ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
статья (3 класс) на тему

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

 «В душе каждого ребенка таится желание

свободной театральной игры, в которой он

воспроизводит знакомые литературные сюжеты.

Именно это активирует его мышление, тренирует

память и образное восприятие, развивает

воображение и фантазию, совершенствует речь».

                                                    Антипина Е.А.

           

Внутренний мир ребенка с ОВЗ сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции.

                Театр – один из самых демократических и доступных видов искусства и для детей в том числе.  Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
 Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, с формированием эстетического вкуса, с нравственным воспитанием, развитием речи и воспитанием воли, умением создавать положительный эмоциональный настрой и нередко – выходить через игру из конфликтных ситуаций.
В игре, в частности театрализованной, ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения с окружающими. Это требует творческой активности личности.
Важную роль в жизни детей играют эмоции, которые помогают воспринимать действительность и реагировать на неё, развивают способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка и снятие зажатости – обучение чувствованию и художественному воображению. Этот путь лежит через сочинительство, фантазирование. Все это может дать музыкально-театрализованная деятельность.

Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния. Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки: они смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу.
Используя театрализованные игры, я формирую коммуникативные качества детей с ОВЗ и развиваю эмоционально - личностных отношений между детьми.

        В процессе изучения научной литературы и практических работ по данной теме, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с ОВЗ, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей младшего школьного возраста, я пришла к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развития у них коммуникативных навыков.

Отличительные особенности данной работы:

адаптирована как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ;

направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.

Цель моей работы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

        Реализуя свою работу, я поставила перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие.

1. Первая и самая главная задача – это социальная  адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Развитие эмоциональной сферы детей. Исполняя танцы, песни, разные роли, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.), мы значительно обогащаем эмоциональный опыт детей, всё это используются на музыкальных праздниках и спектаклях.

3. Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная театрализованная деятельность и разработанные мною сценарии, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом. На любом музыкальном празднике, в любой театрализованной постановке каждый ребенок исполняет доступную для него роль.

4.Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.

В постановке спектаклей, сценок ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со сверстниками, педагогами и взрослыми.

5.Участие в театрализованной деятельности положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре быстрее происходит формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи.

6.Включение родителей детей с ОВЗ в жизнь класса и школы. Эмоциональная поддержка детей родителями, обсуждение роли, помощь в разучивание роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после праздника. Присутствие родителей на музыкальных спектаклях и праздниках. Изготовление родителями костюмов для детей. Украшение класса и музыкального зала к праздникам, помощь в изготовление декораций для спектаклей.

Стало хорошей традицией постановка мини-сценок на празднике День Матери, на празднике «Прощание с букварём»,праздник посвященный 8 Марта, инсценировка сказки опера «Федорино горе» на празднике Чукокола, инсценировка сказки Г-Х.Андерсена «Принцесса на горошине», выступления на театрализованном новогоднем школьном представлении и др.

 «Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в её основе лежит игра – неиссякаемый источник творчества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности- естественная среда творческого развития личности младшего школьника

Естественным стремлением каждого человека является  самовыражение в продуктивной деятельности.  Образовательная среда школы предоставляет школьнику  множество личностно-ориентированных ...

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника...

Использование театральной деятельности на уроках с детьми с речевыми нарушениями

Использование театральной деятельности на уроках с детьми с речевыми нарушениями...

Использование театральной деятельности в работе учителя-логопеда

В настоящее время, особое значение в российском образовании придаётся формированию ценностно-ориентационного подхода к развитию детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и интеграци...

Использование театральной деятельности во внеурочной работе.

Внеурочная деятельность – это нововведение, которое важно как для педагогов, так и для детей, потому что школа после уроков - это мир творчества, мир интересов  и увлечений каждого ребёнка....

"Использование ИКТ во внеурочной деятельности при работе с детьми с ОВЗ"

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во внеурочной деятельности школьников способствует:повышению эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;активизации поз...