Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности- естественная среда творческого развития личности младшего школьника
статья на тему
Естественным стремлением каждого человека является самовыражение в продуктивной деятельности. Образовательная среда школы предоставляет школьнику множество личностно-ориентированных условий для осуществления деятельности. Но, как правило, эта деятельность осуществляется вне пространства свободы и ограничена рамками мероприятий или требованиями конкретного учебного предмета. Альтернативу представляет театральная деятельность, как «форма согласованного личного и коллективного творчества, которая предполагает понятие «ансамбля» как согласованного, совместного действия, т.е. взаимодействия» (К.С. Станиславский). Основной язык театрального искусства- действие, основные видовые признаки- диалог и игра, широко применяемые мной на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._chernysheva_m.n._teatr.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности- естественная среда творческого развития личности младшего школьника
Чернышева М.Н.,
Учитель МБОУ СОШ №6, г. Красный Сулин
Естественным стремлением каждого человека является самовыражение в продуктивной деятельности. Образовательная среда школы предоставляет школьнику множество личностно-ориентированных условий для осуществления деятельности. Но, как правило, эта деятельность осуществляется вне пространства свободы и ограничена рамками мероприятий или требованиями конкретного учебного предмета. Альтернативу представляет театральная деятельность, как «форма согласованного личного и коллективного творчества, которая предполагает понятие «ансамбля» как согласованного, совместного действия, т.е. взаимодействия» (К.С. Станиславский). Основной язык театрального искусства- действие, основные видовые признаки- диалог и игра, широко применяемые мной на уроках.
Театральная деятельность младшего школьника ориентирована на потребности и мотивы ребенка, позволяет решать многие проблемы воспитания детей, так называемых групп риска (с нетипичным поведением): излишне застенчивых, агрессивных, социально неуверенных и т.д. В ролевой игре, которая является формой театральной деятельности, происходит существенная перестройка поведения ученика – оно становится максимально свободным. В ходе театральной деятельности происходит формирование мотивации учения, активизация познавательной деятельности, развитие творческого воображения, речи. Это значит, что в ролевой игре ученик не чувствует той напряженности, которую он может ощущать при обычном ответе, он более раскрепощен и свободен. Театральная деятельность позволяет актуализировать работу и с одаренными детьми, которые могут проявить свои творческие способности.
Надо обратить внимание на то что, сам учитель должен быть артистичным, эмоциональным, терпеливым и добрым. Во время использования театральной деятельности на уроке должен царить доброжелательный психологический климат.
Младший школьный возраст- благоприятный период для развития творческих способностей, творческого воображения. Найти путь к душе ребёнка, пробудить в нём творческое начало, эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие разных видов искусства. Решить эту проблему позволяют интегрированные уроки с использованием театральной деятельности. Такие уроки помогают детям осознавать сущность знания, применять его в различных ситуациях, они способствуют пробуждению у учащихся эмоциональной отзывчивости, воспитывают культуру чувств, подводят восприятие материала уже непосредственно через жизненные наблюдения учеников. Опыт проведения таких уроков показал, что ребёнку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации или оценки своих возможностей, проявить интерес и активность, развить познавательные процессы и сферы межличностного общения. Именно интегрированные уроки позволяют:
- обеспечить приемлемое сочетание всех изучаемых дисциплин в начальной школе;
- способствуют выстраиванию целостной картины изучаемого действия, явления, процесса;
- создают условия для поддержки психического здоровья школьников за счёт регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;
- стимулируют развитие навыков продуктивного общения, приобретение опыта, расширяющего социальное пространство личности.
На таких уроках создаются ситуации, в которых у ребёнка появляется желание действовать творчески, принимать участие в решении проблемной ситуации, отвечать на поставленный вопрос, выполнять работу самостоятельно.
Деятельный подход театрализации, согласующийся с основными принципами системы «Школа- 2100», позволяет развивать творческое мышление ребёнка. Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, учитель видит в каждом своём ученике будущего певца, художника или писателя, артиста или просто доброго, эмоционального человека. Необходимо с самых первых дней обучения создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помогать раскрыться способностям каждого ученика. При единой для всех теме можно давать ребятам выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т. е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. На первых порах возникают проблемы и трудности, обусловленные тем, что не каждый ребёнок открыт к творчеству, например из-за недоразвития внимания и воображения. Первым шагом на пути освоения театральной деятельности является игра, которая способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к предмету изучения, улучшает общую работоспособность, даёт возможность повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.
Так, например, урок математики во 2 классе по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел» был интегрирован с уроком литературного чтения по сказке «Приключения Буратино». На занятии была использована театрализация сказки, что ещё сильнее вызывало интерес к уроку. Герои произведения решали задачи на сложение и вычитание двузначных чисел в сюжетных ситуациях, что сделало учение увлекательным, а знания – личностно значимыми.
На уроках окружающего мира ученики имеют возможность обыгрывать проблемные диалоги от лица героев учебника Лены и Миши. В 3 классе при изучении темы «Пьесы» в литературном чтении ученики активно участвовали в постановке пьесы С.Маршака «Про козла», также ярко и интересно прошли театрализованные уроки по теме «Басни И.А.Крылова» и другие.
Воспитательную роль искусства, и в особенности театра, в жизни ребёнка трудно переоценить. И чтобы результат этого воздействия был более ощутим, необходимо как можно раньше помочь ребёнку не только стать актёром, но и стать зрителем, научить его воспринимать и чувствовать театральное искусство. В любой творческой работе максимально высвечивается, проявляется личность человека. Для детей участие в постановках, быть может станет, первым опытом осмысленного, оценённого, признанного творчества.
К участию в театральной деятельности стараюсь включать всех детей. Пусть ребёнок сказал всего одну фразу, но он чувствует себя важным звеном коллективного действия. Ребёнок, окружённый миром искусства в школе становится духовно богаче, более развит интеллектуально, нравственно, более готовым и устойчивым к эмоциональным переживаниям.
Для оценки качества описанной работы использую следующие показатели:
1. Высокий уровень интереса учеников к урокам.
2. Способность школьников к фантазированию, воображению и моделированию.
3. Проявление у школьников догадливости, сообразительности, открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
4 Проявление радостных эмоций в процессе учебной работы.
5 Способность ребенка 6-11 лет переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.
6 Стремление школьника к оригинальности.
7 Проявление самостоятельности в работе.
8 Умение преодолевать возникшие трудности.
Результаты работы отражаются в изменениях личностно-значимых способностей. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно- поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности, научились задавать вопросы и находить на них ответы, размышлять и сопереживать, а также понимать чужие мысли.
Форма театра даёт учителю возможность свободно проявить свою фантазию, умения, эстетические пристрастия. Если в ходе театрального действия взаимоотношения учитель- ученик обогащаются, становятся более тесными и доверительными, то авторитет учителя возрастает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника
В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...
Сотрудничество классного руководителя, детей и родителей с целью творческого развития личности младшего школьника
Раскрывается проблема сотрудничества родителей, детей и учителя начальной школы, направленная на развитие творческих способностей учащихся. Приводятся примеры сотрудничества: работа родительских клубо...
Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника
Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника...
Модель развития личности младших школьников в условиях социокультурной среды образовательной организации в рамках стратегии ФГОС НОО
Модель «Развитие личности младшего школьника в условиях организации социокультурной среды школы в рамках стратегии ФГОС НОО» определяется характеристикой современного социума, процессами формиро...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Материал предназначен для учителей-логопедов начальной школы....
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов...