Проектная работа: "Как принцесса ниточка всю семью одевала..."
проект (1 класс) на тему

Теплякова Екатерина Анатольевна

Опытно - экспериментальная деятельность с различными видами ткани.Изучение сойств тканей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №1»

Проектная работа

Тема: «Как принцесса ниточка всю семью одевала»

Выполнили ученики 1 «в» класса: Капустина Диана,

 Морозов Михаил, Блинова Екатерина.

Руководитель проекта: Теплякова Е.А.

                                                  Городской округ Семеновский

2015-2016 уч. год

Введение

Данная исследовательская работа посвящена изучению свойств и видов тканей. Поиск ответов на вопросы: «Из каких материалов делают одежду?», «Откуда появилась ткань?», выдвижение гипотез и их подтверждение и опровержение. А так же, с помощью различных источников информации, опросов, опытов и экспериментов мы будем узнавать об удивительных свойствах ткани.

Интерес к данному вопросу возник исходя из наблюдений, а именно появились вопросы: «Почему летом мы носим легкую одежду, а зимой более теплую?», «От чего нас защищает одежда?», «Как люди придумали одежду?».

Актуальность вопроса:

         Одежда и ткани неотъемлемая часть нашей жизни. Сложно представить нашу жизнь без одежды, а уж теплые свитера, шапочки, варежки и шарфики просто необходимы каждому из нас. Удивительно, как люди раньше обходились без таких мягких, прочных и практичных тканей, которые несут в наш быт тепло и комфорт!

Несколько веков назад люди не знали, что такое ткань. В современном мире существует множество тканей как искусственных, так и натуральных.

И нам стало интересно, какие существуют ткани, их свойства и назначение.

Цели и задачи:

Сформировать представление о происхождении ткани, одежды, и их назначении. Закрепить теорию и практические знания о свойствах и видах тканей.

Вид проекта: эксперементально-исследовательский.

Тип проекта: долгосрочный, срок реализации 3 месяца.

Формы работы:

 - групповой;

 - индивидуальный.

Предварительная работа: просмотр видеофильма «Чудесные ткани», посещение центральной библиотеки, посещение музея «Народных ремесел, проведение опроса.

 Методы и приемы работы:

- игровой;

- практический (эксперименты и исследования, мастер-класс, проведение игр);

 - наглядный;

 - словесный;

 - частично-поисковый;

 - проблемный;

 - наблюдение.

Словарная работа:

Лен – ткань, изготавливаемая из нитей, вырабатываемых из стеблей льна. Лен – натуральный материал с прекрасными гигиеническими свойствами: пропускает воздух и приятно холодит кожу в жаркий летний день.

Хлопок - натуральное волокно, изготавливается из растения хлопчатник.

Шерсть – ткань из натуральных волокон, изготовленных из шерсти овец, верблюдов, коз.

Шелк – легкая ткань, изготавливаемая из нитей, полученных из коконов тутового шелкопряда.

Хлопчатник – однолетнее растение древовидной формы. Растёт кустом, плоды- коробочки, содержащие семена, покрытые длинными волосками. Эти волокна называют хлопком или "белое золото".

Фабрика (мастерская) - промышленное предприятие, обладающее большим количеством рабочих (в отличие от ремесленной мастерской) и производящее товары из ткани.

Швейная машина (в быту Швейная машинка) -  техническое устройство для соединения и отделки тканей методом шитья.

Ткацкий станок - основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных тканей.

Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Веретено - приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

Игла (Иголка) - длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества (ранее из кости) чаще всего известное человеку по швейным иглам с игольным ушком для нити с одной стороны.

Вязальная спица - инструмент для ручного вязания.

Оборудование для экспериментов:

 - образцы тканей ( льняная ткань, хлопчатобумажная ткань, шелковая ткань, шерстяная ткань);

 - целлофан;

 - бумага;

 - лупы;

 - ножницы;

 - иголки;

 - веретено;

 - мультимедийная презентация « Чудесные ткани»;

 - дополнительные атрибуты (таз, мыло, вода).


Гипотезы и предположения

Посещая кружок «Юные исследователи» нас заинтересовал вопрос возникновения одежды, ткани. Мы с нашим руководителем стали выдвигать различные гипотезы и предположения возникновения ткани. И вот какие гипотезы мы выдвинули для исследования и обсуждения:

  1. Ткань делают из растений;
  2. Ткань и нити делают из шерсти животных;
  3. Ткань получают из необычного вещества.

Предполагаемый результат.

