Проектная работа "Моя семья".
проект по окружающему миру (1 класс) на тему
Данный материал рассказывает, как мы с классом работали над проектом "Моя семья", а также здесь можно найти итоговое занятие "Моя семья - моё богатство".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_semya_proekt.docx | 141.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 76 Выборгского района Санкт-Петербурга
Проект
«Моя семья»
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.»
Л.Н.Толстой
Работа выполнена
учителем начальных классов
Пироговой Мариной Борисовной
Обычно, такая работа проводится во внеурочное время и доставляет много организационных проблем. Тем более что встречается она не так часто или носит несистемный характер. С точки зрения организации, теперь большая часть хлопот ложится на плечи ребят, а учителю лишь нужно координировать их усилия и при необходимости проводить мотивационные мероприятия.
Проектная деятельность это разновидность проблемного обучения, т.к. при выполнении проекта дети решают массу проблем, они ставят перед собой проблему, вопросы, на которые затем, в процессе работы, находят ответы.
Мы с ребятами выполнили проект: «Моя семья».
Руководитель проекта: Пирогова М.Б.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: окружающий мир.
Состав учащихся: 1а класс.
Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.
Цели проекта:
- осознать роль семьи в жизни человека;
- изучить историю своей семьи (родословную), род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения;
- понять свою роль в этой семье;
- подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде и отдыхе, создать небольшой семейный альбом (презентацию, родословное древо).
Педагогические цели:
- развивать творческие и коммуникативные способности учащихся; - прививать навыки сотрудничества с другими людьми;
- активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
- привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
- заинтересовать родителей школьной жизнью детей.
Задачи проекта:
- формировать умение собирать материал по определенной теме;
- развивать речь через использование выразительных средств языка;
- прививать интерес к истории своего рода, фамилии, свой семье;
- прививать уважительное отношение к членам своей семьи.
Результатом проекта является понимание ребенком роли семьи в жизни человека; практическим воплощением результата становится фотоальбом и рассказ о своей семье.
Итогом работы будет праздник «Моя семья – моё богатство». По окончанию праздника у нас «вырастет» необычное дерево – символическая секвойя, где поддержкой и корнями будут руки родителей, а зеленой кроной – ладошки детей. И в итоге произойдёт удивительное чудо – рождение новой большой многочисленной семьи – семьи класса.
Семья – волшебный символ жизни!
В ней – все, в ней капелька Отчизны!
В ней – мама, папа, брат, сестра,
В ней – маленький квадрат двора.
В ней – солнце, в ней – березка, дом,
Согрето все теплом кругом.
Открытый урок по окружающему миру на тему
«Моя семья – моё богатство».
Цели:
Образовательные:
- познакомить, в процессе исследовательской деятельности с понятиями, что такое семья, что нужно, чтобы семья была дружной и крепкой;
- обобщение знаний, накопленных при решении проектной задачи, расширение словарного запаса.
Развивающие:
-развитие внимания, речи, мышления на основе исследовательской деятельности, универсальных вопросов, творческих заданий.
Воспитательные:
- воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям;
- формировать положительное отношение к членам семьи;
- воспитывать заботливое отношение к ним, чувство доверия и сплочённости и защищённости;
- формирование убеждения о важности семьи в жизни человека;
- воспитывать ценнейшие качества личности: доброту, отзывчивость, терпение и взаимопонимание.
1.Организация класса.
- Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок.
- Сегодня он необычен. Во первых на нашем уроке присутствуют гости, а во вторых тему, над которой мы будем сегодня работать, вы определите сами, в третьих в результате совместного поиска найдем ответы на сложные, волнующие многих людей вопросы.
2. Слово предоставляется детям.
(Дети читают сказку о первой семье)
1 ученик.
Давным - давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.
2-й ученик.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь? - спросил старик
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
3 –ученик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
- Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. - Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
4-й ученик.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.
3. Определение темы и цели урока.
У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда.
