Проектная работа: «Взаимодействие семьи и школы»
проект на тему
Цель проекта:
· создание условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи;
· обеспечение взаимодействия школы с родительской общественностью;
· привлечение родителей к участию в воспитательном процессе;
· разработка и реализация новых форм деятельности, поддерживающих сотрудничество семьи и школы в области нравственного становления детей и подростков семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vzaimodeystvie_semi_i_shkoly.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная работа: «Взаимодействие семьи и школы»
Цель проекта:
- создание условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи;
- обеспечение взаимодействия школы с родительской общественностью;
- привлечение родителей к участию в воспитательном процессе;
- разработка и реализация новых форм деятельности, поддерживающих сотрудничество семьи и школы в области нравственного становления детей и подростков семьи.
Задачи проекта:
- Использовать активные формы организации психолого-педагогического просвещения родителей.
- Активизировать работу органов родительского самоуправления через родительские комитеты школы и класса, ежегодное проведение общешкольных родительских собраний.
- Организовать методическую работу по освоению педагогами школы: методов изучения семьи; диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями; активных современных способов организации совместной деятельности родителей и детей.
- Оказание помощи семье в решении проблем воспитания, психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей.
- Оказание методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы.
- Способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлечения родителей в жизнедеятельность школы, классов.
- Создание материальной базы, обеспечивающей реализацию новых форм работы по нравственному воспитанию.
- Укрепление школьных традиций в работе с семьями учащихся.
- Защита прав и интересов ребёнка в асоциальных семьях.
- Привлечение внимания общественности к проблемам семьи и школы.
Основные принципы и подходы к реализации проекта:
- личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;
- принцип деятельностного подхода к воспитанию, предполагающий, что дети, родители, педагоги - субъекты воспитательной системы.
Планируемы результаты:
- Развитие совместной деятельности семьи и школы.
- Усиленное информирование родителей о жизнедеятельности школы, класса.
- Повышение педагогической компетентности родителей обучающихся.
- Решение актуальных проблем жизнедеятельности школы.
- Развитие взаимопонимания детей, родителей и педагогов.
- Получение объективной информации о семьях обучающихся, установление обратной связи с родителями.
- Реализация программ для работы с родителями будущих первоклассников.
- Привлечение родителей в общественную и внутреннюю жизнь школы, класса.
Срок реализации проекта: один учебный год. Участники проекта: учащиеся школы, родители, педагоги, психологи.
Этапы и условия реализации проекта
Проект состоит из трех этапов:
Первый этап - организационно-подготовительный.
Цель: создание банка данных о семьях учащихся. На этом этапе проводится диагностика и
составление социального паспорта школы.
Второй этап - практический.
Цель: налаживание связи: школа - ребенок - семья. Необходимо, чтобы семейное воспитание находилось в гармонии со школьным воспитанием, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы. Поэтому значительное место в реализации проекта отводится психолого-педагогическому просвещению родителей, которое предполагает разнообразные формы работы.
Третий этап - рефлексия.
Цель: подведение итогов, мониторинг, анализ результатов, эффективности реализации проекта, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Условия реализации проекта:
- Установление партнерских отношений семьи и школы.
- Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями учащихся.
- Насыщение проекта различными формами совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов.
- Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.
- Активное включение в работу с семьей администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, воспитателей ГПД.
Основные направления реализации проекта:
1. Диагностика семей обучающихся:
- изучение структуры семейных ролей, семьи – как системы;
- изучение особенностей воспитания родителей, процессов взаимодействия родителей с детьми;
- изучение влияния супружеских взаимоотношений на детей;
- составление характеристик семей обучающихся.
2. Работа с социально неблагополучными семьями:
- составление социального паспорта класса;
- составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей;
- обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей;
- адресная материальная помощь малообеспеченным семьям.
3. Формы взаимодействия педагогов и родителей:
- создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы;
- организация работы родительских комитетов классов, общешкольного родительского комитета;
- проведение дня открытых дверей в школе;
- тематические родительские собрания;
- праздники семьи и класса, семейные гостиные;
- спортивные состязания "Мама, папа, я - спортивная семья";
- совместные экскурсии, викторины;
- дни открытых дверей в школе;
- выставки семейного творчества;
- фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом"; "Профессии моей семьи", "Мой папа-защитник отечества", "Самая, самая…";
- индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;
- тематические беседы с обучающимися и их родителями;
- родительские конференции.
