Рабочие программы УМК Занков
рабочая программа (4 класс) на тему

Мизюкова Элла Андреевна

Рабочие программы УМК Занков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_4_klass_2016-2017_god.rar937.36 КБ

Предварительный просмотр:


РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.)

         Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

        планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей,

        Примерной программы основного общего образования;

        материалов авторского учебно-методического комплекса;

        Положения о рабочей программе МКОУ Дулесовская ООШ

     В соответствии с приоритетными направлениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена цель данного курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи курса:

         - развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;

         - воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к     культуре народов других стран;

        - реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;

       - воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства,

формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;

     -  расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;

    - знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-

творческой деятельности;

   - развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.

В соответствии с Образовательной программой школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю. Программа реализуется по следующим учебным пособиям:

Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 4 класса / под ред. А.А.Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература» 2012г: Издательский дом «Федоров».

Общая характеристика учебного предмета

      Курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование общей культуры учащегося начальной школы, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, создание основы для самостоятельной организации учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности. Личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между теоретическими и практическими аспектами изучения изобразительного искусства.

Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.

               Требованиям Стандарта соответствуют основные содержательные линии курса, направленные на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к разнообразным видам художественно-творческой деятельности. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:

1. Природа - главный художник (основы рисунка, графика).

2. Мир цвета (основы живописи, цветоведение).

3. Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).

4. Человек в искусстве (портретный жанр).

             Отличительной особенностью подачи материала в разделах является функциональное распределение страниц. Каждый разворот посвящен одному уроку.

В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, формирование мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

Содержание учебного предмета

(34 часа)

Введение

Азбука рисования. Новые возможности карандашей, пастели. Техника рисования гелевыми и шариковыми ручками.

Раздел 1. Природа – главный художник

Композиция рисунка. Симметрия и асимметрия. Движение в композиции. Орнамент

Азбука рисования. Новые возможности карандашей. Новые возможности пастели. Гелевые и шариковые ручки.

Варианты и элементы построения орнаментов. Построение разных форм звезд. Построение формы фантастического

животного. Космос. Что мы видим с Земли (варианты построения

звезд). Созвездия (способы изображения созвездий). Орнамент нашей Галактики (знакомство с орнаментом, способы его построения). Удивительный мир Земли (знакомство и работа с чертежными инструментами). Фантастический орнамент (графическое искусство, знакомство с творчеством Я.Г. Чернихова). А звездная даль так манит к себе… (способы построения фантастического животного).

В мастерской художника. Художник_космонавт (о живописи А.А. Леонова). Фантастический художник (о творчестве М.К. Чюрлениса). Притяжение дальних миров. Мечты и тайны художника_фантаста (о творчестве В.Т. Черноволенко).

Коллективная работа

Раздел 2. Мир цвета

Живопись света. Свет и цвет. Изображение света. Постепенные переходы из света в тень

Азбука рисования. Изображение света. «Сколько солнца! Сколько света!..» (передача в рисунке воздушной перспективы и утреннего настроения в природе).

«Свет волшебный от луны…» (способы передачи настроения в лунную ночь). Свет далекой звезды (разные способы передачи света звезд). Свет северного сияния (способ изображения северного сияния в ночном небе). Живой свет свечи (способы изображения горящей свечи). Свет сердца (изображение человека светлой души с горящим сердцем).

В мастерской художника. «Пусть свет твой сияет людям…» (о творчестве Ван Гога). «Свеча горела на столе…» (о творчестве И.Ф. Хруцкого). Ангел_хранитель. Символ

Святой Руси (знакомство с иконописью; творчество А. Рублева).

Раздел 3. Искусство в человеке

Декоративно!прикладное искусство. Бытовой жанр. Перспектива. Орнаменты и узоры в архитектуре Азбука рисования. Элементы русских узоров в архитектуре. Элементы русских узоров в одежде. Поле. Русское поле (повторение материала о линии горизонта и воздушной перспективе). Загадочная русская душа (композиция группового портрета). Русская изба (знакомство с особенностями фасада русской избы). Зачерпни воды в ковш… (Посуда. Мебель. Игрушки). Ладьи неторопливый бег. (Лодки. Корабли. Реки и моря.) Карл Фаберже – мастер золотые руки (изображение пасхального яйца). Русский сине-голубой узор гжель (знакомство с росписью гжель). В мастерской художника. Входите, гости дорогие (о творчестве В.М. Максимова). Народная игрушка (знакомство с видами народных игрушек

Раздел 4. Человек в искусстве

Основы иллюстрации. Портретная композиция. Стилизованный рисунок. Заколдованная царевна. Сказка о царе Салтане: Город содворцом; Под елью белка; Тридцать три богатыря; Царевна Лебедь (создание иллюстраций к сказкам). В мастерской художника. Иллюстратор-сказочник. Билибинский стиль (о творчестве И.Я. Билибина). Сказочный

мир Соломко (о творчестве С.С. Соломко).

Уроки за компьютером

Звездный орнамент. Северное сияние (элементарные навыки изображения орнамента и работы с кистями в программе Paint).

Здравствуй, музей!

Знакомство с музеями:

Музеи_заповедники Кижи, Талашкино.

Проектная работа

Система оценки достижения планируемых результатов

Критерии оценивания

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, исполнение им требований нового образовательного стандарта. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

  • «удовлетворительно/неудовлетворительно», т.е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
  • «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Объектом оценки результатов служит, в полном соответствии с требованиями нового стандарта, способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно практические задачи.

Оценка достижения этих результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых детьми с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний курса «Изобразительное искусство».

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Отметим важность того, чтобы комплект работ третьеклассника демонстрировал нарастающую успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров изобразительной деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии, презентации, интерактивные материалы и др.

Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то отдельную неудачу и способствует пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Критерии оценивания детских работ

Оформление: оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов.

Техника выполнения: оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения.

Техническая реализация: сложность организации работы; соответствие рисунка заданной теме; название рисунка

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования:

- патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства иконами А. Рублева, с народными промыслами;

- интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);

- уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;

- ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);

- нравственных чувств, этического сознания;

- представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;

- ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;
- ценностного отношения к здоровью.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

- различать виды художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн);

- узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

- воспринимать красоту архитектуры и понимать ее роль в жизни человека;

 -понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;

- использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;

- изображать простейшую линию горизонта и ее особенности;

- различать хроматические и ахроматические цвета;

- владеть дополнительными приемами работы с новыми графическими материалами;

- выбирать характер линий для передачи выразительных образов природы разных  географических широт;

- использовать базовые формы композиции: геометрическая форма- предмет;

 - моделировать цветок из простейшей базовой формы;

- создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов  мира;

- видеть разницу между пейзажами, ландшафта разных частей света и использовать  соответствующую пейзажу линию горизонта;

- использовать различные художественные  материалы для передачи пейзажей  разных географических широт;

- передавать характер и намерения объекта в иллюстрации к русским и зарубежным сказкам;

- осознавать красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и

отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.

Обучающийся  получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;

- видеть проявления художественнойкультуры вокруг: музеи искусства, архитектура, дизайн;

- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу.

- различать и изображать различные виды линии горизонта;

- подбирать соответствующий материал для выполнения замысла;

 -передавать воздушную перспективу в пейзаже графическими и живописными приемами;

- применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема или пространства;

- соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;

- передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений средствами рисунка и живописи;

- передавать настроение в пейзажах;

- соединять различныеграфическиематериалы в одной работе над образом;

- изображать старинные русские города по памяти или представлению;

- создавать узоры народов мира;

- подбирать соответствующие художественные материалы для изображения главных героев произведений;

- совмещать работу на плоскости и в объем.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;

- выполнять действия в устной форме;

- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы;

- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек).

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- расширять свои представления об искусстве (например, обращаясь к разделу «Знакомство с музеем»);

- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

- читать простое схематическое изображение;

- различать условные обозначения;

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;

- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Найдите на сайте…») с помощью взрослых(рубрика «Советуем прочитать»);

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;

- соотносить схематические изображения с содержанием заданий;

- выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;

- строить рассуждения о воспринимаемых произведениях;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;

- формулировать собственное мнение и позицию;        

- выполнять работу со сверстниками;

- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;

- договариваться, приходить к общему решению.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать действия другихучастников в процессе коллективнойтворческой деятельности;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить их;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ;

- узнавать мнение друзей или одноклассников;

- вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению, и выражать свое терпимо и убедительно.

