Проектная работа "Моя семья".
проект по окружающему миру (1 класс) на тему

Пирогова Марина Борисовна

Данный материал рассказывает, как мы с классом  работали над проектом "Моя семья", а также здесь можно найти итоговое занятие "Моя семья - моё богатство".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya_proekt.docx141.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 76 Выборгского района Санкт-Петербурга

Проект

«Моя семья»

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.»

                                                Л.Н.Толстой

Работа выполнена

учителем начальных классов

 Пироговой Мариной Борисовной

        Обычно, такая работа проводится во внеурочное время и доставляет много организационных проблем. Тем более что встречается она не так часто или носит несистемный характер. С точки зрения организации, теперь большая часть хлопот ложится на плечи ребят, а учителю лишь нужно координировать их усилия и при необходимости проводить мотивационные мероприятия.

        Проектная деятельность это разновидность проблемного обучения, т.к. при выполнении проекта дети решают массу проблем, они ставят перед собой проблему, вопросы, на которые затем, в процессе работы, находят ответы.

         Мы с ребятами выполнили проект: «Моя семья».

Руководитель проекта: Пирогова М.Б.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: окружающий мир.

Состав учащихся: 1а класс.

Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.

Цели проекта:

-  осознать роль семьи в жизни человека;

- изучить историю своей семьи (родословную), род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения;

- понять свою роль в этой семье;

- подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде и отдыхе, создать небольшой семейный альбом (презентацию, родословное древо).

Педагогические цели:

- развивать творческие и коммуникативные способности учащихся; - прививать навыки сотрудничества с другими людьми;

- активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;

- привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;

- заинтересовать родителей школьной жизнью детей.

Задачи проекта:

- формировать умение собирать материал по определенной теме;

- развивать речь через использование выразительных средств языка;

- прививать интерес к истории своего рода, фамилии, свой семье;

- прививать уважительное отношение к членам своей семьи.

        Результатом проекта является понимание ребенком роли семьи в жизни человека; практическим воплощением результата становится фотоальбом и рассказ о своей семье.

        Итогом работы будет праздник «Моя семья – моё богатство». По окончанию праздника у нас «вырастет» необычное дерево – символическая секвойя, где поддержкой и корнями будут руки родителей, а зеленой кроной – ладошки детей. И в итоге произойдёт  удивительное чудо – рождение новой большой многочисленной семьи – семьи класса.

        Семья – волшебный символ жизни!

        В ней – все, в ней капелька Отчизны!

         В ней – мама, папа, брат, сестра,

         В ней – маленький квадрат двора.

         В ней – солнце, в ней – березка, дом,

         Согрето все теплом кругом.

Проект Моя семья.gif

Открытый урок по окружающему миру на тему  

«Моя семья – моё богатство».

Цели:

Образовательные:

- познакомить, в процессе исследовательской деятельности  с понятиями, что такое семья, что нужно, чтобы семья была дружной и крепкой;  

- обобщение знаний, накопленных  при решении  проектной задачи, расширение словарного запаса.

Развивающие: 

-развитие  внимания, речи, мышления на основе исследовательской деятельности, универсальных вопросов, творческих заданий.

Воспитательные:

- воспитание чувства любви к своей семье и гордости  за  нее, чувства уважения к родителям;

- формировать положительное отношение к членам семьи;

- воспитывать заботливое отношение к ним, чувство доверия и сплочённости и защищённости;

- формирование убеждения о важности  семьи в жизни человека;

- воспитывать ценнейшие качества  личности: доброту, отзывчивость, терпение и взаимопонимание.  

                    

1.Организация класса.

- Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем  наш урок.

- Сегодня он необычен. Во  первых  на нашем уроке присутствуют гости, а во вторых тему, над которой мы будем сегодня работать,  вы определите сами, в третьих в результате совместного поиска найдем ответы на сложные, волнующие многих людей  вопросы.

2. Слово предоставляется детям.

(Дети читают сказку о первой семье)

1 ученик.

         Давным - давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. никто его  не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.

2-й ученик.

        Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

- Куда ты идешь? - спросил старик

- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

 3 –ученик.

        Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

- Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. - Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

4-й ученик.

        Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.

3.  Определение темы и цели урока.

        У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда.

- Кто же это?                (мама, папа, бабушка, дедушка)

- Назовите их одним словом.       (семья)

- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?

                                                                                         (моя семья)

- На  какой вопрос нам надо будет дать ответ?

                                                                        (что  такое    семья?)

