Программа внеурочной деятельности "Юные исследователи" 1-4 класс
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Юные исследователи" 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_issledovateli.docx | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Восточная гимназия г.Южно-Сахалинска
ПРИНЯТО Методическим объединением __________________________ Протокол №___от __________ Руководитель МО __________/_______________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _________М.Е. Гулакова «____»__________2016г. |
Программа
«Юные исследователи»
Составители:
Со Ен Дя (Тамара Валерьевна)
Южно-Сахалинск
2016 г.
Пояснительная записка
За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Произошедшие изменения повлекли за собой разработку широкого спектра технологий обучения. Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила технология деятельностного метода обучения. Одним из способов его реализации является включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствии с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
- предметные;
- метапредметные;
- личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определенной профессиональной области.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению проектно-исследовательская деятельность» предназначена для работы с детьми 1 -4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программы по предметам, расширяя и обогащая их. Проектно-исследовательская деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.
Цель программы - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
- Знакомство учащихся со структурой проектно-исследовательской деятельности, основными понятиями.
- Развитие познавательной активности учащихся.
- Формирование позитивной самооценки.
- Формирование коммуникативной компетентности:
- умение вести диалог;
- координировать свои действия с действиями партнеров;
- формирование адекватных способов поведения.
5. Формирование способности к организации своей деятельности и управления ею:
- воспитание целеустремлённости и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства;
- формирование умения равноценного использования рабочего времени;
-формирование умения планировать свою деятельность и сотрудничество;
- формирование умения договариваться и принимать совместное решение;
6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектно-исследовательской деятельности сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектно-исследовательскую деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Актуальность программы также обусловлена её методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, рабочих тетрадей.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путём самообразования). Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия. . Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС нового поколения определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
* рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное);
* Целеполагать;
* Планировать;
* Моделировать;
* Вступать в коммуникацию.
Форма организации: занятия проводятся один раз в неделю.
Проектно-исследовательская деятельность включает в себя проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВН, встреч с интересными людьми, соревнований и т.д. Она предусматривает поиск необходимой недостающей информации, работу с различными источниками этой информации.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).
Программа предусматривает достижения трёх уровней результатов:
1уровень: предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта решения проектных задач. Результат выражается в понимании детьми сути проектно-исследовательской деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
2 уровень: предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками исследовательских методов, самостоятельном выборе тем исследований, приобретении опыта самостоятельного поиска и систематизации и оформления информации.
3 уровень: предполагает получение самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации различных проектов, исследований по самостоятельно выбранному направлению. Итоги проектно-исследовательской деятельности могут быть представлены через презентацию, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставках, конференциях, фестивалях и т. д.
Условия эффективность проектно-исследовательской деятельности :
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей: использование адекватных методов обучения; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников; разнообразие и доступность форм и методов проводимых исследований, соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников.
- Мотивированность исследовательской деятельности учащихся, которая реализуется за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения в урочной и во внеурочной деятельности, актуализации потребности в новых знаниях, в расширении круга интересов учащихся, сообщении им знаний об исследовательской деятельности и ее значении для человека.
- Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно- исследовательской деятельности.
Последовательность выполнения исследовательской работы:
- формулирование темы;
- формулирование цели и задач исследования;
- выяснение проблемы и выдвижение гипотез;
- выбор способов и методов исследования;
- сбор информации, её анализ, обобщение и систематизация;
- проведение эксперимента;
- подготовка сообщения;
- публичное представление работ, защита результатов, презентация.
Последовательность работы над проектом:
1 этап: разработка проекта (для чего и кому нужен проект, что будем делать, как делать)
2 этап: выполнение проекта (распределение обязанностей, изготовление , внесение дополнений)
3 этап: защита проекта
Какими могут быть темы детских исследований
Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно разделить на три основные группы:
1.Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
2.Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
3.Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Из всех тем исследовательских работ теоретические – самые сложные.
Правила выбора темы
Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований.
1.Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки – задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.
Примерные критерии оценки проектно-исследовательской деятельности:
1. Самостоятельность
2. Актуальность темы
3. Полнота раскрытия темы
4. Оригинальность решения проблемы
5. Артистизм и выразительность выступления
6. Защита проекта (выступление, презентация)
Методы обучения
Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания.
Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы - эксперимент, наблюдение. анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Планируемые результаты к концу обучения
Должны научиться:
- видеть проблему;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- сравнивать;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить опыты, эксперименты;
- делать выводы и умозаключения;
- готовить тексты для выступления и презентации;
- отстаивать свою точку зрения, защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
* рефлексировать ( видеть проблему)
* целеполагать
* планировать свою деятельность
* моделировать
* проявлять инициативу при поиске решения проблемы
* вступать в коммуникацию
Уровни подготовки
1 уровень
Работает с помощью взрослого, самостоятельно способен обращаться к источникам информации, умеет находить ошибочное решение вопроса при помощи взрослого, самостоятельно исправляет его.
2 уровень
Работает самостоятельно, обращаясь за помощью в случае необходимости, сам определяет необходимые источники информации, планирует работу в группе или самостоятельно, способен при помощи взрослого в случае необходимости подготовить защиту работы.
3 уровень
Работает самостоятельно, планирует работу, ставит цели и задачи, гипотезу, способен самостоятельно подготовить защиту работы, провести презентацию.