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли;

- образ Родины, отраженный в художественных произведениях, в том числе через восприятие пейзажей городов Золотого кольца России;

- представление о труде художника, его роли в жизни общества;

- приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран (рубрика «Приглашение в путешествие»);

- интерес к художественно-творческой деятельности;

- понимание чувств других людей;

-    первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

- понимание значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам),живописи в мультипликации;

- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- нравственно-эстетических переживаний художественных произведений;

- представления о разнообразии и широте изобразительного искусства;

- интереса к характерам и настроениям людей и личностной идентификации через восприятие портретного жанра изобразительного искусства;

- принятия на первоначальном уровне нравственного содержания произведений изобразительного искусства;

- понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни;

- первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические замыслы;

- позиции зрителя и автора художественных произведений.

Система проектных и коллективных работ

Номер урока

Вид работы

Раздел

9

Коллективная работа.

Ах, вернисаж…

Природа - главный художник

25

В русской избе

Коллективная работа

Искусство в человеке

34

Здравствуй, музей!

Проектная работа

Человек в искусстве

Тематическое планирование

        

Количество часов

Содержание раздела

Характеристика деятельности учащихся

9 часов

Раздел 1. Природа – главный художник

Композиция рисунка. Симметрия и асимметрия. Движение в композиции. Орнамент

Азбука рисования. Новые возможности карандашей. Новые возможности пастели. Гелевые и шариковые ручки.

Варианты и элементы построения орнаментов. Построение разных форм звезд. Построение формы фантастического

животного. Космос. Что мы видим с Земли (варианты построения

звезд). Созвездия (способы изображения созвездий). Орнамент нашей Галактики (знакомство с орнаментом, способы его построения). Удивительный мир Земли (знакомство и работа с чертежными инструментами). Фантастический орнамент (графическое искусство, знакомство с творчеством Я.Г. Чернихова). А звездная даль так манит к себе… (способы построения фантастического животного).

В мастерской художника. Художник космонавт (о живописи А.А. Леонова). Фантастический художник (о творчестве М.К. Чюрлениса). Притяжение дальних миров. Мечты и тайны художника (о творчестве В.Т. Черноволенко).

Коллективная работа

Овладеть основами языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

Создавать элементарную композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент)

Передавать характер природных явлений  выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем);

Наблюдать,сравнивать, сопоставлять геометрическую форму предмета, анализировать её, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов.

Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы.

8 часов

Раздел 2. Мир цвета

Живопись света. Свет и цвет. Изображение света. Постепенные переходы из света в тень

Азбука рисования. Изображение света. «Сколько солнца! Сколько света!..» (передача в рисунке воздушной перспективы и утреннего настроения в природе).

«Свет волшебный от луны…» (способы передачи настроения в лунную ночь). Свет далекой звезды (разные способы передачи света звезд). Свет северного сияния (способ изображения северного сияния в ночном небе). Живой свет свечи (способы изображения горящей свечи). Свет сердца (изображение человека светлой души с горящим сердцем).

В мастерской художника. «Пусть свет твой сияет людям…» (о творчестве Ван Гога). «Свеча горела на столе…» (о творчестве И.Ф. Хруцкого). Ангел хранитель. Символ

Святой Руси (знакомство с иконописью; творчество А. Рублева)

Создавать элементарную композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент)

Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

Овладеть основами языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель)

Продумывать и выстраивать композицию рисунка

8 часов

Раздел 3. Искусство в человеке

Декоративно-прикладное искусство. Бытовой жанр. Перспектива. Орнаменты и узоры в архитектуре Азбука рисования. Элементы русских узоров в архитектуре. Элементы русских узоров в одежде. Поле. Русское поле (повторение материала о линии горизонта и воздушной перспективе). Загадочная русская душа (композиция группового портрета). Русская изба (знакомство с особенностями фасада русской избы). Зачерпни воды в ковш… (Посуда. Мебель. Игрушки). Ладьи неторопливый бег. (Лодки. Корабли. Реки и моря.) Карл Фаберже – мастер золотые руки (изображение пасхального яйца). Русский сине-голубой узор гжель (знакомство с росписью гжель). В мастерской художника. Входите, гости дорогие (о творчестве В.М. Максимова). Народная игрушка (знакомство с видами народных игрушек).

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, героя.

Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа.

Изображать человека и животных разными художественными материалами;

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажа.

Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения искусства и называть их авторов.