  • Интерес к экспериментам, познавательно-исследовательской деятельность, развитие мышление, внимания;
  • Проявление самостоятельности;
  • Умение самостоятельно идти к заданной цели, делать выводы из опыта;
  • Развитие творческих способностей.

1 этап «Подготовительный»

Изучение поставленных вопросов. Поиск информации.(просмотр видеофильма «Чудесные ткани», посещение центральной библиотеки, посещение музея «Народных ремесел, проведение опроса)

За ответами на вопросы, мы обратились к нашему руководителю. Екатерина Анатольевна, выслушав наши предположения и гипотезы, подготовила для нас видеофильм, из которого мы узнали, что существует такое растение, как хлопчатник. Так же нам стала известна последовательность  обработки данного растения, и мы выяснили поэтапно, как получают хлопчатобумажную ткань. Руководитель нашего проекта подарила нам волшебный клубочек, и «Принцесса ниточка» сопровождала и помогала нам на всем пути нашего исследования.

Размышляя логически над вариантами поиска информации, мы естественно отправились в библиотеку. И там, в этом удивительном месте, нам рассказали необычную историю о возникновении нити, ткани, одежды.  Так же нам показали и рассказали о том, что нити и ткани бывают натуральные и синтетические. В нашем проекте мы будем исследовать только натуральные виды тканей.

Для нас подготовили презентацию с фотографиями, из которой мы выяснили, что натуральные ткани бывают растительного происхождения (лен и хлопок), и животного происхождения (шерсть различных животных, шелковая нить тутового шелкопряда). Так же нам показали и рассказали о методах обработки натуральных видов тканей, об их свойствах. Мы попросили дать нам небольшую историческую справку, из которой мы узнали, что впервые люди начали носить одежду, чтобы сохранить тепло, не промокнуть, чтобы защититься от жгучего солнца, царапающихся колючих растений и нападающих животных.

Первые мужчины и женщины использовали в качестве одежды звериные шкуры – они прикрывали шкурами плечи и завязывали их на талии. Потом люди научились делать ткани.

Ткань – это материал из переплетающихся между собой нитей. Первые ткани появились давно и были сделаны из нитей шерсти животных. Накладывая одну на другую пряди коротких шерстинок животных и перекручивая их, люди научились получать длинные крученые нити (пряжу) из которых потом делали ткань. Древние египтяне, первыми научились использовать длинные волокна льна, делая из них легкое полотно, подходящее для более жаркого климата. Историки считают, что идею ткачества они узнали от рыбаков, которые плели свои сети особым способом.

         В библиотеке мы пополнили свой словарный запас. И мы

 узнали такие новые слова и названия, как: лен, хлопок, шерсть, волокно, шелк, хлопчатник, ткацкая фабрика.

Дальше наша «Принцесса ниточка» повела нас в музей «Народных ремесел». Где замечательный экскурсовод рассказал нам об инструментах и о различных способах обработки тканей. Для себя мы открыли удивительный мир швейных машинок и различных прялок. Мы познакомились с близкой подружкой нашей «Принцессы ниточки» - « Волшебной иголочкой», которая с удовольствием научила нас отличать швейную машинку от ткацкого станка, и рассказала нам о своих друзьях спицах и веретене. Мы познакомились с такими понятиями как, - швейная машинка, ткацкий станок, прялка, веретено, игла, спица.

Все глубже исследуя данную тему, мы решили, что проведя небольшой опрос среди родителей и одноклассников, друзей мы откроем для себя еще один, дополнительный источник информации. И не ошиблись! Благодаря родителям мы воспользовались интернет ресурсами, с помощью которых увидели дополнительные фотографии об интересующих нас растениях и животных. А обсуждая вопросы данного проекта с одноклассниками, мы делились своими впечатлениями, и наши друзья подсказали нам, что необходимо провести наблюдения.

Будучи внимательными и любопытными, мы выяснили, что в зависимости от времени года, все мы носим разную одежду. Летом мы надеваем легкие платья, футболки и шорты, и что изделия из натуральных льняных и хлопчатобумажных тканей, хорошо защищают нашу кожу от палящего солнышка. В холодное время мы носим теплую и более плотную одежду, которая нас согревает, а зимой теплые варежки, шапочки и свитера защищают нас от морозов и снега.  С помощью этих наблюдений, мы сделали выводы, что для каждого времени года существует определенная одежда.

2 этап «Практический»

(проведение экспериментов, приобретение навыков и умений, игры, выполнение индивидуального задания)

Наш руководитель Екатерина Анатольевна предложила нам  провести опыты и эксперименты с тканями, чтобы более подробно узнать о свойствах тканей.

