Проектная работа: «Взаимодействие семьи и школы»
проект на тему

Дубасова Ольга Владимировна

Цель проекта:

·        создание условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи;

·        обеспечение взаимодействия школы с родительской общественностью;

·        привлечение родителей к участию в воспитательном процессе;

·        разработка и реализация новых форм деятельности, поддерживающих сотрудничество семьи и школы в области нравственного становления детей и подростков семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vzaimodeystvie_semi_i_shkoly.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа: «Взаимодействие семьи и школы»

Цель проекта:

  • создание условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи;
  • обеспечение взаимодействия школы с родительской общественностью;
  • привлечение родителей к участию в воспитательном процессе;
  • разработка и реализация новых форм деятельности, поддерживающих сотрудничество семьи и школы в области нравственного становления детей и подростков семьи.

Задачи проекта:

  1. Использовать активные формы организации психолого-педагогического просвещения родителей.
  2. Активизировать работу органов родительского самоуправления через родительские комитеты школы и класса, ежегодное проведение общешкольных родительских собраний.
  3. Организовать методическую работу по освоению педагогами школы: методов изучения семьи; диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями; активных современных способов организации совместной деятельности родителей и детей.
  4. Оказание помощи семье в решении проблем воспитания, психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей. 
  5. Оказание методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы. 
  6. Способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлечения родителей в жизнедеятельность школы, классов. 
  7. Создание материальной базы, обеспечивающей реализацию новых форм работы по нравственному воспитанию. 
  8. Укрепление школьных традиций в работе с семьями учащихся. 
  9. Защита прав и интересов ребёнка в асоциальных семьях. 
  10.  Привлечение внимания общественности к проблемам семьи и школы.

Основные принципы и подходы к реализации проекта:

  • личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;
  • принцип деятельностного подхода к воспитанию, предполагающий, что дети, родители, педагоги - субъекты воспитательной системы.

Планируемы результаты:

  1. Развитие совместной деятельности семьи и школы.
  2. Усиленное информирование родителей о жизнедеятельности школы, класса.
  3. Повышение педагогической компетентности родителей обучающихся.
  4. Решение актуальных проблем жизнедеятельности школы.
  5. Развитие взаимопонимания детей, родителей и педагогов.
  6. Получение объективной информации о семьях обучающихся, установление обратной связи с родителями.
  7. Реализация программ для работы с родителями будущих первоклассников.
  8. Привлечение родителей в общественную и внутреннюю жизнь школы, класса.

Срок реализации проекта: один учебный год. Участники проекта: учащиеся школы, родители, педагоги, психологи.

Этапы и условия реализации проекта

Проект состоит из трех этапов:

Первый этап - организационно-подготовительный.

Цель: создание банка данных о семьях учащихся. На этом этапе проводится диагностика и

составление социального паспорта школы.

Второй этап - практический.

Цель: налаживание связи: школа - ребенок - семья. Необходимо, чтобы семейное воспитание находилось в гармонии со школьным воспитанием, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы. Поэтому значительное место в реализации проекта отводится психолого-педагогическому просвещению родителей, которое предполагает разнообразные формы работы.

Третий этап - рефлексия.

Цель: подведение итогов, мониторинг, анализ результатов, эффективности реализации проекта, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Условия реализации проекта:

  • Установление партнерских отношений семьи и школы.
  • Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями учащихся.
  • Насыщение проекта различными формами совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов.
  • Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.
  • Активное включение в работу с семьей администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, воспитателей ГПД.

Основные направления реализации проекта:

1. Диагностика семей обучающихся: 

  • изучение структуры семейных ролей, семьи – как системы;
  • изучение особенностей воспитания родителей, процессов взаимодействия родителей с детьми;
  • изучение влияния супружеских взаимоотношений на детей;
  • составление характеристик семей обучающихся.

2. Работа с социально неблагополучными семьями: 

  • составление социального паспорта класса;
  • составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей;
  • обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей;
  • адресная материальная помощь малообеспеченным семьям.

