Рабочая программа кружка "Культура народов Поволжья"
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура родного языка" (чувашский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_1_kl_gotovaya.docx | 29.7 КБ |
kultura_narodov_povolzhya.docx | 287.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Разделы | Страницы |
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности | 2 |
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и деятельности | 4 |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы. | 6 |
4.Приложение: 4.1.Календарно - тематическое планирование |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- овладение умением работать по предложенному учителем плану.
- формирование умения отличать верно выполненное задание от неверного, оценивать правильность выполнения действия;
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- овладение навыками осознанно и произвольно строить высказывания в устной и письменной форме на чувашском языке;
- использование знаково-символических средств для решения познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач
- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей обучающегося, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
-умение оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- умение слушать и понимать высказывания собеседников, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение;
- умение учиться согласованно работать в группе, планировать работу в группе, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о роли языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- овладение начальными представлениями о нормах чувашского языка (фонетических, лексических, грамматических);
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков чувашского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- умение сравнивать языковые явления русского и чувашского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.
- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог-побуждение к действию;
- знание названий некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на чувашском языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения.
Содержание курса внеурочной деятельности
Хорошо ли ты знаешь чувашский язык? Вводное занятие.
Теория: Что такое культура родного языка? Цели и задачи кружка. Входная диагностика.
Практика: упражнения в произношении звуков, слов. Игра «Угадай слово»
В мире неведомых звуков. Игры со звуками.
Теория: Как произносится звук?
Правильная постановка звуков [ặ], [ÿ], [ӗ], [ ç].
Практика: игры с чистоговорками, скороговорками.
Практика: игры с потешками, прибаутками.
Практика: игры со считалками.
Практика: игры «Назовите свой звук», «Произноси правильно»
Волшебный мир слов. Игры со словами.
Теория: Что такое речь? Из чего она состоит?
Практика: разгадывание ребусов.
Практика: разгадывание кроссвордов.
Практика: игра «Собери пословицу».
Практика: разгадывание загадок.
Практика: игра «Угадай слово по его описанию»
Практика: игра «Доброе-злое», парад добрых слов.
Значение слова. Слова-загадки
Теория: слова, обозначающие предмет (япала ячӗ).
Теория: слова, обозначающие признак предмета (паллặ ячӗ).
Теория: слова, обозначающие действие предмета (ӗç- хӗл).
Теория: Как мы считаем на чувашском языке?
Практика: игра «Составь из слов предложение»
Игра «Посчитайся». Игра «Напиши названную цифру»
Практика: Изучение рифмовок и считалок
Практика: игра «Найди в тексте предложения»
Практика: игра «Сосчитай»
Его величество - ударение. Игры с ударением
Теория: ударение в слове.
Теория: логическое ударение в предложении.
Практика: игра «Исправь ошибки»
Практика: упражнения в правильной постановке логического ударения в вопросительном предложении.
Практика: игра «Подбери друга»
Практика: игра – соревнование «Кто больше?»
Мой друг – словарь
Теория: орфографический словарь чувашских слов, чувашско-русский словарь, русско-чувашский словарь.
Практика: упражнения на нахождение в словаре слов.
Сокровища страны слов
Теория: выходная диагностика с выполнением задач поискового характера.
Практика: игры «Давай побеседуем», «Что? Где? Когда?»
Практика: игра «Говори правильно и понятно»
Конкурс чтецов
Практика: конкурс чтецов
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теоретических | практических | ||
Сокровища страны слов | ||||
1-2 | Хорошо ли ты знаешь чувашский язык? Особенности чувашского языка | 2 | 1 | 1 |
3-7 | В мире неведомых звуков. Игры со звуками. | 5 | 1 | 4 |
8-14 | Волшебный мир слов. Игры со словами. | 7 | 1 | 6 |
15-21 | Значение слова. Слова-загадки | 7 | 4 | 3 |
22- 27 | Его величество - ударение. Игры с ударением | 6 | 2 | 4 |
28-29 | Мой друг - словарь | 2 | 1 | 1 |
30-32 | Сокровища страны слов | 3 | 1 | 2 |
33 | Конкурс чтецов | 1 | ||
Всего | 33 | 11 | 22 | |
№ | Тема урока, разделы | Дата проведения | Корректировка | |
план | факт | |||
Хорошо ли ты знаешь чувашский язык 2 часа | ||||
1-2 | Теория: Что такое культура родного языка? Цели и задачи кружка. | 06.09 | ||
Практика: упражнения в произношении звуков, слов. Игра «Угадай слово» | 13.09 | |||
3-7 | В мире неведомых звуков. Игры со звуками. (5 часов) | |||
Теория: Как произносится звук? Правильная постановка звуков [ặ], [ÿ], [ӗ],[ ç]. | 20.09 | |||
Практика: игры с чистоговорками, скороговорками | 27.09 | |||
Практика: игры с потешками, прибаутками | 04.10 | |||
Практика: игры со считалками | 11.10 | |||
Практика: игры «Назовите свой звук», «Произноси правильно» | 18.10 | |||
8-14 | Волшебный мир слов. Игры со словами. (7 часов) | |||
Теория: Что такое речь? Из чего она состоит? | 25.10 | |||
Практика: разгадывание ребусов | 08.11 | |||
Практика: разгадывание кроссвордов | 15.11 | |||