Первый эксперимент -  для начала мы решили проверить наши образцы тканей на прочность. Для сравнения мы так же использовали целлофан и бумагу. В ходе эксперимента выяснилось, что бумага и целлофан, в отличие от наших образцов ткани легко рвутся. А ткани обладают свойством выдерживать определенные виды воздействия.

Вывод: при механическом воздействии ткань, в отличие от целлофана и бумаги более прочная.

Второй эксперимент – сминаемость. Для этого эксперимента мы использовали различные виды натуральных тканей. Использовались шерстяной и хлопчатобумажный образцы. Их мяли в руках, благодаря этому мы выяснили, что шерстяные вещи мнутся меньше, чем хлопчатобумажные. Так же благодаря нашим мамам, мы узнали, что мятую вещь можно разгладить с помощью утюга, и она будет более красиво выглядеть, чем мятая.

Вывод: хлопчатобумажная ткань мнется сильнее, чем шерстяная. Чтоб ткань выглядела красивее, ее можно гладить утюгом.

Третий эксперимент – пропускает ли ткань воздух? (воздухопроницаемость). Взяв все те же образцы тканей, мы решили проверить, как они пропускают воздух. Поочередно приложив  каждый образец к губам, мы подули, и поняли, что через все образцы проходит воздух. Таким же способом мы решили проверить целлофан и бумагу, и вот к каким выводам пришли: целлофан задерживает воздух (пакет надулся), а бумага, когда мы подули, колыхается.

Вывод: натуральные виды тканей пропускают воздух.

Четвертый эксперимент – с водой. Что будет, если мы намочим в воде наши образцы? Впитываемость (гидроскопичность). Для нас это был самый интересный эксперимент. Мы взяли таз с водой и по очереди стали опускать наши образцы в воду. И тут мы увидели, что все натуральные ткани впитывают воду, намокают. Так же мы решили провести такие же действия с бумагой и целлофаном, результат нас очень впечатлил, бумага намокла и распалась, а целлофан не впитывает в себя воду, капельки воды с него просто скатились и он не намок. Так же мы обнаружили, что каждый образец ткани высыхает по-разному: быстрее всего высох шелк, не отставала от него хлопчатобумажная ткань, а за ней и льняная, дольше всех сох шерстяной образец ткани. Нам предложили с помощью лупы рассмотреть переплетение нитей в промокшем лоскуте и сухом.

Путешествуя с нами наша «Принцесса Ниточка» немного испачкалась и намокла, и тут у нас возникла идея провести второй этап эксперимента с водой. Мы решили наши образцы тканей постирать в мыльной воде и посмотреть, что же с ними будет.

Для этого эксперимента нам так же понадобился таз с водой, мыло и образцы тканей. Мы для начала намочили наши образцы и намылили их мылом, затем мы их промыли чистой водой. В результате этого эксперимента мы узнали о практических свойствах ткани, а именно, что загрязненную одежду можно выстирать и вся грязь с ткани пропадет.

Екатерина Анатольевна в рамках данного проекта показала нам отдельный эксперимент с горячей водой и шерстяным образцом ткани. Она налила в таз горячей воды, и опустила туда шерстяной образец. А дальше мы заметили, что после высыхания, наш шерстяной кусочек ткани сжался, уменьшился в размерах, и не стал прежним.

Вывод: загрязненную ткань можно стирать в мыльной воде и она станет чистой. Впитываемость льна выше, чем у хлопка. Шерстяную ткань нельзя стирать в очень горячей воде, она имеет свойство усадки, ее необходимо стирать чуть теплой водой с мылом. Также при рассмотрении шерстяной ткани и хлопчатобумажной ткани, мы заметили, что нити шерстяной ткани более толстые, чем нити хлопчатобумажной.

Пятый эксперимент – теплозащитные свойства ткани. Делая наблюдения о временах года и видах одежды, мы не могли не заметить, что в разное время года люди носят различную одежду. В ходе беседы с нашим руководителем, мы пришли к выводам, что вещи из шерстяной ткани защищают нас от холода, а вещи изо льна и хлопка помогают нам в жару укрываться от солнышка.

Вывод: для каждого времени года предназначен свой вид ткани.

