Индивидуальный образовательный план обучающегося с задержкой психического развития.
рабочая программа (1 класс) на тему
Индивидуальный учебный план составлен в соответствии с рекомендациями ПМПК по обучению ребенка с ЗПР в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iop.docx | 135.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.И.Суркова с.Владимировка муниципального района Хворостянский Самарской области
Индивидуальный образовательный план
для учащегося 1 класса ……………..,
составленная на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с задержкой психического развития и программы «Школа России»
на 2016 — 2017 учебный год
Составила учитель
начальных классов
Калябина Лариса Викторовна
2016 — 2017 учебный год
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………………3
- Нормативные документы для разработки индивидуального плана………………….3
- Цель и задачи деятельности учителя…………………………………………………...3
- Образовательные потребности обучающихся с ЗПР……………………….............4-5
- Характеристика учащегося……………………………………………………………...6
- Образовательный компонент
- Пояснительная записка………………………………………………………………….7
- Обучение грамоте. Письмо и чтение………………………….......................................7
- Русский язык……………………………………………………………………………..8
- Литературное чтение…………………………………………………………………...12
- Математика…………………………………………………………………..................14
- Окружающий мир………………………………………………………………………18
- Изобразительное искусство…………………………………………………………....19
- Технология…………………………………………………………………...................20
- Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью…………………………………................23
- Коррекционный компонент
- Программа коррекционных занятий…………………………………………………30
Пояснительная записка
Обучающиеся с задержкой психического развития— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции, отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной норм.
1. Нормативные документы для разработки индивидуального плана
Нормативно-правовую базу разработки индивидуального образовательного плана обучающихся с задержкой психического развития составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с задержкой психического развития;
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития;
- адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ГБОУ СОШ с.Владимировка;
- Учебный план специального (коррекционного) обучения;
- Устав ГБОУ сОШ с.Владимировка
Реализация адаптированного образовательного плана направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
2. Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.
Задачи:
1 . Создать условия для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного класса:
— организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;
— создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
— формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;
— применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;
— адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
— адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
- Создать условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:
— организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;
— организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
— использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
- Привлекать дополнительные ресурсы, поддержки :
— специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в инклюзивном классе;
— формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров
— организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
- Повышать профессиональную компетенцию.
3.Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ФИО, 29.07.09 г.р.,
обучающегося 1 класса (программа 7.1) первый год обучения.
Поступил в школу 1 сентября 2016 года.
Заключение ПМПк: От 15.12.2016 г. Задержка психического развития (F 83) вследствие ПП ЦНС. Гидроцефальный синдром (G 91.0.). Общее недоразвитие речи III уровень.
Рекомендации: Обучение по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариан ФГОС НОО – 7.1 – для поступающих в 1 класс).
До школы ребёнок детский сад не посещал, а воспитывался мамой и бабушкой. Мальчик из не полной семьи. Наблюдается благоприятный психологический климат в семье (доверительные отношения между всеми членами семьи). Мама и бабушка уделяют должное внимание внешнему виду и одежде ребёнка. Мама постоянно интересуется учёбой и поведением сына в школе.
Внешний вид ребёнка благоприятный. Достаточно развит физически. …….. спокойный, малоподвижный. В некоторых ситуациях наблюдается заторможенность. С малознакомыми людьми замкнутый, необщительный. С детьми в классе старается в контакт не вступать. Реакция на одобрение и замечания не всегда адекватная. На уроках редко поднимает руку, не стремится достичь поставленной цели, при встречающихся затруднениях редко обращается за помощью. Помощь взрослого использует непродуктивно. Поручения педагогов выполняет без особого желания.
У ребёнка ограничен объём памяти, снижена прочность запоминания, неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Для ребёнка требуются постоянные повторения и подсказки.
Внимание неустойчивое, его трудно собрать, сконцентрировать и удержать на протяжении любой деятельности. Снижена скорость выполнения перцептивных операций: ребёнок испытывает затруднения в обследовании предмета, не проявляет выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегает к практическим способам ориентировки в свойствах предмета.
Собственная речь невнятная, «смазанная», с нарушением звукопроизношения: [з-ж, р-р`].
Наблюдается недостаточная речевая активность.
У ребёнка положительное отношение к школе. Мальчик быстро утомляется, что сказывается на ухудшении качества работы. Способен работать лишь при наличии пошаговой инструкции. Мальчик слабо удерживает цель деятельности, не способен самостоятельно её спланировать. В процессе деятельности трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом одобрении. Для преодоления трудностей в обучении, ……. необходимы помощь логопеда и индивидуальный подход
Продолжительность учебного года:
- I класс – 33 учебных недели,
- II-IV классы - 34 учебных недели
Продолжительность учебной недели:
- I класс – 5 дней
Продолжительность урока:
- для I класса – 35 минут в I, II четвертях, 40 минут в III, IV четвертях
Режим работы:
- учебные занятия в I смену
- в I классе – пятидневная рабочая неделя, используется «ступенчатый» режим обучения, а именно: в сентябре-октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае – по 4 урока по 40 минут каждый;
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г., а также планируемыми результатами начального общего образования на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией С.Г.Шевченко, 2006 г. с учетом возможностей программы «Школа России»и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту. В основу разработки программы развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Планируемые результаты освоения обучающимся
адаптированной программы 1 класса начальной школы
- ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
В обучении грамоте выделяются 3 периода: подготовительный, букварный и послебукварный. В течение этого времени ведется работа по развитию фонематического слуха детей; обучению их первоначальному письму; расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности; обогащению словаря уч-ся и развитию письменного вида речи (письмо). Учитывая разный уровень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первоначальных умений и навыков письма.