Практика: игра «Собери пословицу». | 22.11 | |||
Практика: разгадывание загадок | 29.11 | |||
Практика: игра «Угадай слово по его описанию» | 06.12 | |||
Практика: игра «Доброе-злое», парад добрых слов. | 13.12 | |||
15-21 | Значение слова. Слова-загадки (7 часов) | |||
Теория: слова,обозначающие предмет (япала ячӗ). | 20.12 | |||
Теория: слова, обозначающие признак предмета (паллặ ячӗ). | 27.12 | |||
Теория: слова, обозначающие действие предмета (ӗç- хӗл). | 10.01 | |||
Теория: Как мы считаем на чувашском языке? Практика: игра «Составь из слов предложение» Игра «Посчитайся». Игра «Напиши названную цифру» | 17.01 | |||
Практика: Изучение рифмовок и считалок | 24.01 | |||
Практика: игра «Найди в тексте предложения» Практика: игра «Сосчитай» | 31.01 | |||
22-27 | Его величество - ударение. Игры с ударением (6 часов) | |||
Теория: ударение в слове | 07.02 | |||
Теория: логическое ударение в предложении | 14.02 | |||
Практика: игра «Исправь ошибки» | 21.02 | |||
Практика: упражнения в правильной постановке логического ударения в вопросительном предложении. | 28.02 | |||
Практика: игра «Подбери друга» | 07.03 | |||
Практика: игра – соревнование «Кто больше?» | 14.03 | |||
28-29 | Мой друг –словарь (2 часа) | |||
Теория: орфографический словарь чувашских слов, чувашско-русский словарь, русско-чувашский словарь. | 21.03 | |||
Практика: упражнения на нахождение в словаре слов. | 04.04 | |||
30-32 | Сокровища страны слов (3 часа) | |||
Теория: выходная диагностика с выполнением задач поискового характера. | 11.04 | |||
Практика: игры «Давай побеседуем», «Что? Где? Когда?» | 18.04 | |||
Практика: игра «Говори правильно и понятно» | 25.04 | |||
33 | Конкурс чтецов (1 час) | |||
Практика: конкурс чтецов | 16.05 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Новомалыклинский районный центр внешкольной работы
«Алые паруса»
Принято на заседание Педагогического совета Протокол от «24» «04» 2020 г № 3 | Утверждено Директором МБУ ДО Новомалыклинский РЦВР «Алые паруса» _________Л.Н.Бурмистрова Приказ от «27» «04» 2020 г № 21 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ»
Возраст обучающихся: 7-10 лет Уровень: стартовый |
Автор-составитель: Янкова Ольга Анатольевна, педагог дополнительного образования |
с. Новая Малыкла, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». | |
Направленность | Туристко - краеведческая |
Актуальность (или новизна или отличительные особенности) | В условиях многофункциональности идея воспитания детей в духе патриотизма, взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многофункционального общества, необычно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. Это особенно важно для нашего региона, где с древнейших времён бок о бок живут русские, татары, чуваши, мордва и другие народы в дружеском общении, постоянно взаимодействуя друг с другом. Поэтому назрела необходимость изучения особенностей становления и развития национальных культур, определения общности их структуры, многослойности содержания и взаимообмена между народами элементами своей культуры, возрождения самобытности своей нации, национального самосознания |
Цель | Развитие личности через приобщение учащихся к духовным и культурным ценностям народов Поволжья |
Задачи | Образовательная: - знакомство с историей, традициями и обычаями, праздниками, одеждой и кухней народов Поволжья, осознание собственной национальной принадлежности; - привитие чувства гражданственности. - раскрыть истоки и основные этапы развития народного творчества; - освоить материал по организации, проведению праздников народов Поволжья; - способствовать развитию исследовательских, коммуникативных, эмоционально-волевых качеств, совершенствовать умение самостоятельно пользоваться информационными ресурсами. Развивающие: - Способствовать развитию формированию личностных качеств: активная гражданская позиция, уважение к национальным традициям, толерантность, гуманность, патриотизм; - развивать устойчивое толерантное отношение к культуре различных народов Поволжья, стимулировать интерес учащихся к истории народов Поволжья. Воспитательная: -воспитание в духе уважения к другим народам, взаимопонимания и миролюбия, закладке основ нравственности; - формировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях культуры народов Поволжья. |
Срок реализации | 1 год Возраст учащихся: 7 - 10 лет. Количество учебных часов: по 2 часа 2 раза в неделю (144 часов в год). 1 модуль 34 недель всего 68 часов 2 модуль 38 недель всего 76 часов Количество учащихся в учебной группе: не мене 15 человек. Режим занятий выполняется в соответствии СанПиН: 45 минут занятие и 15 минут перемена. Занятия проводятся в учебном классе. В учебную группу учащиеся зачисляются по желанию |
Форма обучения | Очная, дистанционная |
Возраст, на который направлена программа (ступени, уровни) | 7-10 лет |
Основные формы, методы и приемы проведения занятий (согласно ступеням и уровням) | При реализации программы используются как традиционные, так и инновационные технологии. Форма проведения занятий самые разные: дистанционные, индивидуальные, практические (рисование орнамента, чтение стихов, сказок, исполнение песен, танцев и т.д.); -исследовательская, поисковая работа, (подготовка сообщений, мини-рефератов, презентаций, пословиц, поговорок, элементов праздника, иллюстраций и т. д.); -Краеведческая работа (посещение музеев, пополнение экспонатов в краеведческой копилке); -Заочное путешествие по городам столицам соседних регионов; -беседа о гербе, флаге, гимне республик. Конспекты занятий составлены циклично, т.е. расписан цикл занятий по одной теме. |
Режим проведения занятий | Среда, пятница |
