Эссе "Я - учитель"
статья на тему

Рубцова Анна Михайловна

Размышления учителя почти с 30 летним педагогическим стажем о выборе учительской пофессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Я - учитель»

             Все начинается с детства. А детство с семьи и школы. Семья – это  прежде всего мама, а школа  прежде всего учитель. С чего начать? Как уложить в несколько строчек целую жизнь? Да что там жизнь  – целую Вселенную под названием школа! Дорогу учительскую я выбрала сама. И вот я учитель, классный руководитель, воспитатель. Это профессия или призвание, данное свыше? Хорошо, когда и то, и другое, потому что быть полностью  счастливой можно лишь тогда, когда делаешь то, что любишь и считаешь это великим делом.

             Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: «Какой час на земле самый главный? Какой человек на земле самый главный?  Какое дело на земле самое главное?» Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты. Самый главный час – настоящий, тот, который сейчас наступил. Самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой. Дело, которое ты сейчас делаешь, и есть самое важное.

            Применительно к своей педагогической философии отвечу на эти вопросы так: самый главный час  – здесь, сейчас, моё публичное выступление. Я очень рада, что такой  конкурс, как «Учитель года - 2017» предоставляет мне возможность деятельностного участия в нём. Да и любой урок, классный час, любое занятие – это самое главное, ибо завтра будут уже другие уроки и другие занятия. Самыми  главными кумирами для меня являются мои дедушка с бабушкой – Жигалова Устинья Федоровна и Осипов Иван Иванович. Педагоги, которые в 1930-1940-е годы учили в Гурьевке детей. Жаль, что в этой земной жизни так и не получилось с ними встретиться; когда я родилась, их уже не было на белом свете.  Осипов И. И. был директором школы, на переменах детям играл на гармошке, с 1939 по 1941 годы служил в армии в г. Львове, пропал без вести в первые месяцы войны, остались на память 3 фронтовых треугольных письма. А Жигалова У. Ф. работала в школе, потом в сельском совете и до своей смерти ждала своего мужа. Их фотографии висят на стенде в нашей Гурьевской школе. К сожалению, бабушка с дедушкой так и не узнали, что их педагогическое дело продолжают 4 внучки. Именно они наполнили мою душу добром, любовью, терпением и беззаветным, как бы пафосно ни звучали эти слова, преданностью своему делу. Моё педагогическое кредо… В переводе с латинского слово кредо означает «верю», «верую».  Во что верю я? Попробую размышлять. Верю в судьбу.  О профессии учителя мечтала с детства.  Поступила в КГПИ, после его окончания приступила  сразу же к работе. Вот тут всё и началось! Оказалось, что школа  – это болезнь, причём хроническая! Остановиться невозможно! Идей много, времени мало. Хочется всё и сразу! Пустота в школьных коридорах кажется дикостью. Добрые люди не раз предлагали сменить профессию. Ни за что! Я верю, что моя профессия самая нужная, а педагог – самый уважаемый человек в обществе. В это нельзя не верить, иначе бессмысленным станет всё, что нас окружает. Я верю в своих учеников, а они помогают мне поверить в себя. Принцип 10 баллов: вера в лучшие качества детей обычно заставляет их проявлять свои лучшие качества. Верю: чтобы построить замечательные взаимоотношения с детьми и получить от этого удовольствие, достаточно просто находиться вместе, несмотря на то, что путешествовать  вместе с другими приходится гораздо медленнее, чем путешествовать одному. Я верю, что каждому ребёнку можно помочь отыскать своё зёрнышко, научить взращивать его с любовью, добром. Что для этого нужно? Научить детей радоваться успехам, но не гордиться ими. Никогда не сравнивать ребёнка с другими (это порождает зависть). Соблюдать принцип зеркала: прежде чем судить о других, следует обратить внимание на себя, и принцип боли: обиженный человек сам наносит обиды другим. И, наконец, не ждать благодарности от  детей, - мы же творим не ради этого.