- Где мы можем найти ответ на этот вопрос?       (из справочников, из                                                 рассказов учителя и родителей, из интернета)

- Но сегодня мы будем заниматься исследовательской деятельностью.

 - Зачем?

(когда сам человек находит ответы на какие-либо вопросы, то работа становится более интересной и  он  становится умнее и сообразительнее)

- Для поисковой деятельности, я предлагаю вам слова - помощники, из которых надо будет выбрать нужные .

4.Релаксация. 

(учитель включает запись любой классической  умиротворяющей музыки или фонограмму звуков природы и говорит)

         А сейчас, ребята,  представьте себе, что в жаркий день, после долгого, утомительного пути вы оказались в тени этого дерева. Вы садитесь к его корням, прислоняетесь спиной к крепкому теплому стволу, ветви и листва закрывают вас от палящих лучей и овевают легким ветерком. Отдохнули? Теперь сорвите с веток по яблоку. Яблоко утолит ваш голод и жажду, которая так измучила вас в пути. Что вы будете чувствовать в это время?  

(дети из представленных слов должны выбрать нужные слова)

        Благодарность,  радость, чувство покоя, отдых,  защищенность, веселье, милосердие, заботливым, ответственным,   ласковым, преданным, терпение, великодушие, покой, добрым, красота, уверенность 
- А где вы еще можете испытать эти чувства?      (в семье)

- Но отнють не в каждой семье чувствуют это.

- Как вы думаете, какой вопрос будет следующим?

                                     (что нужно, чтобы семья была крепкой и дружной)

- А зачем нам искать ответы на эти вопросы?

                                                        (чтобы быть счастливыми)

- Ребята, а теперь догадайтесь,  что это за дерево, частью которого вы являетесь?

                                (конечно – это ваше родословное дерево)

- Посмотрите на ваше родословное   дерево.

- Чем же оно похоже на нашу яблоньку?

 (у него, как и у яблони  есть  корни - это наши прабабушки и прадедушки, есть веточки, от них появились наши бабушки и дедушки; бабушки и дедушки дали жизнь нашим мамам и папам; а вверху  дерева  находимся  мы)

- Ваше родословное дерево тоже будет расти.  Почему?

(когда мы станем взрослыми,  семейными людьми у нас появятся свои дети, их имена войдут в наше родословное дерево)

- Как вы думаете, зачем нужно сохранить эти работы?

 (сохранив их, мы сохраним  память о родных, близких людях, сохраним историю нашего рода)

5. Физминутка.

        Вы устали. Что мы делаем, когда устаем?

6.Творческая работа.

а) Рассказы детей о своих семьях.

б) Посмотрите на картинку.

- Скажите, на какой вопрос мы можем здесь ответить?                        

                                                        (как семья отдыхает?)

- Зачем необходимо ответить на этот вопрос?

(совместный отдых сближает членов семьи, они лучше узнают друг  друга в непривычной для них обстановке)

в) Индивидуальная работа.

        У вас на столе  предложения. Прочитайте их.  

- Можно их назвать текстом?  Почему?

                                         (текст состоит из предложений, связанных                                                 между собой по смыслу)

- Как вы считаете, что с ним необходимо сделать?

                                                        (собрать, чтобы получился текст)

Маме приятно осознавать, что вся семья в сборе.

Ведь в последнее время это случается не так часто.

Семья Пети в свой выходной день пришла в театр на спектакль.

Папа внимательно рассматривает программку.

Петина сестра немного заскучала.

Петя смотрит в бинокль на происходящее в зале.

Все с нетерпением  ждут начала спектакля.

- Прочитайте свой  рассказ.

- Правильно. Расскажите, как отдыхает ваша семья.  

7. Работа в парах.

-У вас на столе группы слов, что можно с ними сделать?

-А для чего нам нужно их соединить?

                                                (чтобы собрать пословицы)

- А зачем нужны пословицы?

- Как и все устное народное творчество (сказки, легенды, предания, сказания, былины и др.) учат добру, правильному отношению к жизни, в них заключена мудрость и мораль.

        Распределите роли, кто будет соединять, а кто будет говорить пословицы.

В ГОСТЯХ ХОРОШО                          ТАК И ДУША НА МЕСТЕ 

НА ЧТО И КЛАД                                  МОЯ КРЕПОСТЬ

ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ                          А ДОМА ЛУЧШЕ

МОЙ ДОМ                                          КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД

СВОЯ ХАТКА                                  ТВОЯ ВОЛЯ

 ТВОЙ ДОМ                                          РОДНАЯ МАТКА

- Один известный человек сказал, что семья – оркестр, играющий одну музыку. Как вы думаете  почему?

