Психолого-педагогические особенности четвероклассников.
материал (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание. Психолого-педагогические особенности четвероклассников.
Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учителя и родители должны знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если взрослые найдут целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.
В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У него начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия. На основе развития нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, понимание ими своей психической жизни, формирование отношения к самому себе. В результате у ребенка начинают развиваться собственные взгляды, мнение, в том числе понимание значимости образования.
Очень важно на этом возрастном этапе сформировать представление сопричастности человека к многочисленным процессам мира природного и социального. Только в этом случае может возникнуть чувство значимости собственного выбора, а значит и ответственности за него. Индивидуальные различия в психологическом развитии учащихся 10–11 лет могут быть достаточно значительными.
В четвертом классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам.
Мотивация к школе бывает:
- Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости. Рубеж 3-4-х классов, по свидетельству многих психологов и педагогов характеризуется некоторым снижением интереса к учебе в школе и самому процессу обучения. Это выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением, нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе.
- Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.
- Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны. Если интерес к учению становится смыслообразующим мотивом у ребенка, его учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое развитие.
Общие умения для успешного обучения:
- слушать учителя;
- выделять главную мысль сообщения;
- связно пересказывать содержание текста;
- отвечать на вопросы к тексту;
- ставить вопросы к тексту;
- делать содержательные выводы на основе полученной информации; письменно выражать свою мысль;
- привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями, интернетом и пр.);
- адекватно оценивать результаты собственной работы.
Для детей этого возраста вполне естественной и нормальной является частая смена интересов, «метания» из стороны в сторону. Такое непостоянство, нередко расцениваемое родителями и учителями как легкомыслие и поверхностность, в действительности очень желательно, так как дает детям реальный опыт деятельности в самых разных областях и направлениях науки, искусства, знания.
Поддерживайте у ребенка склонности, указывающие на более сильные стороны его развития. Также помните, что жизнь ребенка не ограничивается стенами школы. За ее пределами он должен быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
Чем полноценнее пройдет этот период первичных, еще не очень серьезных увлечений, тем больше вероятность того, что интересы, которые возникнут и сохранятся по достижении старшего подросткового возраста, будут осмысленными и глубокими.
К 3-4-му классу общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. Именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учебе и отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка.
Общению четвероклассника характерны следующие признаки:
- неустойчивость контактов;
- эмоциональность;
- зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей: ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют;
- разрыв между мальчиками и девочками;
- взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.
Вместе с тем у младших подростков еще достаточно долгое время сохраняются привычные способы взаимодействия и виды общения с близкими им взрослыми. Так, 10-12-летний ребенок может конфликтовать с родителями совершенно так же, как 4-х летний дошкольник или семилетний первоклассник. Он может быть столь же несамостоятелен в быту, что сразу задает тон и содержание общения в семье. У большинства детей десяти лет это «дошкольное» общение дома все еще процветает и «сворачивается» с большими трудностями. Это – проблема многих семей, где подросшего ребенка все никак не могут «отпустить» на хотя бы относительную волю.
Дети четвертых классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами.
Однако отсутствие жизненного опыта, доверие к окружающей действительности, психологическая незрелость, и в то же время желание действовать самостоятельно, «вырваться» из-под опеки взрослых делают подростков особенно уязвимыми к различным воздействиям негативного характера. Именно в этом возрасте отмечается усиление процесса формирования и развития зависимых форм поведения различной этимологии.
У четвероклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные. Если ученик себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, как их можно избежать. Если он себя недооценивает, просто за что-нибудь похвалите его. Так он научится адекватно себя оценивать.
Однако характер самооценки школьников этого возраста существенно меняется. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на основании результатов учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества ребенка, которые проявляются в общении.
И всё же, контролируя ребенка, не забывайте хвалить его почаще. Только успех порождает новый успех! А для этого он должен верить в свои силы, знать, что самоценен.
Не говорите при ребенке негативно о его учителях, одноклассниках или их родителях. Ваша отрицательная оценка может стать причиной потери авторитета определенных учителей, развития неадекватной самооценки и оценки поведения окружающих (ребенок перестанет исправлять свои ошибки, оправдывая свои неудачи вашими же цитатами), а также появления в классе изгоя.
Подводя итоги, можно выделить следующие психолого-педагогические особенности учащихся младшего подросткового возраста:
- уровни сформированности учебной деятельности у разных учащихся 10–11 лет могут быть чрезвычайно разнообразными;
- учебная деятельность занимает существенную часть в жизни младших подростков;
- у учащихся младшего подросткового возраста возможно формирование теоретического мышления;
- учебная и игровая деятельность младших подростков очень близки и отличаются только своим мотивом;
- мнение товарищей для младших подростков гораздо более значимо, нежели мнение взрослого человека, учителя;
- младшие подростки могут проявлять стремление к настоящим глубоким знаниям, которое обуславливается не только возрастными интересами, но и желанием повысить свою общественную значимость. Такое стремление к знаниям создает предпосылки для перехода в учебной деятельности на более высокий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические особенности речевого развития младших школьников
Статья посвящена одной из самых трудных для учителя начальных классов проблем: развитию речевой деятельности младших школьников....
Родительское собрание в 4 классе: "Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста"
В данной работе представлены психолого-педагигические особенности младшего подрасткового возраста 10-12 лет. Поможет родителям познакомиться подростковым возрастом....
Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»
Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...
Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе
Первые дни ребенка в школе сопряжены с более или менее продолжительной адаптацией. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, т.к. резко изменяется образ жизни, увеличиваются и качест...
Доклад "Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе".
Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе....