Животноводство в нашем крае.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Животноводство в нашем крае».
Цели:
- Раскрыть понятие «породы домашних животных».
- Сформировать представления учащихся о животноводстве как составной части сельского хозяйства, его роли в жизни человека.
- Познакомить с отраслями животноводства, их особенностями в нашем крае.
Задачи:
Образовательные:
- изучить особенности разведения и содержания домашних животных;
- обратить внимание на существенные признаки во внешнем строении животных и способы приспособления их к окружающей среде.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, умение логически мыслить;
- использовать в работе полученные знания.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к людям разных профессий;
- прививать любовь к животным.
Ход урока
I Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
Чтобы многое узнать, надо думать, рассуждать.
И внимательными быть, и старательными быть.
И тогда уж точно, каждый, знания свои покажет!
III Актуализация знаний.
- Сегодня у нас тоже сельскохозяйственный урок. Мы познакомимся еще с одной отраслью сельского хозяйства. Какой, узнаете, когда разгадаете кроссворд «Кто живет у нас в сарае?»
1. Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький. (Курица.)
2. Не прядет, не ткет, а людей одевает. (Овца.)
3. Не земледелец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь.)
4. Среди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)
5. Эй, куда, борона?
Берегись, наскочу, лбом ухвачу! (Коза.)
6. Лежит под плетнем и крутит хвостом.
Ничего не болит, а все стонет. (Свинья.)
7. Лежит кучка поросят,
Кто ни тронет – завизжат. (Пчелы.)
- Что объединяет эти слова – отгадки? ( Это животные.)
- К какой группе животных их отнесем? (Домашние.)
III. Сообщение темы, целей урока.
- На уроке речь пойдет о разведении и содержании домашних животных, то есть о животноводстве, его роли в жизни человека.
Найдите толкование слова «животноводство» в словаре С.И. Ожегова.
- Что обозначает слово животноводство? (Животноводство – отрасль сельского хозяйства, разведение сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчел, и др.)
- Из всех домашних животных особенно большое значение имеют сельскохозяйственные животные. Они и составляют основу животноводства.
- На какие отрасли делится животноводство, и какие из них развиты в нашем крае, об этом мы узнаем чуть позже.
IV. Изучение нового.
- А сейчас попробуйте объяснить, что такое «породы домашних животных»?
( Породы – разновидности хозяйственно полезных животных, отличающихся какими-нибудь признаками от животных того же вида.)
- Откуда они взялись?
Чтение статьи учебника «Породы домашних животных», с.214.
- Теперь мы знаем, что животноводство тоже зародилось на заре человечества. Приручение и одомашнивание животных началось 15-20 тысяч лет назад. Нелегок был труд людей в приручении диких животных.
Немного истории. Рассказывают ученики.
Домашних кур начали разводить 4 тысячи лет назад. За это время они стали очень сильно отличаться от своих родоначальников – диких кур. В настоящее время в лесах Индии встречаются дикие банкивские куры – родоначальники домашних кур. Голос у этих птиц был пронзительный. Они кричали вечером, провожая солнце, а на рассвете снова горланили. Древние люди решили, что эти птицы будят солнце. Назвали этих птиц солнечными и принесли домой. Солнечных птиц тогда очень уважали, их боялись убивать и есть. За ними ухаживали, сытно кормили. Птицы становились все крупнее и толще и несли все больше яиц. Постепенно они стали домашними.
Известно, что предками коров были похожие на них животные – древние туры. Водились когда-то на земле крупные свирепые туры. На туров охотились из-за вкусного мяса. 400 лет назад была уничтожена на охоте последняя самка дикого тура. Приучить тура было невозможно - они поднимали на рога охотника вместе с конем. Иногда охотники приводили домой маленьких турят. От них и пошли наши коровы. С годами они становились смирными, паслись около дома на зеленом лугу, перестали бояться человека. Молока они давали совсем мало. Так мало, что оно считалось лекарством и лакомством. Пить его полагалось, разбавляя водой. Люди заботились о коровах, хорошо их кормили, и коровы давали все больше молока.
Домашние лошади - потомки дикой лошади Пржевальского и тарпана, который еще в начале прошлого столетия водился в степях Европы. Лошадь Пржевальского была открыта более 100 лет назад в пустынях Центральной Азии русским путешественником Н.М. Пржевальским. Лошадей издавна разводили и использовали для перевозки грузов, верховой езды, выполнения различных работ. С развитием транспорта, появлением на полях мощных сельскохозяйственных машин лошади потеряли свое былое значение.
Ближайшие родственники домашней свиньи – дикий кабан.
Предками домашних овец считают диких баранов – муфлонов и архаров.
Домашние гуси произошли от дикого серого гуся.
Домашние индейки родом из Мексики. Предок их – дикая индейка, живущая в лесах Центральной и южной части Северной Америки.
