Конспект урока "Животноводство в нашем крае"
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) на тему

Грибанова Оксана Геннадьевна

Формирование представлений обучающихся об отрасли сельского хозяйства – животноводстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnovodstvo_v_nashem_krae.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Животноводство в нашем крае»

Цель:

способствовать формированию представлений обучающихся об отрасли сельского хозяйства – животноводстве,  создавать условия для формирования УУД:

  1. Личностных: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  2. Регулятивных: планирование, контроль и оценивание  учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата; понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; определение общей цели и путей её достижения; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  3. Познавательных: выводы в результате совместной работы обучающихся  и учителя; преобразование  информации из одной формы в другую;  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
  4. Коммуникативных: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументирование своей точки зрения и оценивание событий; договор о распределении функций и ролей в совместной деятельности; контроль в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих; оформление своих мыслей в устной  форме; слушать и понимать речь других; договор с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения; работа в парах, группе.

Ход урока:

I Орг. момент

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

-Доброе утро! – солнцу и птицам!

-Доброе утро! – приветливым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро длится до вечера.

- Я рада вас видеть на уроке «Окружающего мира».

Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Перед вами  ступеньки, на которых обозначено начало урока и конец. По этим ступенькам вы будете подниматься, и получать знания в течение урока. Если у вас настроение отличное, нарисуйте человечка – зелёного цвета, если хорошее – жёлтым цветом, если плохое – красным.

- У кого человечек зелёного цвета?

- У кого желтого?

- У кого красного?

- Сегодня мы будем работать в группах (гр № 1, гр № 2, гр № 3, гр № 4)

-Выберите  руководителя группы и ответственного за ответы от группы.

II  Проверка домашнего задания

- А сейчас немного вспомним и проверим свои знания с прошлого урока.

 Я читаю вопрос, а вы говорите вариант ответа.

III Актуализация знаний

- Ребята, к нам в гости заглянул профессор «Окружай-ка». Он хочет познакомить нас с еще одной отраслью сельского хозяйства. А вот какой, узнаете, когда разгадаете  загадки по теме: «Кто живет у нас в сарае?»

1.  Я не будильник, но бужу
Я с бородой и в шпорах
С большою важностью хожу
И вспыльчив словно порох. 
(Петух.)

2. С бородою не старик, с рогами, а не бык
Доят а не корова, с пухом, а не птица
Лыко дерет, а лаптей не плетет.
(Коза.)

3.Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник (Лошадь)

4. Рыжий молокозавод день жует и ночь жует,
Ведь траву не так легко переделать в молоко. 
(Корова)

5.  Вместо хвостика крючок, вместо носа пятачок,
Пятачок деревянный, а крючок вертлявый. 
(Свинья)

6.  Домовитая хозяйка полетела над лужайкой
Похлопочет над цветком - он поделиться медком.
(Пчела.)

- Что объединяет эти слова (иллюстрации)?

(Это животные)

- К какой группе животных их отнесём? (домашние животные)

-Верно, это домашние животные. Когда – то в прошлом все животные на Земле были дикими, но с появлением скотоводства домашних животных становилось все больше и больше. Люди не просто одомашнивали животных, а выводили множество новых пород. В результате этого появилась новая отрасль сельского хозяйства.

- Как называется такая отрасль с/х? (животноводство)

- Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? (Животноводство нашего края)

- Что должны узнать сегодня на уроке?

1. Что такое животноводство.

2. Отрасли животноводства.

3. Роль животноводства в жизни человека.

-Исходя из целей нашего урока, у нас  получился план работы на урок.

1. Что такое животноводство.

2. Отрасли животноводства.

4. Роль животноводства в жизни человека.

5. Задания.

IV Изучение нового материала

- Ребята, а как вы понимаете, что такое животноводство?(ответы детей)

- Для того, чтобы правильно  ответить на этот вопрос, вы должны выполнить след. задание. В этом предложении слова все перепутались местами. Расставьте их в нужном порядке и вы узнаете, что такое животноводство.

А в это время, Егор, найдет определение слова животноводства в толковом словаре. И мы узнаем, как считает Ожегов, что такое животноводство

(проверка по слайду)

-Животноводство – это отрасль сельского хозяйства, разведение сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчёл и других животных.

