Животноводство в нашем крае.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnovodstvo_v_nashem_krae.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Животноводство в нашем крае».

Цели:

  1. Раскрыть понятие «породы домашних животных».
  2. Сформировать представления учащихся о животноводстве как составной части сельского хозяйства, его роли в жизни человека.
  3. Познакомить с отраслями животноводства, их особенностями в нашем крае.

Задачи:

Образовательные:

  1. изучить особенности разведения и содержания домашних животных;
  2. обратить внимание на существенные признаки во внешнем строении животных и способы приспособления их к окружающей среде.

Развивающие:

  1. развивать познавательный интерес, умение логически мыслить;
  2. использовать в работе полученные знания.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение к людям разных профессий;
  2. прививать любовь к животным.

Ход урока

I Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Чтобы многое узнать, надо думать, рассуждать.

И внимательными быть, и старательными быть.

И тогда уж точно, каждый, знания свои покажет!

III Актуализация знаний.

- Сегодня у нас тоже сельскохозяйственный урок. Мы познакомимся еще с одной отраслью сельского хозяйства. Какой, узнаете, когда разгадаете кроссворд «Кто живет у нас в сарае?»

1. Шапочка алая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький. (Курица.)

2. Не прядет, не ткет, а людей одевает. (Овца.)

3. Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь.)

4. Среди двора стоит копна,

Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

5. Эй, куда, борона?

Берегись, наскочу, лбом ухвачу! (Коза.)

6. Лежит под плетнем и крутит хвостом.

Ничего не болит, а все стонет. (Свинья.)

7. Лежит кучка поросят,

Кто ни тронет – завизжат. (Пчелы.)

- Что объединяет эти слова – отгадки? ( Это животные.)

- К какой группе животных их отнесем? (Домашние.)

III. Сообщение темы, целей урока.

- На уроке речь пойдет о разведении и содержании домашних животных, то есть о животноводстве, его роли в жизни человека.

Найдите толкование слова «животноводство» в словаре С.И. Ожегова.

- Что обозначает слово животноводство? (Животноводство – отрасль сельского хозяйства, разведение сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчел, и др.)

- Из всех домашних животных особенно большое значение имеют сельскохозяйственные животные. Они и составляют основу животноводства.

- На какие отрасли делится животноводство, и какие из них развиты в нашем крае, об этом мы узнаем чуть позже.

IV. Изучение нового.

- А сейчас попробуйте объяснить, что такое «породы домашних животных»?

( Породы – разновидности хозяйственно полезных животных, отличающихся какими-нибудь признаками от животных того же вида.)

- Откуда они взялись?

Чтение статьи учебника «Породы домашних животных», с.214.

- Теперь мы знаем, что животноводство тоже зародилось на заре человечества. Приручение и одомашнивание животных началось 15-20 тысяч лет назад. Нелегок был труд людей в приручении диких животных.

Немного истории. Рассказывают ученики.

Домашних кур начали разводить 4 тысячи лет назад. За это время они стали очень сильно отличаться от своих родоначальников – диких кур. В настоящее время в лесах Индии встречаются дикие банкивские куры – родоначальники домашних кур. Голос у этих птиц был пронзительный. Они кричали вечером, провожая солнце, а на рассвете снова горланили. Древние люди решили, что эти птицы будят солнце. Назвали этих птиц солнечными и принесли домой. Солнечных птиц тогда очень уважали, их боялись убивать и есть. За ними ухаживали, сытно кормили. Птицы становились все крупнее и толще и несли все больше яиц. Постепенно они стали домашними.

Известно, что предками коров были похожие на них животные – древние туры. Водились когда-то на земле крупные свирепые туры. На туров охотились из-за вкусного мяса. 400 лет назад была уничтожена на охоте последняя самка дикого тура. Приучить тура было невозможно - они поднимали на рога охотника вместе с конем. Иногда охотники приводили домой маленьких турят. От них и пошли наши коровы. С годами они становились смирными, паслись около дома на зеленом лугу, перестали бояться человека. Молока они давали совсем мало. Так мало, что оно считалось лекарством и лакомством. Пить его полагалось, разбавляя водой. Люди заботились о коровах, хорошо их кормили, и коровы давали все больше молока.

Домашние лошади - потомки дикой лошади Пржевальского и тарпана, который еще в начале прошлого столетия водился в степях Европы. Лошадь Пржевальского была открыта более 100 лет назад в пустынях Центральной Азии русским путешественником Н.М. Пржевальским. Лошадей издавна разводили и использовали для перевозки грузов, верховой езды, выполнения различных работ. С развитием транспорта, появлением на полях мощных сельскохозяйственных машин лошади потеряли свое былое значение.

Ближайшие родственники домашней свиньи – дикий кабан.

Предками домашних овец считают диких баранов – муфлонов и архаров.

Домашние гуси произошли от дикого серого гуся.

