Программа внеурочной деятельности "Юные исследователи" 1-4 класс
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Со Ен Дя Тамара Валерьевна

Программа внеурочной деятельности "Юные исследователи" 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_issledovateli.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  общеобразовательное учреждение

Восточная гимназия г.Южно-Сахалинска

ПРИНЯТО

Методическим объединением __________________________

Протокол №___от __________

Руководитель МО

__________/_______________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________М.Е. Гулакова

«____»__________2016г.

        Программа

                                   «Юные исследователи»

 

                                                                                           

                                                                                           Составители:

                                                                                           Со Ен Дя (Тамара Валерьевна)

                                                                                           

Южно-Сахалинск

2016 г.

Пояснительная записка

       За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального  общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость  создания качественно новой  личностно-ориентированной  развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить  становление  личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных  возможностей.   Произошедшие изменения повлекли за собой разработку широкого спектра технологий обучения. Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила технология деятельностного метода обучения. Одним из способов его реализации является включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность.

      ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются  в соответствии  с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

  • предметные;
  • метапредметные;
  • личностные.

       В концепции ФГОС  второго поколения  под предметными результатами  понимается «усвоение обучаемым  конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты  понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться  в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.  Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определенной профессиональной области.

       Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению проектно-исследовательская деятельность» предназначена для работы с детьми 1 -4  классов  и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программы по предметам, расширяя и обогащая их. Проектно-исследовательская деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.

Цель программы    - развитие личности и создание основ  творческого потенциала учащихся.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся со структурой проектно-исследовательской деятельности, основными понятиями.
  2. Развитие познавательной активности учащихся.
  3. Формирование позитивной самооценки.
  4. Формирование коммуникативной компетентности:

     - умение вести диалог;

     -  координировать свои действия с действиями партнеров;

     - формирование  адекватных способов поведения.

     5. Формирование способности к организации своей деятельности и управления ею:

    - воспитание целеустремлённости и настойчивости;

    - формирование навыков организации рабочего пространства;

    -  формирование умения равноценного использования рабочего времени;

    -формирование  умения  планировать свою деятельность и сотрудничество;

    - формирование  умения договариваться и принимать совместное решение;

     6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

       Актуальность проектно-исследовательской деятельности  сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения  требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской  деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной  программы начального общего образования.  Современные развивающие программы начального образования включают проектно-исследовательскую деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

         Актуальность программы также обусловлена её методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.

       Основные понятия:

       Проекты различных направлений служат  продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся  в клубной работе, отражаются на страницах учебников, рабочих тетрадей.

       Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только  на интеграцию имеющихся  фактических знаний, но и приобретение новых (порой путём самообразования). Термин  «проект»  в  переводе  с  латинского  означает  «бросание вперед».  Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.  . Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.    Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС нового поколения определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

       В ходе  решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

* рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное);

* Целеполагать;

* Планировать;

* Моделировать;

* Вступать в коммуникацию.

Форма организации: занятия проводятся один раз в неделю.

Проектно-исследовательская деятельность включает в себя проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВН, встреч с интересными людьми, соревнований и т.д.   Она  предусматривает поиск необходимой недостающей информации, работу с различными источниками этой информации.

Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).

Программа предусматривает  достижения трёх уровней результатов:

1уровень: предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта решения проектных задач. Результат выражается в понимании детьми сути проектно-исследовательской деятельности, умении поэтапно решать проектные  задачи.

2 уровень: предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками исследовательских методов, самостоятельном выборе тем исследований, приобретении опыта  самостоятельного поиска и систематизации и оформления информации.

3 уровень: предполагает  получение самостоятельного  социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации различных  проектов, исследований по самостоятельно выбранному направлению. Итоги  проектно-исследовательской деятельности могут быть представлены через презентацию, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставках, конференциях, фестивалях и т. д.

