Рекомендации для педагогов по работе с обучающимися с ОВЗ
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Егорова Ольга Викторовна

В материале даны рекомендаци по организации работы учителя на уроке с обучающимися сОВЗ. Рекомендации даны по работе с детьми с ЗПР, НОДА, ТНР, нарушениями слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx39.41 КБ

Предварительный просмотр:

             

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 обучающиеся имеют право:

- на предоставление условий для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья (ст.34, п.1.2)

В свою очередь педагог обязан:

- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне (ст.48, п.1.1.)

- учитывать особенности психофизического развития и состояния здоровья обучающихся, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ст.48, п.1.6)

В связи с этим службой сопровождения разработаны рекомендации для учителей по работе с обучающимися с ОВЗ. Надеемся, они помогут Вам в вашей работе.

Уважаемые коллеги!

Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР). За последние несколько лет отмечается увеличение количества детей с ЗПР. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. 

У детей с ЗПР часто бывает нарушено внимание: долго не формируется произвольное внимание;

- внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических нагрузках. Даже положительные бурные эмоции (праздничные утренники, просмотр телепередач и т.д.) снижают внимание;

- малый объём внимания;

- дети с ЗПР не могут правильно распределять внимание (трудно слушать и одновременно писать);  

- наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой;

- часто обращают внимание на второстепенные детали и на них застревают.

Восприятие:

- темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания;

- сужен объём восприятия;

- наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал);

- наблюдаются проблемы с гнозисом. Дети с трудом узнают зашумлённые и пересекающиеся изображения, с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в « прохождении лабиринтов»;

- нарушено восприятие цвета (особенно оттеночных цветов), величины, формы, времени, пространства;

- затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи;

- физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие;

- затруднён стереогноз (узнавание на ощупь).

Память :

- недостаточная прочность запоминания. Кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение ;

- хуже развита вербальная память, лучше зрительная;

- страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память.

Мышление :

- недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.;

- особенно страдает словесно – логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется у детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже. Дети не понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, поговорку, пословицу;

- не могут без помощи педагога установить причинно – следственные связи;

- не понимают скрытый смысл загадки, пословицы …

Речь :

-практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения, страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.

Полезные советы педагогам в работе с детьми с ЗПР

1.Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, когда требуется остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающее столкновение. 


2.Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых. 


3.Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание во все моменты жизни, например: резкое столкновение между детьми, нервный срыв ребенка, аффективное поведение родителей ребенка, вспышки ярости. 


4.Помните, что у аномальных детей часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением педагог лечит их, как и всем режимом учреждения. 


5.Твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям. Замечания и советы детям имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно направленной воле определенное поведение. 


6.Педагог должен выступать перед детьми как личность с сильным характером. 
7.Всегда и во всем умейте до конца доводить начатую с детьми работу, проявляйте настойчивость. 


8.Не смейтесь ни над какими слабостями и ошибками детей. Не будьте нетерпеливыми, когда дети проявят неумение, смотрите сквозь пальцы на их намеренное неумение. 


9.Меньше слов. Слишком много объяснять — значит думать за детей. Говорить коротко, ясно, простым языком. 


10.Соблюдайте полное беспристрастное отношение к детям. 


11.Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей, о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, могущих быть по-своему использованных детьми. 


12.Не верьте детским россказням, помня о неточности показаний даже нормальных детей, о преувеличениях, повышенной внушаемости детей. 

Меры педагогического воздействия 


I Минимизация внимания: 
• делайте письменные замечания; 
• знак; 
• формулируйте «Я- высказывание», содержащее объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: называет чувства учителя в этот момент, описывает эффект от плохого поведения, содержит просьбу. 

II Делайте неожиданности:
 
• включите свет; 
• издайте музыкальный звук любым музыкальным инструментом; 
• начните говорить тихим голосом; 
• измените ваш голос; 
• временно прекратите урок. 

III Отвлекайте ученика:
 
• задавайте прямые вопросы; 
• попросите об одолжении; 
• измените деятельность. 

IV Обращайте внимание всего класса на примеры хорошего поведения: 
• благодарите учеников; 
• пишите имена примерных учеников на доске; 

V Пересаживайте учеников: 
• меняйте места. 

Использование выше перечисленных советов в учебно-воспитательном процессе, несомненно, принесет положительный результат.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

  1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
  2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
  3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого  ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
  4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
  5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
  6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
  7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
  8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
  9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
  10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
  11. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз       ( через 10 минут).
  12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
  13. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности ( стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
  14. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
  15. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
  16. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
  17. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
  18. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
  19. На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.
  20. Создание доверительных отношений со взрослыми.
  21. Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.

Специальные образовательные условия для детей с тяжелым нарушением речи в образовательной организации.

