Реализация принципов критериального оценивания на уроках математики.
статья на тему

Качалова Анна Михайловна

   Оценивание – это основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения, позволяющее определять качество образования, с целью совершенствовать как содержание образования, так и формы оценивания ожидаемых результатов образования. Оценивание – процесс соотношения реальных результатов обучения и запланированных целей. Отметка – результат этого процесса, выраженный в количественном показателе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация принципов критериального оценивания деятельности учащихся на уроках математики

       Изучая тему своего выступления, я столкнулась с тем, что на сегодняшний день нет нормативных документов, регламентирующих критерии оценивания ЗУН учащихся, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений.   

   Оценивание – это основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения, позволяющее определять качество образования, с целью совершенствовать как содержание образования, так и формы оценивания ожидаемых результатов образования. Оценивание – процесс соотношения реальных результатов обучения и запланированных целей. Отметка – результат этого процесса, выраженный в количественном показателе. (Слайд 2).

   При выставлении оценок я, в первую очередь, руководствуюсь требованиями программ, по которым ведется обучение.   Математические представления, знания и умения практически применять их оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных контрольных работ (за учебную четверть, полугодие, учебный год). Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными программой каждого класса по 5-балльной системе. (Слайд 3).

    Оценку рекомендуется вводить с 3 четверти 2 класса. Введение оценки в этот период обусловлено тем, что у основной группы учащихся уже сформированы элементарные навыки счета, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности. 

   Оценка  знаний – неотъемлемая часть процесса обучения. При оценке знаний, умений и навыков учащихся необходимо принимать  во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития учащихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с более низким уровнем интеллектуального развития можно предложить  более легкий вариант задания. При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким нарушением моторики, не следует снижать   оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей, рисунков, чертежей    и т.д. В коррекционной школе оценка играет  роль стимулирующего фактора, поэтому  допустимо работу некоторых учеников оценивать  более высоким баллом. (Слайд 4)

      При проведении контрольного урока осуществляется дифференцированный подход  к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему контрольных заданий, в зависимости от индивидуальных особенностей детей  (уровня подготовки каждого ученика).

      При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать: (Слайд 5)

  • неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил
  • неправильное решение  задачи,
  • неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.

 Негрубыми ошибками считаются ошибки: (Слайд 6)

  • допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение,  замена), знаков арифметических действий
  • нарушение формулировки вопроса  (ответа)  задачи
  • правильности расположения записей, чертежей
  • небольшая неточность в измерении и черчении.

При оценке комбинированных работ: (Слайд 7)

 -  оценка «5»  ставится, если вся работа выполнена без ошибок.

- оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.

- оценка «3» ставится, если:

 а) решены  простые задачи, но не решена составная,

б)  решена   одна из двух составных задач, хотя и не с грубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий;

- оценка «2»  ставится, если не решены задачи и выполнено менее половины других заданий.

 При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач: (Слайд 8)

-  оценка «5»  ставится, если все задания выполнены правильно;

-  оценка «4 » ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки;

-  оценка «3»  ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые;

-  оценка «2»  ставится, если допущены  4 и более  грубых ошибок и ряд негрубых.

    Наряду с критериями оценки возникает вопрос и о том, какой объем реализуемых знаний считать удовлетворительным. Какой показатель наиболее соответствует адекватной оценке сформированных знаний у детей с умственной отсталостью? И.М. Бгажнокова, ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования, посвященные особенностям усвоения русского языка, математики и других предметов данными учащимися, рекомендует следующую систему оценивания: (Слайд 9)

Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

35 – 50%

хорошо

50 – 65%

очень хорошо

свыше 65%

            Как правило, по характеристике выполнения разнообразных заданий по тому или иному предмету авторы исследований описывают 4 группы учащихся.

            1 группа (10-15%) - дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

            2 группа (25-30%) – дети, которым характерен замедленный темп усвоения учебного материала. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

            3 группа (35-40%) – учащиеся, отличающиеся пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным  ошибкам при решении задач, примеров, при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощенной программе по всем предметам.

            4 группа (10-15%) – дети, которые занимаются по индивидуальным программам*, так как основное содержание тех или иных предметов для них недоступно. Обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки.

            Соответственно названным группам, около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35% - минимально необходимый (сниженный) уровень, а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.

            В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний школьника с ОВЗ, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с интеллектуальным дефектом, именно поэтому данные предложения носят рекомендательный характер.

В целом критериальное оценивание позволяет учителям:

- разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

- использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

- определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, сверять достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс, то есть иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности, способствующую повышению качества преподавания;

- фиксировать изменения, как общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности, что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся в получении образования, то есть выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

- поощрять и развивать самооценивание учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса;

- бережно относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов здоровьесберегающих технологий на уроках в коррекционной школе.

Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечение школьников  коррекционной школы возможностями сохранения здоровья в период обучения в школе, фо...

Методическая разработка "Критериальное оценивание на уроке Музыка 1-4 классах"

Данный материал пригодится для работы как на уроках закрепления знаний, так и на аттестации учсщихся в конце учебного года....

Презентация опыта работы "Организация критериального оценивания на уроках литературного чтения" 1 часть выступления

Презентация опыта работы "Организация критериального оценивания на уроках литературного чтения", участие в акции "Педагогические открытия 2017 год1 часть выступления...

Карточка критериального оценивания к уроку по теме «Разбор глагола по составу»

Материал для уроков русского языка по ФГОС, в карточке даны критерии оценивания по теме "Глагол", но можно использовать для других тем с небольшой переработкой...

«Критериальное оценивание на уроке окружающего мира по теме : «Растения сада» 2 класс .ПНШ».

Выступление на педагогическом совете (сопровождается показом слайдовой презентации)...

Критериальное оценивание на уроках русского языка в начальной школе

презентация к уроку русского языка. Критериальное оценивание....