Иметь представление о живописных пейзажах русских и зарубежных художников.

Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок

5 часов

Раздел 4. Человек в искусстве

Основы иллюстрации. Портретная композиция. Стилизованный рисунок. Заколдованная царевна. Сказка о царе Салтане: Город со дворцом; Под елью белка; Тридцать три богатыря; Царевна Лебедь (создание иллюстраций к сказкам). В мастерской художника. Иллюстратор-сказочник. Билибинский стиль (о творчестве И.Я. Билибина). Сказочный

мир Соломко (о творчестве С.С. Соломко).

Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа.

Изображать портреты персонажей народных сказок, литературных произведений, выражающих отношение народа к красоте и достоинству человека.

Эмоционально откликаться на красоту , быт, труд народа, отражённых а произведениях изобразительного искусства и выражать своё отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности.

Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок;

2 часа

Уроки за компьютером

Звездный орнамент. Северное сияние (элементарные навыки изображения орнамента и работы с кистями в программе Paint).

Использовать простейшие средства компьютерной графики для передачи с помощью ритма движения и эмоционального состояния композиции на плоскости.

Выполнять композицию  по представлению на обозначенные темы графическими и живописными средствами.

2 часа

Здравствуй, музей!

Знакомство с музеями:

Музеи заповедники Кижи, Талашкино.

Проектная работа

Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок;

Итого: 34 часа


Учебная программа

Тема

Элементы содержания

Планируемый результат

УУД

Раздел 1

«ПРИРОДА – ГЛАВНЫЙ ХУДОЖНИК»

1

Новые возможности графитных и цветных карандашей

(учебник с. 4–5)

Новые возможности карандашей, пастели. Гелевые и шариковые ручки. Гранитный карандаш и ластик, угольный карандаш, растушёвка.

Ценностное отношение к красоте и разнообразию цветов.

Плановая организация познавательной деятельности:

от осознания цели к поэтапному процессу изображения и получению намеченного результата. Бережное отношение к инструментам и материалам. Навыки работы графитными и цветными карандашами

Предметные-различать виды художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн);

- узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

- воспринимать красоту архитектуры и понимать ее роль в жизни человека;

 -понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;

- использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;

- изображать простейшую линию горизонта и ее особенности;

- различать хроматические и ахроматические цвета;

- владеть дополнительными приемами работы с новыми графическими материалами;

- выбирать характер линий для передачи выразительных образов природы разных  географических широт;

- использовать базовые формы композиции: геометрическая форма- предмет;

 - моделировать цветок из простейшей базовой формы;

- создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов  мира;

- видеть разницу между пейзажами, ландшафта разных частей света и использовать  соответствующую пейзажу линию горизонта;

- использовать различные художественные  материалы для передачи пейзажей  разных географических широт;

- передавать характер и намерения объекта в иллюстрации к русским и зарубежным сказкам;

- осознавать красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и

отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;

- выполнять действия в устной форме;

- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.

Познавательные универсальные учебные действия.

- расширять свои представления об искусстве (например, обращаясь к разделу «Знакомство с музеем»);

- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

- читать простое схематическое изображение;

- различать условные обозначения;

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;

- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;

- формулировать собственное мнение и позицию;        

- выполнять работу со сверстниками;

- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;

- договариваться, приходить к общему решению.

Личностные результаты.

- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли;

- образ Родины, отраженный в художественных произведениях, в том числе через восприятие пейзажей городов Золотого кольца России;

- представление о труде художника, его роли в жизни общества;

- приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран (рубрика «Приглашение в путешествие»);

- интерес к художественно-творческой деятельности;

- понимание чувств других людей;

-    первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

- понимание значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам),живописи в мультипликации;

- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.

2

Варианты и элементы построения орнаментов

(учебник с. 10–11;

Альбом заданий и упражнений)

Варианты и элементы построения орнаментов. Монохромный орнамент.

Интерес к различным орнаментам. Самоконтроль и самооценка достигнутого результата.

Способность понимать информацию в учебнике на

основе схем и текста

3

Космос. Что мы видим с Земли

(учебник с. 14–15; альбом)

Построение разных форм звезд.

Симметричные звёзды, ассиметричные.

Ценностное отношение к красоте и величию звездного неба. Подготовка необходимых материалов и инструментов и выбор нужного предмета на определенном этапе работы.