- Кто хочет еще рассказать о своей семье.

8. Беседа о маме.

-Как вы думаете, кто является для нас самым близким и дорогим человеком  в семье?             (конечно мама)

- С чем ассоциируется слово «мама» у вас? (с нежностью, лаской,                                                                                         добротой и т.п)

- Почему?

(появляются слайды –  фотографии мам, запись - дорогие наши любимые мамочки, пословица о маме: при солнышке тепло, при матери добро) 

                        
На свете добрых слов 
                        Живет немало.
 
                        Но всех добрее
 
                        И нежней одно:
 
                        Из двух слогов
 
                        Простое слово "мама",
 
                        И нету слов
 
                        Роднее, чем оно!
 
        Мама! Какое великое слово! Мать дает жизнь своему ребенку. Мать волнуется и печалится, чтобы ребенок ее был здоров, сыт, счастлив. Мать - это окно в мир! Она помогает ребенку понять красоту мира. У мамы самое доброе, самое ласковое сердце, самые нежные, самые заботливые руки, которые умеют все. В ее сердце никогда не гаснет любовь!
 

                Что значит слово «мама» для меня?
                В нем твоя чуткость, теплота сердечная,
                Готовность похвалить, простить, понять,
                Твоя любовь, терпенье бесконечное.
                Твой голос милый ясно слышу в нем,
                Он силы придает и вдохновение,
                Меня ты рада поддержать во всем,
                А если надо – даришь утешенье.
                В тебе источник всех моих побед,
                Моих успехов и душевной силы.
                Что значит слово «мама»?
                Это свет, которым весь мой путь ты озарила.
                В нем доброта твоих любимых рук,
                Их нежностью вся жизнь моя согрета.
                Ты, мамочка, мой самый близкий друг!
                Спасибо тебе, милая, за это!

- А как вы заботитесь о своей маме??

9. Рассказ о папах.

        Этого члена семьи в русских народных сказках называют "батюшкой" и "солнышком" Он сильный, надежный, мужественный. Он - глава семьи, поэтому он - добытчик и кормилец. Многие мальчики хотят быть похожими на него, стараются брать с него пример. 

- О ком же идет речь?

 (слайды фото пап)
- Назовите лучшие черты вашего папы.

10. Рассказ о братьях и сестрах.

- Если вас спросить, кто вам доставляет огромную радость, то вы, без сомненья, скажете - это

                                        (брат или сестра.) 

- Поднимите руки те, у кого есть братья или сестры!

- Говорят: «Счастлив тот ребенок, у которого есть братья или сестры.»

- Почему так говорят?

         (брат - это самый лучший друг, а сестра - самая верная подруга)

- Их тепло, поддержка, совет, помощь будут сопровождать каждого из вас всю жизнь, даже если вы будете жить в разных концах страны. Цените это!
- Как вы считаете, что необходимо, чтобы  в семье между братьями и сестрами был лад и покой.

                                (надо уважать друг друга, уступать друг другу)
- А теперь, о ком мы должны поговорить?

                                                 (конечно  о наших бабушках и дедушках)

- Что вы можете сказать о них?
(наши бабушки и дедушки очень мудрые люди, поэтому, когда нам нужен совет, можно смело обращайтесь к ним)

- Правильно. Хотя иногда мы этой помощью злоупотребляем.

(сценка)  

1-я: Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала ...

1-я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу кончила!

2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.

 Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.                                                                            

2-я: Правда? Это ты их так балуешь?

l-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

2-я: О, действительно строго.

l-я: Так, что если что, меня  спрашивай, у меня опыт большой.

2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм ... »

У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том ... »

l-я: Так, хорошо.

2-я:  «о-о  и днем и ночью пес ученый ... »

l-я: Какой пес? Какой пес?

2-я: Ну, я не знаю какая у него порода.

l-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!

2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том  и днем и ночью кот ученый ... »

l-я: Ну?

2-я: ... с авоськой ходит в гастроном.

l-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

·2-я:  Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

l-я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?

2-я: Ее уже назвали.

l-я: Как?

2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки ...

- Ребята, а в ваших семьях  ваши бабушки помогают вам с уроками?

-Чему учит эта сценка? (приучать себя к самостоятельности, не                                                                 бабушки нам должны помогать, а мы им)

- Зачем мы говорили о маме, папе, братьях и сестрах, бабушках и дедушках?

