Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Песоцкая Вера Владимировна

В статье рассматриваются эффективные средства и технологии развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Приводятся результаты диагностики сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников, на основании которых подбирается эффективная программа формирования коммуникативных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторы: Мурзина Н. П.,  к. п. н.,

доцент кафедры психологии и педагогики ОмГПУ,

Песоцкая В. В., студент 3 курса

фНДиСО ОмГПУ

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Аннотация

        В статье рассматриваются эффективные средства и технологии развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Приводятся результаты диагностики сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников, на основании которых подбирается эффективная программа формирования коммуникативных учебных действий.

Annotation

        The article deals with effective tools and technologies of communication universal educational actions in primary school children. The results of the diagnosis of formation of communicative learning activities in primary school children, selected on the basis of which an effective program of formation of communicative learning activities.

        Ключевые слова: учебная деятельность, коммуникативные универсальные учебные действия.

        Keywords: educational activity, universal communication training activities.

В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, поэтому важно выявить эффективные средства и технологии развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. С этой целью мы  проводили исследование на базе БОУ города Омска «Гимназия №19».

В рамках исследования мы решали следующие задачи:

- изучить особенности процесса развития коммуникативных УУД у младших школьников;

- определить эффективные способы и средства развития коммуникативных УУД у младших школьников;

- провести диагностику сформированности коммуникативных УУД у младших школьников;

- спроектировать комплекс технологий, способов и средств развития коммуникативных УУД у младших школьников.

По определению Г. М. Андреевой, общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

В ФГОС начального общего образования определена группа коммуникативных универсальных действия, формирующихся у детей младшего школьного возраста:

- планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками;

- правильная постановку вопросов;

- разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [программа УУД].

Важно сказать, что без систематического и целенаправленного формирования коммуникативных УУД у младших школьников нельзя исправить недочеты дошкольного образования и преодолеть негативные индивидуальные особенности учащихся.

Результаты диагностики сформированности коммуникативных УУД у обучающихся 2 класса показали, что умение работать в паре и группе сформировано недостаточно, так как учащиеся второго класса не всегда могут самоятоятельно организовать свою работу в паре или группе. Умение оформлять свою мысль в устной речи сформировано на высоком уровне, так как в процессе наблюдения мы увидели, что все учащиеся класса умеют оформлять свою мысль в устной речи. Умение выразительно читать и пересказывать текст сформировано недостаточно, несколько учащихся не умеют выразительно читать и пересказывать текст. У учащихся второго класса недостаточно сформированы нормы в общении с детьми и взрослыми. Не всегда учащиеся понимают и выполняют свои социальные роли в группе в соответствии с учебными задачами.

На основании результатов диагностирования младших школьников и анализа опыта педагогов по формированию коммуникативных учебных действий у младших школьников, можно выделить следующие эффективные средства, методы и приемы  развития коммуникативных навыков, а так же формы работы на уроке, влияющие на развитие коммуникативных умений.

Групповая форма организации работы позволяет учащимся развивать навыки общения и организации сотрудничества в паре и группе. Распределение ролей при групповой работе позволяет учащимся не только развивать навыки работы в группе, но и учиться выполнять отведенные им роли. Метод обучения «по образцам» предполагает пересказы, составление предложений и текстов по типу данного, выразительное чтение стихотворений. Системно-деятельностный подход в обучении так же способствует развитию коммуникативных навыков, так как  предполагает сотрудничество учащихся со сверстниками и взрослыми, а так же самостоятельный поиск информации среди разнообразных источников. Применение дидактических игр также способствует развитию у младших школьников коммуникативных учебных действий, так как в данном случае игровая деятельность будет выступать прообразом учебной деятельности, так как в любой дидактической игре всегда присутствует игровая задача, игровые действия и правила.

С целью получения эффективных результатов в развитии коммуникативных навыков младших школьников предполагается системность и длительность работы по достижению предполагаемых результатов.

Список литературы:

1. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78.

2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

3. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца// Начальная школа. – 2011. – № 6. – С. 53-56.

4. Козюренко, М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения/ М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11. – С. 15-19.

5. Мурзина, Н.П., Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (на примере технологий образовательной системы «Школа 2100»): учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Педагогика» и «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование» / Н. П. Мурзина, Е. С. Кац. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. – 190 с. 

6. Шкуричева, Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности/ Н.А. Шкуричева// Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 4-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"

Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в курсе «Окружающий мир».

В связи с переходом  России от индуст­риального к постиндустриальному информационному общест­ву, основанному на знаниях и высоком инновационном по­тенциале целью образования становится общекульту...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение  на уроках литературного чтения...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

В статье раскрываются теоретические основы, практические основы, а также средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках руского языка...