Ожидаемые результаты | - ценностное отношение к своему народу, краю, к культурно-историческому наследию, к русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; - первоначальный опыт постижения ценностей национальной истории и культуры других народов; - начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений; - уважительное отношение к традиционным религиям; - знание традиций своей семьи; - ценностное и творческое отношение к учебному труду - мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. - фиксировать и систематизировать рабочий материал; - умение включаться в коллективную деятельность; - формирование активной позиции по отношению к окружающей действительности, стремление к авторскому творчеству; - умение ориентироваться в потоке информации, отбирать конкретную и значимую информацию. |
Формы контроля, подведения итогов: | - Опрос, анкетирование, интеллектуальная игра, викторина (для оценки знаний). - Результаты участия в конкурсах, наблюдение во время практических занятий и проживания праздников (для оценки умений и навыков). - Анкетирование и наблюдение (для оценки мотивации, ценностных ориентаций, творческой активности и способностей). - Создание, защита проекта. - Выставки работ учащихся. Нетрадиционные формы контроля предполагает различные варианты словесной оценки, поощрения в виде участия в творческих мероприятиях, конкурсах и фестивалях, посещение различных музеев, выставок. |
Критерии оценки результатов освоения программы | При оценивании деятельности учащихся по программе учитываются следующие критерии: 1. Внимание, активность, проявление интереса к предмету 2. Систематичность в работе на занятии и домашней подготовке (отслеживается путем наблюдения педагога и родителей) 3. Дисциплинированность (наблюдение педагога) 4. Проявление познавательного интереса (стремление ребенка участвовать в различных мероприятиях культурно-массовой, исследовательской направленности, проектной деятельности) 5. Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей. 6. Творческий подход (стремление к решению тех или иных задач творческим путем) Уровни оценивания: Высокий уровень – освоение программы в полном объеме в соответствии с предполагаемыми результатами ( от 85 % до 100 % материала ) Средний уровень – освоение программы в основном объеме в соответствии с предполагаемыми результатами (70 % до 85 % материала) Низкий уровень – освоение фрагментов программы или отрывочных сведений из различных тем программы в соответствии с предполагаемыми результатами (от 50% до 70 % материала). |
Учебный план модуля 1 «Культура народов Поволжья»
4 часа в неделю (68ч)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | практика | всего | |||
1 | Край, в котором я живу. Введение. | 2 | 2 | 4 | Умение работать с картой |
2 | Исторические этапы формирования чувашского, татарского и мордовского народов | 2 | 2 | 4 | Умение работать с картой |
3 | Исторические этапы формирования чувашского, татарского и мордовского народов | 2 | 2 | 4 | Умение работать с картой |
4 | Религиозные Представления и верования народов Поволжья | 2 | 2 | 4 | Сообщение |
5 | Народная педагогика | 2 | 2 | 4 | Презентация |
6 | Выдающиеся люди Поволжья | 2 | 2 | 4 | Поисковая работа |
7 | Музыкальное искусство народов Поволжья. Музыкальные инструменты народов Поволжья. Танцы народов Поволжья | 2 | 2 | 4 | Разучивание элементов песен, танцев и т.д |
8 | Музыкальные инструменты народов Поволжья. Танцы народов Поволжья | 2 | 2 | 4 | |
9 | Танцы народов Поволжья | 2 | 2 | 4 | Разучивание элементов песен, танцев и т.д |
10 | Современная музыка народов Поволжья. | 2 | 2 | 4 | Разучивание элементов песен, танцев и т.д |
11 | Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья | 2 | 2 | 4 | Исследовательская работа |
12 | Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья | 2 | 2 | 4 | Исследовательская работа |
13 | Национальный костюм Вышивка, орнамент на различных народных изделиях | 2 | 2 | 4 | Краеведческая работа |
14 | Национальный костюм. Вышивка, орнамент на различных народных изделиях | 2 | 2 | 4 | |
15 | Основные национальные блюда народов Поволжья | 2 | 2 | 4 | Сообщение |
16 | Заочное путешествие по городам столицам: Казань, Сызрань, Чебоксары | 2 | 2 | 4 | Реферат |
17 | Итоговые занятия: защита проектов | 2 | 2 | 4 | Проект |
34 | 34 | 68 |
Учебный план модуля 2 «Культура чувашского народа»
4 часа в неделю (76 ч)
№ п/п | Разделы программы |
теор прак всего | ||||
1. | Инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения. Вводное занятие. Введение в курс по изучению истории чувашского языка и культуры. | 1 | 1 | 2 | ||
2. | Этническая культура | 1 | 1 | 2 | ||
3. | Чувашский календарь | 1 | 1 | 2 | ||
4. | Чувашский этикет | 4 | 2 | 6 | ||
5. | И.Я.Яковлев и его культурное наследие | 4 | 2 | 6 | ||
6. | Материальная культура | 6 | 6 | 12 | ||
7. | Традиции и обряды | 6 | 8 | 14 | ||
8. | Чувашская национальная культура | 6 | 8 | 14 | ||
9. | Чувашские писатели и поэты | 6 | 4 | 10 | ||
10. | Заочное путешествие по городам Чувашии | 2 | 2 | 4 | ||
11. | Повторение обобщение | 2 | 2 | 4 | ||
Всего часов: | 39 | 37 | 76 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
МОДУЛЯ 1 «КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ»
Тема 1. Край, в котором мы живём
1. Территория Ульяновской области, Новомалыклинского района, с. Нижняя Якушка и Поволжья.
2. Население Поволжья и Ульяновской области.
3. Возникновение народностей.
Требования к знаниям:
-знать цели и задачи курса «Культура народов Поволжья»;
-знать понятия «народ» и « народность»;
Требования к умениям:
-уметь работать с картой Поволжья, находить республики народов Поволжья, их столицы и крупные города.
Виды самостоятельной работы
Работа с картой Поволжья.
Средства обучения
Карта Поволжья.