Шестой эксперимент – осыпаемость и растяжение натуральных видов тканей. «Принцесса Ниточка» и Екатерина Анатольевна предложили нам провести мастер-класс по изготовлению кукол из натуральных видов ткани. Для проведения мастер-класса, мы пригласили к нам в гости педагога, который с удовольствием показал и рассказал, как из различных кусочков натуральной ткани можно сделать небольшую куклу. В ходе процесса, мы пользовались ножницами, под присмотром взрослых, научились пользоваться иголкой, ниткой и обрабатывать ткань. Нами был отрезан необходимый кусочек ткани, который на срезе начинал осыпаться, и небольшие ниточки стали отделяться от основного кусочка ткани. Так же мы попробовали наши образцы тканей растянуть, с льняными и хлопчатобумажными у нас ничего не получилось, они не тянуться. А вот шерстяной образец немного растягивается. Нашим руководителем было предложено попробовать потянуть целлофан и бумагу. Бумага порвалась сразу же, а целлофан немного растянулся и тоже порвался. Благодаря этому мы еще раз подтвердили прочность, практичность такни и ее пригодность для пошива одежды.

Вывод: натуральные виды тканей осыпаются и не растягиваются. Ткань сшивается. Чем тоньше ткань, тем легче ее резать ножницами. В результате мастер-класса у нас получились замечательные куклы, которые мы оставили себе на память.

На этом наше путешествие не закончилось. Екатерина Анатольевна и «Принцесса Ниточка» предложили нам поиграть в игры, для закрепления изученного материала и проведенных экспериментов.

1 игра: «Узнай на ощупь»

Цель: умение определить на ощупь ткань и описать ее свойства.

2 игра: «Чудесный мешочек»

Цель: определить вид ткани с закрытыми глазами.

3 игра: «Разложи вещи по временам года»

Цель: научится соотносить виды одежды по сезонам.

В процессе игр мы успешно применяли всю накопленную информацию о тканях, ее видах и свойствах. Так же использовали знания, полученные в ходе экспериментов. Играть нам очень понравилось, было весело, и мы с пользой провели, время.

В завершении Екатерина Анатольевна предложила нам индивидуальное задание, сшить коллекцию одежды для кукол из натуральных тканей.

3 этап «Итоговый»

(Обобщение полученных данных, заключение, дальнейшее развитие проекта)

Обобщение полученных данных:

На этом этапе мы определились, как будем представлять проект. А именно: для презентации результатов исследования будет использовано:

 - доклад по проектной работе;

 - дизайн-папка;

 - фотоальбом «Опытно-экспериментальная деятельность учащихся младшего дошкольного возраста»;

 - оформленные образцы натуральных тканей;

 - мультимедийная презентация для защиты проекта;

 - коллекция одежды для кукол для разных времен года.

Заключение: Ткани, созданные самой природой, очень практичны. В них не используются различные химические соединения, которые бывают, вредны для человека. Именно поэтому натуральные ткани используют для пошива одежды, она получается теплая, дышащая, мягкая, эластичная, она не электризуется, приятна на ощупь. Так же из натуральных тканей производят предметы домашнего обихода, постельное белье, полотенца, занавески, детскую одежду и многое другое. Натуральные ткани имеют привлекательный внешний вид. Вещи из натуральных тканей практичные, экологичные, незаменимые.

Дальнейшее развитие проекта: В дальнейшем мы планируем изучение искусственных видов тканей, их свойства, происхождение, применение. Так же проведем ряд экспериментов с искусственными тканями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Моя семья".

Данный материал рассказывает, как мы с классом  работали над проектом "Моя семья", а также здесь можно найти итоговое занятие "Моя семья - моё богатство"....

Методическая разработка "Проектные работы в сотрудничестве с семьей" АНО Прогимназия "Гармония" учитель начальных классов Чальцева Марина Анатольевна 2014-2015 учебный год

Данная методическая разработка предоставляет опыт по организации  проектной деятельности учащихся и их родителей, т.е.опыт учителя Чальцевой М.А.  по организации семейной проектной деятельно...

ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ "НАМ НЕ НУЖНА ВОЙНА. ВОЙНА В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ"

2015 год – это знаменательный год для нашей Родины: год 70-летия Великой Победы нашего народа в самой страшной и кровопролитной Великой Отечественной войне. Войне, которая принесла на нашу землю...

Проектная работа: «Взаимодействие семьи и школы»

Цель проекта:·        создание условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи;·        обеспечение взаимодейст...

Проектная работа по окружающему миру "Моя семья", 2 класс

Творческая работа ученицы 2 класса "Семейное древо"...

Проектная работа «МОЯ СЕМЬЯ. Человек без семьи, что дерево без корней»

Данная исследовательская работа предназначена для учащихся начальных классов.Эпиграфом данной работы стали следующие слова Григория Саввича Сковороды -русского   странствующего философа, поэ...