- Ребята, как вы считаете из всех домашних животных, какие животные имеют особенно большое значение? (коровы, козы, овцы, лошади, свиньи)

- Из всех домашних животных особенно большое значение имеют сельскохозяйственные животные.

- Вот именно эти сельскохозяйственные животные составляют основу животноводства.

- Ребята, а сейчас попробуйте объяснить, что такое «породы домашних животных»?

Породы -  это разновидности хозяйственно полезных животных, отличающихся какими–нибудь признаками от животных того же вида.

- Где в обыденной жизни мы встречаем такое слово? (породы собак или кошек)

-А как вы думаете, откуда появились разные породы домашних животных?

-Приручение и одомашнивание животных началось 15 – 20 тыс.лет назад. Нелёгок был труд людей в приручении животных.

- А сейчас, немного из истории о домашних животных нам расскажут ребята. Они приготовили небольшие презентации. Послушаем их внимательно. (выступление ребят)

- Спасибо ребятам.

- А сейчас внимание на слайд.

птица

птицеводство

рыба

рыбоводство

пчела

разводить

пчеловодство

скот

скотоводство

- Образуйте от слов 1 и 2 столбиков сложные слова.

- Что объединяет слова 3 столбика? (Это отрасли животноводства)

- Птицеводство, рыбоводство и пчеловодство это понятно.

-А что включает в себя скотоводство? (разведение круп. рог и мелк. рогат  скота, кролиководство и коневодство).

- Вот мы с вами перечислили все отрасли   животноводства.

-А вот чтобы подробнее узнать о каждой отрасли животноводства, сейчас каждая из групп будет проводить исследовательскую работу по одной из отрасли животноводства и заполняя лист- опросник.

- После групповой работы представитель от группы делает сообщение.

1. Разведение крупнорогатого скота и мелкорогатого скота.

2.Свиноводство, коневодство.

3. Кролиководство, птицеводство.

4. Рыбоводство и пчеловодство.

(работа детей по группам)

Осознание и осмысление

- В каждом крае животноводство имеет свои особенности.

-Как вы думаете почему?

 Наша страна расположена в холодном и умеренном тепловом поясе, значит, есть разные погодные условия, разная земная поверхность, разные формы рельефа. В разных природных зонах разная растительность и разные животные.

-Вспомните, в какой природной зоне расположен   ХМАО-Югра? (зона тайги)

-Природные условия каждой зоны определили их сельскохозяйственную специализацию.

-Какие отрасли животноводства существуют и развиты в нашем крае? (оленеводство)

Олень в переводе с ненецкого – это «дающий жизнь».

Сейчас задание по группам. Перед вами схема, которую вы должны заполнить ответив на вопрос: «Каково значение оленя в жизни коренных народов Югры».

- Как вы думаете, с какой целью люди выращивают животных? (продукты питания, материалы для промышленности)

- Это какие продукты питания? (молоко, масло, творог, мясо, сметана, мёд, варежки, консервы)

- Я показываю продукт, а вы называете отрасль животноводства.

- Ребята, как вы считаете из всех домашних животных, какие животные имеют особенно большое значение? (коровы, козы, овцы, лошади, свиньи)

(Из всех домашних животных особенно большое значение имеют сельскохозяйственные животные).

- Вот именно эти сельскохозяйственные животные составляют основу животноводства.

- Что нужно делать, чтобы животные хорошо себя чувствовали? (следить за здоровьем, ухаживать, кормить)

- Из чего может состоять корм? (растения)

-Значит, с какой отраслью с/х связано жив-во? (растениеводство)

-А чем служит переработка пищи животных для растений? (удобрением)

- Животному, как и за человек, нужен уход и внимание.

- Кто помогает им в этом? (животноводы)

-Как называют людей, которые занимаются разведением домашних животных? (животноводы)

- Какие профессии животноводов знаете? (зоотехники, врачи-ветеринары, доярки, конюхи, свинарки, пастухи, птичницы) 

Все они вносят повседневно большой вклад в сельскохозяйственное производство. Это люди добросовестно относящиеся к труду, искренне любящие свое дело.

- Легок ли труд животноводов?

- В чем трудности этой профессии? (много работать, плохие условия, маленькая зарплата, работа в холоде, подвоз кормов, кормление животных, уборка за животными)

- Поднимите руку, кто хотел бы работать животноводом?

