Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в курсе «Окружающий мир».
статья по окружающему миру по теме

В связи с переходом  России от индуст­риального к постиндустриальному информационному общест­ву, основанному на знаниях и высоком инновационном по­тенциале целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечива­ющее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (J1.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. [1]

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приемы в учебно-воспитательном процессе начальной школы и система знаний, на которых будут сформированы необходимые универсальные учебные действия.

Школьники младших классов на уроках окружающего мира осваивают, прежде всего, целостную картину мира. В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных  действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_kom_uud.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

в курсе «Окружающий мир».

        

План работы:

Введение

Актуальность формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в курсе «Окружающий мир»

Основная часть

        Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир»

Введение

Актуальность формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в курсе «Окружающий мир»

В связи с переходом  России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (J1.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. [1]

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приемы в учебно-воспитательном процессе начальной школы и система знаний, на которых будут сформированы необходимые универсальные учебные действия.

Школьники младших классов на уроках окружающего мира осваивают, прежде всего, целостную картину мира. В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных  действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.

Основная часть

Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир»

Тема

Коммуникативные УУД

Деятельность уч-ся

Введение. – 1 ч.

1

Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

  • Обучающийся научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя.

задавать вопросы;

вступать в учебный диалог;

Раздел «Что и кто?» -  20 ч.

2

Что такое Родина?

Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;

отвечать на итоговые вопросы и

3

Что мы знаем о народах России?

Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
  • Совместно договариваться о правилах общения.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
  • Уметь работать в парах.
  • Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;

обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;

отвечать на итоговые вопросы и

4

Что мы знаем о Москве?

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
  • Совместно договариваться о правилах общения.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
  • Уметь работать в парах.
  • Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;

отвечать на итоговые вопросы

5

Проект «Моя малая Родина».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

  • Формулировать собственное мнение и позицию
  • Договариваться о распределении функций и ролей            в совместной деятельности

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;

составлять устный рассказ;

выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

6

Что у нас над головой?

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы

  • Ставить вопросы членам своей группы
  • Обращаться за помощью к учителю и одноклассникам.

наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

работать в паре: моделировать форму созвездий;

работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы;

7

Что у нас под ногами?

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней

  • Ставить вопросы членам своей группы
  • Обращаться за помощью к учителю и одноклассникам
  • Использовать речь для регуляции своего действия.

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний,

отвечать на итоговые вопросы и

8

Что общего у разных растений?

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.

  • Ставить вопросы
  • Обращаться за помощью
  • Формулировать  свои затруднения
  • Оказывать взаимопомощь.  

практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;

9

Что растёт на подоконнике?

Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе

  • Ставить вопросы
  • Обращаться за помощью
  • Формулировать  свои затруднения
  • Оказывать взаимопомощь.  

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку;

приводить примеры комнатных растений;

рассказывать об особенностях любимого растения;

отвечать на итоговые вопросы

10

Что растёт на клумбе?

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника

  • Работать в группах
  • Ставить вопросы участникам группы.

рассказывать о любимом цветке;

отвечать на итоговые вопросы

11

Что это за листья?

Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям

  • Формулировать свои затруднения
  • Свою собственную позицию.

описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;

отвечать на итоговые вопросы

12

Что такое хвоинки?

Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев

  • Ставить вопросы учителю  и участникам рабочей группы
  • Обращаться за помощью
  • Формулировать свои затруднения
  • Свою собственную позицию.

описывать дерево по плану;

отвечать на итоговые вопросы

13

Кто такие насекомые?

Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых

  • Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

- приводить примеры насекомых;

сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам;

отвечать на итоговые вопросы

14

Кто такие рыбы?

Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.

  • Использовать речь для регуляции своего действия;
  • Ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения  материала.

описывать рыбу по плану;

приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;

отвечать на итоговые вопросы

15

Кто такие птицы?

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.

  • Задавать вопросы,
  • Просить о помощи,
  • Формулировать свои затруднения.

работать в паре: узнавать птиц на рисунке,

описывать птицу по плану;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы

16

Кто такие звери?

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни

  • Ставить вопросы,
  • Обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать  с позициями  партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

отвечать на итоговые вопросы

17

Что окружает нас дома?

Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению

  • Аргументировать свою позицию и координировать ее  с позициями  партнеров в сотрудничестве

    при выработке общего решения в       совместной деятельности.

характеризовать назначение бытовых предметов;

работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку;

приводить примеры предметов разных групп;

отвечать на итоговые вопросы

18

Что умеет компьютер?

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним

  • Аргументировать свою позицию и координировать ее  с позициями  партнеров в сотрудничестве

     при выработке общего решения.

характеризовать назначение частей компьютера;

сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;

работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;

отвечать на итоговые вопросы

19

Что вокруг нас может быть опасным?