Тема 2. Исторические этапы формирования чувашского, татарского и мордовского народов
1.Происхождение и расселение мордовского народа.
2.Исторические этапы формирования татарского народа.
3. Происхождение, расселение и становление чувашского народа.
Требования к знаниям:
- знать историю происхождения народов;
- знать республики народов Поволжья, их столицы, крупные города, государственные символы республик.
Требования к умениям:
- уметь работать с картой Поволжья, находить республики народов Поволжья, их столицы и крупные города.Виды самостоятельной работы
Подготовка к докладу по теме «Народы Поволжья»
Средства обучения
Карта Поволжья, видеозаписи документальных фильмов о республиках.
Тема 3. Религиозные Представления и верования народов Поволжья
1. Религиозные представления и верования народов.
2. Язычество. Христианство. Ислам.
Требования к знаниям:
-знать понятия «религия», «язычество», «христианство» «ислам», «патриотизм»;
-знать верования разных народов Поволжья.
Требования к умениям:
-уметь использовать свои знания в жизни;
Виды самостоятельной работы
Подготовка докладов и рефератов по данной теме.
Средства обучения.
Выставка литературы по данной теме.
Тема 4. Народная педагогика
1.Традиции семейного воспитания в чувашских, татарских, мордовских крестьянских семьях.
Требования к знаниям:
-знать особенности воспитания детей в семьях разных народов;
Требования к умениям:
-уметь находить отличительные и общие черты воспитания детей в чувашских, татарских, мордовских крестьянских семьях.
Виды самостоятельной работы
Сбор материала по семейным традициям жителей села.
Средства обучения
Литература по народной педагогике.
Тема 5. Выдающиеся люди народов Поволжья
1.Выдающиеся представители литературы чувашского, татарского, мордовского народов.
2.Вклад представителей народов Поволжья в развитие науки и культуры.
Требования к знаниям:
-знать краткие сведения о жизни и деятельности известных представителей народов
Поволжья, внесших значительный вклад в российскую историю и культуру таких как: И.Н.Ульянов, И.Я.Яковлев, А.Ф.Юртов, М. Джалиль, Г.Тукай, Л.Русланова.
Требования к умениям:
-уметь использовать знания о выдающихся людях народов Поволжья.
Виды самостоятельной работы
Сбор материалов о жизни и творческой или научной деятельности выдающихся представителей народов Поволжья.
Чтение произведений национальных классиков в русском переводе.
Средства обучения
Выставка иллюстрированных журналов.
Тема 6. Музыкальное искусство народов Поволжья
1.Музыкальные инструменты народов Поволжья.
2. Танцы народов Поволжья.
3.Современная музыка народов Поволжья.
4.Музыкальный фольклор народов Поволжья.
Требования к знаниям:
-знать понятия «музыкальное искусство», «музыка», «культура», «фольклор», «танец»;
Знать композиторов - представителей народов Поволжья.
Требования к умениям:
-уметь различать чувашскую, татарскую, мордовскую музыку.
Виды самостоятельной работы
Сбор материалов о народной чувашской, татарской, мордовской музыке, слушание музыки народов Поволжья.
Средства обучения
Портреты композиторов.
Видео-аудиозаписи музыки и танцы народов Поволжья.
Тема 7. Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья
- Национальные игры народов Поволжья.
- Религиозные, обрядовые, традиционные праздники и обряды народов Поволжья.
Требования к знаниям:
-знать виды народных игр, их значение для народа;
-знать обычаи, обряды и традиции народов Поволжья;
-знать традиционные праздники народов Поволжья.
Требования к умениям:
-уметь различать общие черты и различия татарских, мордовских, чувашских народных игр;
-уметь использовать знания обрядов.
Виды самостоятельной работы
Разучивание и проведение игр народов Поволжья.
Чтение материалов по обычаям, обрядам и традициям народов Поволжья.
Средства обучения
Использование различных источников по играм народов Поволжья, выставка книг.
Тема 8. Национальный костюм. Вышивка, орнамент на различных народных изделиях
- Национальный костюм народов Поволжья.
- Вышивка и орнамент на различных изделиях народов Поволжья.
Требования к знаниям:
-знать типы и виды национальный одежды народов Поволжья;
-знать особенности использования вышивки и аппликации для украшения национального
костюма народов Поволжья.
Требования к умениям:
-уметь различать национальный одежды народов Поволжья
по вышивкам и украшениям;
Виды самостоятельной работы
Сбор материалов по видам и типам одежды народов Поволжья.
Рисование орнаментов вышивок и различных видов украшений на одежде
народов Поволжья.
Средства обучения
Экскурсия в школьный музей; фотографии и экспонаты одежды и обуви.
Тема 9. Основные национальные блюда народов Поволжья
1.важнейшие виды продуктов питания.
2.Отдельные рецепты блюд чувашской, татарской, мордовской кухни.
Требования к знаниям:
-знать основные национальные блюда
-знать особенности культуры поведения за столом у разных народов.
Требования к умениям:
-уметь использовать знания и умения в повседневной жизни.
Виды самостоятельной работы
Сбор рецептов национальной кухни у разных народов Поволжья.
Приготовление одного из национальных блюд.
Средства обучения
Различные рецепты национальной кухни у разных народов Поволжья, литература о национальной кухне у разных народов Поволжья.
Тема 10. Заочное путешествие по городам столицам: Казань, Сызрань, Чебоксары
1.История основания и развития столиц республик Мордовии, Чувашии, Татарстана.
2.Главные достопримечательности городов Казань, Сызрань, Чебоксары.
Требования к знаниям:
-знать географическое положение столиц каждой республики;
-знать гимн, флаг, герб каждой республики;
-знать основные архитектурные и исторические памятники.