- Много нас, которые желают работать животноводом?

-Это проблема для государства? (да)

- Если это проблема государства, кто может помочь решить ее? (президент или гос.дума)

VI Применение в новой ситуации

- А сейчас   группа № 3 попробует обратиться с письмом к президенту, чтобы решить эту проблему.

Представьте, что вы работаете животноводом. Составить мини – рассказ:   «Обращение животноводов к президенту России об изменении отношения к проблемам животноводства».    

Группа № 2 будет исправлять ошибки в содержании текста, которые допустил главный животновод страны.  

  1. Крупнорогатый скот – это прежде всего козы, овцы и лошади.
  2. Свинья ложится в жару в грязь потому что ей там очень удобно и нравится там отдыхать. (охлаждает кожу и избавляется от надоедливых насекомых).
  3. Конные заводы нужны для того, чтобы складировать и изготавливать мясную продукцию из лошадей. (На конных заводах разводят породистых лошадей)
  4. Разведением рыб в прудах занимаются рыбаки. (занимаются рыбоводческие хозяйства)

Группа № 1. Ваша задача, соединить стрелками название отраслей животноводства с иллюстрациями.

Группа № 4. Вам даны слова (молоко, мясо, перец, сметана, шерсть, ромашка, пух, рыба, картофель, яйцо, масло сливочное,  пшеница, творог). Выбрать слова - названия, которые относятся к отрасли животноводства.

- Подумайте,  какие продукты в этом списке используют для приготовления сыра?

 (молоко, яйцо, масло слив, творог)

- Получите рецепт, приготовления сыра в домашних условиях.

VII Итог урока

-Над какой темой сегодня на уроке мы работали?

(«Животноводство в нашем крае»)

- Что должны были узнать сегодня на уроке?

1. Что такое животноводство.

2. Отрасли животноводства.

4. Роль животноводства в жизни человека.

-Достигли ли мы поставленных целей?

- Что такое животноводство?

- Какие отрасли животноводства существуют?

- Какие отрасли развиты в нашем крае?

- Как появились новые «породы домашних животных»?

VIII Рефлексия

 -Кто считает, что сегодня на уроке он полностью понял тему?

- Кто считает, что над этой темой еще нужно поработать?

- Что вы расскажете о сегодняшнем уроке своим родителям, когда придете домой?

Сейчас обратимся к нашим ступенькам. Нарисуйте человечка определенным цветом, которое соответствует вашему настроению под конец урока.

- У кого человечек зелёного цвета?

- У кого желтого?

- У кого красного?

- Сейчас я даю вам время для обсуждения  и выставления отметки в группе за урок.

X Домашнее задание

1. Стр. 222 вопросы проверь себя (устно) – «3»

2. Составить тестовое задание по теме урока – «4»

3. Составить мини - проект: в наши дни много внимания уделяется производству экологически чистых продуктов питания, какими на ваш взгляд путями должна  решаться эта проблема? – «5»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Птицы нашего края (конспект с презентацией)

Классный час имеет большое воспитательное значение для учащихся. Осуществление нравственного воспитания посредством бережного отношения к птицам, любви к природе. Формирование межличностных отношений....

Конспект урока по теме "Животноводство в нашем крае"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Животноводство в нашем крае"....

Конспект урока по теме "Деревья нашего края"

Конспект урока по чувашскому языку для русскоязычных школ для 4 класса....

Конспект урока по окружающему миру "Водоемы нашего края".

Очень хочется рассказать детям как можно больше о том месте, где они лечатся, расширить их кругозор об окрестностях СПб....

Конспект занятия "Животные нашего края".

Конспект занятия во 2 классе по региональной программе Архангельской области "Морянка". Раздел "Мой Север, скупой чародей!". Тема "Животные нашего края". Рабочая тетрадь ...

Конспект урока"Животноводство нашего края"

Урок по теме "Животноводство нашего края" разработан в соответствии с ФГОС НОО. Используется учебник "Окружающий мир", 4 класс, А,А, Плешаков. На уроке применяется групповая  ...

Конспект урока "Наш край - Бурятия. Поверхность нашего края"

Конспект урока " Поверхность нашего края".Использование различных форм работы позволило активизировать учебный процесс, он имел не только познавательный, но и развивающий, воспитывающий хара...