внеклассное чтение Е. Ларионова "Я люблю этот край...."
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Баширова Ануца Фанусовна

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: познакомить лирическими произведениями Е. Ларионовой, частично с ее биографией,  развивать читательские компетенции младших школьников

Задачи урока:

1. Познавательные: познакомить с произведениями Е. Ларионовой , продолжать формировать у детей умение  анализировать стихотворный текст; учить  подбирать рифму, познакомить с литературным приемом «олицетворение», расширять  словарный запас

2.  Развивающие: развивать познавательную активность через творчество учащихся,  развивать художественный вкус и пробуждать эмоциональные чувства.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к поэзии, окружающему прекрасному в природе, в жизни; воспитывать чувство гордости за свою страну через  знакомство с великим поэтом, прославившим Россию; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, развивать умение работать в паре, группе, соблюдая правила.

 

Личностные УДД: Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; Формировать  умение соотносить результат действия с поставленной целью и выражать их в речи; Формировать эстетические чувства, в том числе чувство яркого слова; Формировать готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни.

 

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации ; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

 

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, обращаться к различным словарям, справочникам; читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать ее, соотносить с имеющими знаниями, опытом; осуществлять анализ, сравнение,  обобщение; пользоваться различными видами чтения: изучающим, поисковым; устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие; выполнять логические действия с материалом.

 

Коммуникативные УУД: осознавать речь(говорение, слушание, чтение) как способ устного общения людей, в том числе чтение –как способ общения с автором книги; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения.

 

Оборудование: раздаточный материал: для индивидуальной работы ( стихотворение); для парной работы (страничка книжки-малышки с заданием вставить рифму); для групповой работы (текст, фотографии); для рефлексии(осенние лстья); словарь Ожегова,  презентация к уроку.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, работа в парах,  индивидуальная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e_larionova.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока элективного курса «литературное чтение» (внеклассное чтение) во 2 классе

Учитель: Баширова А.Ф.  МБОУ «Тюльганская СОШ№1»

Тема: «Я люблю этот край…»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: познакомить лирическими произведениями Е. Ларионовой, частично с ее биографией,  развивать читательские компетенции младших школьников

Задачи урока: 

1. Познавательные: познакомить с произведениями Е. Ларионовой , продолжать формировать у детей умение  анализировать стихотворный текст; учить  подбирать рифму, познакомить с литературным приемом «олицетворение», расширять  словарный запас

2.  Развивающие: развивать познавательную активность через творчество учащихся,  развивать художественный вкус и пробуждать эмоциональные чувства.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к поэзии, окружающему прекрасному в природе, в жизни; воспитывать чувство гордости за свою страну через  знакомство с великим поэтом, прославившим Россию; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, развивать умение работать в паре, группе, соблюдая правила.

Личностные УДД: Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; Формировать  умение соотносить результат действия с поставленной целью и выражать их в речи; Формировать эстетические чувства, в том числе чувство яркого слова; Формировать готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации ; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, обращаться к различным словарям, справочникам; читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать ее, соотносить с имеющими знаниями, опытом; осуществлять анализ, сравнение,  обобщение; пользоваться различными видами чтения: изучающим, поисковым; устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие; выполнять логические действия с материалом.

Коммуникативные УУД: осознавать речь(говорение, слушание, чтение) как способ устного общения людей, в том числе чтение –как способ общения с автором книги; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: раздаточный материал: для индивидуальной работы ( стихотворение); для парной работы (страничка книжки-малышки с заданием вставить рифму); для групповой работы (текст, фотографии); для рефлексии(осенние лстья); словарь Ожегова,  презентация к уроку.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, работа в парах,  индивидуальная

Технологическая карта урока

 Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

 

Организация внимания учащихся.

Слайд 1.

Слушают музыку, знакомятся с учителем.

Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ануца Фанусовна. Я рада, что мы сегодня будем работать вместе с вами, пожалуйста, прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня всё получится.

Получают целевую установку на урок.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу .

Мотивация

Постановка темы урока

Актуализация знаний

- Ребята посмотрите на доску. Давайте вместе отгадаем зашифрованное слово.

- Постарайтесь быть внимательными и давайте мне ответы на мои вопросы, ну а я за каждый правильный ответ буду вам давать смайлики, а в конце урока мы их посчитаем и у кого будет большое количество я поставлю оценки.

- Что же у нас с вами получилось?(литературное чтение)

На доске появляется словосочитание- литературное чтение.