Требования к умениям:
-уметь работать с картой;
-уметь использовать знания в жизни.
Виды самостоятельной работы
Подготовка рефератов и докладов по данной теме.
Средства обучения
Альбомы, журналы с фотографиями городов, видеозаписи с достопримечательности городов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
модуля 2 «Культура чувашского народа»
Раздел I. Инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения. Вводное занятие. Введение в курс по изучению истории чувашского языка и культуры. 2 часа
1.1. Цель: Формирование обучаемой группы.
Задачи:
1. Знакомство с воспитанниками.
2. Определение необходимых первоначальных задач.
Теория: Введение в курс по изучению чувашского языка и культуры
Практика:
- Установление личных доброжелательных отношений с обучаемыми.
- Запись в журнал Данных об обучаемых.
- Ознакомление с расписанием и местом занятий.
- Ознакомление с программой по изучению чувашского языка и культуры
Оборудование: Иллюстрации, фотоальбомы, видеозаписи, плакаты, а также другие различные методические пособия и литература
Методы и формы подачи материала:
1. Словесный метод:
- рассказ;
- беседа;
- объяснение;
- сопроводительные пояснения.
2. Наглядный метод:
- показ учебных фильмов и видеозаписей.
- показ видеофильмов и прослушивание аудиозаписей
Виды и способы работы с детьми:
- инструктаж;
- фронтальная работа.
Знания, умения, навыки:
- Знание о форме, месте и расписании занятий
- Формирование умений, навыков соблюдения учебной дисциплины.
1.2. Этот курс — вводный не только для изучения истории и культуры чувашского народа, но и для предметов культурологического цикла. Большинство тем проецируются во все темы последующих курсов и находят там дальнейшее развитие. Темы материальной и духовной культуры рассматриваются здесь большей частью в искусствоведческом плане, а в последующих курсах — в этнографическом плане.
Содержание программы включает основы изучения особенностей традиционной культуры воспитания: устное народное творчество (загадки, сказки, скороговорки, приговорки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, колыбельные песни), игры, обрядовые календарные праздники, составление диалогов на основе игровых моментов.
Изучение курса истории и культуры чувашского народа призвано обеспечить: формирование уважительного отношения к чувашской национальной культуре наряду с культурой братских народов, позитивного отношения к ценностям собственной культуры; развитие умений наблюдать и объяснять поведение разнообразных обрядовых праздников, понимать общественную потребность в развитии национальных культур, интеллектуальных возможностей и гуманистических качеств личности у учащихся.
Раздел 2 Этническая культура - 2 часа
Цель: знание о происхождении, расселении и становлении чувашского народа
Задачи:
1. Содействовать осознанию воспитанников социальной, практической и личностной значимости изучения истории этапов формирования и становления чувашской нации
2. Организовывать деятельность воспитанников по обобщению знаний на различность взглядов научных исследований на проблему истории в контексте дальнейшего благоустройства «Культурного пространства России».
Темы раздела:
1. Древняя история чувашская прародина
2. Чувашские исторические предания
3. Волжская Булгария
4. Современная Чувашия
5. Чувашская диаспора
6. Выдающиеся люди чувашского народа и их культурное наследие
- Формирование навыков работы с наглядными пособиями
Раздел 3.Чувашский календарь – 2 часа
Название дней недели -1 час
Цель: Формирование познавательной информации о названиях дней недели на чувашском языке
Теория: Изучение чувашского языка посредством названий дней недели. Рассказ и использование в устной речи названий дней недели
Оборудование: Методические пособия и литература, иллюстрации
Методы и формы обучения:
Словесный метод:
- рассказ
- объяснение;
- сопроводительные пояснения
Наглядный метод:
- Показ иллюстраций
Виды и способы работы с детьми:
- фронтальная работа.
Знания, умения, навыки:
- Знание названий дней недели на чувашском языке
- Умение использования полученных знаний в чувашской речи
- Формирование навыков разговорной речи на чувашском языке
Название месяцев- 1 час
Цель:Формирование познавательной информации о названиях месяцев на чувашском языке
Теория: Изучение чувашского языка посредством названий месяцев года
Практика: Рассказ и использование в устной речи названий месяцев года Оборудование: методические пособия и литература, иллюстрации
Методы и формы обучения:
Словесный метод:
- рассказ
- объяснение;
-сопроводительные пояснения
Наглядный метод:
- Показ иллюстраций
Виды и способы работы с детьми:
- фронтальная работа.
Знания, умения, навыки:
- Знание названий месяцев года на чувашском языке
- Умение использования полученных знаний в чувашской речи
- Формирование навыков разговорной речи на чувашском языке
Чувашский календарь Древние чуваши и их предки использовали лунно-солнечный календарь. В нем два года подряд имели по 12 месяцев, третий год 13 месяцев. Используемый нами современный календарь неоднократно менялся, и чувашские месяцы точно не совпадали с месяцами русского календаря. Месяц ака приходился примерно на апрель- май, çу на май-июнь, çĕртме на июнь-июль, утă на июль-август, çурла на август-сентябрь, авăн на сентябрь-октябрь и т. д. В годы с 13 месяцами после кăрлач вставляли дополнительный кĕçĕнкăрлач «младший кăрлач». Древние чуваши и их предки использовали лунно-солнечный календарь. В нем два года подряд имели по 12 месяцев, третий год 13 месяцев. Используемый нами современный календарь неоднократно менялся, и чувашские месяцы точно не совпадали с месяцами русского календаря. Месяц ака приходился примерно на апрель- май, çу на май-июнь, çĕртме на июнь-июль, утă на июль-август, çурла на август-сентябрь, авăн на сентябрь-октябрь и т. д. В годы с 13 месяцами после кăрлач вставляли дополнительный кĕçĕнкăрлач «младший кăрлач».