Условия эффективность проектно-исследовательской деятельности :

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей:  использование адекватных методов обучения;  адаптация понятий,  связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников;  разнообразие и доступность форм и методов проводимых исследований,  соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников.
  2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся, которая  реализуется за счет создания ситуаций   практического и интеллектуального затруднения в урочной и во внеурочной деятельности,  актуализации   потребности в новых знаниях,  в расширении круга интересов учащихся,  сообщении им знаний об исследовательской деятельности и ее значении для человека.
  3. Деятельность педагога,  реализующего позицию организатора учебно- исследовательской деятельности.

Последовательность выполнения исследовательской работы:

  • формулирование темы;
  • формулирование цели и задач исследования;
  • выяснение проблемы  и выдвижение гипотез;
  • выбор способов и методов исследования;
  • сбор информации, её анализ, обобщение и систематизация;
  • проведение эксперимента;
  • подготовка сообщения;
  • публичное представление работ, защита результатов, презентация.

Последовательность работы над проектом:

1 этап: разработка проекта (для чего и кому нужен проект, что будем делать, как делать)

2 этап: выполнение проекта (распределение обязанностей, изготовление , внесение дополнений)

3 этап: защита проекта

Какими могут быть темы детских исследований

Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно разделить на три основные группы:

1.Фантастические  – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

2.Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

3.Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Из всех тем исследовательских работ теоретические – самые сложные.

Правила выбора темы   

Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований.

1.Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки – задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.

Примерные критерии оценки проектно-исследовательской деятельности:

1. Самостоятельность

2. Актуальность  темы

3. Полнота раскрытия темы

4. Оригинальность решения проблемы

5. Артистизм и выразительность выступления

6. Защита проекта (выступление, презентация)

Методы обучения

Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания.

Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий,  видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы -  эксперимент, наблюдение. анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

Планируемые результаты к концу обучения

Должны научиться:

  • видеть проблему;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • сравнивать;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить опыты, эксперименты;
  • делать выводы и умозаключения;
  • готовить  тексты для выступления и презентации;
  • отстаивать свою точку зрения, защищать свои идеи.

В ходе  решения системы  проектных задач  у младших школьников могут быть сформированы следующие  способности:

* рефлексировать ( видеть проблему)

* целеполагать

* планировать свою деятельность

* моделировать

* проявлять инициативу при поиске решения проблемы

* вступать в коммуникацию

 

Уровни подготовки

1 уровень

Работает с помощью взрослого, самостоятельно способен обращаться к источникам информации, умеет находить ошибочное решение вопроса при помощи взрослого, самостоятельно исправляет его.

2  уровень

Работает самостоятельно, обращаясь за помощью в случае необходимости, сам определяет необходимые источники информации,  планирует работу в группе или самостоятельно, способен при помощи взрослого в случае необходимости подготовить защиту работы. 

3 уровень

Работает самостоятельно, планирует работу, ставит цели и задачи, гипотезу, способен самостоятельно подготовить защиту работы, провести презентацию.

Тематическое планирование для 1 класса

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Дата проведения

1.

Проект? Проект!

1

2-3

Как выбрать тему проекта

2

4.

Какими могут быть проекты?

1

5-6

Учимся выбирать дополнительную литературу

2

7-8

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками»

2

9-10

Наблюдение как способ выявления проблем

2

11-12

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

2

13-14

Выдвижение идеи (мозговой штурм)

2

15-16

Постановка вопроса (поиск гипотезы)

2

17-18

Формулировка предположения (гипотезы)

2

19-20

Развитие умения видеть проблемы

2

21-22

Развитие умения выдвигать гипотезы

2

23-24

Развитие умения задавать вопросы

2

25-26

Обоснованный  выбор способа выполнения задания

2

27.

Как выбрать друга по общему интересу

1

28-29

Групповые работы на занятиях

2

30-31

Индивидуальные творческие работы

2

32

Выставка творческих работ как средство стимулирования проектно-исследовательской деятельности детей

1

33.

