Факультативное занятие по речевой культуре на тему: Заголовки плана и языковые особенности текста.
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Тульченко Ирина Анатольевна

12 урок.

Тема:Заголовки плана и языковые особенности текста.

Цель: предупреждение ошибок в смешении стилей при составлении плана.

 

Ход занятия.

1.           Проверка домашнего задания.

Постановка цели урока.

1)          Закрепление пройденного.

·              Прочитайте тексты и определите (назовите) его тему и микротемы.

·              Что за запись вы получили? Как она называется? (План).

·              Зачем нам нужен план?

·              Вспомните, какие стили речи могут встречаться в текстах?

·              Что вы скажите о планах текстов разных стилей?

·              Чем они отличаются?

 

2.Сравнение планов к двум текстам на одну тему.

                  а)                                               б)

* Деревенская ласточка                   * Красивая птичка

* Оперение                                        * Удивительный наряд касатки

* Размер тела и крыльев                  * Глаз не отведешь!

 

·        Попробуйте определить, какой из двух планов составлен к тексту делового стиля (а), а какой – к тексту разговорного стиля (б).

·        Объясните свою точку зрения.

·        Какой вывод можно сделать, опираясь на этот пример? (При составлении плана необходимо учитывать стилистические особенности текста, заголовки должны соответствовать стилю текста).

3.Коллективное составление плана к тексту делового (художественного и разговорного) стиля.

(Работа по группам).

4.Редактирование плана.

«Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

План.

1.«Никого я не боюсь!»

2.«Ах, какой смешной Заяц!»

3.Появление Волка.

4.Бегство Зайца.

5.Исчезновение Волка.

6.Поиски Зайца.

7.Храбрый Заяц приободрился.

·        К какому тексту составлен этот план?

·        Раз это сказка, то какой стиль речи использовался для ее написания?

·        Значит, при составлении плана, на что надо обратить внимание?

·        Еще раз посмотрите на план и скажите, что вы заметили?

·        С чем вы согласны или не согласны?

·        Какие пункты плана сформулированы неудачно?

·        Замените их более выразительными, соответствующими стилю текста.

5.Самостоятельное составление плана текста (любого стиля).

·        К какому стилю относится вам текст?

Докажите.

·        Прочитайте план.

Объясните выбор заголовка.

6.Итог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Недригайлова В. И.  Уроки речевой культуры в начальной школе.- Курск: Пед-Сервис, 1998.

2.Ладыженская Т. А.  Речь, речь, речь.- Москва: Педагогика, 1992.

3.Остроумов А. В. Речевая культура.-Смоленск: Персей-Вече-Аст, 2009.

4.Амисова И. Р. Помирились-разошлись.- Москва: Пед-Сервис 2007.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Факультативное занятие

 по речевой культуре на тему:

Заголовки плана

 и языковые особенности текста.

подготовила

учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

 Курского района

12 урок.

Тема:Заголовки плана и языковые особенности текста.

Цель: предупреждение ошибок в смешении стилей при составлении плана.

Ход занятия.

  1. Проверка домашнего задания.

Постановка цели урока.

  1. Закрепление пройденного.
  • Прочитайте тексты и определите (назовите) его тему и микротемы.
  • Что за запись вы получили? Как она называется? (План).
  • Зачем нам нужен план?
  • Вспомните, какие стили речи могут встречаться в текстах?
  • Что вы скажите о планах текстов разных стилей?
  • Чем они отличаются?

2.Сравнение планов к двум текстам на одну тему.

                  а)                                               б)

* Деревенская ласточка                   * Красивая птичка

* Оперение                                        * Удивительный наряд касатки

* Размер тела и крыльев                  * Глаз не отведешь!

  • Попробуйте определить, какой из двух планов составлен к тексту делового стиля (а), а какой – к тексту разговорного стиля (б).
  • Объясните свою точку зрения.
  • Какой вывод можно сделать, опираясь на этот пример? (При составлении плана необходимо учитывать стилистические особенности текста, заголовки должны соответствовать стилю текста).

3.Коллективное составление плана к тексту делового (художественного и разговорного) стиля.

(Работа по группам).

4.Редактирование плана.

«Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

План.

1.«Никого я не боюсь!»

2.«Ах, какой смешной Заяц!»

3.Появление Волка.

4.Бегство Зайца.

5.Исчезновение Волка.

6.Поиски Зайца.

7.Храбрый Заяц приободрился.

  • К какому тексту составлен этот план?
  • Раз это сказка, то какой стиль речи использовался для ее написания?
  • Значит, при составлении плана, на что надо обратить внимание?
  • Еще раз посмотрите на план и скажите, что вы заметили?
  • С чем вы согласны или не согласны?
  • Какие пункты плана сформулированы неудачно?
  • Замените их более выразительными, соответствующими стилю текста.

5.Самостоятельное составление плана текста (любого стиля).

  • К какому стилю относится вам текст?

Докажите.

  • Прочитайте план.

Объясните выбор заголовка.

6.Итог.

Литература:

1.Недригайлова В. И.  Уроки речевой культуры в начальной школе.- Курск: Пед-Сервис, 1998.

2.Ладыженская Т. А.  Речь, речь, речь.- Москва: Педагогика, 1992.

3.Остроумов А. В. Речевая культура.-Смоленск: Персей-Вече-Аст, 2009.

4.Амисова И. Р. Помирились-разошлись.- Москва: Пед-Сервис 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое изложение с языковым анализом текста "Душа природы".

Урок русского языка для 4 класса..Изложение по тексту русского писателя Г.В.Сапгира....

Факультативный курс "Речевое развитие младших школьников" для 2 класса

 Календарно-тематическое планирование факультативного курса  "Речевое развитие младших школьников" для 2 класса...

Урок русского языка 4 класс Тема: Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок".

Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок"....

Факультативное занятие по речевой культуре на тему: Афиша. Школьная реклама

5 урок.Тема: Афиша. Школьная реклама.Цели: познакомить детей с афишами, научить их оформлять афиши. Дать представление детям о рекламе, ее назначении.Ход занятия.I. Знакомство с афишами....

Особенности преподавания учебных предметов предметной области «Язык и речевая культура».

Описана  система работы над безударными гласными, приемы и виды работ в коррекционной школе VIII вида. (Из опыта работы). Материал подготовлен для слушателей курсов повышения квалификации пе...

4 класс. Проверочная работа (тест) по теме: "Речевая культура. Текст. Обращение"

Проверочная работа (тест) по теме Речевая культура. Текст. Обращение...