Одной из важных задач обучения русскому языку в 1 -4 классах является формирование навыков каллиграфически правильного написания слов. В 1 классе эта задача выступает в качестве самостоятельной цели
Требования к уровню подготовки обучающегося
Учащийся должен знать:
• все буквы русского алфавита, соотносить звуки с буквами, которые их обозначают; основные отличия звуков от букв, использовать в активной речи термины звук, буква;
- правила гигиены письма
Учащийся должен уметь:
- последовательно выделять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением;
- различать гласные и согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие, глухие согласные звуки, правильно их называть; использовать в активной речи термины гласный звук, согласный звук, твердый coгласный звук, мягкий согласный звук, глухой согласный звук, звонкий согласный звук;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и, е, ё,ю,я и мягким знаком (ь);
- правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения; различать сходные по начертанию буквы (о-а, и-у, л-м, и-ш, п-т, н-к, д-б, г-р, г-п, Р-П, Е-3);
- определять и обозначать в слове ударную гласную, использовать термин ударение', делить слова на слоги, выделять предложение (заглавной буквой и точкой); использовать термин предложение; вычленять слова из предложений, состоящих из двух—пяти слов; использовать термин слово;
- писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;
- списывать с печатного и рукописного текста слова и предложения, опираясь на орфографическое чтение и зрительное восприятие списываемого, проверять правильность выполненной работы;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и текст, состоящий из таких слов (15—20 слов).
Чтение
Учащийся должен знать:
- все буквы русского алфавита, соотносить звуки с буквами, которые их обозначают;
- основные отличия звуков от букв,
- использовать в активной речи термины звук, буква;
- правила гигиены письма и чтения;
- наизусть три—пять стихотворений.
Учащийся должен уметь:
- различать гласные и согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие, глухие согласные звуки, правильно их называть;
- использовать в активной речи термины гласный звук, согласный звук, твердый coгласный звук, мягкий согласный звук, глухой согласный звук, звонкий согласный звук;
- определять и обозначать в слове ударную гласную, использовать термин ударение,
- использовать термин предложение;
- вычленять слова из предложений, состоящих из двух—пяти слов;
- использовать термин слово;
- читать сознательно, правильно, плавно небольшие тексты (15-20 слов в минуту);
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение, рассказывать, о чем слушали, давать простейшую оценку прочитанного (по вопросам учителя или по иллюстрациям), соблюдая соответствующую громкость и темп высказываний;
- употреблять слова приветствия, прощания, благодарности, выражающие просьбу.
- РУССКИЙ ЯЗЫК
По окончании 1-го класса в области «Система языка»: фонетика, орфоэпия, графика учащийся научится:
— слушать и различать звуки речи;
— различать звуки и буквы;
— выделять отдельные звуки в словах;
— определять количество звуков и их последовательность в словах;
— различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные звонкие и глухие, парные и непарные по звонкости-глухости;
— различать твердые и мягкие согласные звуки, только твердые ([ж], [ш], [ц]) и только мягкие согласные звуки ([ч’], [щ’], [й’]);
— определять способы обозначения мягкости согласных звуков на письме (буква мягкий знак (ь), буквы е, ё, ю, я);
— правильно писать сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
— использовать небуквенные графические средства (пробел между словами, знак переноса, абзац при списывании).
Учащийся учится (имеет возможность научиться):
— слышать звучание русской речи и узнавать ее;
— понимать смыслоразличительную роль звуков и ударения в слове (маска — марка, кружки — кружки);
— определять случай расхождения звукового и буквенного состава слов (нора — норы, дуб — дубы, кон — конь, ёлка);
— выделять (называть, узнавать) буквы е, ё, ю, я, которые в начале слова обозначают два звука;
— различать на слух слабые и сильные позиции звуков в слове.
Лексика
Учащийся научится:
— различать слова близкие по смыслу и слова противоположные по смыслу.
Учащиеся учатся (получат возможность научиться):
— подбирать слова, соответствующие теме текста, рисунка;
— различать смысловые и эмоциональные оттенки слов.
Морфология. Слово
Учащийся научится:
— различать реальные предметы, их действия и признаки и слова, которые называют данные предметы, их действия и признаки;
— различать слова-названия предметов, слова-названия действий предметов, слова-названия признаков предметов;
— различать (выделять) имена собственные;
— орфографически правильно записывать имена собственные.
Учащийся учится (имеет возможность научиться):
— различать слова, близкие и противоположные по смыслу;
— устанавливать последовательность слов, называющих действия, в порядке нарастания их качества (идет, бежит, мчится).
Синтаксис и пунктуация. Предложение
Учащийся научится:
Предложение:
— понимать, что наша речь состоит из предложений, различных по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске);
— различать предложения и группы слов, не выражающих законченную мысль;
— объяснять основные признаки предложения: законченность мысли и завершенность интонации;
— различать предложение-сообщение, предложение-вопрос, предложение-просьбу, приказ, совет;
— составлять предложения из данных слов, если надо, изменяя форму слов;
— выделять (слышать) предложения в звучащем тексте и в написанном тексте без знаков препинания (в небольших текстах из простых предложений в 4-5 слов с четкой грамматической основой);
— грамотно оформлять предложение на письме:
раздельно писать слова в предложении;
употреблять прописную букву в начале предложения и знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знак) в конце предложения;
— грамотно списывать тексты (10-12 слов) без искажения слов и пропуска букв с печатного и письменного текста.
Учащийся учится (имеет возможность научиться):
— различать предложение по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окрашенности (восклицательные и невосклицательные предложения);
— составлять предложения из слов, данных в начальной форме;
— записывать небольшие стихотворные тексты, загадки по памяти.