Резерв

1

Итого:

33 часа

Тематическое планирование для 2 класса

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Дата проведения

1-2

Круг твоих интересов

2

3-4

Выбор темы твоего проекта

2

5-6

Знакомство с понятием формулировка. Работа со словарями

2

7-8

Выбор помощников в работе над проектом

2

9-10

Этапы работы над проектом

2

11-12

Актуальность темы проекта

2

13-14

Проблемы. Решение проблемы

2

15-16

Выработка гипотезы – предположения

2

17-18

Цель проекта

2

19-20

Задачи проекта

2

21-22

Сбор информации для проекта

2

23-24

Знакомство с интересными людьми. Интервью

2

25-26

Обработка информации. Отбор значимой информации

2

27-28

Создание продукта проекта.

2

29-30

Играем в учёных

1

31-32

Отбор информации для сиюминутного выступления

2

33

Тест

1

34

Резерв

1

Итого

34 часа

Тематическое планирование для 3-го класса

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Дата проведения

1-2

Проект. «Любит осень детвора». Постановка целей. Выбор средств решения задач. Информационный поиск

2

3

Проект. «Любит осень детвора». Представление  полученного результата. Подготовка к защите проекта

1

4

Проект. «Любит осень детвора». Защита проекта

1

5

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

6-7

Что можно исследовать? (Тренировочные занятия)

2

8

Как выбрать тему исследования? Какими могут быть темы исследования?

1

9

Наблюдение как способ выявления проблем

1

10

Развитие умения видеть проблемы

1

11

Развитие умения выдвигать гипотезы

1

12

Развитие умений задавать вопросы

1

13

Развитие умений давать определение понятиям

1

14

Развитие умений классифицировать

1

15

Оформление списка литературы и использованных электронных источников

1

16

Методы исследования. Мыслительные операции

1

17

Презентация. Твое знакомство с понятием «Презентация»

1

18

Значимость компьютера в создании проектов. Знакомство с программой Microsoft  Power Point

1

19-21

Первые шаги в составлении презентации на компьютере. Работа с программой Microsoft  Power Point

3

22

Совмещение текста выступления с показом презентации

1

23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

1

24

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

1

25-26

Семинар «Подготовка собственных работ к защите»

2

27

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.3кл

1

28

Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

29-30

Проект. «Я - изобретатель». Постановка целей. Выбор средств решения задач. Информационный поиск

2

31

Проект. «Я - изобретатель». Представление  полученного результата. Подготовка к защите проекта

1

32

Проект. «Я - изобретатель». Защита проекта

1

33-34

Резерв

2

Тематическое планирование для 4-го класса

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Дата проведения

1-3

Проект. «Модель машины времени». Постановка целей. Выбор средств решения задач. Информационный поиск

3

4-5

Проект. «Модель машины времени». Представление  полученного результата. Подготовка к защите проекта

2

6

Проект. «Модель машины времени». Защита проекта

1

7

Наблюдение и наблюдательность

1

8

Что такое исследование. Что такое эксперимент

1

9

Учимся вырабатывать гипотезы. Как задавать вопросы

1

10-11

Учимся выделять главное и второстепенное

2

12

Как работать с книгой

1

13

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

14-15

Как сделать сообщение о результатах исследования

2

16-17

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

2

18-19

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

2

20-21

Семинар «Как подготовиться к защите». Презентация.

2

22-23

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

2

24-25

Семинар «Подготовка собственных работ к защите»

2

26

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.4кл

1

27

Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

28-29

Проект. «Мировые религии». Постановка целей. Выбор средств решения задач. Информационный поиск

2

30-31

Проект. «Мировые религии». Представление  полученного результата. Подготовка к защите проекта

2

32

Проект. «Мировые религии». Защита проекта

1

33-34

Резерв

2

Список литературы.

Бережная Т.И. «Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся в условиях модернизации образования», ДО Сах.обл, СОИУИ, 2003г.

Методические рекомендации Развитие творческого потенциала учащихся образовательного учреждения, Южно-Сахалинск, из-во СОИПиПКК, 2005г.

Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе»,М, 2000г.

Савенков А.И. «Содержание и организация исследовательского обучения школьников», М, 2004г.

Савенков А.И «Психологические основы исследовательского подхода к обучению», М, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...