           Моё педагогическое кредо – это моя вера в то, что когда-то, стоя на перепутье, как сказочный Иван - дурак около камня судьбы, указывающего путь, я выбрала нужное направление и не окажусь в конце его в тупике. Верю в то, что идти этим путём бывает стыдно, смешно, страшно, больно… Мне больно… Больно и неприятно, когда о твоих детях, бывших и  настоящих, говорят нелицеприятные вещи, особенно если незаслуженно. Краснеешь, огорчаешься, чувствуешь себя виноватой многодетной мамой, не доглядевшей за любимым ребёнком… Мне страшно…. Честное слово, страшно. Страшно брать на себя огромную ответственность за жизнь детей, за их будущее. Вот они переходят в пятый класс, и ты наблюдаешь, направляешь их дорогой добра, жизни, а рядом с ними, не всегда рука об руку,  шагают их родители.  И ты, учитель, классный руководитель, становишься своеобразным направляющим этого  движения, от тебя зависит очень многое, от твоего неравнодушия, терпения, любви. Я боюсь. Боюсь их научить не тому и не так…  Боюсь, что эта дорога жизни окажется не всем по плечу, боюсь, не замечу оступившегося…. Да, идти этим путём бывает стыдно, смешно, страшно, больно, но так радостно и необходимо! Я убеждена, что иного выбора у меня нет. Счастлива ли я? Да. Я утвердилась в главном, нашла своё призвание, свой путь в жизни. Центр моих притяжений – ребёнок со своим хрупким миром. Войти в этот мир, не разрушить его, дать почувствовать, что этот мир – самое главное, ценное на Земле, - моё педагогическое кредо, моя педагогическая философия. Я люблю своих учеников, свой предмет, школу. Считаю, что учитель должен быть немного волшебником. Вы спросите, почему именно волшебником? Наверное, нет ни одного ребёнка, который бы в детстве не мечтал, не фантазировал. Юные души ждут сказки, чуда, открытий. Взмахнув своей волшебной палочкой-указкой, учитель, как дирижёр, призывает своих воспитанников прислушаться к себе, друг к другу. Наступает пауза, и все ждут чуда. И именно от меня зависит, состоится ли оно… Почему-то именно сейчас рождается вот такая сказка.

              В одной очень обыкновенной Стране жили-были очень обыкновенные Люди, как мы с Вами. Одевались они, как мы с Вами; дружили и ссорились, ссорились и мирились, жили и ждали Чего-то, как мы с Вами. Все бы ничего, да только скучно им стало так жить. Но однажды в эту самую страну забрел Великий Волшебник. (Возможно, он знал, что где-то ждут Перемен). Встрепенулись жители,  обрадовались Гостю, который подарил им много замечательных и неповторимых дней. Утром Он выходил на луг и пел песню своей Души.  В эти минуты Жители замечали, что их руки превращались в крылья. Хотелось взлететь высоко-высоко и парить над землей. (Скажу по секрету,  - были и такие, кому удавалось полетать)... Его музыка звенела колокольчиками, переплетаясь с Радугой - Семицветкой, ныряла в реку Фантазий и, в конце концов, впадала в бушующий океан Страсти... Великий Волшебник мог выслушать каждого, никому никогда при этом не давая советов, тем более, никому никогда не читая нравоучений. Но как всегда бывает-приходит Время Расставаний. На прощанье Великий Маг решил выполнить одно, но самое заветное желание своих друзей. И тогда они скромно попросили Его подарить каждому на память что-нибудь такое, что напоминало бы им о волшебных днях. И он каждому дал им Это.  Это был самый драгоценный подарок. Щедрый друг положил его в коробочку, обернул золотой бумагой и завязал чудесной ленточкой. На прощанье он сказал лишь одну фразу: "Я всегда буду с Вами"... и ушел.