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК МОДУЛЯ 1 «КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ"
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Тема | ||||||||
1 |
сентябрь | 02.09 04.09 | Учебное занятие | 4 | Край, в котором я живу. Введение. | Кабинет родного языка | Умение работать с картой | |
2 | 09.09 11.09 | Учебное занятие | 4 | Исторические этапы формирования чувашского, татарского и мордовского народов | Кабинет родного языка | Умение работать с картой | ||
3 | 16.09 18.09 | Усвоение нового материала. | 4 | Исторические этапы формирования чувашского, татарского и мордовского народов | Кабинет родного языка | сообщение | ||
4 | 23.09 25.09 | Усвоение нового материала | 4 | Религиозные Представления и верования народов Поволжья | Кабинет родного языка | Презентация | ||
5 | 30.09 | Усвоение нового материала | 2 | Религиозные Представления и верования народов Поволжья | Кабинет родного языка | |||
6 | октябрь
| 07.10 09.10 | 4 | Народная педагогика.. | Кабинет родного языка | Поисковая работа | ||
7 | 14.10 16.10 | 4 | Выдающиеся люди Поволжья | Кабинет родного языка | Разучивание элементов песен, танцев и т.д | |||
8 | 21.10 23.10 | Поисковая деятельность | 4 | Музыкальное искусство народов Поволжья. Музыкальные инструменты народов Поволжья. Танцы народов Поволжья. | Музей | Разучивание элементов песен, танцев и т.д | ||
9 | 28.10 30.10 | Поисковая деятельность | 4 | Музыкальные инструменты народов Поволжья. Танцы народов Поволжья | Музей | Разучивание элементов песен, танцев и т.д | ||
10 | Ноябрь | 11.11 13.11 | Поисковая деятельность | 4 | Танцы народов Поволжья | Музей | Исследовательская работа | |
11 | 18.11 20.11 | Изучение нового материала | 4 | Современная музыка народов Поволжья. | Кабинет родного языка | Исследовательская работа | ||
12 | 25.11 27.11 | Изучение нового материала | 4 | Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья.. | Кабинет родного языка | Краеведческая работа | ||
13 | Декабрь | 02.12 04.12 | Изучение нового материала | 4 | Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья.. | Кабинет родного языка | Краеведческая работа | |
13 | 09.12 11.12 | Комбинированный | 4 | Национальный костюм. Вышивка, орнамент на различных народных изделиях | Кабинет родного языка | Сообщение | ||
14 | 16.12 | Комбинированный | 4 | Национальный костюм. Вышивка, орнамент на различных народных изделиях. | Кабинет родного языка | Сообщение | ||
15 | 18.12 | Комбинированный | 4 | Основные национальные блюда народов Поволжья | Кабинет родного языка | реферат | ||
16 | 23.12 | 4 | Заочное путешествие по городам столицам: Казань, Сызрань, Чебоксары. | Кабинет родного языка | Проект | |||
17 | 25.12 | 2 | Итоговые занятия: защита проектов | Кабинет родного языка | Проект |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
МОДУЛЯ 2 «КУЛЬТУРА ЧУВАШСКОГО НАРОДА»
№ пп | Темы занятий | Всего часов | Теор | Практ | Дата | ||
план | факт | ||||||
Раздел 1.Инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения. Вводное занятие. Введение в курс по изучению истории чувашского языка и культуры | 2 | ||||||
1. | Инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения. Вводное занятие. Введение в курс по изучению историичувашского языка и культуры | 2 | 2 | - | |||
Раздел 2. Этническая культура | 2 | ||||||
1. | Чувашские исторические предания | 2 | 2 | - | |||
Раздел 3. Чувашский календарь | 2 | ||||||
1. | Название дней недели | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
2. | Название месяцев | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Раздел 4. Чувашский этикет | 6 | ||||||
1. | Что такое чувашский этикет, отличие от других национальностей | 2 | 1 | 1 | |||
2. | Разговорная речь | 2 | 2 | ||||
3. | Приветствие | 1 | - | 1 | |||
4. | В гостях, за столом | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Раздел5. И.Я.Яковлев и его культурное наследие | 6 | ||||||
1. | Биография И. Я. Яковлева | 1 | 1 | - | |||
2. | Создание чувашского алфавита Создание букваря для чуваш. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
3. | Чтение рассказов И.Я.Яковлева | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
4. | Издательская и переводческая деятельность | 1 | 1 | - | |||
5. | Духовное завещание | 1 | 1 | - | |||
6. | Посещение памятника и музея-квартиры И. Я. Яковлева Г. Ульяновск | 1 | 1 | ||||
Раздел 6. Материальная культура | 12 | ||||||
1-2. | Национальные мужские костюмы, обувь | 4 | 1 | 1 |
| ||
1 | 1 |
| |||||
3-4. | Национальные женские костюмы, женские украшения, обувь | ||||||
5. | Поселения и жилища | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
6. | Посуда и инвентарь | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
7-8. | Национальная кухня | 2 | 1 | 1 |
| ||
9-10. | Игра - занятие «Традиционная чувашская национальная кухня» | 2 | 1 | 1 | |||
11. | Промысла и ремесла | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
12. | Традиционное хозяйство | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Раздел 7.Традиции и обряды | 14 | ||||||
1-2. | Обычаи, обряды и традиции чувашского народа | 2 | 1 | 1 | |||
3-4. | Игры и хороводы чувашского народа | 4 | 2 | 2 | |||
5-6. | Обрядность зимнего и весеннего цикла | 2 | 1 | 1 | |||
7-8. | Чувашские посиделки | 2 | - | 2 | |||
9-10. | Национальный праздник «Масленица» Участие в народных гуляниях «Масленица» | 2 | - | 2 | |||
11-12. | Обрядность летнего и осеннего цикла | 2 | 1 | 1 | |||
Раздел 8. Чувашская национальная культура | 14 | ||||||
1-8 | Чувашский фольклор | 8 | 2 | 6 | |||
9-10. | Народные музыкальные инструменты | 2 | 1 | 1 | |||
11-12. | Народные узоры | 2 | 1 | 1 | |||
13-14. | Известные исполнители чувашской песни и пляски | 2 | - | 2 | |||
Раздел 9. Чувашские писатели и поэты | 10 | ||||||
1-2. | К.В. Иванов-шедевр чувашской поэзии | 2 | 1 | 1 | |||
3-4. | Сеспель Миши – основоположник чувашской народной поэзии. | 2 | 2 | - | |||
5-10. | Писатели и поэты родного края | 6 | 2 | 4 | |||
Раздел 10. Заочное путешествие по городам Чувашии | 4 | ||||||
1. | Чебоксары –столица Чувашской республики | 2 | 2 | - | |||
2. | Современные Чуваши в Ульяновской области | 2 | 1 | 1 | |||
Раздел 11. Повторение и обобщение | 4 | 2 | 2 | ||||
ИТОГО: | 76 | 36 | 40 |
УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы
Педагогические технологии, формы и методы обучения:
Для достижения поставленных цели и задач используются следующие образовательные технологии:
- личностно-ориентированная;
- технология проектного обучения;
- здоровьесберегающая;
- игровая.
