Выступление на методическом объединении
статья (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении:
«Опыт работы по использованию инновационной технологии КТД в системе воспитательной работы с детьми.»
Автор Кириллова О.В.
май 2016
Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта).
В основе лежит три основные идеи:
- Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
- Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
- Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).
КТД - форма работы, которая направлена на:
∙ Развитие творческих способностей.
∙ Развитие интеллектуальных способностей.
∙ Реализацию коммуникационных потребностей.
∙ Обучение правилам и формам совместной работы.
В работе «Энциклопедия коллективных творческих дел» по Иванову И.П. выделяется несколько видов КТД по направленности деятельности и дается их описание.
Познавательные дела. Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.
Нами были организованы такие познавательные КТД: тематический вечер «Чтобы не было беды» , блиц-турнир загадок об опасных предметах, «Поле чудес».
Трудовые дела. Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. Примерами трудовых КТД могут быть трудовой десант «Наш двор», операция «Уют» .
Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души.
Удачными из проведенных оказались такие КТД: конкурс построек из песка «Тайны песочницы», конкурс на лучшую клумбу
Спортивные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне.
В июне прошли такие спортивные КТД, как конкурсная программа «Футбол наоборот», первенство по различным видам спорта. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность.
Экологические дела. Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача лета. Операция «Чистый лес», экскурсия на поляну «Сбор лекарственных трав» стали тому доказательством. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы.
Досуговые дела.
Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.
Уже проведены такие досуговые КТД , как : конкурсно-игровая программа «Знаем, умеем, можем», конкурсно-развлекательно-игровая программа «Если хочешь быть здоров…» , развлекательная программа «Семик троица»
Принято выделять несколько этапов подготовки и проведения КТД, которые я представлю на примере досугового КТД – КВН.
Мероприятие прошло в 1 смену летне-оздоровительного лагеря «Муравейник». В КДП КВН приняли участие воспитанники в возрасте от 10 до 15 лет и педагоги.
- Этап предварительной работы коллектива
Коллективная беседа «Что такое КВН», просмотр телепередач КВН, мозговой штурм «Для чего нам КВН»
- Этап начальной организации (коллективное планирование)
- организация команд КНВ через коллективное обсуждение и самовыдвижение;
- выбор ответственных и «творческой группы»,
- рассмотрение кандидатур ведущего и жюри;
- распределение обязанностей каждого;
- план мероприятия, его описание
- обсуждение конкурсов
Приветствие;
Игра «На вылет!»,
Конкурс капитанов;
Домашнее задание
- определение темы домашнего задания «Жизнь как сказка»
- Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей – коллективная подготовка КТД.
- изготовление афиши «КВН! КВН! ВСЕХ ВАС ЖДЕМ НА КВН!»,
- пригласительных билетов (дизайн, количество, их распространение);
- оформление зала (общий дизайн, атрибуты, определение мест для зрителей, выступающих, жюри);
- организация музыкального сопровождения (репертуар, «минусовки»);
- придумывание названий команд, речевки (1 команда – «Бабки-Ежки», 2 команда – «Богатырская сила»), изготовление эмблем-символов и костюмов
- подготовка к конкурсам и атрибутов для выступления;
- творческая группа – творческие выступления между конкурсами, костюмы,
- речь ведущего, костюм
- подготовка подарков и памятных призов.
4. Проведение самого дела.
Здесь несколько шагов:
Сбор гостей, шуточные испытания для тех, кто уже собрался;
Торжественное начало, «зачин» (песенное), объявление участников- команд, представление жюри, перечисление последовательности предстоящих конкурсов;
Основная часть: 4 конкурса с объявлением оценки жюри,
между конкурсами – выступления ( ансамбль ложкарей; шуточная игра со зрителями , песня «Приходите в сказку», танец «Ночной Мадрид»)
Финальная, завершающая часть - творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть - линейка, итоговая объединяющая песня.
5. Этап подведения итогов. Сначала – «круг друзей» , где все участники высказывают свое мнение: что было хорошо, что - не очень и как надо было делать. После этого следует психолого-педагогический анализ проведенного дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее.
6. Этап ближайшего последствия КТД. Выяснилось, что не все зрители были согласны с оценками жюри, поэтому было принято коллективное решение, что при проведении последующего КТД нужно подготовить «личные подарки», которые зрители могут подарить либо понравившемуся игроку, либо команде в целом.
Любой этап КТД есть творчество ребенка, который необходимо заметить. Поэтому каждый из участников получает поощрение, похвалу. Но любой успех это коллективное достижение, любой вклад – результат работы всех.
Детям очень нравится подобная организация дел, потому что каждый может найти свое место в них, оставаясь при этом членом всего коллектива, всего общего дела. Такой подход к проведению воспитательных мероприятий раскрывает индивидуальные возможности, стимулируют детскую активность (интересно, увлекательно, азартно), объединяют взрослых и детей, улучшают взаимоотношения и в детском коллективе (учат договариваться, действовать сообща, принимать решения, быть ответственными за коллективное дело), социализирует воспитанников, приобщая к дальнейшей жизни в обществе.
Таким образом, использование КТД как инновационной воспитательной технологии доказывает свою эффективность в рамках работы детского дома в общем и лагерной смены в частности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».
: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...
Выступление на методическом объединении в форме эссе.
Учительский поиск путей поддержки уникальности ученика....
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы Тема: Причины и методы устранения ошибок на пропуски, замену и искажение букв, слогов, слов.
Причины дисграфии у младших школьников....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС
В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана разница в формулировке заданий в «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...
Выступление на методическом объединении
Психологические особенности детей младшего школьного возраста...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями,а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях....
«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края
Выступление на МО учителей начальной школы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...