Сохранение и представление в воображении учебной задачи и ее поэтапное выполнение.

Самоконтроль, умение вносить необходимые коррективы. Построение небольших монологических высказываний о художественных изображениях.

4

Созвездия(учебникс. 18–19;

12–13; альбом)

Созвездия.Симметричные звёзды, ассиметричные

Ценностное отношение к красоте созвездий. Желание приобретать новые знания о средствах художественной выразительности. Работа с учебником и альбомом. Наблюдение за созвездиями на небе и в звездном атласе, в Интернете. Адекватная оценка своих

достижений, осознание возникших трудностей, поиск

их причин и путей преодоления.

Осознание художественной задачи.

Соблюдение правил речевого поведения в обсуждении темы урока

5

Орнамент нашей галактики

(учебник с. 20–21, 16–17;

альбом)

Первые космонавты. Млечный путь.

Ценностное отношение к нашей галактике; понимание значимости профессии космонавта и художникакосмонавта.

Умение планировать с учителем, одноклассниками

или самостоятельно необходимые действия и операции в соответствии с планом занятия

6

Удивительный мир Земли

(учебник с. 22–23; альбом)

Оси симметрии, цветовая гамма

Ценностное отношение к миру природы Земли.

Эмоциональное восприятие красоты Земли. Представление о симметрии построения орнамента.

Восприятие красоты симметрии. Умение подбирать

материалы и находить выразительные графические

7

Фантастический орнамент

(учебник с. 24–25, 34-35;альбом)

Графика, графический язык

Ценностное отношение к космическому порядку и

законам Вселенной. Осознание человека как значимой части большого бесконечного мира Вселенной.

Положительное отношение к приобретению новых знаний об искусстве. Навыки организации рабочего места, подбора инструментов и художественных материалов. Осуществление поиска, обработки и использования дополнительного материала и иллюстраций по теме.

8

А звездная даль так манитк себе...(учебник с. 28–29;

26–27; 30–33)

Космос, космические корабли, Оси симметрии

Интерес к неизведанному и незнакомому.

Самоконтроль и самооценка достигнутого результата, по необходимости проведение коррекции.

Использование знаково-символических средств для

решения художественно-творческих задач.

Умение строить небольшие монологические высказывания о своих впечатлениях.

9

Ах, вернисаж…

Коллективная работа –

Оформление выставки своих работ (учебник с. 36–37)

Оформление работ. Бегет, паспарту.

Ценностное отношение к художественным выставкам и выставочным экспонатам. Организация совместной

деятельности по этапам: от осознания цели к планированию действий и реализации намеченного.

Осознание познавательной задачи, осуществление самостоятельного поиска в материалах учебника и

других источниках

Раздел 2

«МИР ЦВЕТА»

10

Изображение света

(учебник с. 40–41 и «Цветовой

атлас»)

Изображение света. Передача воздушной перспективы и утреннего настроения в природе.

Ценностное отношение к солнечному свету.

Принятие и сохранение новой учебной задачи. Поиск и обработка дополнительной информации.

Умение устанавливать причинноследственные связи,

делать обобщения и выводы. Способность вести учебный диалог.

11

Сколько солнца!

Сколько света!

(учебник с. 42–43)

Изображение света. Передача воздушной перспективы и утреннего настроения в природе.

Эмоциональное восприятие солнечного света и воздушного пространства Земли.

Самоконтроль и самооценка полученного результата.

Поиск и извлечение нужной информации

12

Пусть свет твой сияет людям…

(учебник с. 44–45,

Альбом с. 12–13)

Ван Гог, техника письма, Эрмитаж.

Интерес к светоцветовым явлениям в природе и

отображение их в живописи. Ценностное отношение

к творчеству выдающегося голландского художника

Ван Гога. Самоконтроль и самооценка достигнутого результата.

Осознание познавательной задачи. Умение работать

с дополнительной информацией.

Умение вступать в учебный диалог с учителем

и одноклассниками

13

Свет волшебный от луны

(учебник с. 46–47)

Изображение света. Передача воздушной перспективы и утреннего настроения в природе. Способы передачи настроения в лунную ночь.

Интерес к различным цветосветовым явлениям.

Интерес к художественному изображению ночного

неба и лунного света. Осуществление поиска дополнительной информации по теме.

Способность к самооценке своих действий.