Дети с тяжёлым нарушением речи  менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. В речи детей чаще преобладает общеупотребительная лексика, трудности вызывает эмоциональная лексика, отражающая индивидуальные особенности человека.

Исходя из этого, особую важность необходимо придать созданию условий для формирования эмоциональной лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи, как в школе, так и дома.

Важно создать такие условия, чтобы каждый ребёнок мог выразить себя в кругу сверстников:

  • раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи на этапе обнаружения признаков отклоняющегося психо-речевого развития;
  • взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей;
  • доступность необходимых медицинских услуг, способствующих преодолению и сглаживанию первичного дефекта;
  • создание в классе, группе атмосферы, добра, покоя, любви;
  • создание специальной среды, организация “уголка уединения”;
  • расположение игр, игрушек, книг и пр. (для проявления у ребёнка положительных эмоций, становления его социального опыта);
  • оформление класса (демонстрационный и раздаточный материал, дидактические игры, “уголок - эмоций”);
  • эмоционально окрашенная речь педагога;
  • проведение динамических пауз/физкультминуток;
  • использование метода стретчинг (игровые ситуации, задания, упражнения имитационного характера);
  • проведение релаксации (снятие мышечных спазмов, восстановление энергетического баланса в организме, восстановление психо – эмоционального равновесия, обеспечение общего оздоровления);
  • проведение коммуникативных игр (комплексное воздействие на развитие речевых, психических и физических навыков детей);
  • организация сюжетно – ролевых игр, включающие разноплановые жизненные ситуации;
  • использование элементов сказкотерапии с импровизацией;
  • возможность модификации и адаптации учебной программы при изучении филологического и лингвистического курса, вариативность: взаимозаменяемость/сокращение/увеличение академического и социально значимых компонентов обучения, отдельных тематических разделов, учебных часов;
  • применение индивидуально - ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии;
  • выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве;
  • особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более подробными инструкциями;
  • объективная оценка результатов освоения ООП обучающимися;
  • щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок;
  • психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного вовлечения в коррекционно-развивающую работу с ребенком;
  • гибкое варьирование двух компонентов – академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных тематических разделов, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
  • реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.);
  • необходимость концентрического подхода к изучению учебного материала, при  неоднократном повторении изученного материала;
  • создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие.
  • организация воспитательной работы с использованием ресурсов системы дополнительного образования;


Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют собой многочисленную группу детей, имеющих различные двигательные патологии, которые часто сочетаются с нарушениями в познавательном, речевом, эмоционально-личностном развитии. Особенности развития этих детей варьируются по степени тяжести двигательных нарушений, возможностям передвижения, самообслуживания, обучения.

  • индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребѐнка;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
  • Спокойная, доверительная обстановка на уроке.  
  • Работа как индивидуально, так и в мини группах (до 5 человек).
  •   Временные рамки занятии в соответствии с возрастом и течением заболевания.
  • При построении занятия опираться на сохранные анализаторы.
  • Больше использовать наглядных и технических методов обучения.
  • Излагать материал четко, медленно. Короткими предложениями.
  • Не стоит проявлять излишнюю жалость. Это ведет к инфантилизму. Особые образовательные потребности
  • Давайте возможность проявлять самостоятельность.
  • Меняйте виды деятельности. Стимулируйте работу ребенка.
  • При письме используйте ручку с отягощением.
  • Используйте трафареты.
  • Стимулируете вербализацию ребенка.
  • Обращайте внимание на позу ребенка.
  • Привлекайте к работе родителей, других специалистов.
  • Следите за физическим состоянием ребенка.

                                          Рекомендации  учителю

по  работе  с  детьми,  испытывающими  трудности  в  обучении

Трудности  в  обучении

Наиболее  вероятные  психологические  причины

(предварительный         прогноз)

Общие  рекомендации

- Не  выполняет  самостоятельные  задания  или  делает  их  второпях,  без  старания,  не  доводит  до  завершенного  конца

1-  нарушение  учебной  мотивации

2.- Несформированность  организации  действий:

ребенок  не  владеет  эффективными  приемами  самоорганизации,  говоря попросту -  не  умеет  работать.

1.Поддерживать  преобладание  положительных  эмоций  в  учебной  деятельности,  поиск  и  обеспечение  сферы  успеха;

2. Щадящий  оценочный  режим  в  сфере  неуспеха;

3. Снижение  значимости  сферы  неуспеха

4. Ориентация  ребенка  на  учебные  ценности  через  ненавязчивое  вовлечение  его  в  сферу  интересов  значимого  для  него человека.

1. Учить  ребенка  ставить  учебную  задачу,  планировать  выполнение  действий  и  контроля. Анализировать  достигнутый  результат  

2. Поощрение  и  похвала  за  маленькое  продвижение  вперед

- Слабая  учебная  активность,  не  работает ,  не  может  повторить,  запомнить  и  т.д.