Личностно-ориентированная технология направлена на развитие творческих способностей учащихся, на расширение их кругозора. Этапы личностно-ориентированного обучения:
- постановка проблемы,
-совместная работа, выслушивание педагогом различных точек зрения, - поиск ответа на вопросы,
-самопознание,
-выявление личностного отношения,
-рефлексия.
Использование технологии проектного обучения представляет возможности для организации творческой деятельности учащихся: разработка и реализация проектов.
Здоровьесберегающая технология используется для сохранения здоровья детей (физкультминутки, наблюдение за осанкой учащегося, динамические паузы, дыхательная гимнастика, массаж активных точек, гимнастика для глаз, создание психологического климата, эмоциональная разрядка).
Игровая технология: в основе ее лежит педагогическая игра - свободная, ненасильственная, использование ролевых сюжетных игр.
В программе используются словесные, практические и наглядные методы обучения:
1. Репродуктивный (воспроизводящий);
2. Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
3. Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
4. Эвристический (проблема формируется детьми или предлагаются способы ее решения);
5. Поисковый (обучаемые сами решают проблему, а педагог делает вывод).
Среди множества форм работы предпочтение отдается народным праздникам, фольклорным программам, коллективным творческим делам, играм – путешествиям, экскурсиям.
Формы и методы соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей.
Принципы педагогической деятельности:
- Доступность занятий для всех желающих.
- Внимательное отношение к личности учащихся, побуждение его к познанию и творчеству.
- Уважение и соблюдение прав ребенка. Программа предусматривает работу с литературой на занятиях, дома, в библиотеке, тем самым педагог развивает творческую активность учащегося. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, обучаемые создают свою работу, начиная с истоков – эскиза, вкладывают мысли и душу, а не пользуются готовыми наработками.
Воспитательная работа:
Во главе всей деятельности, в рамках реализации данной образовательной программы, стоит воспитательная работа.
Основная задача педагога по народной культуре не просто способствовать приобретению учащимися специальных знаний, умений и навыков, но, в первую очередь, привить любовь к народному творчеству, развить интерес к традиционной культуре в целом и культуре народов Поволжья в целом. Воспитать в ребенке бережное отношение к наследию предков. Этому способствует атмосфера доброжелательности и внимания во время проведения занятий, теплые семейные отношения внутри коллектива, ощущение домашнего уюта позволят в полной мере раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал ребенка. Приходя на занятия, любой учащийся должен быть уверен в том, что он попал в коллектив единомышленников, где его всегда поймут, по достоинству оценят его стремления и успехи, поддержат в случае неудачи.
Работа с родителями:
- Родительские собрания;
- Индивидуальные беседы;
- Привлечение родителей к мероприятиям.
На родительских собраниях и при личных встречах педагог уделяет внимание проблемам воспитания, при этом не переводит разговор на личность ребенка, чтобы не обидеть и не оттолкнуть родителей, а помочь взглянуть на проблему со стороны; говорит о развитии творческих способностей ребенка, о его творческих достижениях. Проводится разговор с родителями и о создании положительного микроклимата в семье, так как ничего не может заменить ребенку семейный круг.
Ресурсное обеспечение:
Организация рабочего места и материально-техническое обеспечение: В программу включено много игр и действий, требующих просторов для движения. Это заставляет позаботиться о просторном, хорошо освещенном помещении для практических занятий (игры, театрализованные представления, плетение бисером, вышивкой) – это может быть специализированный кабинет или зал.
Материально-техническое обеспечение:
- видеотехника,
-музыкальный центр для музыкального сопровождения занятий,
-музыкальные инструменты: народные шумовые инструменты,
- компьютер, принтер лазерный;
- настольные лампы для практических занятий,
- магнитная доска;
- информационный стенд.
- цветная и белая ткань, тесьма, нитки, вата для изготовления обрядовых кукол,
- бисер, проволоки для плетения, бисерные иголки, пяльцы для вышивания и мулине,
- шаблоны и краски для росписи игрушек,
- бумага (цветная, картон) и краски для изготовления обрядовых масок, - деревянные заготовки для изготовления матрешек и оплетения бисером.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
- А. П. Леонтьев, Г. Б. Матвеев. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2011.
