ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» 4 класс.
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа "Юный исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_issledovatel_4_klass.docx | 42.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи
Рассмотрено: Утверждаю
на педагогическом совете Директор МБОУ НОШ №2 г. Охи
Протокол №____________ _______________ С. А. Цирихова
От «____» ________2016 г. от «____» ______________2016 г.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
общеинтеллектуальное направление
4 класс
срок реализации 1 год
составлена учителем начальных классов Васильченко Ниной Владимировной
Оха
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы внеурочной деятельности автором которой является А.И. Савенков. Программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена для 4 класса общеобразовательной школы.
Актуальность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее практическая значимость основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Ключевые понятия:
Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей развития младших школьников, рассчитана на учащихся 10-11 лет.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Общее число занятий в год -34 часа, в неделю - 1час. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, музее.
Ожидаемые результатыосвоения программы:
Личностные:формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные:регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные: умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Предметные результаты освоения программы:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- работать в группе.
Воспитательные результаты программы:
Первый уровень результатов | Второй уровень результатов | Третий уровень результатов |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. |
Формы подведения итогов освоения программы являются:научно-практическая конференция;презентация проектов.
Тематический план
№ раздела, темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | В т. ч. на практические работы |
1. | Теоретические занятия | ||
1.1 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1ч | |
1.2 1.3 | Культура мышления. | 2ч | |
1.4 1.5 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 2ч | |
1.6 1.7 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 2ч | |
1.8 1.9 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 2ч | |
1.10 1.11 | Предмет и объект исследования. | 2ч | |
1.12 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 1ч | |
1.13 1.14 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 2ч | |
2. | Практические занятия | ||
1.15 1.16 | Наблюдение и экспериментирование. | 2ч | |
1.17 1.18 | Техника экспериментирования | 2ч | |
1.19 1.20 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 2ч | |
1.21 1.22 | Правильное мышление и логика. | 2ч | |
1.23 1.24 | Что такое парадоксы | 2ч | |
1.25 1.26 1.27 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 3ч | |
1.28 1.29 1.30 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 3ч | |
1.31 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1ч | |
1.32 | Защита исследования перед одноклассниками. | 1ч | |
1.33 | Выступление на школьной научно-практической конференции. | 1ч | |
1.34 | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1ч | |
Итого: 34ч |
Содержание учебного материала
Раздел1 «Теоретические занятия»Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Культура мышления. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Предмет и объект исследования. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. Раздел2«Практические занятия»Наблюдение и экспериментирование. Техника экспериментирования Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. Правильное мышление и логика. Что такое парадоксы Обработка и анализ всех полученных данных. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. Защита исследования перед одноклассниками. Выступление на школьной научно-практической конференции. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.
Методическое обеспечение
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Юный исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в 4 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) географические и исторические карты;
5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.
Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
В ходе изучения курса «Юный исследователь» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям.
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Список литературы
Для учителя
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2011.
- М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2011
Для учащихся
- Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2013
Календарно-тематическое планирование
Количество часов в неделю: 1 час;
№ п/п | № раздела, темы | Наименование разделов и тем | Дата проведения | Корректировка |
1 | 1.1 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 01.09 | |
2 | 1.2 | Культура мышления. | 08.09 | |
3 | 1.3 | Культура мышления. | 15.09 | |
4 | 1.4 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 22.09 | |
5 | 1.5 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 29.09 | |
6 | 1.6 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 06.10 | |
7 | 1.7 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 13.10 | |
8 | 1.8 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 20.10 | |
9 | 1.9 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 27.10 | |
10 | 1.10 | Предмет и объект исследования. | 10.11 | |
11 | 1.11 | Предмет и объект исследования. | 17.11 | |
12 | 1.12 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 24.11 | |
13 | 1.13 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 01.12 | |
14 | 1.14 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 08.12 | |
15 | 1.15 | Наблюдение и экспериментирование. | 15.12 | |
16 | 1.16 | Наблюдение и экспериментирование. | 22.12 | |
17 | 1.17 | Техника экспериментирования | 12.01 | |
18 | 1.18 | Техника экспериментирования | 19.01 | |
19 | 1.19 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 26.01 | |
20 | 1.20 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 02.02 | |
21 | 1.21 | Правильное мышление и логика. | 09.02 | |
22 | 1.22 | Правильное мышление и логика. | 16.02 | |
23 | 1.23 | Что такое парадоксы. | 02.03 | |
24 | 1.24 | Что такое парадоксы. | 09.03 | |
25 | 1.25 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 16.03 | |
26 | 1.26 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 23.03 | |
27 | 1.27 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 06.04 | |
28 | 1.28 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 13.04 | |
29 | 1.29 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 20.04 | |
30 | 1.30 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 27.04 | |
31 | 1.31 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 04.05 | |
32 | 1.32 | Защита исследования перед одноклассниками. | 11.05 | |
33 | 1.33 | Выступление на школьной научно-практической конференции. | 18.05 | |
34 | 1.34 | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 25.05 |
Лист корректировки
Куда внести изменения | Описание изменений | Причины изменения | Контроль выполнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа рассчитана на детей от 6,5 до 10,5 лет. Срок реализации 4 года. Включает формы и методы исследовательской деятельности, этапы исследования в начальной школе, общие темы исследования, содержа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" по напрвлению проектной деятельности 2 класс ФГОС НОО...
Программа внеурочной деятельности Юный исследователь
Юный исследователь ( 1 – 4 класс)(научнопознавательное направление)Программа курса рассчитана на 34 часа (1-4 классы). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по вып...
Программа внеурочной деятельности "Юные исследователи" 1-4 класс
Программа внеурочной деятельности "Юные исследователи" 1-4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального наравления "Юный исследователь" разработана учителями - практиками МБОУ Бобровская СОШ №2 Воронежской области и направлена н...