Речевое развитие
Учащийся научится:
— применять на практике умение выбирать в соответствии с речевой ситуацией слова, выражения, интонацию общения;
— соблюдать нормы речевого этикета;
— подбирать заглавие к данному тексту, составлять небольшие тексты на заданную тему, предлагать предложения-подписи к иллюстрации;
— придумывать сказки, истории по рисунку или предложенному началу («Однажды…»);
— интонировать тексты (выбирать интонацию) в соответствии с их особенностями (сказка, загадка, пословица, скороговорка, колыбельная песня), соблюдая нормы современного русского литературного языка;
— точно в соответствии с речевой ситуацией, выбирать слова, которые описывают окружающий мир (природу, события в классе и т.д.) или то, что изображено на рисунке;
— различать смысловые и эмоциональные оттенки слов.
Учащиеся учатся (имеют возможность научиться):
— строить монологические высказывания (с участием учителя) по аналитическим планам, вести диалог;
— толковать значение слов по контексту или при подборе слов-синонимов и слов-антонимов.
Орфография и пунктуация
Учащийся научится:
— применять на практике правила правописания:
прописная (большая) буква в начале предложения, в именах собственных (в именах людей, кличках животных);
написание слов с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу (в ударных слогах);
обозначение на письме мягкости согласных звуков мягким знаком (ь) и буквами е, ё, ю, я;
написание слов типа яма, ёлка;
правописание слов с непроверяемыми орфограммами, указанными в программе;
— употребление знаков препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак) в зависимости от цели высказывания предложений и эмоциональной окраски;
— правильно, безошибочно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным текстом;
— писать под диктовку тексты с известными орфограммами.
Учащийся учится (имеет возможность научиться):
— находить слова в предложении, в тексте, в которых произношение безударных гласных и парных согласных звуков в конце слова расходится с их обозначением на письме;
— находить слова-помощники (проверочные слова) для правильного написания слов с безударными гласными и парным согласными в конце слова.
- ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
У ученика наблюдается нарушение техники чтения, вследствие нарушения звукопроизношения и темпа, нарушения прослеживания строки, понимание смысла вследствие психо-речевого недоразвития. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов: чтение слоговых таблиц, опора на предварительный и тщательный анализ текста и словарную работу, громкое чтение, прослеживание строки с помощью линейки.
Учащийся научится:
Виды речевой и читательской деятельности
- воспринимать на слух различные виды текстов,
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах; мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя;
- читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
- проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
- различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
- принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
- уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
- называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
- различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
- анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
- читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Учащийся получит возможность научиться:
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению;
- читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению».
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.
Учащийся научится:
Творческая деятельность
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
- восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
- составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).
Учащийся получит возможность научиться:
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;
- составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
- сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами.
Учащийся научится:
Литературоведческая пропедевтика:
- различать произведения по жанру: загадка, песенка, загадка, потешка (малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);
- отличать прозаический текст от поэтического;
- отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом.
- называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.
Учащийся получит возможность научиться:
- Отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами.
- Находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
- МАТЕМАТИКА
По причине снижения способности запоминать, недостаточного развития всех видов памяти на уроках активно будут использованы зрительные опорные карточки. Для компенсации нарушений представлений о натуральном виде чисел и о счетных операциях обучение будет проходить с опорой на предметно практическую деятельность, с использованием счетной линейки, цифрового ряда, цифрового домино.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
- читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», « <», « =», термины «равенство» и «неравенство») и упорядочивать числа в пределах 20;
- объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;
- выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;
- распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
- выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
Учащийся получит возможность научиться:
- вести счет десятками;
- обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Учащийся научится:
- понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
- выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
- выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
- объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
Учащийся получит возможность научиться:
- выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
- называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
- проверять и исправлять выполненные действия.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
- решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
- составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
- устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
- составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению;
Учащийся получит возможность научиться:
- составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
- отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
- проверять и исправлять неверное решение задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
- понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
- описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
- находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
- находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Учащийся получит возможность научиться:
- выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;
- чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
- выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Учащийся получит возможность научиться:
- соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 д, 8 см, 13 см).
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
- читать небольшие готовые таблицы;
- строить несложные цепочки логических рассуждений;
- определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Учащийся получит возможность научиться:
- определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами.
- ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
У учащегося наблюдается недоразвитие словаря, снижение способности связной речи вследствие задержки темпа психоречевого развития. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов, создание специальных условий: проводится словарная работа – толкование смысла слова, подбор синонимов, антонимов, подбор родственных слов, опора на план, наглядность, пересказ по вопросам.
Обучающийся научится:
--- правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
— различать флаг и герб России;
— узнавать некоторые достопримечательности столицы;
— называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
— проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
— проводить опыты с водой, снегом и льдом;
— различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
— различать овощи и фрукты;
— определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
— описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
— сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
— сравнивать реку и море;
— использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
— находить на глобусе холодные и жаркие районы;
— различать животных холодных и жарких районов;
— изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
— различать прошлое, настоящее и будущее;
— называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
— соотносить времена года и месяцы;
— находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
— объяснять причины возникновения дождя и ветра;
— перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
— ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
— мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
— раздельно собирать мусор в быту;
— соблюдать правила поведения в природе;
— правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
— подбирать одежду для разных случаев;
— правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
— правильно переходить улицу;
— соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
— различать виды транспорта;
— соблюдать правила безопасности в транспорте.
- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
- ТЕХНОЛОГИЯ
У учащегося наблюдается нарушение ориентировки в пространстве и на плоскости, недоразвитие общей и мелкой моторики. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов: опора на графические схемы, словесный анализ, использование зрительных опор, применение ориентиров на листе, пальчиковая гимнастика.
Обучающийся научится:
- воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;
- называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;
- организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;
- различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;
- проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу;
- объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).
Обучающийся получит возможность научиться:
- уважительно относится к труду людей;
- определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
- организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;
- отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
- анализировать предметы быта по используемому материалу.
- Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
Группа БУД действий | Перечень учебных действия | Образовательная область | Учебный предмет |
Личностные учебные действия | осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга | Филология | Русский язык Чтение |
Математика | Математика | ||
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Филология | Русский язык Чтение | |
Технологии | Технология | ||
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; | Филология | Русский язык Чтение | |
Искусство | Музыка Изобразительное искусство | ||
Физическая культура | Физическая культура | ||
Технологии | Технология | ||
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей | Филология | Русский язык Чтение | |
Естествознание | Окружающий мир | ||
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Филология | Русский язык Чтение | |
Математика | Математика | ||
Технологии | Технология | ||
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе | Филология | Русский язык Чтение | |
Физическая культура | Физическая культура | ||
Технологии | Технология | ||
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе | Филология | Русский язык Чтение | |
Естествознание | Окружающий мир | ||
Коммуникативные учебные действия | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс) | Филология | Русский язык Чтение |
Математика | Математика | ||
Естествознание | Окружающий мир | ||
Физическая культура | Физическая культура | ||
Технологии | Технология | ||
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Филология | Русский язык Чтение | |
Математика | Математика | ||
Естествознание | Окружающий мир | ||
Искусство | Музыка Изобразительное искусство | ||
Физическая культура | Физическая культура | ||
Технологии | Технология | ||
обращаться за помощью и принимать помощь | Технологии | Технология | |
Искусство | Музыка Изобразительное искусство | ||
Математика | Математика | ||
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | Технологии | Технология | |
Искусство | Музыка Изобразительное искусство | ||
Математика | Математика | ||
Физическая культура | Физическая культура | ||
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | Технологии | Технология | |
Искусство | Музыка | ||
Изобразительное искусство | |||
Физическая культура | Физическая культура | ||
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми | Естествознание | Окружающий мир | |
Технологии | Технология | ||
Искусство | Музыка Изобразительное искусство | ||
Физическая культура | Физическая культура | ||
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации | Филология | Русский язык Чтение | |
Физическая культура | Физическая культура | ||
Регулятивные учебные действия | входить и выходить из учебного помещения со звонком | Филология Естествознание Математика Искусство Технологии Физическая культура | Русский язык Чтение, Окружающий мир Математика Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура |
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) | |||
пользоваться учебной мебелью | |||
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) | |||
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место | |||
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | |||
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников | |||
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов | |||
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | Естествознание | Окружающий мир | |
Познавательные учебные действия | выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | Филология | Русский язык |
Математика | Чтение | ||
Математика | |||
Естествознание | Окружающий мир | ||
Искусство | Изобразительное искусство | ||
устанавливать видо-родовые отношения предметов | Филология | Русский язык Чтение | |
Математика | Математика | ||
Естествознание | Окружающий мир | ||
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | Филология | Русский язык Чтение | |
Математика | Математика | ||
Естествознание | Окружающий мир | ||
Искусство | Изобразительное искусство | ||
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями | Филология | Русский язык Чтение | |
Математика | Математика | ||
Искусство | Музыка Изобразительное искусство | ||
читать | Филология | Русский язык Чтение | |
Естествознание | Окружающий мир | ||
писать | Филология | Русский язык | |
выполнять арифметические действия | Математика | Математика | |
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). | Язык и речевая практика Математика Искусство | Русский язык Чтение Математика Изобразительное искусство |
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Ступень: начальное общее образование
Класс: 1
Срок реализации: 1 года
Количество часов: 66 часов
Концепция
Современные условия развития общества и перемены в системе образования в условиях рыночной экономики диктуют необходимость изменения содержания образования, организационно-методическую перестройку образовательного процесса. Процесс реорганизации всей системы коррекционного образования подразумевает введение новых эффективных психолого-педагогических подходов к организации обучения и воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием. До настоящего времени не разработана система коррекционно-развивающей работы с детьми СКОУ VII вида, отсутствует созданная комплексная модель коррекционно-развивающей программы. В чрезвычайно сложной проблеме умственной отсталости вопрос о возможностях детей с интеллектуальными отклонениями в развитии является важным, так как по одному из главных положений олигофренопсихологии и коррекционной педагогики является утверждение, что дети с интеллектуальной недостаточностью способны к развитию, то есть у них могут возникать качественно новые психические образования. Также, рассматривая вопрос о развитии детей данной категории, следует подчеркнуть мысль о единстве основных закономерностей развития нормального и аномального ребёнка, высказанную врачом и психологом Г. Я. Трошиным, а затем чётко сформулированную и обоснованную Л. С. Выготским. Признание единства основных закономерностей развития детей в норме и при патологии направляет внимание педагогов-практиков на выявление недостатков, свойственных детям с отклонениями в развитии, и на определение имеющихся у них потенциальных возможностей. Биологическая неполноценность ребёнка с интеллектуальной недостаточностью создаёт препятствия усвоению им общечеловеческой культуры. Но при этом реально велика роль социальных факторов, которые, как известно, способствуют сглаживанию присущих ребёнку отклонений, содействуют его продвижению вперёд. Можно сделать вывод: коррекция недостатков психической деятельности и формирования личности школьника с отклонениями в развитии положительно воздействует на его психическое развитие и может давать значительные, но при этом ограниченные результаты, т. к. умственная отсталость является необратимым состоянием.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIIвида – это принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Современная практика коррекционно-развивающего образования включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок.
Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере.
Структура психики ребенка с нарушениями в развитии чрезвычайно сложна. В соответствии с теоретическими положениями Л. С. Выготского о структуре дефекта и возможностях его компенсации следует различать у ребенка первичный дефект и вторичные осложнения. Характерными для детей с интеллектуальным недоразвитием являются слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению и другие.
Обучение для ребенка с интеллектуальным недоразвитием более значимо, чем для нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения.
Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе. Такую помощь призваны оказать коррекционно-развивающие занятия по курсу «Коррекционные занятия».
Целью программы является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.
