 1.Учить правильно ухаживать за лицом и руками, ориентируясь на алгоритм умывания. 2.Развивать мыслительные операции (анализ и синтез) на основе практических и коррекционно – развивающих упражнений. 3.Воспитывать интерес к уроку; аккуратность и самостоятельность. |
Методы организации образовательно-воспитательного процесса | Наглядные, практические, словесные, игровые |
Методическое и техническое обеспечение занятия | средства технические: коммуникативная доска, коммуникатор с набором картинок. «Гигиенические принадлежности». Методические средства: карточки с липучками, карточки-алгоритмы на каждого ребенка, «чудесный мешочек», мыльница, мыло, щетка, расческа, полотенце, зубная паста. Пиктограммы, зеркало. |
Используемые технологии | Здоровьесберегающие, интеграционные, игровая, альтернативная дополнительная коммуникация, ИКТ |
Предварительная работа | Чтение произведений детской художественной литературы: К. И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», Д/И: "Это нужно нам зачем?" (с предметами туалета); Потешки, загадки на тему культурно-гигиенических навыков. Практические действия и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков. Работа с коммуникатором, пиктограммами, фотографиями и картинками. Игровые упражнения: ицепочки игровых действий с куклой. |
Учебные действия | Принимать ситуацию нахождения в классе, на уроке в соответствии с правилами поведения; принимать ситуацию взаимодействия с педагогом и с детьми; смотреть и слушать; выполнять инструкции учителя; переходить от одного действия, операции, упражнения, задания к другому, при необходимости, с помощью взрослого; выполнять задания и доводить их до логического конца |
Планируемые результаты | Проявлять интерес к предложенной деятельности; принимать ситуацию взаимодействия с педагогом и учениками при выполнении задания; совершать целенаправленные действия по инструкции, по показу, по образцу; ждать своей очереди; выполнять задания и доводить их до логического конца |
Используемая литература | 1. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. - М: ТЦ Сфера, 2006. - (Программа развития). 2. Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 - 2004. с.56 3.Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду,-М.: Просвящение,1987.-95с 4.Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.-Айрис-пресс,2007 -12 с 5.Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание-1988-№9-13-17 с |
Ход урока
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| ||
| ||
Ритуал приветствия Вводная беседа. Работа с коммуникативной доской, с карточками. Отработка жеста приветствия. | Учитель -Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости, а гости это всегда радость и улыбки, давайте улыбнёмся и поздороваемся с ними. - Подарим нашим гостям хорошее настроение и отправим им добрые лучики (машем рукой) Молодцы!
Учитель -Ребята, какое сегодня число? -Какой день недели? Сегодня …… ( ) Выставляется дата. -Какой месяц? -Какое время года? -Что мы будем делать сейчас? (учиться, заниматься). -Кто здесь, кто с нами, кто на урок пришел? Кто будет заниматься? (Дина, Максим). | Обучающиеся здороваются с гостями. Здравствуйте! Обучающиеся смотрят, слушают учителя Обучающиеся работают с пиктограммами, датой |
| ||
Сюрпризный момент. Беседа. Мотивация, подведение к пониманию необходимости соблюдения правил гигиены. Обучение элементарному диалогу с помощью жестов (отрицание «нет», утверждение «да»). | Учитель - Садитесь на места. (Раздается стук в дверь и в класс входит девочка с грязными руками и лицом). Девочка - Здравствуйте, куда я попала? Учитель - Здравствуй, ты пришла к ребятам 7 класса. Как тебя зовут? Девочка -Меня зовут Маша. Учитель -Маша, почему ты такая грязная? -Ах ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала? Грязные ладошки, На локтях дорожки. Маша - Я на солнышке лежала, Руки кверху держала, Вот они и загорели. Учитель -Ах ты, девочка чумазая, Где ты щечки так измазала? Маша Я на солнышке лежала, Щечки кверху держала, Вот они и загорели. Учитель -Ребята, мы можем принять Машу в класс? Учитель - Почему? Учитель -Да. Девочка такая грязная, что мы не можем ее принять. У нас в классе учатся только чистые и аккуратные дети. Правда, ребята? Учитель -Маша ответь, пожалуйста, почему ты пришла к нам в гости такая грязная? (делает вид, что Маша что-то шепчет на ухо). Что? Ты не умеешь умываться? Учитель -Ребята, мне жалко эту девочку, ее никто не научил умываться. Как же мы сможем помочь Маше? -Поможем девочке быть аккуратной и опрятной?