14

Свет далекой звезды

(учебник с. 48–49

и «Цветовой атлас»)

 Способы передачи света звезд, северного сияния в ночном небе

Положительное отношение к учению и художествен

ной деятельности. Способность принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять операции

анализа, синтеза, сравнения.

Интерес к творчеству А. Леонова, А. Соколова,

Ю. Кагая. Представление о компьютерных рисунках

15

Свет северного

сияния

(учебник с. 50–51

и «Цветовой атлас»)

Способы передачи света звезд, северного сияния в ночном небе

Ценностное отношение к необычным явлениям

природы. Интерес к изображению северного сияния. Умение планировать с учителем и учениками

или самостоятельно необходимые действия и операции по плану. Осознание познавательной

задачи. Использование различных приемов художественного изображения. Умение осуществлять выбор.

16

Живой свет свечи

(учебник с. 52–53;

54–55 и «Цветовой атлас»)

Способ изображения горящей свечи.

Эмоциональное восприятие света живого огня и интерес к его изображению в живописи.

Умение работать в коллективе, соблюдая правила

вербального и невербального общения.

17

Свет сердца

(учебник с. 56–57;

58–59; 60–61; альбом с. 14–15)

Творчество Ван Гога, И.Ф .Хруцкого, А.Рублева.

Ценностное отношение к человеческим чувствам.

Интерес к освоению новых видов деятельности.

Адекватная оценка своих достижений.

Использование знаково-символических средств для

решения учебных задач. Строить небольшие монологические высказывания, передавая собственные

впечатления и творческие замыслы

Раздел 3

«ИСКУССТВО В ЧЕЛОВЕКЕ»

18

Поле. Русское поле

(учебник с. 66–67, «Цветовой

атлас»)

Русские художники, цветовые гаммы

Ценностное отношение

к русской природе и русской живописи.

Подбор и применение инструментов и материалов.

Умение передавать настроение в рисунке. Понимание

тесной связи живописи и

19

Загадочная русская душа

(учебник с. 68–69)

Элементы русских узоров в архитектуре и в одежде.  Композиция группового портрета

Интерес к истокам русского костюма и творчеству русских художников. Умение организовать свою творческую деятельность. Обработка и использование

дополнительной информации.

Соблюдение правил вербального общения в учебном диалоге с учителем и одноклассниками

20

Русская изба

(учебник с. 70–71; 64–65)

Музеи -заповедники.Знакомство с особенностями фасада русской избы.  

Ценностное отношение к русской архитектуре. Положительное отношение к приобретению новыхзна

ний. Умение принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно планировать необходимые действия.

Осознанно применять разные способы работы с ин

формацией

21

Зачерпни воды ковш

 (учебник с. 74–75; 76–77)

Посуда, мебель, игрушки

Ценностное отношение к русскому быту и традициям, живописи русских художников.

Осуществление продуктивного общения

22

Ладьи неторопливый бег (учебник с. 78–79; альбом

с. 16–17, «Цветовой атлас»)

Знакомство с видами народных игрушек. Лодки, корабли. Реки и моря.

Интерес к строительству старинных кораблей. Освоение новых навыков и знаний.

Адекватная оценка своих достижений. Понимание информации, представленной в изобразительных схемах. Построение небольших монологических высказываний. Умение формулировать свою точку зрения

23

Карл Фаберже –мастер золотые руки

(учебник с. 80–81;

Альбом с. 18–19, «Цветовой

атлас»)

Изображение пасхального яйца.

Ценностное отношение к традициям русского ювелирного искусства и творчеству русского ювелира

Карла Фаберже. Установление причинно- следственной связи при выполнении работы. Участие в общей беседе

с соблюдением правил речевого общения

24

Русский сине, голубой узор гжель

(учебник с. 82–83,

Альбом с. 20–21)

Роспись гжель

Ценностное отношение к народному творчеству,

интерес к росписи гжель. Самоконтроль и самооценка достигнутого результата. Использование знаково- символических средств для решения учебной задачи.

Активное участие в диалоге с учителем

25

В русской избе

(учебник с. 84–85; 72–73)

Коллективная работа

Элементы русских узоров в архитектуре и в одежде. Посуда, мебель, игрушки

Ценностное отношение к традиционному русскому

быту. Адекватная оценка своих достижений. Умение осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявлять толерантность .

