ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
статья (3 класс) на тему
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
«В душе каждого ребенка таится желание
свободной театральной игры, в которой он
воспроизводит знакомые литературные сюжеты.
Именно это активирует его мышление, тренирует
память и образное восприятие, развивает
воображение и фантазию, совершенствует речь».
Антипина Е.А.
Внутренний мир ребенка с ОВЗ сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции.
Театр – один из самых демократических и доступных видов искусства и для детей в том числе. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, с формированием эстетического вкуса, с нравственным воспитанием, развитием речи и воспитанием воли, умением создавать положительный эмоциональный настрой и нередко – выходить через игру из конфликтных ситуаций.
В игре, в частности театрализованной, ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения с окружающими. Это требует творческой активности личности.
Важную роль в жизни детей играют эмоции, которые помогают воспринимать действительность и реагировать на неё, развивают способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка и снятие зажатости – обучение чувствованию и художественному воображению. Этот путь лежит через сочинительство, фантазирование. Все это может дать музыкально-театрализованная деятельность.
Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния. Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки: они смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу.
Используя театрализованные игры, я формирую коммуникативные качества детей с ОВЗ и развиваю эмоционально - личностных отношений между детьми.
В процессе изучения научной литературы и практических работ по данной теме, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с ОВЗ, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей младшего школьного возраста, я пришла к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развития у них коммуникативных навыков.
Отличительные особенности данной работы:
адаптирована как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ;
направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
Цель моей работы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Реализуя свою работу, я поставила перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие.
1. Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Развитие эмоциональной сферы детей. Исполняя танцы, песни, разные роли, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.), мы значительно обогащаем эмоциональный опыт детей, всё это используются на музыкальных праздниках и спектаклях.
3. Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная театрализованная деятельность и разработанные мною сценарии, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом. На любом музыкальном празднике, в любой театрализованной постановке каждый ребенок исполняет доступную для него роль.
4.Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.
В постановке спектаклей, сценок ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со сверстниками, педагогами и взрослыми.
5.Участие в театрализованной деятельности положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре быстрее происходит формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи.
6.Включение родителей детей с ОВЗ в жизнь класса и школы. Эмоциональная поддержка детей родителями, обсуждение роли, помощь в разучивание роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после праздника. Присутствие родителей на музыкальных спектаклях и праздниках. Изготовление родителями костюмов для детей. Украшение класса и музыкального зала к праздникам, помощь в изготовление декораций для спектаклей.
Стало хорошей традицией постановка мини-сценок на празднике День Матери, на празднике «Прощание с букварём»,праздник посвященный 8 Марта, инсценировка сказки опера «Федорино горе» на празднике Чукокола, инсценировка сказки Г-Х.Андерсена «Принцесса на горошине», выступления на театрализованном новогоднем школьном представлении и др.
«Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в её основе лежит игра – неиссякаемый источник творчества».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности- естественная среда творческого развития личности младшего школьника
Естественным стремлением каждого человека является самовыражение в продуктивной деятельности. Образовательная среда школы предоставляет школьнику множество личностно-ориентированных ...
Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника
Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника...
Использование театральной деятельности на уроках с детьми с речевыми нарушениями
Использование театральной деятельности на уроках с детьми с речевыми нарушениями...
Использование театральной деятельности в работе учителя-логопеда
В настоящее время, особое значение в российском образовании придаётся формированию ценностно-ориентационного подхода к развитию детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и интеграци...
Использование современных технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с ОВЗ
Презентация...
Использование театральной деятельности во внеурочной работе.
Внеурочная деятельность – это нововведение, которое важно как для педагогов, так и для детей, потому что школа после уроков - это мир творчества, мир интересов и увлечений каждого ребёнка....
"Использование ИКТ во внеурочной деятельности при работе с детьми с ОВЗ"
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во внеурочной деятельности школьников способствует:повышению эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;активизации поз...