Система взаимодействия школы и семьи:
Школа | Семья |
Информирует семью о планах работы. | Оценивает влияние данной работы на детей. |
Раскрывает сложные проблемы. | Определяет меру содействия их решению. |
Приглашает принять участие в чем-либо. | Откликается на приглашение, участвует. |
Сообщает о необходимости помощи. | Предлагает помощь, выдвигает предложения. |
Организует общее дело. | Участвует в общих делах. |
4. Организация полезного досуга, создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся, пропаганда здорового образа жизни, включение семей в воспитательный процесс.
Формы деятельности | Мероприятия |
Познавательная | Дни науки, предметные недели, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, олимпиады, выпуск предметных и межпредметных газет. |
Трудовая | Оформление и озеленение кабинета, благоустройство и озеленение школьного двора. |
Досуговая | Совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, туристические походы, экскурсионные поездки, выставки творческих работ. |
Спортивная | Дни здоровья, спортивные праздники ("Мама, папа, я - спортивная семья"). |
5. Организация психолого-педагогического ознакомления родителей через:
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы;
- педагогические лектории;
- дни открытых дверей;
- оказание психологической помощи.
6. Создание программы по подготовке родителей будущих первоклассников.
Сущность программы заключается в помощи родителям по подготовке ребенка к школе. Направления деятельности программы:
- психолого-педагогическая диагностика уровня готовности ребенка к школе;
- консультации для родителей по итогам диагностики;
- индивидуальные собеседования родителей с администрацией ОУ, психологом, учителями начальных классов, логопедом;
- анкетирование родителей;
- вручение родителям памяток "Что должен уметь первоклассник";
- проведение воспитательных мероприятий для родителей будущих первоклассников (день открытых дверей для будущих первоклассников).
Перспективы дальнейшего развития проекта:
При грамотной и активной реализация проекта родители должны более усердно интересоваться делами школы, предлагать свою помощь в решении проблем школы и класса, с удовольствием участвовать в школьных праздниках, начинать зарождать классно-семейные и школьные традиции: совместные чаепития, спортивные мероприятия, поездки на экскурсии и т.д.
Реализация проекта способствует улучшению микроклимата в школе, развитию отношений между семьёй и школой, решению многих школьных повседневных проблем. Родители приобщаются к школьной жизни детей. Результатом взаимодействия классного руководителя, педагогов, психологов с родителями становится постоянная забота о развитии личности ребенка, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, положении в коллективе, самооценке, способностях и перспективах их развития, особенностях характера и их учете в общении с ребенком. Особенностью проекта является открытое свободное взаимодействие родителей и школы, предусматривающее выполнение данного проекта. Такая стратегия является важным фактором развития педагогической системы школы. Успешность школьной жизни обучающихся зависит от уровня сотрудничества всех субъектов педагогического процесса, в том числе и семьи. Проект может реализоваться в любом образовательном учреждении РФ, целью которого является создание условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и школы
•Создание эффективной системы работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.Задачи:Создание оптимальных условий функционирован...
Взаимодействие семьи и школы (из опыта работы)
Взаимодействие семьи и школы (из опыта работы)...
Родительское собрание "Проектная деятельность учащихся и родителей как способ взаимодействия семьи и школы"
Родительское собрание на тему "Проектная деятельность" с участием учащихся подготовивших проект на тему "Народная кукла"....
«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»
· оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;· создание условий дл...
Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"
Образование – это не только обучение и развитие, но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...
Взаимодействие семьи и школы. Работа классного руководителя с семьёй.
Этапы работы классного руководителя с семьёй. Тематика родительских собраний для начальной школы. Советы психолога при проведении родительских собраний....
Статья (из опыта работы ) Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно – нравственного воспитания младших школьников.
В статье представлен опыт работы по взаимодействию семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников. Задачи, стоящие перед школой, учителем и пути их осуществления....