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения

  • Определять общую цель и пути ее достижения,
  • Вести диалог,
  • Слушать собеседника

характеризовать опасность бытовых предметов;

работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;

;

сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;

отвечать на итоговые вопросы

20

На что похожа наша планета?

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли.

  • Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

выдвигать предположения и доказывать их;

отвечать на итоговые вопросы

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

  • Ставить вопросы,
  • Обращаться за помощью,
  • Предлагать помощь и сотрудничество.

публично выступать с сообщениями,

обсуждать выступления учащихся;

Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)

22

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

  • Ставить вопросы,
  • Обращаться за помощью,
  • Предлагать помощь и сотрудничество

- обсуждать необходимость экономии воды;

выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

отвечать на итоговые вопросы

23

Откуда в наш дом приходит электричество?

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы

  • Работать в группах;
  • Определять цели, функции участников, Способы взаимодействия;
  • Определять общую цель и пути ее достижения.

- обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

отвечать на итоговые вопросы

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы

  • Проявлять активность во взаимодействии для решения  коммуникативных и познавательных задач,
  • Осуществлять взаимный контроль.

 - обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

25

Как путешествует письмо?

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации

  • Обмениваться мнениями,
  • Слушать другого ученика; Согласовывать свои действия с партнером,
  • Вступать в коллективное учебное сотрудничество,
  • Принимая его правила и условия; Строить понятные речевые высказывания.

 -рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку;

- работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы

26

Куда текут реки?

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде

  • Обмениваться мнениями,
  • Слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; Согласовывать свои действия с партнером;
  • Вступать в коллективное  учебное сотрудничество, принимая его правила и условия;
  • Строить понятные речевые высказывания

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы

27

Откуда берутся снег и лёд?

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.

  • Строить монологическое высказывание, Слушать собеседника,
  • Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

отвечать на итоговые вопросы

28

Как живут растения?

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями

  • Формулировать свои затруднения; Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

 - рассказывать о своих наблюдениях;

формулировать выводы из опытов;

отвечать на итоговые вопросы

29

Как живут животные?

Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка

  • Формулировать свои затруднения, Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

работать в группе: выполнять задания,

- формулировать выводы,

30

Как зимой помочь птицам?

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.

  • Формулировать свои затруднения, Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

31

Откуда берётся и куда девается мусор?

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.

  • Строить понятные для партнера высказывания,
  • Определять общую цель и пути ее достижения.

обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы

32

Откуда в снежках грязь?

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде

  • Строить понятные для партнера высказывания,
  • Определять общую цель и пути ее достижения.

обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;

отвечать на итоговые вопросы

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

  • Ставить вопросы,
  • Обращаться за помощью,
  • Предлагать помощь и сотрудничество

выступать с подготовленными сообщениями,

обсуждать выступления учащихся;

Раздел «Где и когда?» (11ч)

34

Когда учиться интересно?

Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю

  • Определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • Строить монологическое высказывание.

отвечать на итоговые вопросы

35

Проект «Мой класс и моя школа»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

  • Определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • Строить монологическое высказывание.

выступать с подготовленными сообщениями,

обсуждать выступления учащихся;

36

Когда придёт суббота?

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели

  • Определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • Строить монологическое высказывание.

называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы

37

Когда наступит лето?

Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года

  • Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
  • Координировать и принимать решения во взаимодействии.

— практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их

приводить примеры животных холодных районов;

38

Где живут белые медведи?

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов

  • Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
  • Координировать и принимать решения во взаимодействии.

работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;

приводить примеры животных жарких районов;

устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

отвечать на итоговые вопросы

39

Где живут слоны?

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов

  • Строить понятные для партнера высказывания,
  • Определять общую цель и пути ее достижения.

работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;

приводить примеры животных жарких районов;

40

Где зимуют птицы?

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму

  • Формулировать свои затруднения, Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,
  • Строить монологическое высказывание.

работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;

объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

приводить примеры зимующих и перелётных птиц;

отвечать на итоговые вопросы

41

Когда появилась одежда?

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная)

  • Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
  •  Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

описывать одежду людей по рисунку

42

Когда изобрели велосипед?

История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде

  • Строить понятные для партнера высказывания,
  • Определять общую цель и пути ее достижения

обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

43

Когда мы станем взрослыми?

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира

  • Ставить вопросы,
  • Обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать  с позициями  партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

- обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;

работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;

рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;

отвечать на итоговые вопросы

44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

  • Формулировать свои затруднения, Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,
  • Строить монологическое высказывание

выступать с подготовленными сообщениями,;

обсуждать выступления учащихся;

Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)

45

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва.

  • Формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения и задавать вопросы.