- Скажите может ли быть такой тема урока?(нет)

-Давайте попробуем перевернуть наши буквы, может что-то получится!(Я люблю этот край!)

Переворачиваем буквы и появляется – Я люблю этот край!

- Вот ребята мы с вами и опредилили тему нашего урока.

- А как вы думаете, про что мы сегодня с вами будем говорить? (про наш край, про нашу малую родину)

- Что бы вы назвали своей малой родиной?(п. Тюльган)

- А знаете ли вы что-либо об истории Тюльгана?

- Вот и первая задача нашего урока(Узнать историю нашего края.)

Слайд № 2

- Чем славится Тюльганский район?

-Рассказ о происхождении Тюльгана.

Слайд № 3-9

 - Обратите ваше внимание на нашу выставку книг с произведениями именно Тюльганских людей, которые прославили в своих стихотворениях и рассказах наш Тюльганский край.

- Ребята, наш Тюльганский край богат не только своей красивой природой, но и своими людьми. У нас есть много талантливых людей.

Вторая задача урока.

Слайд № 10

- А теперь внимательно послушайте стихотворение.

Чтение стихотворения «Я люблю этот край!»

- Какие картины представлялись вам ?

- А видели ли вы такую природу у нас?

Участвуют в диалоге.

Выясняют значение слова.

Обращаются к собственному опыту, для ответа на вопросы.

Совместное целепологание.

Определят задачи урока.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, обращаться к различным словарям, справочникам

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать ее, соотносить с имеющими знаниями

Открытие нового знания

- Когда вы слушали вам представлялась картина нашего Тюльганского края?

- А хотели бо вы узнать кто написал это стихотворение?

-Это стихотворение написала наша землячка, поэтесса Елена Викторовна Ларионова.

Слайд № 11 

-У нее очень интересная жизнь! И о ее жизни нам расскажут …

-Скажите ребята, а какое время года сейчас?(осень)

-А теперь посмотрите какой большой сборник стихотворений у Елены Владимировны. Как вы думаете может ли там быть стихотворение про осень?(да)

-Вот сейчас мы познакомимся с одним из произведений  про осень.

-Ребята, сядьте поудобнее.

-Стихотворения у вас на партах, читаем в полголоса, и каждый для себя подумайте какие для вас незнакомые слова встретились, можете их подчеркнуть карандашом.    

Вспоминают свое первое знакомство с произведениями

 Высказывают свое мнение.

Слушают, смотрят, анализируют, делают выводы.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Выделять существенную информацию из текста

Осознанно строить речевое высказывание; строить высказывания, понятные для партнёров.

Работа по теме урока

- Встретились ли вам непонятные слова?(ликует, град, сник, крона, «твист», симпатизируя, ненастье.)

-Может ребята кто-то знает значения этих слов.

Слайд № 12

-  С каким чувством поэтесса относится к осени?(с чувством нежности в первой половине стихотворения о золотой осени, и с грустью во второй части. )

Слайд № 13

- Прочитайте мне строчки где говориться о нежности, о грусти.(«Совсем недавно нас теплом  Ласкала осень золотая…», «Кленовый с грустью шепчет лист: «Прощайте, братья по несчастью»».)

-Скажите а осень нас может ласкать? Попробуйте … полоскать ….. осень нас так же ласкает?

Работа в парах

Добавляют слова в строки, чтобы получилось стихотворение.

Выступают, зачитывая получившиеся мини-стихи.

Участвуют беседе.

Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

осуществлять совместную деятельность; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения.

Физкультминутка

- Устали ребята? Подвигаемся ?

Слайд № 14

Мы листики осенние, 
На ветках мы сидим.
 
(присесть) 
Дунул ветер - полетели, 
Мы летели, мы летели
 
(легкий бег по кругу) 
И на землю тихо сели. 
(присесть) 
Ветер снова набежал 
И листочки все поднял.
 
(легкий бег по кругу) 
Закружились, полетели
 
И на землю тихо сели.
 
(присесть).

Выполняют команды.

Снятие напряжение, смена деятельности.