Раздел 4

«ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ»

26

Билибинский стиль

(учебник с. 88–91; альбом)

Создание иллюстраций к сказкам (сказка о Царе Салтане; Царевна Лебедь; Тридцать три богатыря). Иллюстратор-сказочник И.Я.Билибин. Библейский стиль

Ценностное отношение к искусству художникаиллюстратора. Понимание значения иллюстраций литературных произведений. Интерес

к сказочным сюжетам.

Представление о творчестве русского художника

И.Я. Билибина

27

Заколдованная царевна

(учебник с. 92–93)

Создание иллюстраций к сказкам (сказка о Царе Салтане; Царевна Лебедь; Тридцать три богатыря). Иллюстратор-сказочник И.Я.Билибин. Библейский стиль

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. Эмоциональное восприятие художественных иллюстраций. Определение стиля художника. Выполнение учебнопознавательной задачи в умственной и материальной

28

Сказка о царе Салтане

(задание  мальчикам

с. 94–95, задание девочкам с. 96–97)

Создание иллюстраций к сказкам (сказка о Царе Салтане; Царевна Лебедь; Тридцать три богатыря). Иллюстратор-сказочник И.Я.Билибин. Библейский стиль

Ценностное отношение к поэзии А. Пушкина, интерес к профессии художникаиллюстратора.

Самостоятельное планирование необходимых действий. Контроль за выполнением работы и внесение необходимых корректив

29

Сказка о царе Салтане

(задание мальчикам

с. 98–99, задание девочкам с. 100–101)

Создание иллюстраций к сказкам (сказка о Царе Салтане; Царевна Лебедь; Тридцать три богатыря). Иллюстратор-сказочник И.Я.Билибин. Библейский стиль

Ценностное отношение к поэзии А. Пушкина и интерес к профессии художникаиллюстратора.

Создание своей композиции.

Представление о стиле художникаиллюстратора

А. Куркина

30

Сказочный мир художника

С.С. Соломко (учебник с. 102–103)

Иллюстратор-сказочник И.Я.Билибин. Библейский стиль. Сказочный мир Соломоко. Музеи-заповедники Кижи, Талашкино.

Интерес к творчеству художникаиллюстратора.

Представление о творчестве и стиле художника

С.С. Соломко

31-32

Уроки за компьютером

Звездный орнамент. Северное сияние (элементарные на

выки изображения орнамента и работы с кистями в програм

меPaint).

простейшие средства компьютерной графики для передачи с помощью ритма движения и эмоционального состояния композиции на плоскости

Выполнятькомпозицию  по представлению на обозначенные темы графическими и живописными средствами.

33-

Здравствуй, музей!

Знакомство с музеями:

Музеизаповедники Кижи, Талашкино

ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона,

живописные пейзажи русских и зарубежных художников

Эмоционально откликаться на красоту , быт, труд народа, отражённых а произведениях изобразительного искусства и выражать своё отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности.

34

Здравствуй, музей!

Проектная работа

Итого: 34 часа


Материально- техническое и программно-методическое обеспечение образовательного процесса

        Учебно-теоретические пособия

Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 4 класса / под ред.А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

Методические и дидактические пособия

  1.Программы начального общего образования.   Система Л.В. Занкова.  Часть 2 :Издательский дом «Федоров», 2012

  2.Аранова С.В. Обучение ИЗО.-СПб.:Каро,2004.

  3.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе.-М.:Агаров, 1998.

  4.Шоган В.В. Технологии личностно ориентированного урока.-М.,2003.

  5.Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании.    М.: ИОШ РАО, 1994

  6. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование., 2004

Учебно- наглядные пособия

-  таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству;

- открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;

репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;

Информационно-коммуникативные средства

--  Мультимедийный проектор.

-- Экран проекционный.

Интернет-ресурсы

  1. www. zankov.ru /АшиковаС.Г. Программа по изобразительному искусству.
  2. htth//www.informika/ru/text/goscom/ Концепция  модернизации российского образования на период до 2100года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа по литерному чтению 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа по технологии 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа по программе Занков 1-4 классы

В данной рабочей программе представлены рабочие программы по следующим предметам:-МАТЕМАТИКА, Аргинская И.И., Кормишина С.Н.-ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, Свиридова В.Ю.-РУССКИЙ ЯЗЫК, Полякова А.В.-ОКРУЖАЮЩИЙ ...