- Кто же это? (мама, папа, бабушка, дедушка)
- Назовите их одним словом. (семья)
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?
(моя семья)
- На какой вопрос нам надо будет дать ответ?
(что такое семья?)
- Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (из справочников, из рассказов учителя и родителей, из интернета)
- Но сегодня мы будем заниматься исследовательской деятельностью.
- Зачем?
(когда сам человек находит ответы на какие-либо вопросы, то работа становится более интересной и он становится умнее и сообразительнее)
- Для поисковой деятельности, я предлагаю вам слова - помощники, из которых надо будет выбрать нужные .
4.Релаксация.
(учитель включает запись любой классической умиротворяющей музыки или фонограмму звуков природы и говорит)
А сейчас, ребята, представьте себе, что в жаркий день, после долгого, утомительного пути вы оказались в тени этого дерева. Вы садитесь к его корням, прислоняетесь спиной к крепкому теплому стволу, ветви и листва закрывают вас от палящих лучей и овевают легким ветерком. Отдохнули? Теперь сорвите с веток по яблоку. Яблоко утолит ваш голод и жажду, которая так измучила вас в пути. Что вы будете чувствовать в это время?
(дети из представленных слов должны выбрать нужные слова)
Благодарность, радость, чувство покоя, отдых, защищенность, веселье, милосердие, заботливым, ответственным, ласковым, преданным, терпение, великодушие, покой, добрым, красота, уверенность
- А где вы еще можете испытать эти чувства? (в семье)
- Но отнють не в каждой семье чувствуют это.
- Как вы думаете, какой вопрос будет следующим?
(что нужно, чтобы семья была крепкой и дружной)
- А зачем нам искать ответы на эти вопросы?
(чтобы быть счастливыми)
- Ребята, а теперь догадайтесь, что это за дерево, частью которого вы являетесь?
(конечно – это ваше родословное дерево)
- Посмотрите на ваше родословное дерево.
- Чем же оно похоже на нашу яблоньку?
(у него, как и у яблони есть корни - это наши прабабушки и прадедушки, есть веточки, от них появились наши бабушки и дедушки; бабушки и дедушки дали жизнь нашим мамам и папам; а вверху дерева находимся мы)
- Ваше родословное дерево тоже будет расти. Почему?
(когда мы станем взрослыми, семейными людьми у нас появятся свои дети, их имена войдут в наше родословное дерево)
- Как вы думаете, зачем нужно сохранить эти работы?
(сохранив их, мы сохраним память о родных, близких людях, сохраним историю нашего рода)
5. Физминутка.
Вы устали. Что мы делаем, когда устаем?
6.Творческая работа.
а) Рассказы детей о своих семьях.
б) Посмотрите на картинку.
- Скажите, на какой вопрос мы можем здесь ответить?
(как семья отдыхает?)
- Зачем необходимо ответить на этот вопрос?
(совместный отдых сближает членов семьи, они лучше узнают друг друга в непривычной для них обстановке)
в) Индивидуальная работа.
У вас на столе предложения. Прочитайте их.
- Можно их назвать текстом? Почему?
(текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу)
- Как вы считаете, что с ним необходимо сделать?
(собрать, чтобы получился текст)
Маме приятно осознавать, что вся семья в сборе.
Ведь в последнее время это случается не так часто.
Семья Пети в свой выходной день пришла в театр на спектакль.
Папа внимательно рассматривает программку.
Петина сестра немного заскучала.
Петя смотрит в бинокль на происходящее в зале.
Все с нетерпением ждут начала спектакля.
- Прочитайте свой рассказ.
- Правильно. Расскажите, как отдыхает ваша семья.
7. Работа в парах.
-У вас на столе группы слов, что можно с ними сделать?
-А для чего нам нужно их соединить?
(чтобы собрать пословицы)
- А зачем нужны пословицы?
|
Распределите роли, кто будет соединять, а кто будет говорить пословицы.