                                (отношение в семье во многом зависят от нашего                                         взаимоотношения с  ними)

11.  Подведение итогов.

- А сейчас наступил этап обмена информации, полученной в процессе совместного поиска, как его еще называют - « моментом истины».

- На какой вопрос нам осталось ответить? Что такое семья?

                                                        (дети отвечают своими словами) 

- Вы все молодцы! А вот  поэт на этот вопрос сказал почти такими же словами.

                        Семья - это счастье, любовь и удача.

                        Семья - это летом поездки на дачу.

                        Семья - это праздник, семейные даты,

                         Подарки, покупки, приятные траты,

                        Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

                         Мечты о  хорошем, волнение и трепет.
                        Семья - это труд, друге  о друге забота,

                        Семья - это много домашней работы.

                        Семья - это важно!

                        Семья - это сложно!

                        Но счастливо жить одному невозможно!

                        Всегда будьте вместе, любовь берегите,

                        Обиды и ссоры подальше гоните,

                        Хочу, чтоб про нас говорили  друзья:

                        Какая хорошая наша семья.

- Наш урок подошел к концу. Понравился  ли вам наш урок, поднимите руку, если « да».

- С какими впечатлениями и знаниями вы уходите, о чем вы расскажите своим  близким дома?

- А на прощанье я хочу подарить вам памятки для вас и родителей.

- Давайте  их прочитаем.

-Как вы  думаете, для чего они нужны?

(следуя им, мы сохраним крепкую семью, прекрасные взаимоотношения)

           Правильно, все это необходимо для того, чтобы семья была дружной и крепкой. Хотелось бы мне в конце нашего урока напомнить вам мудрую заповедь:

«Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
- Как вы думаете, что означают эти слова?

 

Памятка для детей.

  1. Любите, цените и берегите своих  родителей, - их вам никто не заменит.
  2.  Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
  3.  Вам нравиться улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме каждый день. Это зависит только от вас самих.
  4.   Говорите приятные, ласковые слова своим близким, не отказывайте никогда в помощи, предлагайте ее сами.
  5. А если взялись за дело  сделайте его хорошо, с душой.

И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.

Памятки для родителей.

  1. Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте это.
  2. Как можно больше времени проводите вместе со своей семьёй, обсуждая прожитый день, делясь с проблемами, советуйтесь друг с другом.
  3.  Не бойтесь просить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
  4.  Старайтесь, чтобы друзья ребёнка обязательно бывали в вашем доме, - вы должны их хорошо знать.
  5.  Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего ни будет от вас скрывать.
  6.  Не заставляйте ребёнка свои тайны: «Мы всё должны знать о тебе» - этим вы ничего не добьётесь.
  7.  Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способные понять и сопереживать.
  8.  Будьте примером для ребёнка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.
  9.  Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет своё гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.

                        Я и моя семья.

        Что может быть семьи дороже?

        Теплом встречает отчий дом,

        Здесь ждут тебя всегда с любовью

        И провожают в путь с добром!

        Отец и мать, и дети дружно

        Сидят за праздничным столом,

        И вместе им совсем не скучно,

        А интересно впятером.

        Малыш для старших как любимец.

        Родители – во всём мудрей,

        Любимый папа – друг, кормилец,

        А мама ближе всех, родней.

        Любите! И цените счастье!

        Оно рождается в семье,

        Что может быть её дороже

        На этой сказочной земле!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Проектная деятельность учащихся и родителей как способ взаимодействия семьи и школы"

Родительское собрание на тему "Проектная деятельность" с участием учащихся подготовивших проект на тему "Народная кукла"....

разработка открытого урока по проектной технологии по теме "Моя семья"

Подробный план урока по проектной технологии с упражнениями на интерактивной доске....

Роль проектной деятельности в становлении сотрудничества семьи и школы

Роль проектной деятельности в становлении сотрудничества семьи и школы велика. И это сотрудничество нами рассматривается как согласованное взаимодействие учителя, учеников и родителей, включающее в се...

Урок русского языка в третьем классе."Проектная деятельность. Семья слов."

А) Обобщение полученных  знаний  по теме: «Слово».Б) Завершение работы над проектом «Слово».В) Защита проектов....

Конспект учебного занятия. Проектная задача Семья слов

Демонстрация учащимися: - возможность применять знания в нестандартных условиях; - умения, работая в паре, создать конечный «продукт» - ,содержащий связное описание основных этапов решения...