Основными задачами программы являются:
- создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;
- осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;
- развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
- формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные
- самостоятельные выводы;
- формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной
деятельности;
- развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
- воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.
Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нём.
Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую
деятельность. Для младших школьников – это игра. Поэтому учить и воспитывать следует, играя с ними.
Курс занятий по программе является коррекционно-направленным и должен опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения.
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции.
Этот принцип реализуется в двух аспектах: 1) этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.
2) постоянный контроль динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка, позволяющий вовремя вносить необходимые коррективы в коррекционно-развивающую работу.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию активной деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-либо препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
В процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами, особенно с развитием речи, математикой, ИЗО, ручным трудом, максимально используется материал, изучаемый на этих уроках.
Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей направленности.
Цель занятий: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Изучение индивидуальных особенностей детей позволяет планировать сроки коррекционной работы.
Занятия включены в Типовой базисный учебный план образовательного учреждения с начальными классами, для которых предусмотрено 2 часа в неделю за счет внеурочной деятельности для детей с ЗПР и за счет уроков английского языка для умственно отсталых детей. Продолжительность занятий с одним учеником или с группой 20–30 мин. В группы объединять по 3–4 ученика,у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается.
Принципами построения занятий являются:
- частая смена видов деятельности;
- повторяемость программного материала. Повторение одних и тех же заданий происходит в новых ситуациях на новых предметах. Это необходимо:
- чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям;
- для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит отдельный учитель. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. При организации коррекционных занятий обеспечивается субъективное переживание успеха учеником на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповых занятиях. С этой целью используется система условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий используется различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания, способные сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей. Важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.
Методы работы скомбинированы так, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся и реализовался охранительный режим обучения.
Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:
- развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;
- развитие в адекватном темпе;
- вовлечение в интересную деятельность;
- воздействие через эмоциональную сферу;
- объяснение материала в интересной форме;
- гибкая система контроля знаний и их оценки.
Программа рассчитана на младших школьников, и, соответственно, продолжительность обучения занимает 4 года.
Объем программы составляет:
в первом классе – 66 часов в год; во 2–4 классах – 68 часов в год.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (1 класс)
I. Вводное занятие – 2 часа.
Давайте познакомимся. Формирование эмоционального отношения к занятиям.
Диагностика уровня знаний детей о себе.
Диагностическое занятие. Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия.
II. Развитие восприятия, воображения и осязания – 29 часов.
- Осязание – 4 часа.
В мире запахов. Различение контрастных запахов. Одинаковые на ощупь. Различение предметов на ощупь. Определение названий различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения. Тёплое – холодное. Определение различных температурных свойств материала. Определение названий различных тепловых ощущений, опираясь на тактильные ощущения. Мокрое – сухое. Определение различных влажностных свойств материала. Определение названия мокрого или сухого предмета, опираясь на тактильные ощущения. Обозначение словом собственных ощущений.
- Восприятие качеств величины – 4 часа.
Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной величины. Раскрашивание предметов различной величины.
- Восприятие формы – 5 часов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Группировка предметов по форме. Раскрашивание предметов.
- Восприятие цвета – 2 часа.
Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный). Игры на подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов. Рисование и раскрашивание предметов. Конструирование.
- Восприятие пространства – 6 часов.
Пространственное ориентирование в схеме собственного тела. Дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (верх – сверху, сзади, справа, слева, за, под, около, низ – снизу, перед – спереди и т. п.), ориентирование в помещение по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги.
- Восприятие времени – 6 часов.
Сутки. Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. Работа с графической моделью «Сутки». Понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года. Обозначение временных представлений в речи.
- Слуховое восприятие – 2 часа.
Формирование умения слушать, прислушиваться, сосредоточиваться на звуке. Различение звуков окружающей среды и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам. Выполнение словесных поручений.
II.Развитие внимания – 8 часов.
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по визуальному образцу), составление простых узоров из карточек по образцу («Мозаика»), игры «Кто точнее нарисует», «Составь узор», «Запутанные дорожки». Активизация внимания путем сличения предмета с его силуэтом. Штриховка по трафарету и шаблону. Раскрашивание предметов.
- Развитие памяти – 7 часов.
Развитие объема и устойчивости слуховой, зрительной, двигательной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (2–3) без учета месторасположения, игры «Внимательный художник», «Найди отличия». Запоминание свойств предметов, узнавание их на основе названных свойств. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала. Зарисовка картинок.
- Развитие аналитико-синтетической сферы – 12 часов.
Развитие наглядно-действенного мышления. Описание различных свойств окружающих предметов. Практическое расчленение объекта на составные элементы. Выделение элементов, из которых состоит данный объект. Выделение основных признаков предмета. Нахождение конкретных различий. Сравнение предметов по заданному признаку. Выделение общего признака. Классификация предметов по заданному признаку.
- Развитие личностно-мотивационной сферы – 6 часов.