             А что же стало с подарками? Кто-то решил, что сама коробочка и есть дорогой подарок Волшебника. Их устраивала сама оболочка: блестящая мишура, которая пускает зайчиков при свете Солнца, но сама не светит, не греет. Были и такие люди, которым было лень разворачивать эту коробочку.  Некоторые развернули коробочку и заглянули внутрь. А там лежало обыкновенное зернышко. Любопытные разозлились такому подарку (ведь они ждали большего). А те, кто был просто уверен, что чудеса еще впереди, бережно взяли зернышко и посадили его. Они поливали его, ухаживали, умудрялись даже разговаривать с маленьким ростком, вспоминая слова Великого Волшебника " Я всегда буду с вами"... Встречались очень нетерпеливые "садовники". Им хотелось побыстрее увидеть результат. Дождавшись ростка, они пытались грубо тянуть его вверх. Хрупкий росток ломался. А еще были такие, которые, вырастив свое чудо почти до конца, почему-то забывали о Великом Волшебнике. Они считали, что вырастить чудесный цветок помог лишь их рациональный ум. Эти люди стали гордыми и заносчивыми. Великий Волшебник предполагал, что не каждый сможет распорядиться Своим Подарком по назначению. Поэтому он и вернулся к Старым Знакомым, чтобы помочь им. Но, если Вы помните, щедрый друг никогда не давал советы и, тем более, не читал нравоучений. Он знал, что среди этих Людей есть такие, которые поверили Ему и стали настоящими садовниками. Он был уверен, что из них получились настоящие Учителя, которые и помогут остальным жителям открыть свой дар и оценить его по достоинству. Вы  угадали   о  ком   идет  речь? Лично я думаю, что о Чудаках.

              Душа  ребенка  подобна  зерну прекрасного  Чудо-Цветка. Но расцветет ли он, зависит от нас. Мне не хочется быть в нашем "саду" самым ярким и дерзким цветком.  Хочу расти вместе с моими ребятишками, любоваться прекрасным цветением каждого ростка, составляя единую гармонию цветущего сада...

            У меня самая лучшая в мире профессия - Учитель,  самая ответственная профессия – Классный руководитель, самая интересная профессия - Чудак. Именно благодаря этой профессии я расту!!!

              В настоящем и будущем высокотехнологичном конкурентном мире востребована личность креативная, умеющая ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать её и применять в жизни. Я должна помочь моим детям в этом мире – научить их думать, быстро находить требуемую информацию и самостоятельно принимать решения.
В своей работе считаю главным - не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать протоптанную тропу познания, а помочь найти свой, пусть даже труднопроходимый путь, помочь пройти его. Сейчас важна информационно-технологическая компетенция учителя. В своей профессиональной деятельности руководствуюсь правилом, что учитель должен научить учиться. А этого может достичь лишь учитель, обладающий педагогическим мастерством. В этом также заключена моя педагогическая философия – я стремлюсь стать мастером своего дела. Учитель, как мастер своего дела, должен в совершенстве владеть педагогическими технологиями, знаниями и способностями, коммуникативностью. Разделяю мнение К. Д. Ушинского: «Педагог живёт до тех пор, пока он учится», поэтому любой учитель – это всегда ученик. В современных условиях, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся потребностям общества, нужно настойчиво искать новую информацию, профессионально её использовать.

              Посвятив себя работе с детьми, главное для меня заключается в том, чтобы ребенок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Важно, чтобы на уроках дети переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы. Поэтому каждый успех ребёнка я делаю достоянием всего класса, поддерживаю инициативу и начинания своих ребят, тем самым стараюсь создать ситуацию успеха на уроке. Урок прошёл отлично, если каждый ученик ушёл с новым открытием для себя, с желанием поделиться этим открытием с друзьями, с родителями. В рамках ФГОС НОО очень важно умение давать адекватную самооценку учащимся в структуре учебной деятельности.

              Моя профессия – это радость общения с детьми. Это моменты счастья, когда я вижу широко раскрытые от удивления детские глаза, вижу благодарность и улыбки на лицах учеников. Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, конечно, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха».

               «Как преуспеть ученикам? — Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади», я согласна с древнегреческим философом Аристотелем. И закончить свои размышления я хочу мудрой мыслью «Свеча ничего не потеряет, если от её пламени зажечь другую свечу…»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...