отвечать на итоговые вопросы

46

Почему Луна бывает разной?

Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны

  • Строить монологические высказывания, Слушать собеседника.

рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;

47

Почему идёт дождь и дует ветер?

Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных

  • Строить монологические высказывания, Слушать собеседника.

высказывать предположения о причине возникновения эха;

сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы

48

Почему звенит звонок?

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши

  • Строить монологические высказывания, Слушать собеседника

обсуждать, почему и как следует беречь уши;

высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку;

сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

49

Почему радуга разноцветная?

Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги

  • Формировать  собственное мнение и позицию.

описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы

50

Почему мы любим кошек и собак?

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой

  • Прогнозирование возникновения конфликтов при наличии    разных точек зрения, строить понятные для партнера     высказывания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);

обсуждать наше отношение к домашним питомцам;

рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

отвечать на итоговые вопросы

51

Проект «Мои домашние питомцы»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

  • Определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • Строить монологическое высказывание.

составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу

  • Аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнера в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности, слушать собеседника.

формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу

  • Осуществлять взаимный контроль. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;

формулировать правила поведения в природе;

отвечать на итоговые вопросы

54

Зачем мы спим ночью?

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену

  • Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничать с партнером.

работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку;

рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных

, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»;

определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе;

отвечать на итоговые вопросы

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов

  • Строить  понятные партнеру высказывания,
  • Осуществлять взаимный контроль.

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук

  • Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;

формулировать основные правила гигиены;

отвечать на итоговые вопросы

57

Зачем нам телефон и телевизор?

Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет

  • Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;

объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов;

обсуждать назначение Интернета;

отвечать на итоговые вопросы

58

Зачем нужны автомобили?

Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего

  • Строить  понятные партнеру высказывания,
  • Осуществлять взаимный контроль.

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

59

Зачем нужны поезда?

Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта

  • Обмениваться мнениями,
  • Слушать партнера и учителя

работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги

60

Зачем строят корабли?

Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля

  • Обмениваться мнениями,
  • Слушать партнера и учителя.

рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле;

61

Зачем строят самолёты?

Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта

  • Обмениваться мнениями,
  • Слушать партнера и учителя.

рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте;

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)

  • Умеют обмениваться мнениями, слушать партнера и учителя, Согласовывать свои действия  с действиями партнера.

обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;

- рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае;

участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации;

отвечать на итоговые вопросы

63

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте

  • Умеют обмениваться мнениями, слушать партнера и учителя.
  • Согласовывать свои действия  с действиями партнера.

участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации;

64

Зачем люди осваивают космос?

Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции

  • Умеют обмениваться мнениями, слушать партнера и учителя,
  • Согласовывать свои действия  с действиями партнера.

рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;

работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника,

участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»;

отвечать на итоговые вопросы

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли

  • Умеют обмениваться мнениями, слушать партнера и учителя,
  • Согласовывать свои действия  с действиями партнера

приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» .

  • Умеют обмениваться мнениями, слушать партнера и учителя,
  • Согласовывать свои действия  с действиями партнера.

выступать с подготовленными сообщениями,;

обсуждать выступления учащихся;

Тема

Коммуникативные УУД

Деятельность уч-ся

Раздел «Где мы живём?» (4 ч)

1

Родная страна.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

отвечать на итоговые вопросы

2

Город и село

рассказывать о своём доме по плану;

формулировать выводы;

3

Природа и рукотворный мир.

формулировать выводы из изученного материала;

-отвечать на итоговые вопросы

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»

Раздел «Природа» (20 ч)

5

Неживая и живая природа

6

Явления природы

7

Что такое погода

8

В гости к осени (экскурсия)

9

В гости к осени (урок)

10

Звёздное небо

11

Заглянем в кладовые земли

12

Про воздух и про воду

13

Про воздух и про воду

14

Какие бывают растения

15

Какие бывают животные

16

Невидимые нити

17

Дикорастущие и культурные растения

18

Дикие и домашние животные

19

Комнатные растения

20

Животные живого уголка

21

Про кошек и собак

22

Красная книга

23

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или «Возьмём под защиту»

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

25

Что такое экономика

26

Из чего что сделано

27

Как построить дом

28

Какой бывает транспорт

29

Культура и образование

30

31

32

33

34

Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)

35

36

37

38

39

40

41

42

43

Раздел «Общение» ( 7 ч)

44

45

46

47

48

49

50

Раздел «Путешествия» (18 ч)

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М. :Просвещение, 2008. – 151 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"

Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение  на уроках литературного чтения...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

В статье раскрываются теоретические основы, практические основы, а также средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках руского языка...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности (обобщение педагогического опыта)

Проблема исследования: каковы возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и ...