Знакомство с правилами общения. Обучение приёмам общения со сверстниками. Развитие произвольно рефлексивных действий в поведении и деятельности. Формирование мотивационной деятельности на действие контроля. Знакомство с понятиями «радость», «страх», «удивление», «злость». Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Основные требования к умениям учащихся:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- анализировать и сравнивать предметы по указанному признаку: форма, цвет, величина;
- различать основные цвета;
- классифицировать геометрические фигуры;
- обобщать предметы по определённым признакам;
- выбирать предмет по образцу;
- определять название предмета, форму предмета;
- складывать из счётных палочек элементарные предметы;
- ориентироваться в схеме собственного тела;
- ориентироваться в помещении и на листе бумаги по инструкции педагога;
- определять источник звука;
- угадывать предмет по вопросам с помощью осязания;
- различать речевые и неречевые звуки, звуки окружающей среды;
- выделять части суток;
- находить сходство и различие между изучаемыми предметами;
- классифицировать предметы по заданному признаку;
- раскрашивать предметные картинки, не выходя за контур;
- различать эмоциональные состояния других людей, проявлять чувство сопереживания.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
№ п/ п | Тема | Кол-во часов | Дата | Методики и задания | Оборудование | Межпредметные связи | ||||
Раздел I. Вводное занятие (2 часа) | ||||||||||
1 | Давайте познакомимся | 1 | Игры: «Знакомство», «Мяч» | Мяч | Выявление уровня знаний детей о себе, ближайшем окружении | |||||
2 | Диагностическое занятие | 1 | Диагностика мотивации, памяти. Игра «Что изменилось?» | Бланки с диагностическим материалом | Выявление уровня готовности к школьному обучению | |||||
Раздел II. Развитие восприятия и осязания (29 часов) | ||||||||||
3 | В мире запахов | 1 | Игры: «Угадай-ка», «Волшебный мешочек» | Кусочки душистого мыла, духи, кофе, чай, цветы. Зеркала. Набор пиктограмм. Аппликация «Ромашка» | Развитие речи. Ручной труд | |||||
4 | Осязание. Одинаковое на ощупь | 1 | Психогимнастика «Пылесос и пылинки». Игра «Найди одинаковые» | Образцы различных на ощупь материалов. Аппликация «Домик» | Развитие речи. Ручной труд | |||||
5 | Осязание. Тёплое или холодное | 1 | Игра «Моем посуду». Лепка «Завтрак для куклы» | Ёмкости с тёплой и холодной водой. Наборы игрушечной посуды. Пластилин, дощечки для лепки, салфетки | Развитие речи. Ручной труд | |||||
6 | Осязание. Мокрое или сухое | 1 | Игры «Лягушки», «Купание куклы». Рисование «Кружка для чая» | Ёмкости с тёплой водой. Мыло. Верёвки для просушки. Прищепки. Кукольная одежда | Обучение грамоте. ИЗО | |||||
7 | Восприятие качеств величины. Сопоставление двух предметов по высоте | 1 | Игры «Карлики – великаны», «Высокий – низкий» | Картинки с изображением высоких и низких предметов. Набор столбиков из цветного картона, различных по высоте. Буквы | Математика. Обучение грамоте | |||||
8 | Сопоставление двух предметов по длине | 1 | Игры «Кто быстрей», «Длинный – короткий» | Две ленты разной длины и разного цвета. Картинки с изображением предметов, разных по длине | Математика. Обучение грамоте. ИЗО | |||||
9 | Сопоставление двух предметов по ширине | 1 | Игра «Широкий – узкий» | Картинки с изображением предметов, разных по ширине. Полоски из цветного картона разной ширины | Математика. Обучение грамоте. ИЗО. Ручной труд | |||||
10 | Сопоставление двух предметов по толщине | 1 | Игры «Что толще?», «Кошки-мышки» | 2 книги – толстая, тонкая. Картинки с изображением толстых и тонких предметов | ||||||
11 | Восприятие формы. Форма предметов | 1 | «Контрастные фигуры». Игра «Почтовый ящик» | Рамки-вкладыши. Логический куб. Картинки с изображением предметов, разных по форме. Материалы для изготовления аппликации «Цыплёнок» | Математика. Ручной труд | |||||
12 | Круг. Его свойства | 1 | Игра «Найди круг» | Изображение Колобка. Картинки с изображением предметов, похожих на круг. Наборы геометрических фигур | Математика. ИЗО | |||||
13 | Квадрат. Его свойства | 1 | Игры «Найди похожее», «Кто быстрее» | Наборы геометрических фигур. Счётные палочки. Картинки с изображением предметов, похожих на квадрат | Математика. ИЗО | |||||
14 | Прямоугольник. Его свойства | 1 | Игра «Волшебный мешочек» | Наборы геометрических фигур. Счётные палочки. Картинки с изображением предметов, похожих на квадрат, круг, прямоугольник | Математика. ИЗО | |||||
15 | Треугольник. Его свойства | 1 | Игры «Конверты» «Найди треугольник» | Наборы геометрических фигур. Счётные палочки. Картинки с изображением предметов | Математика. ИЗО | |||||
16 | Восприятие цвета. В мире цвета | 1 | Игры «Радуга», «Я найду цвета везде» | 2 рисунка: чёрно- белый и цветной. Рисунки с изображением различных предметов. Цветные карандаши | Обучение грамоте. Математика. ИЗО. Развитие речи | |||||
17 | Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный) | 1 | Психогимнастика «Слушай хлопки». Упражнение «Сделаем матрёшкам бусы». Аппликация «Наклеим матрёшкам бусы» | Силуэты матрёшек. Цветные кружочки. Карандаши. Наборы счётных палочек | Математика. ИЗО. Ручной труд. Развитие речи. Обучение грамоте | |||||
18 | Восприятие пространства. Пространственное ориентирование в схеме собственного тела | 1 | Упражнение «Покажи правую (левую) руку, ногу...» Игра на внимание «Положи карандаш» | Текст стихотворения «Стоял ученик у развилки дорог В. Берестова. Силуэты мальчика, девочки | Обучение грамоте. Математика. ИЗО | |||||