Практическая работа

Введение нового понятия: олицетворение

Слайд  № 16

-В стихотворении многим неодушевленным предметам приписаны свойства живых сучеств. Этот прием называется …                                         - А кто-нибудь знает  когда неживой предмет оживает?                                   -У него появляется лицо, душа как у живого человека. (олицетворением)     -Давайте найдем в тексте примеры олицетворения (осень ласкала, дождик ликует, природа заменила, природа разукрасила, кустарник сник, держа с усильем свою крону, лист шепчет, снег с ветром  танцует, земля чувствует, рябина давольна)                                                                                                    • Зачем поэт использует олицетворение?                                                            • Прочитайте первую строфу стихотворения. Что делала осень?(ласкала)     • Природа что сделала ?(заменила, разукрасила)                                                     • Что делает кленовый лист?(шепчет)                                                                Что делает снег с ветром?(танцует)                                                                       • Какие чувства вызывают эти строки? Почему? Какое настроение они придают всему произведению?                                                                            -Ребят, мы же еще стихотворение не слышали, может кто-нибудь хочет прочитать нам его выразительно?

Слушают стихотворение, рассматривают на слайдах картины русских пейзажистов.

Читают стихотворение

 (жужжащее чтение)

Фиксируют собственные затруднения, определяют значение слов совместно с учителем

Знакомятся с терминами, по данному определению находят этот литературный прием в изучаемом произведении.

Анализируют  стихотворение по вопросам учителя, приводя в доказательство строки.

Выразительно читают по желанию

Понимать на слух текст поэтического произведения.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Осуществлять анализ поэтического произведения.

Формировать эстетические чувства, в том числе чувство яркого слова

Читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать ее, соотносить с имеющими знаниями

Устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие; выполнять логические действия с материалом.

Творческое задание

Слайд  № 17

-Мои ребята – второклассники  приготовили вам видео-привет. Хотите посмотреть? Внимание на экран.

 Включаю видеофрагмент.

Здравствуйте! Мы – ученики Ануцы Фанусовны!

Мы добрые и любознательные. Весёлые и дружные.

А ещё мы очень любим, дарить подарки. Мы для вас приготовили сюрприз. Хором: «И дарим его вам!»

И они, действительно, приготовили для вас сюрприз. Он у вас в конвертах на партах. Откройте скорее конверты. Достаньте содержимое и рассмотрите.

Работа в группах

Участвуют в беседе

Выслушивают задание, распределяют роли в группе, выполняют задание, презентуют результат.

Группа поэтов зачитывает строки

Группа ученых соответствующие осенние приметы.

Группа фотографов делает снимок сообщения

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.

Осуществлять анализ поэтического произведения.

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения

Устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие; выполнять логические действия с материалом.

- Что вы можете добавить про осень, какой ее вы видите?                               - А вот в народные приметы и пословицы  вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, сильным и удачливым. Давайте посмотрим на сколько вы смекалисты и мудры.                                                -У вас на партах лежат конвертики с пословицами, вы должны их собрать.  Работа в паре.                                                                                                 Нам так много нужно сделать, давайте поработаем в парах? Вспомним с вами  правила работы в паре!                                                                       Слайд  № 18

Анализируют свою работу, обобщают полученные знания.

Осуществлять итоговый контроль по результату.

Подведение итогов урока

- Ребята вспомним,  что мы хотели узнать в начале урока.

Слайд № 19

- Кто получил смайлики- я оцениваю вашу работу на «пять».

Получают инструкцию по выполнению домашнего задания.

Формировать готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни.

Домашнее задание

- Вы ребята взрослые. Посетите нашу районную библиотеку и познакомьтесь с произведениями наших земляков.

Самооценка собственной деятельности

Адекватно оценивать свои достижения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по теме "Твой родной край" в 4-м классе коррекционно - развивающего обучения. Р.Казакова "Хабаровску"

Урок внеклассного чтения по теме «Твой родной край» для учащихся 4-х классов коррекционно-развивающего обучения помогает понять красоту родного края, развивает мышление, речь, творческие способн...

Внеклассное мероприятие "Мы не забудем этот день!"

Мероприятие посвящено празднованию Дня Победы.Рекомендуется для проведения с детми младшего школьного возраста....

Сценарий классного часа "Я люблю свой край родной"

Сценарий классного часа "Я люблю свой край родной"...

Программа внеурочной деятельности для 4 класса " Я люблю свой край!"

Программа внеурочной деятельности «Я люблю свой край» —  привитие любви к прошлому и настоящему родного края, его многовековой истории.  ...

Программа по внеурочной деятельности " Люблю свой край"

Программа по внеурочной деятельности " Люблю свой край"...

Проект "Я люблю свой край"

Проект "Я люблю свой край"...