| Обучающиеся садятся за парты. Обучающиеся смотрят, слушают. Выполняют жестовый показ (отрицание «нет», утверждение «да»). |
| ||
| ||
Сообщение темы «Учимся быть опрятными и чистыми» Задача: учить правильно ухаживать за лицом и телом. Беседа. Объяснение. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Работа с коммуникатором. Работа с пиктограммами, картинками и предметами: рассматривание, сравнение. | -Сегодня мы будем учить Машу мыть руки и лицо -Что для этого надо делать? -Как выглядит опрятный ребенок? Он чистый, аккуратный, причесанный, красивый. Учитель -Чтобы человек выглядел чистым и аккуратным, в организм не попадали микробы, нужно соблюдать правила личной гигиены. - Что же это? - Правила личной гигиены – когда человек следит за чистотой своего лица, рук, зубов, тела. Учитель - Зачем мы умываемся? Учитель -У меня есть «Чудесный мешочек» Посмотрим, что же там лежит. -Что это? Мыло. Для чего надо мыло? -Чтобы отмывать грязь. -Чем мы моем руки и лицо? -Что это? -Полотенце. -Для чего надо полотенце? -Чтобы вытирать руки и лицо. -Чем вытирают руки и лицо? Что это? Крем для рук. -Для чего нужен крем для рук? -Чтобы кожа на руках была нежная, гладкая. -Чем мажут руки? -Зачем нам нужны все эти предметы? Учитель -Маша, запомнила зачем нужно умываться? | Обучающиеся смотрят, слушают. Обучающиеся достают предметы из мешочка, называют их. Показывают предметы по инструкции учителя. Обучающиеся показывают предметы на коммуникаторе. |
| ||
Первичная проверка понимания материала. Рассматривание картинок, пиктограмм. Практические действия. Отбор необходимых средств гигиены Практические действия отобразительного характера. Работа с пиктограммами. Отработка действий по алгоритму. Уточнение понимания материала. Повторение алгоритма с использованием визуального подкрепления. Работа с пиктограммами. | Маша -Запомнила. Показывает ребятам руки и лицо. Что мне делать, лицо и руки у меня грязные? Учитель -Надо умыться. Маша -Я не умею. -Мы сейчас покажем тебе, как надо умываться. Учитель -Маша посмотри на картинку, что надо сделать? - Закатать рукава Учитель -Прикрепим картинку (пиктограмму) на стенд (используется переносной стенд). - Маша, закатай рукава платья. Учитель - Надо открыть кран (прикрепляет пиктограмму). (Далее учитель выполняет последовательно цепочку практических действий отобразительного характера и выкладывает алгоритм с помощью пиктограмм на стенде). - Возьми мыло, мой руки! Маша берет мыло, намыливает руки и моет их. - Маша умывай лицо водой. Молодец! - Надо закрыть кран. - Вытирай руки и лицо полотенцем! -Ребята, чтобы быть чистыми, опрятными и аккуратными, надо умываться! Учитель - Смотри, Маша, ты чистая, опрятная. Учитель - Ребята, повторим, в какой последовательности нужно умываться. -Закатываем рукава -Открываем кран -Берем мыло, намыливаем руки, -Смываем руки -Умываем лицо -Закрываем кран -Вытираем лицо и руки -Запомнили? А теперь проверим, как вы запомнили. Учитель -Садитесь. Смотрите, у вас на парте карта и пиктограммы, на которых показано, как мыть руки и лицо. Будем выполнять задание. Разложите карточки (пиктограммы) по порядку, как надо мыть руки и лицо. | Обучающиеся смотрят, слушают. Обучающиеся вместе с куклой проходят в умывальную комнату. Обучающиеся смотрят, слушают. Обучающиеся показывают пиктограммы. Обучающиеся показывают пиктограммы алгоритма. Обучающиеся смотрят, слушают, радуются Выкладывают пиктограммы в определенном порядке. |
| ||
Активизация двигательной деятельности. Показ учителем упражнений. Двигательные упражнения подражательного характера. | Учитель -Сейчас мы отдохнем. Встаньте в круг и выполняйте движения вместе со мной. -Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, На коленочки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. | Обучающиеся выполняют двигательные упражнения по показу учителя и по тексту. |
| ||
| ||
Игра малой подвижности на развитие мыслительных функций и внимания «Топ-хлоп!» | Учитель - Я проверю, как вы запомнили, порядок умывания. Поиграем в игру «Топ-хлоп!». Если вы хотите сказать «Да», хлопаете в ладоши, а если «нет», топаете ногами. Будьте внимательны. Итак, начинаем. Учитель - Ребята, когда мы умываемся? - Перед едой, после прогулки, после туалета, после занятий, после игры, если погладили животных, по мере загрязнения. Учитель -Ребята мы сегодня с вами учили Машу умываться. Чтобы Маша была чистая и опрятная. Маша, наши ребята могут сами мыть руки, умываться и всегда чистые и опрятные. Учитель -Маша, мы с тобой прощаемся, говорим «До свидания». | Обучающиеся смотрят, слушают. Обучающиеся выполняют двигательные упражнения по инструкции учителя. Обучающиеся смотрят, слушают. |
| ||
Итог урока. Рефлексия. Ритуал завершения урока | Учитель -Встанем в круг, возьмемся за руки и дружно скажем: Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистым трубочистам Стыд и срам, стыд и срам! -Ребята мы сегодня с вами учились находить предметы личной гигиены, научили Машу умываться. Маша стала чистая и опрятная. - Вы молодцы. Хорошо занимались, правильно выполняли задания, были старательными, отзывчивыми, внимательными. -Всем большое спасибо. Урок наш закончился. Громко прозвенел звонок, мы закончили урок! До свидания! | Обучающиеся прощаются, жест прощания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА по предмету «Социально-бытовая ориентировка»
Тема урока: «Виды одежды и ее назначение».Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: формировать у учащихся дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении.З...
Урок по предмету социально-бытовая ориентировка «Оказание первой помощи при несчастных случаях»
Обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах и приемах оказания первой помощи при несчастных случаях....
Рабочая программа по предмету: «Социально-бытовая ориентировка» 4 класс (для детей с тяжелой умственной отсталостью)
В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в ...
Конспект урока по предмету "Социально-бытовая ориентировка"
Тема урока "Помещения в квартире. Мебель"...
Конспект урока по предмету "Социально бытовая ориентировка" для учащихся с ОВЗ
quot;Помещения в квартире. Мебель"...
Презентация по предмету "Социально-бытовая ориентировка" . Тема "Электроприборы. Утюг"
Коррекционная школа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Социально- бытовая ориентировка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Социально- бытовая ориентировка,обучающейся по основной адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с ограниченными во...