19 | Ориентирование в пространстве. Справа – слева | 1 | Игры «Четвёртый лишний», «Что изменилось?» | Изображение берёзы, птиц, облака, зайца, медведя, солнца. Карточки. Карандаши | Математика . Обучение грамоте. ИЗО | |||||
20 | Ориентировка в пространстве. Пространственные отношения: над, на, под | 1 | Игры «На, над, под», «Отгадай загадку» | Карточки с изображением овощей, животных, дерева, яблок, грибочков. Карточки-задания | Математика. Ручной труд. Обучение грамоте. ИЗО | |||||
21 | Ориентирование в пространстве. Вверху – внизу | 1 | Игры «Калейдоскоп», «Путешествие», «Овощи – фрукты», «Чего не стало?» | Геометрические фигуры. Изображения вагончиков, фруктов, овощей. Карточки-задания | Математика. Развитие речи. Обучение грамоте. ИЗО | |||||
22 | Ориентирование в пространстве. Внутри – снаружи | 1 | Игры «Пятый лишний», «Наведём порядок», «Найди своё место», «Счёт пальцами» | Карточки-задания. Карандаши. Наборы геометрических фигур | Математика. ИЗО. Ручной труд | |||||
23 | Ориентирование в пространстве. Впереди, сзади, между | 1 | Игры «Что изменилось?», «Геометрическое лото» | Атрибуты к сказке «Репка». Карточки-задания. Карандаши | Математика. Развитие речи. ИЗО | |||||
24 | Ориентация во времени. Утро | 1 | Игра «Верно – неверно» | Иллюстрации «Утро». Карточки с изображением бус | Развитие речи. ИЗО | |||||
25 | Ориентация во времени. День | 1 | Игры «Построй дорожку», «Верно – неверно» | Картинки с изображением «Режима дня». Счётные палочки. Наборы геометрических фигур. | Развитие речи. ИЗО | |||||
26 | Ориентация во времени. Вечер | 1 | Игры «Домик для муравья», «Верно – неверно» | Развитие речи. ИЗО | ||||||
27 | Ориентация во времени. Ночь | 1 | Игра «Верно – неверно» | Карточки-задания, символы | Развитие речи. ИЗО | |||||
28 | Понятия: вчера, сегодня, завтра | 1 | Игра «Верно – неверно» | Карточки-задания. Карандаши | Развитие речи. Математика | |||||
29 | Ориентировка во времени. Времена года | 1 | Упражнение «Назови время года» | Карточки-задания. Картинки с изображением времён года. Карандаши | Развитие речи. ИЗО | |||||
30 | В мире звуков. Слушаем звуки речи | 1 | Игры «Тихо – громко», «Найди игрушку». Рисование «Листочки деревьев» | Запись различных имитаций звуков. Карандаши. Карточки-задания | ИЗО | |||||
31 | Выполнение словесных поручений | 1 | Упражнения: «Учись слушать и выполнять», «Послушай звуки», «Назови и проверь постукиванием» | Стопка тетрадей. Лазерная указка. Деревянные палочки. Карточки-задания | Музыка. | |||||
Раздел III. Развитие внимания (8 часов) | ||||||||||
32 | Развитие объёма внимания | 1 | Задание «Кто точнее нарисует» | Таблицы с нарисованными геометрическими фигурами. Карандаш. Листы бумаги. Карточки- задания | Математика. Обучение грамоте | |||||
33 | Внимание (сосредоточенность) | 1 | Игровые упражнения: «Слушай звуки улицы», «Угадай, кто говорит» | Запись звуков. Карточки-задания | ИЗО. Музыка | |||||
34 | Развитие концентрации внимания | 1 | Упражнения: «Перепутанные линии», «Штриховка» | Карточки-задания. Цветные карандаши. Трафареты | Обучение грамоте. Математика | |||||
35 | Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах | 1 | Упражнение «Пройди лабиринт» | Карточки с лабиринтами. Карандаши. Ластики | Обучение грамоте. Математика. ИЗО | |||||
36 | «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по зрительному образцу) | 1 | Упражнения: «Нарисуй недостающий предмет», «Графический диктант» | Карточки-задания. Цветные и простые карандаши | Математика. Обучение грамоте. ИЗО | |||||
37 | Составление простых узоров по образцу. Мозаика | 1 | Задание «Составь узор» | Мозаика. Карточки-задания. Карандаши | Ручной труд |
38 | Тренировка внимания | 1 | Игровые упражнения: «Расставь правильно», «Дорисуй», «Построй карету» | Карточки-задания. Карандаши | ИЗО. Обучение грамоте. Математика | ||||||||||||||||
Раздел IV. Развитие памяти (7 часов) | |||||||||||||||||||||
39 | Секреты нашей памяти | 1 | Упражнения: «Узнай фигуру», «Опиши предмет». Игра «Снежный ком» | Игрушка, овощ, фрукт для описания | Развитие речи | ||||||||||||||||
40 | Память (непосредственная, вербальная) | Упражнения: «Магнитофон», «Переверни рисунок», «Что? Где?» | Карточки-задания. Карандаши | Математика. Развитие речи | |||||||||||||||||
41 | Слуховая память | 1 | Упражнения: «Послушай и повтори», «Слушай и выполняй», «Штриховка» | Карточки-задания. Карандаши | Обучение грамоте. ИЗО. Математика | ||||||||||||||||
42 | Тренировка слуховой памяти | 1 | Упражнения: «Прослушай и повтори», «Слушай и выполняй», «Штриховка». Игры: «Телеграфисты», «Куда указывает стрелка», «Подбери картинки» | Деревянные палочки. Картинки для группировки. Плакат с разнонаправленными стрелками. Карточки-задания. Карандаши | Развитие речи. ИЗО. Математика. Обучение грамоте | ||||||||||||||||
43 | Зрительная память | 1 | Упражнения: «Найди одинаковые», «Где ошибся Буратино», «Перепутанные линии» | Карточки-задания. Карандаши. Картинки для группировки | Развитие речи. ИЗ. Обучение грамоте | ||||||||||||||||
44 | Запоминание свойств предметов. Найди отличия | 1 | Упражнения: «Цветная сказка», «Штриховка», «Запомни точно» | Карточки-задания. Картинки с изображением предметов. Карандаши | Обучение грамоте. Математика. ИЗО | ||||||||||||||||
45 | Память двигательная | 1 | Упражнения: «Телеграфисты», «Нарисуй по памяти», «Выполни правильно» | Карточки-задания. Карандаши. Плакат с изображением геометрических фигур | Математика. Обучение грамоте. Ручной труд | ||||||||||||||||
Раздел V. Развитие аналитико-синтетической деятельности (12 часов) | |||||||||||||||||||||