В ГОСТЯХ ХОРОШО ТАК И ДУША НА МЕСТЕ
НА ЧТО И КЛАД МОЯ КРЕПОСТЬ
ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ А ДОМА ЛУЧШЕ
МОЙ ДОМ КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД
СВОЯ ХАТКА ТВОЯ ВОЛЯ
ТВОЙ ДОМ РОДНАЯ МАТКА
- Один известный человек сказал, что семья – оркестр, играющий одну музыку. Как вы думаете почему?
- Кто хочет еще рассказать о своей семье.
8. Беседа о маме.
-Как вы думаете, кто является для нас самым близким и дорогим человеком в семье? (конечно мама)
- С чем ассоциируется слово «мама» у вас? (с нежностью, лаской, добротой и т.п)
- Почему?
(появляются слайды – фотографии мам, запись - дорогие наши любимые мамочки, пословица о маме: при солнышке тепло, при матери добро)
На свете добрых слов
Живет немало.
Но всех добрее
И нежней одно:
Из двух слогов
Простое слово "мама",
И нету слов
Роднее, чем оно!
Мама! Какое великое слово! Мать дает жизнь своему ребенку. Мать волнуется и печалится, чтобы ребенок ее был здоров, сыт, счастлив. Мать - это окно в мир! Она помогает ребенку понять красоту мира. У мамы самое доброе, самое ласковое сердце, самые нежные, самые заботливые руки, которые умеют все. В ее сердце никогда не гаснет любовь!
Что значит слово «мама» для меня?
В нем твоя чуткость, теплота сердечная,
Готовность похвалить, простить, понять,
Твоя любовь, терпенье бесконечное.
Твой голос милый ясно слышу в нем,
Он силы придает и вдохновение,
Меня ты рада поддержать во всем,
А если надо – даришь утешенье.
В тебе источник всех моих побед,
Моих успехов и душевной силы.
Что значит слово «мама»?
Это свет, которым весь мой путь ты озарила.
В нем доброта твоих любимых рук,
Их нежностью вся жизнь моя согрета.
Ты, мамочка, мой самый близкий друг!
Спасибо тебе, милая, за это!
- А как вы заботитесь о своей маме??
9. Рассказ о папах.
Этого члена семьи в русских народных сказках называют "батюшкой" и "солнышком" Он сильный, надежный, мужественный. Он - глава семьи, поэтому он - добытчик и кормилец. Многие мальчики хотят быть похожими на него, стараются брать с него пример.
- О ком же идет речь?
(слайды фото пап)
- Назовите лучшие черты вашего папы.
10. Рассказ о братьях и сестрах.
- Если вас спросить, кто вам доставляет огромную радость, то вы, без сомненья, скажете - это …
(брат или сестра.)
- Поднимите руки те, у кого есть братья или сестры!
- Говорят: «Счастлив тот ребенок, у которого есть братья или сестры.»
- Почему так говорят?
(брат - это самый лучший друг, а сестра - самая верная подруга)
- Их тепло, поддержка, совет, помощь будут сопровождать каждого из вас всю жизнь, даже если вы будете жить в разных концах страны. Цените это!
- Как вы считаете, что необходимо, чтобы в семье между братьями и сестрами был лад и покой.
(надо уважать друг друга, уступать друг другу)
- А теперь, о ком мы должны поговорить?
(конечно о наших бабушках и дедушках)
- Что вы можете сказать о них?
(наши бабушки и дедушки очень мудрые люди, поэтому, когда нам нужен совет, можно смело обращайтесь к ним)
- Правильно. Хотя иногда мы этой помощью злоупотребляем.
(сценка)
1-я: Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?
2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала ...
1-я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу кончила!
2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.
Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.
2-я: Правда? Это ты их так балуешь?
l-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.
2-я: О, действительно строго.
l-я: Так, что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.
2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм ... »
У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том ... »
l-я: Так, хорошо.
2-я: «о-о и днем и ночью пес ученый ... »
l-я: Какой пес? Какой пес?