Домашние индейки родом из Мексики. Предок их – дикая индейка, живущая в лесах Центральной и южной части Северной Америки.

Обсуждение полученных сведений.

Продолжение работы над новым материалом.

Домашние сельскохозяйственные животные разнообразны. Одних животных разводят больше, других совсем не разводят.

- Подумайте, отчего это зависит? (От природных условий. Разные погодные условия, разная земная поверхность, разные формы рельефа. В разных природных зонах – разная растительность.)

VI. Работа с картой.

- Вспомните, какие природные зоны расположены на территории Воронежской области?

( На территории Воронежского края при движении с севера на юг наблюдается следующая смена природных зон: зона лесостепи и зона степей.)

- Природные условия каждой зоны определили их сельскохозяйственную специализацию.

- Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае, об этом продолжим наш разговор. Работу будем вести группами, каждая группа получит для работы все необходимое.

Физкультминутка.

Далее дети работают в группах.

Пакет заданий для первой группы.

1. Карточки с названиями отраслей: разведение крупного рогатого скота, разведение мелкого рогатого скота.

2. Рисунки и фотографии «На ферме», «Выпас на пастбище».

Источники: учебник стр. 216 – 217, карта края, карточка - помогай-ка.

Пакет заданий для второй группы.

Карточки с названиями отраслей: коневодство, свиноводство.

Рисунки и фотографии «На свинокомплексе», «Выпас на пастбище».

Источники: учебник стр. 217 – 218, карта края, карточка помогай-ка.

Пакет заданий для третьей группы.

Карточки с заданиями отраслей кролиководство, птицеводство.

Рисунки и фотографии «Кролиководство», «Работа на птицеферме».

Источники: учебник стр. 219 – 220, карта края, карточка помогай-ка.

Пакет заданий для четвертой группы.

Карточка с названиями отраслей: рыболовство, пчеловодство.

Рисунки и фотографии «В рыболовном хозяйстве», «На пасеке».

Источники: учебник стр. 220 – 221, карта края, карточка помогай-ка.

Карточка – помогай-ка (для всех групп):

Название отрасли.

Чем занимается отрасль, ее особенности.

Люди, каких профессий работают в этой отрасли?

Проводится обсуждение в группах. Представители от каждой группы делают сообщение. Сообщения сопровождаются презентацией. Их рассказы дополняют учащиеся из других групп, задают уточняющие вопросы.

В процессе обсуждения заполняется таблица – схема «Отрасли животноводства».

Животноводство

Крупный, мелкий рогатый скот

коневодство

свиноводство

кролиководство

птицеводство

рыбоводство

пчеловодство

В список отраслей животноводства можно добавить:

Оленеводство – древняя отрасль хозяйства районов Крайнего Севера. Домашний северный олень – стройное красивое животное. Летом оленьи стада кормятся в тундре, а зимой перекочевывают ближе к лесу. Мясо северного оленя отличается высокой питательностью, а молоко высокой жирностью. Из шкур вырабатывают мех, замшу, шьют удобную одежду, шапки, рукавицы, обувь. Шерсть используют в мебельной промышленности. Из сухожилий делают прочные нитки для сшивания меха. Рога и копыта используют для приготовления клея.

Животноводство тесно связано с растениеводством, которое обеспечивает животноводство основными кормами.

Увеличение посевных площадей и повышение урожаев – необходимое условие получения изобилия кормов для животноводства. Где обилие кормов, там и обилие мяса, масла, молока и других сельскохозяйственных продуктов.

Закрепление нового материала.

Ответы на вопросы:

Что нового узнали о домашних животных?

Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?

3. Каковы особенности животноводства в нашем крае?

4. Что дает наш край стране?

Работа в тетрадях.

- Составьте схему – цепочку связей домашних животных, окружающей природы и труда людей. Объясни её.

VIII. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Стр. 214 – 222.

Узнайте о работе животноводов нашего края. Подберите дополнительный материал о тех домашних животных, которые вам интересны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Животноводство в нашем крае"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Животноводство в нашем крае"....

Презентация "Животноводство в нашем крае"

Презентация к уроку  по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа России"....

Презентация "Животноводство в нашем крае"

Презентация к уроку по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа России"....

Урок окружающего мира 4 класс "Животноводство в нашем крае"

Тема:Животноводство в нашем краеЦели:Сформировать представления учащихся об отрасли сельского хозяйства - животноводстве. Познакомить с отраслями животноводства, которые развиты в нашем районе.Р...

Животноводство в нашем крае

Животноводство в нашем краеЦели: сформировать представления учащихся об еще одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве; ознакомить детей с отраслями животноводства; развивать познаватель...

"Животноводство в нашем крае"

Урок окружающий мир...

Конспект урока "Животноводство в нашем крае"

Формирование представлений обучающихся об отрасли сельского хозяйства – животноводстве...