- Браславский Л.Ю."Ислам в Чувашии. Исторические и культурологические аспекты". Ислам в Чувашии: - Чебоксары: изд. "Чувашия", 1997. - 160 с.
2. Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2005.
3. Димитриев, Василий Димитриевич Н. В.Никольский – ученый, просветитель, общественный деятель / В. Д.Димитриев,
5.Димитриев В. Д. Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству. — Чебоксары: Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики, 2001 г.
6. Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура . ДИК, 2000. — 100 с.
7. Коровушкин Д.Г. Чуваши в Западной Сибири: Расселение и численность в конце XIX - начале XXI века.Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2009.
8. Мадуров Д. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2004
9. Мессарош, Д. Памятники старой чувашской веры. / Пер. с венг. — Чебоксары,. 2000
10. Николаев В. В. История предков чувашей. XXX в. до н. э. — XV в. н. э. — Чебоксары: Фонд историко-культурологических исследований им. К. В. Иванова, 2005. — 408 с.
11. Сбоев В. Заметки о чувашах. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004. — 145 с.
12. Салмин А.К. Традиционные обряды и верования чувашей. Санкт-Петербург: Наука, 2010. 239 с.
Для обучающихся и родителей:
- Арчиков, Е.И. ТрифоноваЗ.А. География Чувашской Республики. География Чувашской Республики: Методическое пособие. — Чебоксары: Чувашск. кн. изд-во, 2003.
- Архипова В.А. Николаева Т.В., Н.С.Нурмухаметова «Культура, быт и традиции народов Поволжья» УПРКПРО 2014г.
- Историко-этнографический очерк «Мой край Ильмен», изд. «Канаш»,1998г.
- Баягине «Хрестоматия по фольклору мордвы - эрзя», Ульяновск,2008г.
- История и культура русского народа», Москва ЭКСМО-2007г.
- Культура народов Поволжья [Текст]: программа и методические рекомендации / А.Ш. Кержнер, В.А Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В.Д. Кирюшкина. - Ульяновск: ИПКПРО, 2011.- 104 с.
- «Культура чувашского края», Чебоксары,2006г
- «Мордовский народный костюм» Саранск,2000г
- Материалы газеты «Канаш»
- «Таван ен», Чебоксары, 2006г.
- Чуваши Симбирского Поволжья, Ульяновск, 2008г
- Чувашские праздники и обряды, Н.И.Егоров.
- Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья, Ульяновск,2000г.
Приложение
Анкета для изучения мотивации
1. Нравится ли вам посещать занятия по программе «Культура народов Поволжья»?
2. Что вас больше всего привлекает на занятиях, выбери из ниже перечисленного: изучать народные праздники, обряды, традиции, народные игры; принимать участие в мероприятиях объединения; петь; танцевать; заниматься рукоделием (бисером).
3. Что нового для себя вы узнали на занятиях?
4. Любите ли вы выступать на сцене, принимать участие в мероприятиях, фестивалях, конкурсах?
5. Какую трудность вы испытываете на занятиях (что получается, что нет).
6. Как вы думаете, пригодятся ли вам знания и умения, полученные во время обучения, по программе, в дальнейшей жизни?
7. Поете ли вы народные песни, разученные на занятиях, со своими родителями?
8. Интересуются ли ваши родители, чем вы занимаетесь на занятиях, что узнаете нового?
Лист самооценки учащихся
Инструкция: Прочитай высказывания и постарайся честно ответить.
1. Отметь, что в тебе изменилось: стало лучше (поставь рядом знак «плюс», в худшую сторону - знак «минус»).
а) активность, проявление интереса к занятиям;
б) умственная работоспособность;
в) толерантность;
г) терпение, упорство;
д) фантазия, сообразительность, творческие способности;
е) память;
ж) творческая активность;
з) внимание и наблюдательность;
и) критичность и доказательность мышления;
к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней;
л) умение планировать работу;
м) организованность;
н) умение контролировать и анализировать свои поступки и работу;
о) умение работать самостоятельно, без посторонней помощи;
п) чуткость и отзывчивость к людям;
р) умение помогать и принимать помощь от других;
с) умение ценить и видеть прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
т) умение вести себя в обществе.
2. Над какими из названных качеств, умений и навыков ты собираешься работать в ближайшее время (перечисли буквы из предыдущего вопроса)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по поликультурному воспитанию "Культура народов Поволжья".
Классный час в начальной школе на закрепление пройденного материала о культуре народов Поволжья (русские ,татары,мордва,казахи)....
«Изучение некоторых особенностей национальной культуры народов Поволжья».
Тема проекта «Изучение некоторых особенностей национальной культуры народа Поволжья».Эту тему мы выбрали не случайно, так как в нашей школе учатся дети разных национальностей, но говорят все на ...
Рабочая программа по Культуре народов РС(Я) 3 класс
Рабочая программа по Культуре народов РС(Я)по учебнику "Ебугэ угэьэ" 3 классв неделю 1 час, за год 34 ч....
Рабочая программа по Культуре народов РС(Я) 2 класс
Рабочая программа по Культуре народов Республики Саха (Якутия)по учебнику "Ебугэ угэьэ"в неделю 1 часа, за год 34 год...
Рабочая программа кружка "Игры народов России" 1 класс
Рабочая программа кружка " Игры народов России" составлена для учащихся 1 класс спортивного напрвления...
Рабочая программа кружка "Культура поведения". 1 класс.
Рабочая программа кружка "Культура поведения". 1 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура народов Поволжья"
Внеурочная деятельность...