2-я: Ну, я не знаю какая у него порода.
l-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!
2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый ... »
l-я: Ну?
2-я: ... с авоськой ходит в гастроном.
l-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?
·2-я: Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.
l-я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?
2-я: Ее уже назвали.
l-я: Как?
2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки ...
- Ребята, а в ваших семьях ваши бабушки помогают вам с уроками?
-Чему учит эта сценка? (приучать себя к самостоятельности, не бабушки нам должны помогать, а мы им)
- Зачем мы говорили о маме, папе, братьях и сестрах, бабушках и дедушках?
(отношение в семье во многом зависят от нашего взаимоотношения с ними)
11. Подведение итогов.
- А сейчас наступил этап обмена информации, полученной в процессе совместного поиска, как его еще называют - « моментом истины».
- На какой вопрос нам осталось ответить? Что такое семья?
(дети отвечают своими словами)
- Вы все молодцы! А вот поэт на этот вопрос сказал почти такими же словами.
Семья - это счастье, любовь и удача.
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друге о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая наша семья.
- Наш урок подошел к концу. Понравился ли вам наш урок, поднимите руку, если « да».
- С какими впечатлениями и знаниями вы уходите, о чем вы расскажите своим близким дома?
- А на прощанье я хочу подарить вам памятки для вас и родителей.
- Давайте их прочитаем.
-Как вы думаете, для чего они нужны?
(следуя им, мы сохраним крепкую семью, прекрасные взаимоотношения)
Правильно, все это необходимо для того, чтобы семья была дружной и крепкой. Хотелось бы мне в конце нашего урока напомнить вам мудрую заповедь:
«Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
- Как вы думаете, что означают эти слова?
Памятка для детей.
- Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.
- Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
- Вам нравиться улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме каждый день. Это зависит только от вас самих.
- Говорите приятные, ласковые слова своим близким, не отказывайте никогда в помощи, предлагайте ее сами.
- А если взялись за дело сделайте его хорошо, с душой.
И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.
Памятки для родителей.
- Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте это.
- Как можно больше времени проводите вместе со своей семьёй, обсуждая прожитый день, делясь с проблемами, советуйтесь друг с другом.
- Не бойтесь просить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
- Старайтесь, чтобы друзья ребёнка обязательно бывали в вашем доме, - вы должны их хорошо знать.
- Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего ни будет от вас скрывать.
- Не заставляйте ребёнка свои тайны: «Мы всё должны знать о тебе» - этим вы ничего не добьётесь.
- Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способные понять и сопереживать.
- Будьте примером для ребёнка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.
- Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет своё гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.
Я и моя семья.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец.
Родители – во всём мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Проектная деятельность учащихся и родителей как способ взаимодействия семьи и школы"
Родительское собрание на тему "Проектная деятельность" с участием учащихся подготовивших проект на тему "Народная кукла"....
разработка открытого урока по проектной технологии по теме "Моя семья"
Подробный план урока по проектной технологии с упражнениями на интерактивной доске....
Роль проектной деятельности в становлении сотрудничества семьи и школы
Роль проектной деятельности в становлении сотрудничества семьи и школы велика. И это сотрудничество нами рассматривается как согласованное взаимодействие учителя, учеников и родителей, включающее в се...
Урок русского языка в третьем классе."Проектная деятельность. Семья слов."
А) Обобщение полученных знаний по теме: «Слово».Б) Завершение работы над проектом «Слово».В) Защита проектов....
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ И СЕМЕЙ С ДИСФУНКЦИЕЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Из опыта работы. Проект получился интересным как младшим, так и старшим детям....
Конспект учебного занятия. Проектная задача Семья слов
Демонстрация учащимися: - возможность применять знания в нестандартных условиях; - умения, работая в паре, создать конечный «продукт» - ,содержащий связное описание основных этапов решения...
Методические материалы к занятию в 2 классе по проектной деятельности. "Семья и семейные ценности"
Сопроводительная презентация к занятию....