Обсуждение полученных сведений.
Продолжение работы над новым материалом.
Домашние сельскохозяйственные животные разнообразны. Одних животных разводят больше, других совсем не разводят.
- Подумайте, отчего это зависит? (От природных условий. Разные погодные условия, разная земная поверхность, разные формы рельефа. В разных природных зонах – разная растительность.)
VI. Работа с картой.
- Вспомните, какие природные зоны расположены на территории Воронежской области?
( На территории Воронежского края при движении с севера на юг наблюдается следующая смена природных зон: зона лесостепи и зона степей.)
- Природные условия каждой зоны определили их сельскохозяйственную специализацию.
- Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае, об этом продолжим наш разговор. Работу будем вести группами, каждая группа получит для работы все необходимое.
Физкультминутка.
Далее дети работают в группах.
Пакет заданий для первой группы.
1. Карточки с названиями отраслей: разведение крупного рогатого скота, разведение мелкого рогатого скота.
2. Рисунки и фотографии «На ферме», «Выпас на пастбище».
Источники: учебник стр. 216 – 217, карта края, карточка - помогай-ка.
Пакет заданий для второй группы.
Карточки с названиями отраслей: коневодство, свиноводство.
Рисунки и фотографии «На свинокомплексе», «Выпас на пастбище».
Источники: учебник стр. 217 – 218, карта края, карточка помогай-ка.
Пакет заданий для третьей группы.
Карточки с заданиями отраслей кролиководство, птицеводство.
Рисунки и фотографии «Кролиководство», «Работа на птицеферме».
Источники: учебник стр. 219 – 220, карта края, карточка помогай-ка.
Пакет заданий для четвертой группы.
Карточка с названиями отраслей: рыболовство, пчеловодство.
Рисунки и фотографии «В рыболовном хозяйстве», «На пасеке».
Источники: учебник стр. 220 – 221, карта края, карточка помогай-ка.
Карточка – помогай-ка (для всех групп):
Название отрасли.
Чем занимается отрасль, ее особенности.
Люди, каких профессий работают в этой отрасли?
Проводится обсуждение в группах. Представители от каждой группы делают сообщение. Сообщения сопровождаются презентацией. Их рассказы дополняют учащиеся из других групп, задают уточняющие вопросы.
В процессе обсуждения заполняется таблица – схема «Отрасли животноводства».
Животноводство
Крупный, мелкий рогатый скот
коневодство
свиноводство
кролиководство
птицеводство
рыбоводство
пчеловодство
В список отраслей животноводства можно добавить:
Оленеводство – древняя отрасль хозяйства районов Крайнего Севера. Домашний северный олень – стройное красивое животное. Летом оленьи стада кормятся в тундре, а зимой перекочевывают ближе к лесу. Мясо северного оленя отличается высокой питательностью, а молоко высокой жирностью. Из шкур вырабатывают мех, замшу, шьют удобную одежду, шапки, рукавицы, обувь. Шерсть используют в мебельной промышленности. Из сухожилий делают прочные нитки для сшивания меха. Рога и копыта используют для приготовления клея.
Животноводство тесно связано с растениеводством, которое обеспечивает животноводство основными кормами.
Увеличение посевных площадей и повышение урожаев – необходимое условие получения изобилия кормов для животноводства. Где обилие кормов, там и обилие мяса, масла, молока и других сельскохозяйственных продуктов.
Закрепление нового материала.
Ответы на вопросы:
Что нового узнали о домашних животных?
Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?
3. Каковы особенности животноводства в нашем крае?
4. Что дает наш край стране?
Работа в тетрадях.
- Составьте схему – цепочку связей домашних животных, окружающей природы и труда людей. Объясни её.
VIII. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Стр. 214 – 222.
Узнайте о работе животноводов нашего края. Подберите дополнительный материал о тех домашних животных, которые вам интересны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Животноводство в нашем крае"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Животноводство в нашем крае"....
Презентация "Животноводство в нашем крае"
Презентация к уроку по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа России"....
Презентация "Животноводство в нашем крае"
Презентация к уроку по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа России"....
Урок окружающего мира 4 класс "Животноводство в нашем крае"
Тема:Животноводство в нашем краеЦели:Сформировать представления учащихся об отрасли сельского хозяйства - животноводстве. Познакомить с отраслями животноводства, которые развиты в нашем районе.Р...
Животноводство в нашем крае
Животноводство в нашем краеЦели: сформировать представления учащихся об еще одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве; ознакомить детей с отраслями животноводства; развивать познаватель...
"Животноводство в нашем крае"
Урок окружающий мир...
Конспект урока "Животноводство в нашем крае"
Формирование представлений обучающихся об отрасли сельского хозяйства – животноводстве...