46 | Мышление (анализ) | 1 | Упражнения: «Раскрась правильно», «Назови детали», «Назови элементы букв» | Карточки-задания. Предметы, расчленённые на части | Ручной руд. Обучение грамоте | ||||||||||||||||
47 | Анализ образца | 1 | Упражнения: «Назови фигуры», «Путаница» | Карточки-задания. Карандаши | Обучение грамоте. Математика. ИЗО | ||||||||||||||||
48 | Практическое расчленение объекта на составные элементы | 1 | Игры: «Кто наблюдательнее», «Построй фигуру» | Карточки- задания. Карандаши | Обучение грамоте. Математика. ИЗО | ||||||||||||||||
49 | Мышление (гибкость). Способы применения предмета | 1 | Упражнения: «Дорисуй», «Штриховка» | Элементы предметов. Карточки-задания. Карандаши | Ручной труд. Обучение грамоте. Математика. ИЗО | ||||||||||||||||
50 | Мышление (синтез) | 1 | Упражнения: «Найди слоги», «Говори правильно», «Всё ли ты увидел» | Таблица со слогами и словами | Обучение грамоте | ||||||||||||||||
51 | Мышление (сравнение) | 1 | Упражнения: «Найди одинаковые и отличающиеся», «Запомни картинки» | Карточки-задания. Карандаши. Картинки | ИЗО | ||||||||||||||||
52 | Мышление (сравнение). Зрительное восприятие формы | 1 | Упражнения: «Найди одинаковые», «Назови предмет», «Молния и речка» | Карточки-задания. Карандаши | Развитие речи. ИЗО | ||||||||||||||||
53 | Сравнение предметов по заданному признаку | 1 | Упражнения: «Сравни предметы», «Образец и правило», «Загадочные контуры» | Карточки-задания. Карандаши. Картинки | Развитие речи. ИЗО | ||||||||||||||||
54 | Выделение общего признака | 1 | Упражнения: «Что общего», «Отгадай слова» | Карточки-задания. Карандаши. Парные картинки. Счётные палочки. Наборы букв | Ручной труд. Обучение грамоте | ||||||||||||||||
55 | Поиск закономерностей | 1 | Упражнения: «Продолжи ряд», «Подумай и нарисуй», «Штриховка» | Карточки-задания. Картинки с изображением лисы, зайца. Карандаши | Обучение грамоте. Математика. ИЗО | ||||||||||||||||
56 | Определение количества фигур, которые можно сделать из нескольких элементов (сколько флажков можно сделать из трёх разноцветных полосок) | 1 | Упражнения: «Как сделать?», «Найди лишнее» | Карточки-задания. Цветные карандаши | Математика | ||||||||||||||||
Раздел VI. Развитие личностно-мотивационной сферы (6 часов) | |||||||||||||||||||||
57 | Умеем ли мы общаться? | 1 | Игра «Как можно общаться», игра-тренинг «Пойми меня» | Карточки с нарисованными ситуациями общения. Тетради. Ручки. Карандаши | Развитие речи | ||||||||||||||||
58 | Знакомство понятием «надо» | 1 | Как подружились «Хочу» «Надо» | Карточки-задания. Ручки. карандаши | Развитие речи | ||||||||||||||||
59 | Смешной грустный человек | и | 1 | Упражнения: «Найди отличия», «Что изменилось», «Узнай меня», «Шифровка» | Карточки-задания. Ручки. карандаши | Развитие речи | |||||||||||||||
60 | Знакомство понятием «радость» | с | 1 | Игры «Солнечный зайчик», «Доброе животное»; этюд «Встреча с другом» | Пиктограмма «радость». Картинки с изображением весёлых людей. Бумага. Карандаши | Развитие речи | |||||||||||||||
61-62 | Знакомство с понятием «страх» | с | 2 | Игры «Солнечный зайчик», «Доброе животное» | Пиктограмма «страх». Свечка в подсвечнике | Развитие речи | |||||||||||||||
63-64 | Знакомство с понятием «злость» | с | 1 | Игра «Доброе животное» | Колокольчик. Пиктограмма «злость» | Развитие речи |
Раздел VII. Итоговое занятие (2 часа).
65 | Закрепление пройденного | 1 | Игра-путешествие | Карточки-задания. Карандаши | Математика, обучение грамоте, ИЗО, развитие речи | |||
66 | Комплексное занятие | 1 | Проверочная работа | Карандаши. Ручки | Математика, обучение грамоте, ИЗО |
Список используемых источников:
1.Разработка и реализация индивидуальной образователь ной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
2.Примерная основная общеобразовательная программа для детей с задержкой психического развития
3.«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией С.Г.Шевченко , 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Часть адаптированной образовательной программы по «Окружающему миру» для ребенка с ЗПР (для обучающегося с задержкой психического развития)
Целью данной работы является исследование основных направлений при разработке Адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР по учебному предмету «Окружающий мир» в начальной школе....
Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
В программе подробно рассматриваются психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР, особые образовательные потребности учащихся, принципы и подходы к формированию АООП начального общего об...
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР для 1 класса по предмету « Музыка»
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР для 1 кл...
Адаптированная образовательная программа по Русскому языку для обучающихся с задержкой психического развития
Рабочая программа по русскому языку составлена на уровень основного общего образования (3 кл.) для классов, в которых, наряду с нормотипичными детьми, обучаются дети с ограниченными возможностям...
Адаптированная образовательная программа обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) вариант 7.2
Цель реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потр...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) (вариант 7.2) По английскому языку
Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы УМК ”Spotlght 3” / Н.И. Быковой, Дж. Ду...
Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)
В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма...