Методическая разработка "Проектные работы в сотрудничестве с семьей" АНО Прогимназия "Гармония" учитель начальных классов Чальцева Марина Анатольевна 2014-2015 учебный год
методическая разработка (2 класс) на тему

Чальцева Марина Анатольевна

Данная методическая разработка предоставляет опыт по организации  проектной деятельности учащихся и их родителей, т.е.опыт учителя Чальцевой М.А.  по организации семейной проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnye_raboty_v_sotrudnichestve_s_semey.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

"Проектные работы в сотрудничестве с семьей"

АНО Прогимназия "Гармония"

учитель начальных классов Чальцева Марина Анатольевна

2014-2015 учебный год

        Среди многочисленных условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание ребенка, по праву ведущим считается семья. Она является той единственной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.                                                                                                      Следующим по силе воздействия на ребенка фактором после семьи выступает учебное заведение. Успех его положительного влияния на детей зависит от нравственно-психологического облика педагогов, их психолого-педагогической подготовки, отношения к своим обязанностям, а также от умения плодотворно сотрудничать с родителями.                                                                                                         Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности.                                                                        За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального образования. В Федеральном компоненте нового государственного стандарта начального школьного образования подчеркивается необходимость развития личностных качеств и способностей обучающихся, которое должно опираться на приобретённый ими опыт практической деятельности. В данном контексте особенную актуальность приобретает проектная деятельность, так как она:
• формирует ключевые компетенции учащихся;
• является способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации.
• является одним из способов достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС.
        Следует отметить, что образовательный процесс в нашей школе осуществляется на основе образовательной системы «Гармония», содержание которой даёт возможности формирования исследовательских способностей школьников, обеспечивающих умение объяснять механизмы процессов и явлений окружающего ребёнка мира.
        Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку, социальную гибкость, мобильность, что в дальнейшем, несомненно, поможет учащимся эффективно планировать и проектировать свою жизнь. А в случае, когда к проектной работе подключается и семья, возникает то взаимодействие семьи, школьника и педагога, которое приводит к обоюдному обогащению и углублению взаимопонимания всех сторон.
        Одной из наиболее интересных, на мой взгляд, является технология проектирования с привлечением семьи. Такая деятельность в социально одобряемой ситуации является наиболее эффективным направлением развития личности ребёнка. Она даёт самые богатые возможности для реализации себя как личности. Это объясняется тем, что в процессе работы над социальными проектами учащиеся в сотрудничестве с родителями и педагогом учатся:
• видеть проблемы, понимать её значимость и актуальность для себя и для социума;
• находить оптимальные способы её решения, не противоречащие существующим социальным нормам;
• находить позитивные способы общения и взаимопомощи;
• объективно оценивать свой личный вклад в коллективное дело;
• понимать значимость и взаимодополняемость каждого участника проекта;
• осознавать значимость реализации проекта, его конечного продукта для социума.
        Актуальность использования таких проектов заключается в соответствии его идеи требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание активной личности. Семейные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя; с общественной жизнью; с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом, с родителями и с педагогом.
        В качестве основных принципов деятельности педагога выступают:                                - принцип индивидуального подхода к личности на основе безоговорочного признания ее уникальности и ценности;                                                                                                                - принцип профессионального взаимодействия педагога со взрослыми, имеющими отношение к ребенку, учащемуся (родителями).                                                                                 Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.  И именно общий проект, семейный проект под руководством педагога объединит родителей и ребенка в достижении общей цели.                                                                                         Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.                        Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.                                                                                 В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.        Любой учебный проект имеет два аспекта:                                                        
для ученика – это возможность   творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;                                                                для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.                                                                                        А для того, чтобы родители охотно присоединились к ребенку в проектной деятельности педагог должен последовать совету М. П. Осиповой: «Прежде всего, постарайтесь убедить родителей в том, что без их помощи ваша работа по воспитанию детей будет не столь эффективной» . Работая с родителями, важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания. Успех взаимодействия во многом зависит от позиции педагога: недопустимы назидательность в общении, поучающий тон. Оказывая индивидуальную помощь и влияя на родителей, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт. Во взаимодействии с родителями педагог должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции.                        Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.                Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.                                                        Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. И здесь семейный проект - огромное подспорье в организации проектной деятельности. Ведь именно совместная  работа с родными людьми, которые тебя знают, понимают и принимают тебя таким, какой ты есть взывает сильнейшее желание выполнить свою часть работы лучше, не подводя тех, с кем ты работал.

Примерное распределение совместных проектных действий педагога, родителей и                                         детей на этапах проектирования.                                         

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания.

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта.

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерии успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение, консультации.

Выполнение

Выполнение проекта.

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы).

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов

(успехов и неудач).

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке.

Наблюдение. Направление процесса анализа

(если необходимо).

Защита проекта

 

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

                                                                                                                       

        Работа  по организации проектной деятельности в классе была начата еще в подготовительной группе детского сада, где обучались в 2012 - 2013 учебном году мои будущие первоклассники. В этот год мы с учениками выполнили коллективный проект "Город дивный, город чудный". Проект был посвящен Москве. Мы с детьми изучали историю возникновения Москвы, историю ее строительства, развития. Наши исследования мы оформили сначала книжкой - раскладушкой, а затем проектом - презентацией, который был опубликован на моем личном сайте в "социальной сети работников образования".                                                                                 Работу по изучению своего родного города мы с детьми продолжили в первом классе в 2013-2014 учебном году. Мне хотелось, чтобы ребята поняли, что любить можно и нужно эту маленькую тихую улочку в огромном городе,  что любят не за красоту, а потому что это своё, родное. Перед учениками была поставлена задача: узнать историю возникновения и развития своей улицы. Свои исследования дети под руководством педагога и с помощью родителей оформили в формате презентации. Каждая презентация была опубликована, а затем была оформлена общая презентация "Мой город, мой район, моя улица".                                                                                                Работа школьников над совместным проектом требовала особого внимания и контроля со стороны учителя. Очень важно было с первых дней научить детей работать в группе, потому что именно в группе осуществлялось:
• знакомство с материалом, планирование работы;
• распределение заданий внутри группы;
• обсуждение индивидуальных результатов работы;
• обсуждение общего задания группы (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);
• подведение итогов группового задания.
        В ходе тесного сотрудничества учителя, родителей и детей на протяжении всего проекта сформировалась система ценностей личности - развитие нравственного иммунитета ребёнка, его желания и умения находить материалы по истории развития своего города и работать с ними. Совместная исследовательская, познавательная и творческая деятельность обогатила духовный мир семьи, одноклассников, развила поведенческую, коммуникативную и творческую активность ребёнка.
         Защита проекта "Мой город, мой район, моя улица" была проведена в конце учебного года. Желание узнать как можно больше о своем городе привела к возникновению темы нового проекта.                                                                        2015 год - год 70-летия победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Поэтому темой семейного проекта 2014-2015 учебного года стала "Битва под Москвой". Перед детьми и родителями была поставлена задача: найти и представить информацию об одной из величайших битв Великой Отечественной войны в формате презентации. Родители, совместно с детьми, находили информацию, оформляли ее и представляли мне. Над каждой презентацией мы работали индивидуально с каждой семьей. Каждый: и ребенок, и родитель, и учитель имели право вносить свои предложения и изменения в проект. Затем эти предложения и изменения обсуждались и либо принимались, либо отклонялись. В результате проведенной работы каждая презентация была опубликована и вынесена на защиту. Каждая ученица под моим руководством подготовилась к защите презентации и выступила перед жюри. По окончании защиты были подведены итоги, по которым выявлены победители и призеры внутришкольного конкурса презентаций "Битва под Москвой". Таким образом, тема изучения истории возникновения и развития Москвы была продолжена в 2014-2015 учебном году.                                                        Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся  приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.                                                                         Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным и семейным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми и их родителями вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.                        Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка. Хочется выразить благодарность родителям моих второклассников. За их терпение и творчество, умение прийти на помощь. Благодаря их поддержке, у нас все получилось!

        Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.                        Анализируя процесс работы над проектом и её результат, можно утверждать, что в результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметной инновацией. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их в готовом виде от учителя или их учебников, участие учащихся в конкурсе проектных работ однозначно стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании.
        Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе.                Учителю проектная деятельность позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.
        Исходя из анализа результатов, можно сделать вывод, что при условии правильного выбора и адекватной организации проектной деятельности младших школьников, целенаправленном и систематическом её применении в учебном процессе можно ожидать повышения качества обученности школьников, их личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, что соответствует основным целям и задачам реализации ФГОС.

Использованная литература

1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. №9. – С.55-59.
2. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Ч.3: Социальное проектирование в школе: воспитание личности, полноценная внеурочная деятельность, формирование ключевых компетентностей: настольная книга современного педагога / Т.В. Лазарев. – Петрозаводск: Verso, 2012. – 153 с.: - (Серия «Это-то!»).
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2007. – 80с.                                                                                                                                       4. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. Дошкольное воспитание. 2003 г. № 3. 5. Меркулова Т.В., Дубинина Е.А. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика. Москва. Школьная пресса. 2010 г.                                             6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. Москва, Просвещение, 1996 г.                                                                                                

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

Рабочие программы, 3 класс,по УМК Виноградовой Н.Ф. "Начальная школа 21 века" на 2014-2015 учебный год

В данной работе содержатся рабочие прграммы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии и ИЗО. Все прграммы разработаны с опорой на авторские программы и с учётом...

Контрольная работа по математике в 4 классе за 1 четверть 2014 - 2015 учебный год. Школа России.

Контрольная работа по математике в 4 классе за 1 четверть 2014 - 2015 учебный год. Школа России. ФГОС.К учебнику Моро....

Открытый урок по математике в 1 классе Тема урока: «Совершенствование вычислительных и измерительных навыков учащихся.» Учитель начальных классов АНО Прогимназии «Гармония» Чальцева Марина Анатольевна Дата проведения: 23 апреля 2014 года.

Открытый урок по математике в 1 классеТема урока: «Совершенствование вычислительных и измерительных навыков учащихся.»Учитель начальных классов АНО Прогимназии «Гармония» Чальцева Марина АнатольевнаДа...

ПЛАН школьного методического объединения учителей начальных классов, реализующих ФГОС, на 2014-2015 учебный год

«Эффективность развития личности младшего школьника средствами современного урока»...

Отчет по самообразованию учителя начальных классов Бутенко Елены Эдуардовны 2014-2015 учебный год

        С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам.  Перед собой я поста...

Результативные методы технологии обучения в сотрудничестве, применяемые на уроках учителем начальных классов МБУ школы № 87 г.о. Тольятти Киселевой Еленой Анатольевной

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), который предпола...