3. Формы взаимодействия педагогов и родителей: 

  • создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы;
  • организация работы родительских комитетов классов, общешкольного родительского комитета;
  • проведение дня открытых дверей в школе;
  • тематические родительские собрания;
  • праздники семьи и класса, семейные гостиные;
  • спортивные состязания "Мама, папа, я - спортивная семья";
  • совместные экскурсии, викторины;
  • дни открытых дверей в школе;
  • выставки семейного творчества;
  • фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом"; "Профессии моей семьи", "Мой папа-защитник отечества", "Самая, самая…";
  • индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;
  • тематические беседы с обучающимися и их родителями;
  • родительские конференции.

Система взаимодействия школы и семьи:

Школа

Семья

Информирует семью о планах работы.

Оценивает влияние данной работы на детей.

Раскрывает сложные проблемы.

Определяет меру содействия их решению.

Приглашает принять участие в чем-либо.

Откликается на приглашение, участвует.

Сообщает о необходимости помощи.

Предлагает помощь, выдвигает предложения.

Организует общее дело.

Участвует в общих делах.

4. Организация полезного досуга, создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся, пропаганда здорового образа жизни, включение семей в воспитательный процесс.

Формы

деятельности

Мероприятия

Познавательная

Дни науки, предметные недели, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, олимпиады, выпуск предметных и межпредметных газет.

Трудовая

Оформление и озеленение кабинета, благоустройство и озеленение школьного двора.

Досуговая

Совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, туристические походы, экскурсионные поездки, выставки творческих работ.

Спортивная

Дни здоровья, спортивные праздники ("Мама, папа, я - спортивная семья").

5. Организация психолого-педагогического ознакомления родителей через:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы;
  • педагогические лектории;
  • дни открытых дверей;
  • оказание психологической помощи.

6. Создание программы по подготовке родителей будущих первоклассников.

Сущность программы заключается в помощи родителям по подготовке ребенка к школе. Направления деятельности программы:

  • психолого-педагогическая диагностика уровня готовности ребенка к школе;
  • консультации для родителей по итогам диагностики;
  • индивидуальные собеседования родителей с администрацией ОУ, психологом, учителями начальных классов, логопедом;
  • анкетирование родителей;
  • вручение родителям памяток "Что должен уметь первоклассник";
  • проведение воспитательных мероприятий для родителей будущих первоклассников (день открытых дверей для будущих первоклассников).

Перспективы дальнейшего развития проекта:

При грамотной и активной реализация проекта родители должны более усердно  интересоваться делами школы, предлагать свою помощь в решении проблем школы и класса, с удовольствием участвовать в школьных праздниках, начинать зарождать классно-семейные и школьные традиции: совместные чаепития, спортивные мероприятия, поездки на экскурсии и т.д.

Реализация проекта способствует улучшению микроклимата в школе, развитию отношений между семьёй и школой, решению многих школьных повседневных проблем. Родители приобщаются к школьной жизни детей. Результатом  взаимодействия классного руководителя, педагогов, психологов с родителями становится постоянная забота о развитии личности ребенка, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, положении в коллективе, самооценке, способностях и перспективах их развития, особенностях характера и их учете в общении с ребенком. Особенностью проекта является открытое свободное взаимодействие родителей и школы, предусматривающее выполнение данного проекта. Такая стратегия является важным фактором развития педагогической системы школы. Успешность школьной жизни обучающихся зависит от уровня сотрудничества всех субъектов педагогического процесса, в том числе и семьи. Проект может реализоваться в любом образовательном учреждении РФ, целью которого является создание условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и школы

•Создание эффективной системы работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.Задачи:Создание оптимальных условий функционирован...

Взаимодействие семьи и школы (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и школы (из опыта работы)...

Родительское собрание "Проектная деятельность учащихся и родителей как способ взаимодействия семьи и школы"

Родительское собрание на тему "Проектная деятельность" с участием учащихся подготовивших проект на тему "Народная кукла"....

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"

Образование – это не только обучение и развитие,  но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...

Взаимодействие семьи и школы. Работа классного руководителя с семьёй.

Этапы работы классного руководителя с семьёй. Тематика родительских собраний для начальной школы. Советы психолога при проведении родительских собраний....

Статья (из опыта работы ) Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно – нравственного воспитания младших школьников.

В статье представлен опыт работы по взаимодействию семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников. Задачи, стоящие перед школой,  учителем и пути их осуществления....