-  Неуправляем,  неусидчив,  мешает  проведению  урока:

Требует  к  себе  постоянного  внимания  из-за  беспечного  поведения  и  неспособности  подчиняться  школьным  требованиям

-

1.Не  сформирован  учебно- познавательный  интерес

2. Недостаточно  развита  познавательная сфера

3.Учебная  тревожность

1. Включение  в  урок  заданий,  упражнений ,  игр  на  развитие  познавательных  процессов:  памяти,  внимания,  воображения.

1-  нарушение  учебной  мотивации  

2- развитие  ребенка  по  «игровому  типу»

3- Отсутствие  произвольности  в  регуляции  поведения,  ведущей  к  неготовности  принятия  себя  на  роли  школьника

1. Попытка  совладать  с  таким  ребенком  строгостью,  наказанием  заранее  обречена  на  провал;

2. Единственное  средство  -  всеми  способами  поддерживать  у  ребенка  непосредственный  интерес  к  происходящему  в  классе:  групповые  формы  работы,  игровые  методы  обучения,  наглядность  и.  т. д.

* Установление  тесного  контакта  с  родителями  ребенка.  Без  совместной  работы  с  ними  коррекция  будет  неэффективна

Рекомендации  по  организации  работы  с  детьми  с  нарушением  слуха

  1. Учащийся  должен  сидеть  за  первой партой (предпочтительно  со  стороны  стола  учителя на  максимально  близком  расстоянии  от  учителя.  При  этом  учащийся  должен  иметь  возможность  видеть  всех  одноклассников  для  того, чтобы  при  их  устных  ответах  поворачиваться  и  видеть  лицо  говорящего,  считывать  речь  у  него  с  губ.
  2. Учитель  должен  контролировать  состояние  индивидуальных  слуховых  аппаратов  у  учащегося  (чтобы  аппарат  работал,  был  включён).
  3. При  проведении  урока  учитель  всё  время  должен  стоять  ближе  к  учащимся,  повернувшись  к  ним  лицом.  Нельзя  поворачиваться  боком  или  спиной  при  объяснении  материала,  в  этом  случае  учащиеся  не  воспринимают  речь  учителя  и  не  понимают,  о  чём  он говорит.
  4. Речь  учителя  должно  быть  нормальной  разговорной  громкости,  в  нормальном  темпе, но не быстрой.
  5. При  выполнении  самостоятельных  заданий  учитель  должен  дополнительно  уточнить  правильно  ли  учащийся  понял  смысл  предъявляемого  задания,  при  затруднении  объяснить  в  более  лёгкой  и  доступной  форме.
  6. При проверке  домашнего  задания  по  устным предмета  предпочтение  лучше  отдавать письменным  заданиям,  чтобы  на  фоне  хорошо говорящих  сверстников  учащийся  не  чувствовал  свою  особенность  речи.
  7. Максимально  стимулировать  устные  ответы,  даже  если  в  них  есть  ошибки  при  словесном  оформлении.  Это  стимулирует  учащихся  к  стремлению  в  устном  общении,  вырабатывает  положительное отношение  к  речи.
  8. При  оценивании  результатов  учебной  деятельности  пользоваться  нормами  оценки  знаний  учащихся  с  нарушением  слуха.
  9. Максимально  привлекать  учащихся  к участию  в  мероприятиях  класса  и  школы.  Это  способствует  накоплению  социального  опыта.
  10. Проявлять  к  учащимся  толерантное  отношение,  оказывать  им  всяческую  поддержку,  чтобы  ребёнок  чувствовал  себя  уверенно в  своём  классе  и  в  школе.
  11. Вести  активное  взаимодействие  с  семьёй  в  процессе  воспитания  и обучения  ребёнка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рекомендации для педагогов по работе с глухими детьми"

Составлены рекомендации для педагогов по работе с глухими детьми....

Рекомендации для педагогов "Развитие мелкой моторики рук у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами"

Рекомендации, которые должен учитывать педагог на уроках трудового обучения....

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Формирование мотивации у обучающихся»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования«Формирование мотивации у обучающихся»...

Общие рекомендации педагогам начальных классов по работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Общие рекомендации педагогам начальных классов по работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рекомендации педагогам по работе с одаренными обучающимися

Рекомендации для педагогов по работе с одаренными детьми. Описание практических приёмов в работе педагогов, работающих с одаренными....

Статья " Рекомендации педагогам при работе с одаренными обучающимися"

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.В. А. Сухомлинский...

Рекомендации педагогам для работы с обучающимися девиантного поведения

Рекомендации педагогам для работы с обучающимися девиантного поведения...