Тематическое планирование для 1 класса
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата проведения |
1. | Проект? Проект! | 1 | |
2-3 | Как выбрать тему проекта | 2 | |
4. | Какими могут быть проекты? | 1 | |
5-6 | Учимся выбирать дополнительную литературу | 2 | |
7-8 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» | 2 | |
9-10 | Наблюдение как способ выявления проблем | 2 | |
11-12 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | 2 | |
13-14 | Выдвижение идеи (мозговой штурм) | 2 | |
15-16 | Постановка вопроса (поиск гипотезы) | 2 | |
17-18 | Формулировка предположения (гипотезы) | 2 | |
19-20 | Развитие умения видеть проблемы | 2 | |
21-22 | Развитие умения выдвигать гипотезы | 2 | |
23-24 | Развитие умения задавать вопросы | 2 | |
25-26 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | 2 | |
27. | Как выбрать друга по общему интересу | 1 | |
28-29 | Групповые работы на занятиях | 2 | |
30-31 | Индивидуальные творческие работы | 2 | |
32 | Выставка творческих работ как средство стимулирования проектно-исследовательской деятельности детей | 1 | |
33. | Резерв | 1 | |
Итого: | 33 часа |
Тематическое планирование для 2 класса
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата проведения |
1-2 | Круг твоих интересов | 2 | |
3-4 | Выбор темы твоего проекта | 2 | |
5-6 | Знакомство с понятием формулировка. Работа со словарями | 2 | |
7-8 | Выбор помощников в работе над проектом | 2 | |
9-10 | Этапы работы над проектом | 2 | |
11-12 | Актуальность темы проекта | 2 | |
13-14 | Проблемы. Решение проблемы | 2 | |
15-16 | Выработка гипотезы – предположения | 2 | |
17-18 | Цель проекта | 2 | |
19-20 | Задачи проекта | 2 | |
21-22 | Сбор информации для проекта | 2 | |
23-24 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | 2 | |
25-26 | Обработка информации. Отбор значимой информации | 2 | |
27-28 | Создание продукта проекта. | 2 | |
29-30 | Играем в учёных | 1 | |
31-32 | Отбор информации для сиюминутного выступления | 2 | |
33 | Тест | 1 | |
34 | Резерв | 1 | |
Итого | 34 часа |
Тематическое планирование для 3-го класса
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата проведения |
1-2 | Проект. «Любит осень детвора». Постановка целей. Выбор средств решения задач. Информационный поиск | 2 | |
3 | Проект. «Любит осень детвора». Представление полученного результата. Подготовка к защите проекта | 1 | |
4 | Проект. «Любит осень детвора». Защита проекта | 1 | |
5 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | |
6-7 | Что можно исследовать? (Тренировочные занятия) | 2 | |
8 | Как выбрать тему исследования? Какими могут быть темы исследования? | 1 | |
9 | Наблюдение как способ выявления проблем | 1 | |
10 | Развитие умения видеть проблемы | 1 | |
11 | Развитие умения выдвигать гипотезы | 1 | |
12 | Развитие умений задавать вопросы | 1 | |
13 | Развитие умений давать определение понятиям | 1 | |
14 | Развитие умений классифицировать | 1 | |
15 | Оформление списка литературы и использованных электронных источников | 1 | |
16 | Методы исследования. Мыслительные операции | 1 | |
17 | Презентация. Твое знакомство с понятием «Презентация» | 1 | |
18 | Значимость компьютера в создании проектов. Знакомство с программой Microsoft Power Point | 1 | |
19-21 | Первые шаги в составлении презентации на компьютере. Работа с программой Microsoft Power Point | 3 | |
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 | |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 | |
24 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 | |
25-26 | Семинар «Подготовка собственных работ к защите» | 2 | |
27 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.3кл | 1 | |
28 | Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | |
29-30 | Проект. «Я - изобретатель». Постановка целей. Выбор средств решения задач. Информационный поиск | 2 | |
31 | Проект. «Я - изобретатель». Представление полученного результата. Подготовка к защите проекта | 1 | |
32 | Проект. «Я - изобретатель». Защита проекта | 1 | |
33-34 | Резерв | 2 |
Тематическое планирование для 4-го класса
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата проведения |
1-3 | Проект. «Модель машины времени». Постановка целей. Выбор средств решения задач. Информационный поиск | 3 | |
4-5 | Проект. «Модель машины времени». Представление полученного результата. Подготовка к защите проекта | 2 | |
6 | Проект. «Модель машины времени». Защита проекта | 1 | |
7 | Наблюдение и наблюдательность | 1 | |
8 | Что такое исследование. Что такое эксперимент | 1 | |
9 | Учимся вырабатывать гипотезы. Как задавать вопросы | 1 | |
10-11 | Учимся выделять главное и второстепенное | 2 | |
12 | Как работать с книгой | 1 | |
13 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 | |
14-15 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 2 | |
16-17 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований | 2 | |
18-19 | Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований» | 2 | |
20-21 | Семинар «Как подготовиться к защите». Презентация. | 2 | |
22-23 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 2 | |
24-25 | Семинар «Подготовка собственных работ к защите» | 2 | |
26 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.4кл | 1 | |
27 | Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | |
28-29 | Проект. «Мировые религии». Постановка целей. Выбор средств решения задач. Информационный поиск | 2 | |
30-31 | Проект. «Мировые религии». Представление полученного результата. Подготовка к защите проекта | 2 | |
32 | Проект. «Мировые религии». Защита проекта | 1 | |
33-34 | Резерв | 2 |
Список литературы.
Бережная Т.И. «Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся в условиях модернизации образования», ДО Сах.обл, СОИУИ, 2003г.
Методические рекомендации Развитие творческого потенциала учащихся образовательного учреждения, Южно-Сахалинск, из-во СОИПиПКК, 2005г.
Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе»,М, 2000г.
Савенков А.И. «Содержание и организация исследовательского обучения школьников», М, 2004г.
Савенков А.И «Психологические основы исследовательского подхода к обучению», М, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Программа внеурочной деятельности 2 класс
Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Занимательная математика. Программа внеурочной деятельности. 2 класс
Программа составлена по новым ФГОС....
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...